Опубликованные материалы

03-04-2025

Доценко Нина Васильевна

преподаватель фортепиано, МБУДО "Школа искусств №6 г. Донецка", ДНР

Пути преодоления сценического волнения перед публичным (концертным) выступлением
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед предстоящим выступлением. Можно всё выучить наизусть, но при этом испытать сильнейший страх. Причиной боязни является реакция внутренних механизмов самосохранения, которые помогают бороться с напряженным состоянием гораздо быстрее, чем ум. Страх разрушительно воздействует на формирование личности ученика. Парализуя себя неуверенностью, учащийся лимитирует свои внутренние резервы. Заработанный с годами навык бояться выступления является препятствием для творческого мышления. Без чувства успеха у учащегося исчезает увлеченность и интерес к учебным занятиям и музыки в целом, но достижение удачи осложнено рядом причин, среди которых можно выделить недостаток знаний и навыков, психические и физиологические черты развития. Именно поэтому педагогу нужно оказать моральную поддержку и психологическую помощь. Это могут быть поощряющие слова, плавные интонации, мелодичность фраз и уместность обращений, благожелательная мимика в совокупности организуют подходящий психологический фон, который помогает ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов, концертмейстеров, играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее и если такие выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет.
Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить время, чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Необходимо ликвидировать всё, что вызывает раздражительность. У учащегося не должны появляться мысли и сомнения в успехе. Грядущего выступление следует ожидать как какого-то праздника. Даже если сам педагог волнуется, то он обязан это скрывать. Особую деликатность нужно применять при любой неудаче. Выступление перед аудиторией для ученика- это большое событие. Перед выходом на сцену следует учесть акустику в зале и иметь возможность разыграться. Как показывает практика, полезно разыгрывать руки на гаммах и упражнениях, так как в них нет выразительных интонаций.
Чтобы достигнуть образцового сценического состояния, необходимо:
1. размеренное развитие учащегося в течение всего периода обучения;
2. формирование позитивной психической обстановке во время подготовки к публичному выступлению;
3. активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта.

Методы и приёмы преодоления сценического волнения.
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Существуют специальные психологические упражнения, которые разработаны профессиональными психологами-тренерами.


Ролевая подготовка:
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер.
Метод игры перед мысленно представляемым слушателем:
На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение.
Метод обыгрывания:
Следующим наиболее важным методом является обыгрывание – подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. Годится любой слушатель, даже несведущий, играть всем, кто готов слушать – друзья, одноклассники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже и ошибки порой из-за попытки бороться с волнением. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:
• Когда удалось избавиться от сильного напряжения
• Каким было эмоциональное состояние до, в момент и в паузах между выступлением
• Что отвлекало
• Выявить «слабые» места, моменты, когда накал доходил до максимума
Если выступление было очень неудачным, разговоры не должны быть постоянными, надо настроить ученика постараться в следующий раз сыграть лучше. Секрет успешного выступления в следующем: полностью забыть страх, направить все мысли на осмысление играемого и быть посредником между автором и слушателем.


Метод выявления возможных ошибок:
Поведение ученика-исполнителя в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт. Всем известно, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, исполнитель не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть активен и восприимчив. Следует ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера», так как результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоемкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.
Один из вариантов преодоления сценического страха: полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании.
Заключение
Сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления учащегося-исполнителя перед аудиторией. Следует учитывать, что сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях и пропорциях, как негативные, так и позитивные моменты. Оно проявляется в различных видах и формах. Может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многообразии его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического образа, репетиционной работы. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.
Имеют значение и действия педагога («психотерапевтическая составляющая»), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет им исполнена. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль и обязательно верить в собственные силы.

Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.Наука,2001
2.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
3.Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1
4.Станиславский К. Работа актёра над собой. М.,1938
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987

03-04-2025

Киреева Виктория Георгиевна

Концертмейстер, преподаватель фортепиано

Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе – сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения, совершенствования, специальных знаний, исполнительского опыта.
Музыканты, впервые соприкоснувшись с работой в хореографическом классе, вынуждены осваивать специфику данного направления самостоятельно.
• Работа начинающего концертмейстера в классе хореографии


От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование природного чувства танцевальности, отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.
Важным в концертмейстерской работе являются навыки одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, формирующегося в процессе трактовки.

Особенности работы и роль концертмейстера на уроках в классе хореографии
Музыкант-концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической школы, играет по нотам, следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста.
В нотах, находящихся перед глазами пианиста в хореографическом классе партии "танцовщиков" нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.
Неопытный концертмейстер запоминает лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. В ходе репетиционной работы при любой остановке, связанной с повторением определенной части, возникает проблема " с какого места играть фортепианное вступление?".
Главным в работе музыканта хореографического класса является:
1.Исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала.
2. Умение запоминать большие фрагменты.
Еще одна специфическая особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженность работы в ансамбле с преподавателем и учащимися.
В практике подбора музыкального материала утвердились два способа оформления танцевальных занятий:
1)импровизационный;
2)приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Найти произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию довольно сложно. Большинство концертмейстеров танцевальных классов используют импровизационный способ работы:
1. Сочинять несложные мелодии;
2. Гармонизовать сочиненную мелодию;
3. Преобразовывать фактуру;
4. Использовать модуляцию, соответствующую смене движения;
5. Проводить смену размера, темпа, не нарушая законов стиля.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятий, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом.
С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель-хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к музыкальному, высокохудожественному сопровождению используя произведения отечественной и западноевропейской музыки. Это обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям, музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности приводят к успешному освоению учебных задач, развивают способность ценить в музыке прекрасное.
В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно в музыкальном оформлении необходимо использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.
Музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока подчиняются музыкальной фразировке, тактовой квадратности, равномерным "квадратам", "коленам".
В младших классах музыкальные построения могут соответствовать 4т., 8т., 16т., 32т. и т.д. Каждое упражнение начинается препарасьон, своеобразным вступлением. Подобно дирижеру хора, который показывает ауфтакт, пианист также должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует размножить аккорды в виде половинного каданса на доминанте.

Принцип подбора музыкального материала
Концертмейстеру хореографического класса необходимо:
1. Выучить основные хореографические термины на французском языке и их значение в русском переводе.
2. Определить совместно с преподавателем-хореографом последовательность упражнений.
3. Представить рекомендуемый музыкальный материал для оформления классического экзерсиса у станка в виде следующей таблицы:
Название Музыкальный жанр, соответствующий
упражнения характеру движения
1. Поклон 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
2. Деми плие 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
3. Батман тандю 2/4, 4/4 – Полька, марш
4. Батман тандю жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш
5. Ронд де жамб пар тер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
6. Батман фондю 4/4 - Адажио
7. Батман фраппе 2/4, 4/4 – Полька
8. Ронд де жамб анлер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
9. Адажио 4/4 - Адажио
10. Гранд батман жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш
По окончании каждой комбинации движений исполняется заключение, при котором производится одновременное опускание рук у танцующих в подготовительное положение и закрывается работающая нога. Как и вступление, заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим полным кадансом на тонике.
Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собрать свою репертуарную "копилку".
Предлагается один из вариантов собранных концертмейстером Киреевой В. Г., апробированный на практике с детьми разных возрастных групп (см. нотные примеры).
№ Название упражнения Музыкальный
материал
п/п
1. Поклон А. Аренский "Вальс"
2. Plie Г. Пахульский "В мечтах"
3. Battement tendu С. Рахманинов "Полька"
4. Battement tendu jete А. Дворжак "Юмореска"
5. Rond de jambe par terre Л. Делиб "Вальс" из б/та "Коппелия"
6. Battement fondu А. Глазунов "Гавот" из б/та "Барышня-крестьянка"
7. Battement frappe Л. Бетховен "Контрданс" №3
8. Rond de jambe en l'air И. Дунаевский "Не забывай"
9. Adajio И. Дунаевский "Песня Анюты" из к/ф "Веселые ребята"
10. Grand battement jete Ф. Шуберт "Вальс"


Специфика работы концертмейстера-пианиста на уроках народно – сценического танца.
Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающихся. На уроках народно-сценического танца дети знакомятся с танцами народов различных национальностей. Поскольку одна из основных задач педагога народно-сценического танца – научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танца, музыкальный материал должен быть ярким, колоритным и ритмически удобным.
Народный танец органически связан с музыкой. Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность. Основными принципами музыкального оформления урока является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера движений и музыки. Уроки народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальный материал должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь с танцами народов различной национальности, приобщаются к лучшим образцам народной музыки, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и движение в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать характер музыкального произведения.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Особенности и роль концертмейстера на уроке народной хореографии.
Работа концертмейстера-пианиста народной хореографии заключается в освоении и тщательном подборе музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, разобраться в которой возможно только при параллельном изучении специфики классического танца, дающего ясное понимание родственных связей и отличий между данными видами - классическим и народным танцами. Итак, изучение народно-сценического танца начинается с изучения экзерсиса у станка, или, как говорят хореографы: «у палки», непосредственно за которым следует экзерсис на середине зала. Весь урок построен на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

02-04-2025

Вьюшина Юлия

Тренер

Прролддддлттаандждтрпппоот

02-04-2024

Вьюрченкова Ирина Ефимовна

воспитатель МДОУ " Детский сад № 55 о.в"

Открытое занятие "Увлекательное путешествие в страну красивой и правильной речи"
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Когда в садик я иду
Утром по дорожке
Здравствуй, всем я говорю
Даже соседской кошке.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, мы с вами каждый день играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
(ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
-Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
-Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).
-Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой и правильной речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
II Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? (Шкатулка)
Правильно это Шкатулка, давайте откроем ее…(Открываем)
Ой, а что здесь лежит? Это письмо. Давайте его прочитаем!
(Читаем письмо)
- Дорогие, ребята 67 детского сада г.Севастополь, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что у нас есть и дома, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать страну!
-Нужно помочь жителям страны.
- Поможем? (Да)
-Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались.? это. (солнце)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) ---Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали лучики в разные стороны.
-А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
-Давайте найдем их вместе!
-Чтобы расколдовать солнышко, надо выполнить задания и собрать все лучики.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 1. С мячом
Назови детенышей.
(Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет животное, а ребенок его детеныша.)
У кошки-котята;
У собаки - (щенки);
У свиньи -(поросята);
У коровы -(телята);
У лошади -… (жеребята);
У овцы -… (ягнята). У Мишки-….(мышата). У медведицы…-(медвежата)
Кто где живет?
Лошади – в конюшне;
Коровы -. (в коровнике);
Свиньи - (в свинарнике);
Собака -. (в будке);
Кролики - (в клетке); Курочки….(в курятнике)
(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 2.
Назови одним словом. ТВ
(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом.)
Морковь, капуста, лук,огурец (овощи)
Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
Вишня, клубника,малина, смородина (ягоды)
Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)
Дуб, береза, клен, рябина (деревья)
Назови ласково.ТВ
Огурец-огурчик;
Лук-…
Морковь-…
Тыква-…
Помидор-…
Яблоко-яблочко
Лимон-…
Мандарин-…
Банан-…
Клубника-клубничка;
Малина-…
(Прикрепляем лучик.)
физминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 3.
Назови признаки.
-В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Из чего- какой?
- матрешка из дерева, значит она деревянная.
- дом из кирпича – кирпичный.
- ваза из стекла – стеклянная.
- ложка из железа – железная.
- самолётик из бумаги – бумажный.
-сумка из кожи- кожаная.
-кольцо из золота - золотое
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 4.
Сосчитай до 5-ти. ТВ
Одна машина, две машины…пять машин
Один автобус, два автобуса…пять автобусов
Одно колесо, два колеса…пять х колес
Один корабль, два корабля…пять кораблей
Один троллейбус, два троллейбуса…пять троллейбусов
Что Лишнее? ТВ
Машина, автобус, трактор, вертолет
Диван, кресло, стул, игрушка
Огурец, перец, капуста, вишня
И т.д.
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги. Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом
Задание 5
Для чего они нужны?
Ложка- чтобы есть суп;
Нож-…
Тарелка-…
Сковорода-…
Вилка-…
Чашка-…
Кастрюля-…
Чайник-…
(Прикрепляем лучик.)
-Ребята,мы нашли все лучики и расколдовали солнышко! Оно снова засияло в этой волшебной стране!
-Какое оно?
(яркое, лучистое,теплое)
-Наше путешествие подошло к концу, Нам пора возвращатся в наш детский сад!
III Итог
-А сейчас мы отправляемся в обратный путь.
-Закрывайте глаза.
(включается музыка).
- Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки, чувствуем дуновение легкого весеннего ветерка.
-Вот мы и вернулись в детский сад!
-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
-Жители волшебной страны благодарят вас за помощь и передали вам угощенье!!!(СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ)
Подготовила воспитатель ВЬЮРЧЕНКОВА И.Е.

30-03-2025

Нохрина Галина Петровна

учитель начальных классов

Название урока "День рождения у медведя". К нему в гости пришли ёжик,зайчик,лисёнок и бельчонок. В подарок они выполняют различные действия с разными предметами совместно с учащимися, что вовлекает детей в активную деятельность на уроке.

30-03-2025

Нохрина Галина Петровна

учитель начальных классов

Название урока "День рождения у медведя". К нему в гости пришли ёжик,зайчик,лисёнок и бельчонок. В подарок они выполняют различные действия с разными предметами совместно с учащимися, что вовлекает детей в активную деятельность на уроке.

24-02-2025

Калинина Оксана Валерьевна

воспитатель. МБДОУ "ДС "Семицветик", г. Новый Уренгой

Проблема обучения, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одной из основных и приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей с ОВЗ в настоящее время среди приоритетных инновационных направлений выделяются информационные - коммуникативные технологии. Основная цель этого направления – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе ДОО.
Внедрение инновационных технологий в образовании ДОО, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей с ОВЗ к получению и усвоению новых знаний.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности детей с ОВЗ является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.
Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.
В ДОО можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек, но такие игры не подходят для работы с детьми с ОВЗ, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.
Можно создать собственные компьютерные презентации Microsoft Power Point разработанные с учетом особенностей развития детей. Технология создания презентаций в программе Microsoft Power Point не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Создание презентаций для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.
Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
- повышению эффективности усвоения материала детьми и повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает новые возможности:
- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, а также создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активизировать познавательную деятельность воспитанников и оптимально использовать время на занятии;
- видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.




30-04-2025

Рымарь Елена Алексеевна

учитель-логопед, МБУДО "Романовский ДЮЦ"

Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи.
Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.
Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.
Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.
Упражнения для речевого дыхания:
• Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
• Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
• Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Техника выполнения упражнений для детей
Ребенок:
• Набирает воздух через нос;
• Плечики не поднимает;
• Выдох делает длительным и плавным.
Взрослый:
• Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
• Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.
Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:
Артикуляционные упражнения
• Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
• Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;• Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой)
Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.
Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.

18-03-2025

Топунова Светлана Константиновна

воспитатель

ГКОУ АО «Школа – интернат №7»




Сценарий совместного развлечения детей с родителями в младшей группе.
Тема: « В гостях у сказки»





Выполнил воспитатель
Топунова С.К.





Астрахань 2025

« В гостях у сказки»
Цель: Активировать интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения, и жизни ребенка в нем, создать благоприятный эмоциональный климат у всех участников праздника.
Ход мероприятия:
Восп: Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети.
Учат нас, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить.
В гости к сказке в этот час мы отправимся сейчас.
Сегодня мы побываем «В гостях у сказки». У меня в сундучке лежит волшебное зеркальце, оно-то и укажет нам путь к сказкам.» Чудо- зеркальце проснись, в первой сказке окажись!
Смотрите ребята, сидит зайчик и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет?
Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Восп: Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? ( « Заюшкина избушка»). Правильно, а теперь мы спросим родителей, вспомните всех героев этой сказки, кто первый пришел на помощь зайке, кто второй, кто третий? ( собака, медведь, петух). Молодцы наши мамы!
А мы опять заглянем в зеркальце. « Чудо зеркальце проснись, в новой сказке окажись! Куда же мы попали? Чей то домик на пути? Угадайте:
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом
Кто же были эти, маленькие дети? ( Козлята из сказки» Коза и семеро козлят»)
А теперь вопрос взрослым! Вспомните, какую песенку пела мама коза, когда приходила домой из леса? « Козлятушки- ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла, молочка принесла!
Бежит молочко по вымечку, из вымечка по ииии копытечку. Из копытечка, во сыру землю.

Какие вы молодцы, все справились с заданием! А что же приготовило нам зеркальце на этот раз? Наше зеркальце проснись, в новой сказке окажись!
Ребята, зеркальце хочет что бы вы отгадали загадку:
« Живут в норке, грызут корки.
Короткие ножки, боятся кошки».( Мыши).
Вопрос родителям: Назовите сказки в которой герой- мышка. ( « Теремок»,
« Репка», « Курочка- Ряба», « Колосок» и др.
Игра: Пальчиковая гимнастика «Слепим колобка»
Мы лепили колобка. (Дети имитируют движение «лепки»)
Тесто мяли мы слегка. (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали. («Катают» колобка)
На окошечко сажали. (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг. (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник. (Вращение кистями)
А сейчас литературная викторина, вопросы детям и мамам:
Детям: « Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытащили овощ( «Репка»)
Родителям: « Я жил один, в лесу густом,
Да взял хозяйку к себе в дом.
Хозяйство чтоб она вела,
Пирожки бы мне пекла». ( « Маша и медведь»).
Детям: «У Аленушки- сестрицы
Унесли братишку птицы,
Высоко они летят, далеко они глядят».( « Гуси- лебеди»)
Родителям: «В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла,
Серый волк за ней следил
обманул и проглотил.( « Красная Шапочка»)
Детям: Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки.
Три кровати , три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (« Три медведя»)
Родителям: « Кто работать не хотел, а играл и песни пел
К брату третьему потом, прибежали в новый дом?( «Три иииииии поросенка»)
Воспитатель: Следующий конкурс «Кто здесь был и что забыл? » (по представленным предметам определить произведения, из которых они взяты)
яйцо («Курочка — Ряба»)
сито («Колобок»)
три деревянные ложки («Три медведя»)
калоши («Телефон»)
самовар («Муха — цокотуха»)
В названиях следующих сказок есть ошибки. Кто быстрее их найдет родители или дети?
1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
3. «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
4. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
5. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
6. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
Вы сегодня были большие молодцы!! Наше занятие показало что сказки вы знаете и с родителями их читаете!!!
Сказка ложь да в ней намек и детишкам всем урок!
Нашей сказочки конец, а кто слушал молодец!



28-03-2025

Шелковская Анна Владимировна

Учитель-логопед,г.Новочеркасск., МБДОУ детский сад №9

Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-логопедические:
1. Активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья и традиции», учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка.
2. Развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного.
3. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
4. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Обогащение речи детей пословицами.
Коррекционно-образовательные:
1. Расширять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи.
2. Учить переносить новые знания в игру.
3. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.
2. Приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование: портрет казачьей семьи, уголок казачьей горницы, тонированный лист бумаги, трафарет коня для каждого ребёнка, цветные карандаши, картина казак на коне, магнитная доска.

Ход занятия
I. Организационный этап.
Предложить детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.
II. Коррекционно-развивающий этап.
1.Упражнение «Отгадай».
Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье). Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра). Как вы узнали, что на портрете казаки? (по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).
2.Упражнение «Не ошибись».
Давайте вспомним, что мы знаем о жизни этих необычных людей, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относится к казакам:
* жильё казаков: юрта, дом, хата;
* посуда казаков: ухват, казан, кастрюля;
* еда казаков: колбаса, плов, вареники;
* одежда казаков: бурка, джинсы, жилетка;
* оружие казаков: пушка, пистолет, шашка;
* занятие казаков: охота, выращивание хлеба, плавание на корабле.
3.Упражнение «Послушай и запомни».
В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трёх лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой.
Давайте вспомним с вами пословицы, которые сложил о казаках народ, об их подвигах на войне:
* Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
* Казачья смелость порушит любую крепость.
* И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
* Где казак, там и слава.
*Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Посмотрите на картинку и скажите, как называется дом, где жила казачья семья? (курень). Как они называют комнату в доме? (горница). А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка). Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень). Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три,
А водить-то будешь ты!
4.Физкультминутка: «Петух».
Дети стоят в кругу, повторяют слова:
Утром кто зарю встречает,
Песни звонко распевает,
Казакам спать мешает?
Логопед указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.
5. Упражнение «Слушай внимательно».
Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда донские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ — его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всей области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.
6.Беседа с детьми:
- О ком рассказывает эта история?
- С кем воевал есаул?
- Кто был у него самым верным и надёжным товарищем?
- Что случилось с конём в бою?
- Как его спас есаул?
- Что случилось с есаулом?
-Как спас его верный и преданный друг?
7. У каждого ребёнка лист бумаги, тонированный голубым и зелёным цветом. Логопед предлагает детям нарисовать коней для казаков. Нужно обвести трафарет коня по контуру и раскрасить цветными карандашами.
8. Итог занятия.
- О ком мы сегодня беседовали?
Похвалить детей.

12-03-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№18»

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования яв- ляется развитие творческой личности ребенка-дошкольника. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об- разования, «развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей является одним из приоритетов современного образования» [4].
Развитие творческих качеств личности связано с развитием воображения, поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Существуют разнообразные трактовки понятия «воображение». Так Л.С. Выготский считает, что «воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психологических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью» [1].
Главной и существенной характеристикой воображения является способ- ность человека создавать новые образы. Воображение является достаточно слож- ным явлением и зависит от определенных факторов и средств. Исследователи Дж. Гилфорд, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко, Г.А. Урунтаева отмечают отдельные его стороны, признаки. «Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами ребенка-дошкольника – восприятием, мышлением, памятью, вплета- ется во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка. Воображение порождено деятельностью ребенка и разви- вается на ее основе, а также оказывает непосредственное влияние на интеллек- туальное развитие дошкольника» [2]. Развивать воображение ребенка можно раз- личными средствами, одним из которых является изобразительное искусство.
Для развития воображения дошкольников в изобразительной деятельности достаточно эффективным является использование разнообразных нетрадицион- ных техник рисования, которые можно уже применять в младшем дошкольном возрасте. «Успех обучения нетрадиционным техникам будет во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог для развития творческого воображения детей. Отметим, что нетрадиционные способы изображения доста- точно просты по технологии и напоминают игру. Рисование необычными мате- риалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые по- ложительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей малышей» [3].
Для того, чтобы показать эффективность нетрадиционных техник рисова- ния для развития творческого воображения детей младшего дошкольного воз- раста, мы провели опытно-экспериментальную работу.

Поиск