05-10-2025
Корсун Татьяна Александровна
ГБПОУ Каслинский промышленно гуманитарный техникум
Введение
Сегодня нет сомнения, что система профессионального образования, сложившаяся в СССР, несмотря на чрезмерную идеализацию, догматическое представление о роли партии в руководстве подготовкой кадров, была лучшей в мире. Профессиональные учебные заведения выпускали высококвалифицированных специалистов, специалисты советской системы профессионального образования были востребованы во всем мире.
На современном этапе профессиональное образование претерпевает многочисленные изменения, связанные с применением Государственных стандартов третьего поколения, с научно-технической модернизацией, с социальными изменениями. Компьютеризация и расширение коммуникативных каналов и потоков в сфере производства. образования и науки сопровождается таким же динамическим изменением общественных потребностей в уровне и качестве профессионализма современных работников. Поэтому проблема оценки качества образования становится актуальной и важной для исследования [1]. В последние годы наблюдается тенденция к усилению контрольно-надзорных функций в области образования в России. Это связано с изменениями в Законе РФ «Об образовании» и стратегической целью государственной политики в области образования, направленной на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и потребностям современного общества. Все эти новшества требуют новых, более эффективных и результативных моделей оценки качества профессионального образования. И мы видим, что система оценки качества образования в СПО столкнулась с рядом проблем и противоречий, связанных с процессом ее реализации.
Это приводит к тому, что оценка качества образования в СПО остается сложной и многогранной задачей.
Следовательно, существует острая необходимость в разработке более комплексной методики, которая могла бы охватить все ключевые аспекты образовательного процесса и при этом оставаться достаточно гибкой и адаптивной для учета специфики конкретных образовательных учреждений и программ [4].
Основой должен стать переход от понимания качества образования как «способности выпускника внедриться на рынок занятости» к оценке качества на основе понятия «польза для общества».
На основании этого целью оценки качества профессионального образования заключается в стимулировании развития и повышении надежности профессионального образования;
• рассматривать систему менеджмента качества как ключ к успеху. Наиболее перспективной и адаптированной для сферы ПОО можно считать модель, содержащую критерии и индикаторы для постоянного совершенствования;
• важной частью обеспечения качества является сотрудничество между ПОО, предоставляющими образовательные услуги и рынком труда. Проводить мониторинг трудоустройства выпускников и прогнозированием потребностей государства в рабочей силе, оно позволяет осуществлять обратную связь и корректировать деятельность образовательных организаций;
- одним эффективным механизмом контроля качества проведение внутренней и внешней оценки. Оценка позволяет выявлять слабые места образовательной организации, результаты используются для дальнейшего совершенствования.
- совершенствовать внешнюю оценку качества профессионального образования на основе более широкого участия в ней общественных и профессиональных организаций, формируя критерии объективной внешней оценки на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования, а также добиться прозрачности ее результатов;
- совершенствовать внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими профессиональными образовательными учреждениями;
- результаты внутренней и внешней оценки как механизмы постоянного совершенствования качества образования.
И одной из главных задач системы контроля качества подготовки специалиста должна соответствовать цели современного образования в рамках модернизации, то есть, направлена не столько на освоение знаний и умений, а на развитие, формирование ключевых компетенций личности [5]. Необходим учитывать, что чаще всего успешны в социальной и профессиональной карьере не показавшие высокое качество подготовки выпускники, а эффективно выполняющие другие социальные роли (культурная, коммуникативная, научная) [3]. Следовательно, в современной системе образования центром должно быть не просто передача знаний и навыков, а развитие основных компетенций личности, которые помогут студенту успешно функционировать в быстро меняющемся мире [5]. Поэтому, важно стремиться к созданию оценочных систем, которые способны оценивать именно эти аспекты образовательного процесса, а не только уровень усвоения определенного учебного материала.
Такие методы могут включать, например, оценку социальных и коммуникативных навыков, критического мышления, способности к командной работе и т.д., которые играют ключевую роль в современном обществе и рынке труда [2].
