11-02-2025
Комкова Татьяна Валериевна
воспитатель, МАДОУ ДС №4 "Сказка", город Нижневартовск
Современный ФГОС ставит перед педагогами несколько задач. Одна из них – создание условий для самостоятельной деятельности детей. И вторая – духовно- нравственное развитие. Результатом такого обучения является «воспитание… высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Период раннего возраста считается первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у детей мелкой моторики рук.
В последнее время отмечается большое количество детей, у которых плохо развиты речь, мышление. Почему это происходит? Я постаралась найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что многие родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики рук детей. Дети, у которых плохо развиты пальчики, неуверенно держат ложку, карандаш, с трудом обращаются с пуговицами, шнурками. Им тяжело собирать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они не любят работать с пластилином, не умеют работать ножницами, поэтому трудно дается аппликация, рисование.
Также от развития мелкой моторики зависит подготовленность руки ребенка к письму, развитие речи и психических процессов: мышления, памяти, внимания.
Что же такое моторика? В словаре дается определение – «это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость». Можно сказать что, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Поэтому при поступлении ребенка в школу недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка, начиная с раннего возраста. Эта работа должна проходить в виде игры, иначе дошкольникам быстро надоест однотипная деятельность. Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды и является одним из условий для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
В связи с этим передо мной стал вопрос о том, как заинтересовать детей. Рассмотрев разные средства обучения, я решила остановиться на игре. Ведь у дошкольников игра является ведущим видом деятельности.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки;
Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
Кукольные театры: пальчиковый, варежкой, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и др;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Методы и приемы работы:
Массаж, самомассаж кистей рук
игровые упражнения с пособием
пальчиковая гимнастика
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
дидактические игры
шнуровка
игры с мелкими предметами и др.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
обсуждение на родительских собраниях , включение вопроса по развитию мелкой моторики у детей в повестку дня
оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
