Опубликованные материалы

Использование коммуникативной доски для развития познавательной активности у детей с РАС.

04-10-2025

Пирожкова Ольга Ивановна

Учитель-дефектолог, г. Нижний Новгород "МБДОУ №110"

Участники проекта: воспитатели, дети, специалисты, родители.
Актуальность:
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны владеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным социальным фактором: ребенок социализируется доступными для него средствами.
Использование любых подходов в работе с неговорящим ребенком оправданно, если при этом учитываются индивидуальные потребности и особенности этого ребенка, а также обеспечивается доступность выбранных средств. При организации обучения необходимо подходить к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения с качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка.
Развитие способности к коммуникации является одним из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка, обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с окружающим миром, индивидуализирована. Приобретает особую важность развитие навыков общения у данной категории детей.
Средства альтернативной коммуникации
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникативные потребности и способность к чтению.
Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для детей с расстройствами аутистического спектра. У всех детей с РАС отмечаются нарушения в коммуникации и социальном взаимодействии, а также ограниченные повторяющиеся стереотипные формы поведения.
Вместе с тем, популяция таких детей чрезвычайно неоднородна. Ребенок может совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также иметь развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. Как правило, дети редко используют речь для общения.
У многих детей диагностируется умственная отсталость различной степени, но также есть дети, интеллектуальное развитие которых, оценивается, как нормальное или даже высокое.
Все дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
Коммуникативные доски- это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Они состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы. Эти доски легкие, портативные, их можно разместить на столе, можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей с расстройствами аутистического спектра, а в частности отсутствие у них вербальной речи вызвало необходимость внедрения коммуникативной доски в коррекционно-развивающий процесс в группах для детей с РАС.
Цель:
Построение функционирующей системы коммуникации и развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
1.Апробировать использование новой технологии с детьми с РАС.
2.Развивать навык самостоятельно понятным образом доносить до слушателя информацию.
3.Развивать способности ребенка выражать свои мысли с помощью символов.
4.Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Формы работы с детьми по использованию данной технологии:
1.Применение коммуникативной доски на индивидуальных занятих со специалистами.
Формы работы с педагогами и родителями:
-консультации
-мастер-классы
-индивидуальные практикумы
-наглядная информация
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
1.Изучение научной и методической литературы по использованию альтернативной коммуникации
2.Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков у воспитанников группы кратковременного пребывания
3.Повышение квалификации педагогов (консультации, практические занятия по использованию альтернативной коммуникации).
4.Создание развивающей среды
5.Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап- основной
Направлен на практическую деятельность педагогов с детьми.
1.Разработка перспективного плана
2.Разработка конспектов занятий и их проведение
3.Включение дидактического материала в коррекционно-развивающий процесс групп кратковременного пребывания
4.Приобретение и изготовление дополнительных материалов
3 этап- контрольно-оценочный
1.Оценка эффективности реализации проекта. Анализ уровня формирования коммуникативных навыков у детей. Определение динамики, сравнительный анализ
2.Презентация опыта работы
3.Перспективы реализации проекта. Составление плана дальнейшей реализации проекта.
Литература:
1.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабиоитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014г. - СПб, 2014. - 240с.
Течнер Стивен фон, Мартинсен харальд Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. - М. : Теревинф, 2014 - 432с.
3.Л. Фрост, Э. Бонди Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS Руководство для педагогов М. : Теревинф, 2011г.
4.Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон, Л.А. Висмара. Издательство Рима Паблишинг, 2016г.

Поиск