21-05-2025
Малахова Елена Вячеславовна
Учитель русского языка и литературы МБОУ Бунинская СОШ Урицкого района Орловской области
Слайд 1. Детский фольклор – особая область народного творчества, которая объединяет детей и взрослых. В нем находится ключ к пониманию возрастной психологии и народного фольклора для детей. В рамках школьной программы первоначальные разделы посвящены темам устного народного творчества, изучению фольклора. Сложности в процессе обучения возникаю в связи, с тем, что ученикам не совсем понятно назначение того или иного вида фольклорного произведения, устаревшие слова, описание в тексте совершаемых действий. Мы изучаем песни, потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни. Большинство из них связаны с игровыми действиями.
Слайд 2. Содержание и образная система фольклора разнообразна. Его тема – крестьянский труд, быт, природа, окружающий мир, фантазии матери о хорошей жизни ребенка, возвеличивание колыбели. Тексты орловских пестушек, потешек, колыбельных, в основном, традиционны. Мотивы и сюжеты – волшебно-фантастические. Они разнообразны по содержанию, по композиции, характеру исполнения. Самые известные – бытовые сюжеты.
Слайд 3. Куклы в древности служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, обучавшие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
Именно такую куклу можно в качестве дидактической единицы для урока литературы при изучении вышеназванной тематики.
Слайд 4 - 9. Существовало огромное количество кукол, связанных со многими жизненными этапами.
Слайд 10. А сегодня мы попробуем сделать аутентичный вариант куклы – пеленашки. Именно она сопровождала ребенка с рождения. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом. Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
И ее можно использовать в качестве дидактической единицы при изучении на уроках «Литературы» произведений устного народного творчества.
Слайд 11. Сделать ее сможет каждый – для создания такой куклы не нужны дорогие или редкие материалы, и для изготовления куклы вам потребуются только лоскуты тканей, обрезки тесьмы и пряжи, ленты, бусины и другие материалы, которые можно найти в шкатулке для рукоделия.
Итак, нам понадобится несколько кусочков ткани, обычные швейные нитки. Для этой работы не используются ножницы и игла, не завязываются узлы, чтобы не нанести будущему ребенку вред.
На слайдах вы видите основные этапы изготовления:
1. Из светлого прямоугольника, сложенного пополам, делаем рулон-скрутку.
2. Зрительно отмеряет 1/3, отмечаем голову – обматываем четное число раз ниткой, делаем закреп – петлю.
3. Находим середину фигуры. Здесь отмечаем пуп – место жизненной силы.
4. Далее нитками делаем обережный крест (нитками крестообразно перекрещиваем тельце), закрепляем нитку.
5. Берем цветной лоскут.
6. Отгибаем верхний край на 1 см.
7. Вспоминаем советский способ пеленания младенцев.
8. Головной убор отдельно не делаем. Его роль выполняем верхняя часть пеленки. Покрываем ею голову куклы.
9. Подгибаем верхний край, чтобы голова была плотно покрыта.
10. Далее заворачиваем один край пеленки под бок, повторяем это же с другой стороны.
11. Затем нижний край завернуть наверх, подвернут срез подгиба внутрь.
12. Закрепить нитками подворот, желательно – крестообразно.
13. Кукла-пеленашка готова. Спасибо.