Опубликованные материалы

Межпредметная интеграция в ДМШ, как инновационный метод работы над полифоническим произведением

21-02-2024

Дряпочко Анна Александровна

Преподаватель МБУДО "ДМШ №3 г. Рубцовска"

Актуальной проблемой современной педагогики является повышение интереса школьников к учебе. Преподаватели вынуждены искать новые методы и средства, ко-торые благоприятствуют формированию интереса к предмету, а также способствуют расширению и обогащению методического опыта педагога. В настоящее время ак-тивно идет поиск методик, дающих возможность умножить эффективность обучения. Большое значение приобрели нетрадиционные или нестандартные уроки.
Новой формой работы в современной школе стало проведение интегрированных уроков. Данное явление стремительно входит в школьные программы и объединяет в единое целое кажущиеся несовместимыми предметы. Такой урок насыщен межпред-метными связями и предполагает использование обучающимися запаса знаний из раз-личных сфер.
Интегрированный урок — новый тип урока, совмещающий занятия сразу по не-скольким предметам для изучения определенного понятия или всей рассматриваемой темы. Интегрированные уроки способны объединять разные дисциплины как в пол-ном их объеме, так и могут включать только отдельные составляющие. Также можно совмещать методику обучения разным предметам, сохраняя содержание одной из дис-циплин.
Система интегрированных уроков способствует качественному усвоению обучаю-щимися основных и профессиональных компетенций музыкально-исполнительского искусства, является новым средством мотивации музыкально- художественного обуче-ния. Это необходимо рассматривать, не как объединение близких понятий из разных дисциплин, а как соединение различных предметов в неразрывное целое.
Интегрированные уроки придают устоявшейся структуре обучения занимательность и оригинальность, и имеют неоспоримые достоинства: побуждают к действию, увели-чивают заинтересованность предметом, что приводит к повышению уровня обучения; благоприятствуют рассмотрению предмета или явления с нескольких сторон; позво-ляют упорядочить знания.
Проведем системную работу над произведением И.С.Баха «Прелюдия и фуга» соль-минор (ХТК, I том) в аспекте связи предметов «Фортепиано» и «Компьютерная аран-жировка».
Изучение творений И.С.Баха — это, в первую очередь, большой аналитический труд. Чтобы понять особенности полифонических произведений композитора, необхо-дим багаж специальных знаний. Закладывая фундамент в области овладения полифо-нией и полифонической техникой, педагог всегда старается научить ребенка понимать и любить полифоническую музыку.
Рассмотрим подробно Фугу. Фуга — самый яркий пример подлинной полифонии. Фуга - это подчиненный определенным правилам бег одной музыкальной мысли через все голоса произведения. Работу над произведением следует начинать с детального анализа формы. Благодаря этому обучающиеся начинают свободно ориентироваться в тексте. Полученные знания иногда следует повторять.
Фуга соль-минор образец скорбной и лирической музыки Баха. Рассмотрим образу-ющие элементы произведения. Традиционная форма фуги — трехчастная. Каждому разделу определено название: экспозиция, разработка, реприза, которое обуславливают их местоположение и предназначение.
В экспозиции через неоднократное проведение темы в разных голосах представлен музыкальный образ произведения. Тема фуги формируется из двух контрастных, от-четливо звучащих, и дополняющих друг друга тематических элемента. В экспозиции тема проводится четыре раза. За экспозицией следует первая интермедия, в которой осуществляется переход к средней части.
Основное развитие тема получает в разработке, где свое движение она начинает в тональности параллельного мажора.
Интермедия является промежуточным построением между проведениями темы и может встречаться в любом разделе фуги. Главное предназначение интермедии - под-готовить тональность, в которой вновь будет звучать тема.
В фуге соль-минор присутствуют две интермедии. Вторая интермедия предшествует репризе и готовит новое проведение темы.
Реприза составляет драматическую кульминацию, итог всего произведения, она за-крепляет основную тональность и восстанавливает утраченную в разработке устойчи-вость.
Присутствие в полифоническом произведении нескольких одновременно развива-ющихся мелодических линий предопределяет важнейшую задачу в работе над произ-ведением: научить обучающихся слышать и воссоздавать на инструменте комбинацию нескольких одновременно развивающихся голосов, стараясь передать ценность и со-держание каждого из них и всего произведения в целом.
Второй этап работы над произведением – это разбор фуги по голосам. Чтобы обу-чающиеся хорошо слышали самостоятельное развитие каждого голоса, следует много и тщательно учить по голосам. Обучающиеся должны наглядно видеть развитие каждой мелодической линии, для этого можно предложить выписать каждый голос фуги от-дельно. Следует достичь законченного и выразительного звучания каждого голоса.
Следующим этапом работы над трех-четырех голосными произведениями может стать проигрывание каждого голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий и т.д.
Обучающиеся МБУДО «ДМШ№3 г.Рубцовска» имеют возможность заниматься компьютерными аранжировками. Использование компьютеров в музыкальном образо-вании рождает абсолютно противоположные мнения. Привлечение современных тех-нологий к системе детского образования активизирует стремление найти новые формы работы с обучающимися, не забывая про ценный опыт традиционных методов.
В настоящее время большое значение имеет умение профессиональными музыкан-тами изготавливать фонограммы. Компьютер становится в этом виде деятельности ценным помощником. Простые фонограммы возможно изготовить с использованием клавишных электронных инструментов и специальных программ. С помощью компь-ютера обучающийся ДМШ в силах самостоятельно записать фонограмму удовлетвори-тельного качества. Это позволяет разнообразить ансамблевый метод работы над голо-сами полифонии.
Проигрывая в ансамбле попеременно различные партии, обучающийся не только четко чувствует развитие каждой из них, но и слышит всё произведение целиком в од-новременном сочетании всех голосов, что существенно помогает при переходе всех партий в руки ученика.
В дополнение к традиционным видам работы над голосоведением в полифониче-ском произведении можно применять музыкально-компьютерные технологии.
Занятия включающие компьютерную музыку рождают живой интерес и пользуются популярностью у обучающихся. Компьютерная музыка с каждым годом стремительно развивается и мы должны воплощать в жизнь заложенные в этом развитии возможно-сти, внося новые решения в практику классического музыкального образования.
Можно предложить ученику записать фонограмму каждого голоса Фуги, присвоив им различную тембральную окраску. Рассмотрим возможные способы работы над мно-гоголосным произведением с применением музыкально-компьютерных технологий.
1) Исполнение на инструменте одного из голосов в сочетании с любым другим, зву-чащем в записи.
2) Исполнение на инструменте одного из голосов в сочетании с любой парой голо-сов в записи.
3) Исполнение на инструменте одного из голосов в сочетании с тройкой оставшихся голосов.
Возможны различные комбинации голосов.
Интеграция представляет собой сравнительно новое направление в образовательном процессе и постепенно становится популярным в современной школе, где постоянно идут активные поиски инновационных педагогических технологий.
Внедрение в учебный процесс подобных занятий: создает благополучную почву для раскрытия возможностей ребенка, его интеллектуальных способностей; содействует запоминанию против желания, когда информация содержится в памяти не потому что ее необходимо заучить, а потому что ее нельзя не запомнить, так как обучающийся увлечен процессом.

Поиск