Опубликованные материалы

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

09-10-2025

Липанова Евгения Ивановна

старший воспитатель, воспитатель

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»
К. Д. Ушинский
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.
Дошкольный возраст – очень значимый, особо чувствительный, период закладывания способностей. И те возможности, которые заложены в этом периоде, нужно использовать в полной мере. Наверстать упущенное бывает очень и очень сложно.
Цель развития речи детей в дошкольном возрасте - помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи свои мысли, чувства, впечатления.
Речевое развитие дошкольников можно представить в виде пазла, где отдельная деталь соответствует содержанию деятельности.
Первая часть пазла – это развивающая речевая среда.
Что же входит в развивающую речевую среду?
Прежде всего, это сама речевая культура и компетентность педагога. Никогда не достигнуть хорошего результата в той области воспитания или образования ребенка, где сам не соответствуешь должному уровню. Речевая компетентность подразумевает не только правильное произношение и хорошую дикцию. Сюда входит так же богатство активного словаря, умение точно и ясно формировать свою речь, владение методикой объяснения речевых оборотов и синонимов в описании и пересказе, артистизм в литературном чтении.
Простая в исполнении и легкая в запоминании пальчиковая гимнастика придётся по вкусу любому воспитаннику, а артикуляционные сказки-вообще идут на ура.
В развивающую речевую среду так же входят различные дидактические пособия, пальчиковый и настольный театр, дидактические игры, раздаточный материал. Они помогают расширить словарный запас, закрепить лексические темы, фонематический состав слова и совершенствовать рассказ по картинкам и пересказ.
Следует отметить, что составляющие речевой среды должны быть не только мобильными и легко доступными для детей, но и безопасными.
Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.
Анатолий Федорович Кони отмечал, что слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе — оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя.
Одним из эффективных средств формирования словаря являются дидактические игры. Именно они:
- закрепляют и уточняют словарь,
- упражняют в составлении связных высказываний,
- развивают объяснительную речь,
- помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,
- помогают освоению слов в их обобщённых значениях.
- ставит ребенка в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
Мелкая моторика рук
Для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.
Иначе говоря, если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научиться без особого труда, речь будет развиваться правильно
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием различного материала: пластилина; бумаги; крупы; бусин; пуговиц; прищепок; резинок; природного материала; карандашей; счетных палочек и др.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Лексико – грамматический строй речи
Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Это речевое «волшебство» каждый человек обязан освоить в дошкольном возрасте. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладеть правильными речевыми формами, а задача взрослого – помочь ему в этом.
Звуковая культура речи
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Поиск