Опубликованные материалы

"Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников"

17-01-2025

Козлова Ольга Константиновна

МАДОУ "ДС№60 г. Благовещенска"

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников


Привлечение детей к чтению в настоящее время становится большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям – это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует всестороннему развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности, которая воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

Книга – это кладезь знаний для каждого человека, как для взрослого, так и для ребенка. Именно из книг дети узнают о жизни сказочных героев, о природе, о животных.
Они помогают детям учиться, расширять свой кругозор, становится умнее, опытнее, получать ответы на многие вопросы: «почему», «зачем», «откуда». Художественная литература способствует развитию мышления и воображения ребенка, формирует речь, обогащает воспитанников эмоциями, прививает любовь к природе, родному краю, к заботе о братьях наших меньших. Это не только умственное, но и нравственное и эстетическое воспитание ребенка, оно оказывает большое влияние на формирование его как личности, на его волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Взаимодействие ребенка с книгами, совместно со взрослым, способствует его интеллектуальному развитию, формированию речи и мышления, побуждает к новой информации, к умению выражать словами свои мысли и состояния, расширяет словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие ребенка.

Художественная литература - одно из важнейших средств для всестороннего, гармонического развития личности. В самом раннем возрасте рекомендуется прививать богатство нашего русского языка и любовь к книгам детям, так как русский язык является основным инструментом изучения детьми окружающего мира. Ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с её помощью взрослый легко может установить эмоциональный контакт с ребенком. Ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она его заинтересовала, у детей формируется внимание к настроению окружающих людей, появляется способность понимать, что такое добро и зло. В результате этого воспитываются такие качества как доброта, честность, дружелюбность, заботливость.
Художественная литература обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышлять и фантазирования, помогает понять красоту нашего богатого языка. Ребенок изучает множество новых слов, крылатые выражения. Дети сами пытаются сочинить сказку с вымышленными героями, чувствуют состояние каждого персонажа, сопереживают ему, придумывают интересный сюжет. Они способны верить в реальность литературного героя, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним.

Книги для маленьких читателей становятся друзьями, их герои — примером для подражания.

Доказано, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном возрасте. Чем раньше, мы, взрослые, направим интерес у дошкольника к чтению в нужное русло, тем глубже будет формироваться творческая личность, сам читатель. Педагоги и родители должны обратить особое внимание на выбор произведений, методику их чтения и обязательного проведения бесед по произведениям, сказкам, с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений. Этот серьезный процесс с пониманием художественной литературы играет огромную роль в становлении и воспитании личности ребенка, в том, как он будет развиваться в будущем. У воспитанника происходит постепенное и полноценное развитие личности. Таким образом, художественная литература открывает дошкольнику жизнь общества, мир чувств и сопереживаний. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных

переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Чтение художественной литературы – главный принцип в воспитании ребенка, который несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Поэтому главной задачей ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека

Поиск