Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

19-05-2025

Мударисова Фаягуль Арбулатовна

Воспитатель МБДОУ детский сад № 116 "Сударушка" г. Ульяновск

Влияние личности педагога на процесс воспитания личности дошкольников.

Личность педагога играет важную роль в процессе воспитания дошкольников. От того, как ведёт себя воспитатель, от его личностных качеств, характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребёнка в дошкольном детстве.
Некоторые аспекты влияния личности педагога на воспитание дошкольников:
Пример для подражания. Ребёнок берёт пример с воспитателя и получает для себя новую информацию, с помощью которой у него формируются поведение, моральные и нравственные качества.
Эмоционально-оценочное воздействие. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.
Построение правильного типа общения. Форма и стиль общения первоначально формируют способность ребёнка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребёнка, его направление и качество.
Педагогическая оценка. Когда воспитатель поощряет все успехи ребёнка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Помощь в активном познании действительности. Воспитатель должен помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности.
Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

13-11-2025

Поломошнова Елена Павловна

КГУ "ОСШГ №1 имени Н.А. Островского" отдела образования Шемонаихинского района"

Социализация и адаптация детей-сирот — одна из приоритетных задач социальной политики и системы образования. Потеря родителей, дефицит эмоциональной поддержки, проживание в учреждениях, не замещающих семью, оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка.
Проблемы адаптации:
1. Эмоциональная нестабильность — дети часто страдают от тревожности, замкнутости или агрессии.
2. Недоверие к окружающим — затрудняет установление близких контактов со сверстниками и взрослыми.
3. Низкая самооценка и чувство неполноценности — результат отсутствия положительного подкрепления и поддержки.
4. Трудности в обучении — могут быть связаны с психоэмоциональным состоянием, нарушениями внимания, мотивации.
5. Слабые навыки саморегуляции и коммуникации — затрудняют интеграцию в школьный коллектив и социум в целом.
Проблемы социализации:
- Недостаток ролевых моделей поведения.
- Ограниченные представления о социальных нормах.
- Зависимость от педагогов и воспитателей, неспособность к самостоятельным решениям.
- Часто — стигматизация и предвзятое отношение со стороны окружающих.
Роль образовательных учреждений и педагогов:
Школа и педагогический коллектив играют важную роль в социализации детей-сирот. Важно создавать условия:
- для развития коммуникативных и социальных навыков;
- формирования позитивной самооценки;
- поддержки и безопасности.
Вывод:
Для успешной адаптации и социализации детей-сирот необходим комплексный подход: педагогическое сопровождение, психологическая помощь, индивидуальные образовательные маршруты и участие в социальных проектах. Особое внимание должно уделяться формированию доверительных отношений и развитию эмоционального интеллекта.

11-11-2025

Копылова Екатерина Сергеевна

воспитатель МАДОУ "Умка", г. Ноябрьска

Ход занятия.
Воспитатель: К нам в группу передали посылку. Хотите узнать, что в ней
находится? (Открываю коробку и достаю из нее дымковскую барышню и дымковскую лошадку, и уточку, ставлю на стол).

- А вы знаете, как называются эти игрушки? (ответы детей)
Игрушки эти - не простые,
Они волшебно – расписные!
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор!
Называются они «Дымковская игрушка». Это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей.
Посмотрите внимательно на игрушки. Мастера создают такие замечательные игрушки в деревне Дымково. Сначала их вылепливают из глины, потом высушивают, окрашивают в белый цвет и украшают узором, и получаются вот такие нарядные игрушки. (Показ презентации)
Воспитатель: Кажется здесь еще и письмо. Я вам, дети, его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Мы, мастера по росписи дымковской игрушки, создаем такие замечательные игрушки в деревне Дымково, решили подарить вам их. У нас к вам, ребята, большая просьба, помогите нам. (Достаю из коробки шаблоны уточек). Мы их расписали, но пока они сохли, пошел дождики смыл с них все узоры, и они снова стали белыми и не нарядными.
Воспитатель: Хотите помочь дымковским мастерам? Что мы можем сделать?
(ответы детей).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим расписанную дымковскую уточку.
Воспитатель: Какими узорами украшены игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Какие цвета использовал мастер при росписи этой замечательной игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Кажется, нам пора отправляться в мастерскую и приниматься за работу. Но сначала мы превратимся в дымковских лошадок и оправимся в деревню Дымково прямо в мастерскую по росписи дымковских уточек.
Ой, люли, ой, люли, кони на лужок пошли. (идут, высоко поднимая ноги)
Кони удалые, гордые, лихие. (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята за свои рабочие места, выпрямите спинки, поставьте ножки ровно. Посмотрите, как я украшу свою уточку. (Рисую, на прикрепленном к доске шаблоне уточки).
- Сначала нарисую полоски. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге, ведем ее слева направо. Кружочки будем рисовать кончиком кисточки, для этого кисточку нужно держать прямо, а затем закрасим кружочек. (Обращаю внимание детей на то, как правильно держать кисточку в руках, а также что при смене краски нужно хорошо промывать кисть водой, осушать, прикладывая ее ворсом к салфетке).
Воспитатель: Вот и украсила я свою уточку. Посмотрите, какая она красивая получилась! Но у вас, я уверена, получится еще лучше.
- Но прежде, чем нам начать рисовать - надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Уточки».
Утки в озере ныряют, («волнообразные» движения кистями обеих рук)
Ряску клювом подбирают, (быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках)
А потом на бережок, (положить ладони на стол)
Друг за другом шлёп, да шлёп. (похлопать ладонями обеих руку)
Воспитатель:
- А, сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих уточках.
(Дети рисуют на шаблонах уточки узоры самостоятельно, оказываю помощь детям, испытывающим затруднения, показывая приемы рисования.)
Готовые работы, ребята, выкладываем на столе.
Воспитатель: Полюбуйтесь, ребята, какие уточки получились яркие, нарядные,
красивые, как у настоящих дымковских мастеров.
-Ребята, с какими игрушками мы познакомились? (ответы детей)
-Какую дымковскую игрушку украсили? (ответы детей)
-Какие цвета использовали? (ответы детей)
- Мы сфотографируем наших уточек и подарим фотографию дымковским мастерам, порадуем их нашими замечательными успехами.

15-04-2024

Аврамова Оксана Алексеевна

воспитатель МАДОУ ЦРР ДС № 30, г. Снежинск

Конспект занятия по подготовке руки к письму

для детей подготовительной группы.

Программное содержание:

•Продолжать формировать готовность детей к обучению письму.

•Совершенствовать навыки ориентировки на листе в клетку.

•Продолжать развивать зрительное и пространственное восприятие, зрительную память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.

•Продолжать формировать правильный захват карандаша.

•Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

•Воспитывать культуру общения, умение слушать.

Материалы и оборудование: силуэт корабля, магнитная доска, Д/и «Силуэт и контур», сундучок, Карточка – табличка с рядом геометрических фигур, картинка с изображением нескольких предметов, набор цветных карандашей на каждого ребенка, простой карандаш на каждого ребенка, рабочий лист с заданиями на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение. (дети касаются ладошками друг друга и произносят слова)

Мы ладошками коснулись,

И друг другу улыбнулись.

Ты - мой друг,

И я - твой друг.

Как прекрасен мир вокруг.



Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать? Да! Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране клеток.

Воспитатель. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Ответы детей. На транспорте.

Воспитатель. А какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей. Водный, воздушный, наземный.

Воспитатель. Какой водный транспорт вы знаете? воздушный? наземный?

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель. А вот на каком транспорте мы с вами отправимся, в путь вы узнаете, если выполните задание. Я приглашаю вас за столы.

(дети садятся за столы)

Но прежде чем приступить к выполнению задания сделаем массаж рук (при помощи карандаша).

Карандаш мы в руки взяли,

По ладошке покатали.

А теперь его сожмем,

Каждый пальчик разомнем.

С горки карандаш катаем,

И на дудочке играем.

Меж ладошек зажимаем,

И опять его катаем.

Обведем вершины гор,

И закружимся волчком.



Воспитатель: А теперь мы узнаем на каком виде транспорта мы с вами поедем?

Задание: Соедините цифры по порядку. (Используется простой карандаш)

Воспитатель. Что же у нас получилось? Правильно. У нас получился корабль.

А чтобы было весело на нем путешествовать, мы украсим корабль, используя штриховку. Какие виды штриховки вы знаете?

Дети отвечают (наклонные, прямые линии; волны, клубочки, крестики).

А теперь украсим все части корабля разными штриховками, какими вы желаете?

Задание: Штриховка.

Воспитатель. Проложим путь нашего путешествия в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.

Под мою диктовку «путешествуйте» по клеткам. Слушайте внимательно, у вас все получится.

Задание: «Графический диктант»

От точки:2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1ёвверх, 3 вправо, 1 вверх.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.

Физ. минутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель. Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток. Жители страны клеток начали рисовать «заборчики» из наклонных линий, устали и не закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.

Задание: Дорисуй заборчик.

Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.

Воспитатель. Жители клеточной страны благодарят вас за помощь и дарят сундучок с подарками. Чтобы открыть сундук необходимо подобрать шифр. (поле «Логика»).

Задание: Недостающие фигуры.

Рассмотрите карточку с заданием, найдите закономерность и заполните все пустые клетки.

Воспитатель. Шифр подобран. Какие же предметы в этом сундуке?

Задание: Обведи по контуру.

Рассмотрите рисунок. Найдите предметы и обведите их карандашами разных цветов.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Спасибо вам за интересное путешествие.

12-11-2025

Смирнова Ольга Васильевна

Воспитатель

Квест – игра по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Зиновий – Синичник»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать активизации и расширению словаря по теме «Зимующие птицы». Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой.
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в единственном числе
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Закреплять умение детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по опорным картинкам.
Развивающие:
- Продолжать развивать выразительность речи и связную речь
- Продолжать упражнять в составлении предложений с опорой на предметные картинки
- Продолжать упражнять в согласовании существительного со словом «много»
- Способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания;
- Способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- Развивать моторику и координацию движений;
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. Воспитание навыков сотрудничества, активности
Оборудование: мультимедийная установка, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, кормушка, мешочек/коробочка для складывания зёрнышек, цветные зёрнышки для проведения рефлексии
Предварительная работа: чтение «Синичкин календарь» В.Бианки, беседы о зимующих птицах: «Чем любят лакомиться зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой», рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдение за птицами во время прогулки. Разучивание подвижной игры «Шустрая синичка», пальчиковой игры «Кормушка».
Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Синица, синица, что тебе снится?» Е. Евсеевой с (Ф.И. ребенка)
Методы: Словесные, игровые, наглядные, практические
Формы реализации методов обучения:
- беседа;
- вопросы к детям;
- задания детям;
- практические действия.
Ход игры
Организационный момент
На экране мультимедиа появляется синичка и сообщает детям:
- 12 ноября отмечается праздник – Синичкин день или «Зиновий-Синичник», т.е. день встречи зимующих птиц. Конечно, главный герой праздника – я - синица. Старинное народное название синицы «синка», «синюшка» имя этой птицы связывают с синим оттенком ее оперения. Меня зовут Зинька по моей песенке, в которой слышаться звуки «зинь-синь». Дорогие ребята! Нам очень холодно и голодно. Помогите вашим пернатым друзьям!»

Воспитатель: Ребята, синичка Зинька хочет, чтоб мы пришли к ней и ее пернатым друзьям на помощь и для этого нам надо отправится в лес. – на экране появляется картинка лес

Воспитатель: Нам нужно пройти несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание мы получим зёрнышко, ведь с Синичкиного Дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

1 задание «Отгадай птицу»
Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране появляется соответствующую картинка птицы.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая
ПодробнееПтица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

Воспитатель: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Почему их так называют? Ответы детей
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.

2 задание «Кто как поёт» - игра на звукоподражание
- Давайте вспомним, как птицы поют:
Голуби – гру-гру-гру
Вороны - кар, кар, кар
Совы - ух, ух, ух
Воробьи - чик- чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица - тинь, тинь

Ребёнок рассказывает заранее выученное стихотворение:
Синица, синица, что тебе снится?
Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
Синица, синица, ещё что-то снится?
Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки. (Е. Евсеева)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зёрнышко.

3 задание
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель : Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.

Упражнение «Накорми птиц»
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей – ритмично сжимают и разжимают кулачки
прилетело? Мы расскажем – машут перекрестно сложенными ладонями
две синицы, воробей, - на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших
шесть щеглов и голубей.
Дятел в пёстрых перышках.
Всем хватило зёрнышек! – трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм

Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зёрнышко.

4 задание. Упражнение «Кормушка»
Педагог читает стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зёрнышко.

Динамическая пауза «Шустрая синичка»
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

5 задание. Игра с мячом « Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении взрослый помогает детям. Кто поймал мяч – называет слова
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зёрнышко.

6 задание. Упражнение «Составь новое слово»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.

7 задание. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ и назвать о какой птице говорится: Это зимующая птица. Тело ее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая птица. Зимой она любит полакомиться салом.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зёрнышко.

Воспитатель достаёт заранее приготовленную кормушку и предлагает детям высыпать в неё зёрнышки и при выходе на прогулку повесить на веранду.

Синичка Зинька радуется (на экране)
- Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно! Спасибо)[/i]

Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вам понравилось наша игра? (ответы детей)
Какие задания для вас были сложными, а какие простыми? (ответы детей)
Если вам было интересно и понравилось выполнять задания, положите в кормушку красную ягодку;
Если понравилось, но не все было интересно – положите жёлтую ягодку;
Не понравилось – чёрную

10-11-2025

Гребенчукова Любовь Васильевна

воспитатель

Звучит музыка, дети заходят в украшенную группу, садятся на стульчики.
Ведущий. Дорогие ребята! Посмотрите, какие вы сегодня красивые,
нарядные, посмотрите, как празднично украшен наш зал. Сегодня мы
отмечаем праздник Осени.
Мы простились с теплым летом,
Уже осень к нам пришла,
Золотисто-красным цветом все раскрасила она.
Так давайте в гости Осень позовем,
Станет все вокруг чудесней,
Осень, мы тебя так ждем!
= Под музыку входит Осень с осенними листочками, кружится, кланяется =
Осень. Слышу, слышу и спешу,
Вам подарки я несу! Здравствуйте, ребята!
Я Осень золотая, я в гости к вам пришла,
И желтыми листочками всю землю убрала!
Ведущий. Здравствуй, Осень золотая,
К нам скорее проходи,
А мы листики возьмем
С ними танец заведем.
Танец с листочками
Осень : А я корзиночку возьму и листочки соберу.
Звучит музыка, кладут листочки в корзинку и садятся на стульчики.
Ведущая: На стульчики присели, а девочки споют песню про осень.
Песня «Тише, тише, тишина» (поют Полина Г., София К., Саша Ж.)
Осень: А кто стихи про осень знает? Может, мне их прочитает?
Данил Ш..:  Осень, осень к нам пришла
Дождь и ветер принесла.
Саша Ж.: Пожелтел зеленый сад
Листья кружатся, летят.
София К.: Листики, листочки
За окном летят.
Ветер кружит листики –
Это листопад.
Полина Г: Маленькие капельки
По стеклу стучат.
Просто с нами капельки
Поиграть хотят.
Вова В.: Как цветочки зонтики
Мы в руках несём.
Укрывают зонтики
Деток под дождём.
Осень: Спасибо, ребята, за стихи! Вы такие молодцы!
А теперь давайте споем песенку про осень .
Песня «Дует , дует ветер»
Осень: Ой, какая красивая песенка! Вот так ребятишки, настоящие певцы!
Будем праздник продолжать, будем с дождиком играть.
Ведущая: Если солнце светит – можем мы гулять
Весело резвиться, прыгать и играть.
Если туча хмурится и грозит дождём,
Спрячемся под зонтиком, дождик переждём!
Проводится игра «Солнышко и дождик»
Ведущий. Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы дрожит.
Звучит музыка, в зал вбегает Заяц в руках держит капусту.
Ведущий:. Ой, да это Зайчишка-трусишка к нам в гости пожаловал!
Заяц. Здравствуйте, ребята!
Так спешил я, так бежал.
Что чуть к волку не попал!
Испугался, ой-ёй-ёй…
Я от страха чуть живой!
Ведущий: Ты, Зайчишка, успокойся, ничего не бойся!
(разглядывая кочан капусты). Ах, какой кочан красивый, Зайчишка хочешь поиграть с ребятами?
Заяц: Конечно хочу!
Игра «Капуста»
Все дети встают в круг и передают по кругу качан капусты.
Ты катись, катись капуста
Быстро, быстро по рукам
У кого в руках капуста
Тот сейчас станцует нам!
Заяц: Здорово поиграли! А теперь мне пора домой! До свидания! (убегает)
Осень : Зонтик мой, крутись, крутись, ждёт ребят ещё сюрприз,
А зонтик – то мой, волшебный, ребята,
Он осенью может творить чудеса!
Подарков осенних скорей ожидайте
Вы честно и крепко глаза закрывайте!
Ведущая с корзиной (яблоки) выходит на середину комнаты.
Ведущая:
Теперь помогайте, глаза открывайте,
Подарки от Осени вы получайте!
Ведущая показывает детям корзинку с угощением.
Ведущая: Милая Осень щедра и красива,
Давайте все вместе ей скажем…
Спасибо!
Осень. И я вас всех благодарю,
Всем «До свидания» говорю,
Приду к вам ровно через год,
Когда наступит мой черед!
До свидания, ребята!
Осень уходит, под музыку уходят дети

10-11-2025

Рабкова Татьяна Александровна

учитель-логопед

Цели и задачи самообразования на текущий учебный год:

Цель логопедической работы:
своевременная отработка технологии речи и коррекции нарушений письменной речи. Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены следующие задачи:
- проведение логопедического обследования учащихся 1-4 х классов;
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза; - развитие лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:
- развитие пространственных представлений;
- развитие временных представлений;
- формирование зрительного гнозиса;
- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.

Основные этапы работы над темой, и какая работа соответственно этому этапу проведена:
1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:
А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

2 этап. Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики:
Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.
Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2 х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
З этап. Проектирование собственного педагогического поиска (определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, консультации у коллег).
Построить систему отработки технологии речи и коррекции нарушений письменной речи среди учащихся 1-4 х классов.
4 этап. Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель (приглашение коллег для анализа, проведение открытых уроков, мастер-классов, срезов знаний по целям самообразования; фиксирование результатов в сравнительных таблицах, диаграммах; оформление вывода– то ли получено, что планировалось получить)
Виды дисграфий и их преодолиние

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы преодоления аграмматической дисграфии
1 Дисграфия: содержание термина, классификация
2 Аграмматическая дисграфия
Глава 2. Выявление у учащихся младших классов общеобразовательной школы аграмматической формы дисграфии
1 Организация и методики исследования
2 Анализ результатов исследования
Глава 3. Методические рекомендации по устранению аграмматической дисграфии
1 Организация логопедической работы по устранению аграмматической дисграфии
2 Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
У учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Анализ 300 письменных работ Парамоновой Л.Г. [23] показал, что дисграфия имеется у 53% учащихся вторых классов (у 159 человек из 300), причем в большинстве случаев (40,3%) она проявляется как смешанная, то есть особенно тяжелая. Отдельные же ее виды представлены следующим образом:
акустическая и артикуляторно-акустическая - 10,7%;
на почве несформированности языкового анализа и синтеза - 42,1%;
аграмматическая - 5,6%;
оптическая - 1,3%.
Понятно, что общий процент каждого из названных видов дисграфий значительно выше за счет представленности их еще и в смешанной форме дисграфий (в 50-е годы, по данным проф. М.Е. Хватцева [27], в младших классах массовых школ число учащихся с дисграфией составляло 6%, т.е. почти в девять раз меньше.)
В письменных работах учащихся 2-3 классов имеют место частые и регулярные ошибки. Часть из них - орфографические, но есть и специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи (замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих ? шипящих, звонких ? глухих, мягких ? твердых и пр.), причем наиболее часто специфические ошибки имеют место в изложениях, сочинениях и экспериментальных заданиях.
Анализ письменных работ и наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что знание детьми правил правописания носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений, их применения и переноса в новые ситуации крайне низок. Практически они не используются ими в процессе учебной работы.
Нарушение письма при аграмматической дисграфии, как правило, сопровождается и недостатками чтения.
Цель исследования: изучение особенностей логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть содержание термина «дисграфия» и классификацию дисграфий;
2.Рассмотреть аграмматическую дисграфию;
.Экспериментально выявить у учащихся начальной школы аграмматическую форму дисграфии;
.Предложить методические рекомендации по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования: аграмматическая дисграфия.
Предмет исследования: особенности логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
эксперимент;
методы наблюдения, беседы;
методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы преодоления аграмматической дисграфии
1 Дисграфия: содержание термина, классификация
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи [17, c. 440].
Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р.А. Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т. е. нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. По Р.А. Ткачеву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор отмечает, что интеллект у детей является сохранным. Это нарушение, как считает Р.А.Ткачев, вызывается влиянием наследственных факторов.
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р.И. Лалаева [14] дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
И.Н. Садовникова [25] определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
А.Н. Корнев [12] называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
Показатели:
- нечеткое знание всех букв алфавита;
сложности при переводе звука в букву, и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную;
трудности звукобуквенного анализа и синтеза;
чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками;
письмо под диктовку отдельных букв.

08-10-2025

Бакунова Анна Алексеевна

учитель русского языка и литературы ЧОУ "СОШ №1 г. Челябинска"

Современные образовательные технологии: деловая игра.
Деловая игра – представляет собой имитационный коллективный игровой метод активного обучения и включает в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них
Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
Преимущество деловых игр по сравнению с традиционным обучением состоит в следующем:
1) в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций;
2) метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.
При разработке деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. В теме должны быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему и в силу двуплановости игры целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане - это дидактические и воспитательные цели, в условном - игровые. Причем чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей, формирования предметной и социальной компетентности специалиста.
В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы:
 принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;
 принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
 принцип совместной деятельности;
 принцип диалогического общения;
 принцип двуплановости (реальный и условный);
 принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Базовым элементом деловой игры является сценарий, который является основным документом для ее проведения.
При проектировании и в использовании деловых игр можно выделить следующие методологические трудности и зоны риска:
 отсутствие общепринятой концепции деловой игры;
 некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
 методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
 трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний;
 опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.
Отдельно можно выделить и социально-психологические ―сбои‖ в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают ―конфликтовать‖. Доминирование реального плана над условным планом происходит, если: личностные отношения вне игры переносятся в игру; конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры; кто-либо из участников игры ―использует‖ игровые ситуации и взаимоотношения в группе для ―решения‖ своих внутренних, глубоко личностных проблем.
Таким образом, деловая игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта, дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем, формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике, приобрести социальный опыт. В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.

12-12-2023

Голендухина Марина Леонидовна

преподаватель, ГАПОУ СО "Режевской политехникум", г.Реж

Использование нейросетей в работе преподавателя физики открывает новые возможности для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности.
Основные направления применения нейросетей:
1. Создание образовательного контента:
- Генерация текстов и задач по физике;
- Создание иллюстраций и схем;
- Разработка тестовых заданий;
- Формирование методических материалов.
2. Автоматизация рутинных процессов:
- Проверка заданий и тестов;
- Анализ успеваемости;
- Мониторинг учебного процесса;
- Составление отчётов.
3. Персонализация обучения:
- Выявление индивидуальных особенностей учащихся;
- Создание персонализированных траекторий обучения;
- Адаптация сложности заданий;
- Выявление пробелов в знаниях.
4. Практическая работа:
- Помощь в решении задач
- Создание виртуальных лабораторных работ;
- Визуализация физических процессов;
- Моделирование экспериментов.
Важные аспекты внедрения:
1. Методическая составляющая:
- Необходимость специальной подготовки преподавателей;
- Разработка новых методик работы с нейросетями;
- Интеграция технологий ИИ в учебный процесс.
2. Риски и ограничения:
- Возможность получения неточных или некорректных ответов;
- Необходимость проверки генерируемого контента;
- Риск чрезмерной зависимости от технологий.
3. Практические рекомендации:
- Постепенное внедрение технологий;
- Сочетание традиционных и новых методов;
- Постоянный контроль качества генерируемого контента.
Перспективные направления:
1. Создание специализированных чат-ботов для:
- Помощи учащимся в решении задач;
- Объяснение сложных тем;
- Подготовки к контрольным работам.
2. Развитие систем:
- Автоматизированной проверки знаний;
- Анализа успеваемости;
- Выявления проблемных областей.
3. Формирование новой образовательной среды:
- Интеграция нейросетей в электронные учебники;
- Создание персонализированных обучающих программ;
- Развитие систем виртуальной реальности.
Важно помнить, что нейросети являются инструментом, который должен дополнять, а не заменять преподавателя. Успешное внедрение этих технологий требует тщательного планирования и методического обеспечения.
В перспективе использование нейросетей может существенно повысить эффективность преподавания физики, сделать учебный процесс более персонализированным и интересным для студентов, а также освободить время преподавателя для творческой работы и индивидуальной работы с обучающимися.

20-11-2023

Васильева Ольга Николаевна

Учитель начальных классов.МОУ Солдатскоташлинская СОШ

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка.
По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.
В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.
Для выявления уровня развития самооценки у учащихся можно предложить методику - диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях (равных 10см) отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности: ведь знание своих возможностей побуждает человека стремиться к их использованию.

20-11-2023

Васильева Ольга Николаевна

Учитель начальных классов.МОУ Солдатскоташлинская СОШ


Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка.
По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.
В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.
Для выявления уровня развития самооценки у учащихся можно предложить методику - диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях (равных 10см) отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности: ведь знание своих возможностей побуждает человека стремиться к их использованию.

Поиск