Опубликованные материалы

14-05-2025

Колденкова Анастасия Геннадьевна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева

Проблема интереса очень широко исследуется в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. До сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Анализ литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление называется аксеологическим. Оно связано с этимологией слова «интерес».
Второе направление определения интереса называют аттитюдным, так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. Так А. А. Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [10, с. 11].
По мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В. И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение к окружающему миру [10, с. 13].
Третье направление в психолого-педагогической литературе обозначают как векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании.
Так, С. Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К. К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности, В. Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал [10, с. 14]..
Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г. И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира», одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру». А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман и Т. А. Матис полагают, что это направленность активности, а Э. Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [15, с. 27]..
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом, по мнению К. М. Трубиновой, является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [43, с. 33]..
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность личности в знаниях, ориентирующих ее в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса человек старается найти новые стороны в предмете, привлекающем его внимание, пытается установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Познавательный интерес, отмечает Д. В. Петрова, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес [43, с. 34].
Более того, отмечает Н. Г. Капустина, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) [48, с. 11].
Особенностью познавательного интереса, по мнению А. К. Марковой, является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно [53, с. 17].
Физиологической основой познавательного интереса, по утверждению И. П. Павлова, является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Само содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий), до избирательного отношения (А. Г. Ковалев, О. Н. Михайлова и др.) и мотива (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова) [53, с. 17].
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
Под интеллектуальным компонентом, по мнению М. Г. Косточаковой, подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремление передать их другим [45, с. 10].
Под волевым компонентом подразумевают умение человека направить свои действия на познание окружающей действительности.
Под эмоциональным компонентом – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики).
М. Г. Косточакова выделяет следующие стадии в развитии познавательного интереса:
1. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
2. Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания [45, с. 10]..
В работе С. И. Кудинова любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации [53, с. 19].

06-05-2025

Габдуллина Дина Мияссаровна

БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН, БЕЛЕБЕЙ

Ведущий: Здравствуйте, ребята!Уважаемые гости!Я рада вас приветствовать сегодня в нашем зале на очень интересном мероприятии.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить...а о чем, вы узнаете когда прослушаете аудиозапись.(звучит аудиозапись улицы города-шум транспорта).
Кто догадался?
Правильно, о правилах дорожного движения.
Мы живем в большом городе, в котором много автомобилей и пешеходов, поэтому необходимо хорошо знать что?..(правила дорожного движения.)

Слово инспектору ГИБДД

Сюрпризный момент: Незнайка в гостях у ребят (на мольберте картинка, он не знает ПДД, просит помочь ребят)
Игра – разминка «Счастливый случай» (дети должны быстро ответить на вопросы):
- Животное, названием которого обозначают, участок проезжей части? (Зебра.)
- Как называется звучащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Свисток.)
- Как называется молчащий инструмент работника ГИБДД. (Жезл.)
- На какой свет светофора нельзя переходить через дорогу.
- Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? (Тротуар.)
- Как называется место, где пассажиры ждут транспорт. (Остановка.)
- На какой свет светофора можно переходить дорогу (На зелёный)
- Как называется часть дороги, по которой движется транспорт. (Проезжая часть.)



Загадка:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный! (Светофор)

Ведущий: -А для чего нужны светофоры? (Они регулируют движение транспорта и пешеходов)

А что означают цвета светофора? (показ слайдов)

Конкурс-эстафета : «Собери светофор» А теперь ребята, давайте мы с вами попробуем собрать светофор с помощью эстафеты.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Автомульти»
мы вспомним средства передвижения сказочных героев:
- Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики… На чем? (на воздушном шарике)
-Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)

- На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (на поезде)

- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
- Иван-царевич скакал на … (сером волке)
- Дюймовочка плавала на… (скорлупе, листике)
- На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)
- Любимый транспорт кота Леопольда? (велосипед)
- На чём летал Алладин? (на ковре самолёте)
- Личный транспорт Бабы –Яги? (ступа)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
- С помощью чего летал Карлсон? (пропеллера)
Игра-эстафета «Извилистая дорога» дети по 2, держа руль в руках (можно за место руля дать картинку с изображением автомобиля), передвигаются между кеглями змейкой и возвращаются на место. Выигрывает тот, кто пройдёт быстрее и не собьёт кегли.
Ведущий:А еще будем отгадывать загадки?( о транспорте)
«Угадай транспорт»:

***Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)
***Чтобы он тебя повез, не попросит он овес.
Накорми его бензином, на копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль, побежит ... (Автомобиль)
***Их видно повсюду, их видно из окон, по улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы - кирпич и железо, зерно и арбузы. ( Грузовики)
***Мчится огненной стрелой, мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой смелая дружина. ( Пожарная машин)
***Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем! (велосипед)
*** Длинной шеей поверчу груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут - положу, человеку я служу. ( Подъемный кран)
***К нам во двор забрался «крот», роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет, без лопаты он копает. ( Экскаватор)
***Полотно, а не дорожка, конь не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет, весь обоз один везет. (Поезд)
***Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)

Ведущий:А кроме светофора на улицах города что еще нам помогает?
Отгадайте загадку:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет.
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).

Ведущий: Дорожные знаки замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран: и пешеходам, и водителям. Причем во всех странах они одинаковы. Без этих знаков сегодня невозможно безопасное движение по улицам и дорогам.

Ведущий:А какие дорожные знаки вы знаете?

Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.

Просмотр слайдовой презентации: "Дорожные знаки"

Ведущий: чтобы вы, ребята, и ты незнайка лучше запомнили сигналы светофора, мы поиграем в игру: "Красный, желтый, зелёный": На зелёный свет - вы встаёте и шагаете на месте, на жёлтый - стоите смирно, на красный - садитесь.
Игра на внимание: "Какого знака не стало?" (выставляются 3 картинки с дорожными знаками, по сигналу дети закрывают глаза, в это время убирается один из знаков, необходимо угадать : какого знака не стало)

Эстафета «Пешеходы». Необходимо обежать все фишки, пройти шагом по пешеходному переходу и бегом вернуться в команду - передать эстафету следующему.
Игра ”Это я. Это я. Это все мои друзья. ”
Итог :
Ведущий: ребята, наша встреча подошла к концу. О чем мы сегодня говорили?
Спасибо, что Незнайке помогли.
Я надеюсь, что вы все будете соблюдать ПДД, чтобы сохранить себе здоровье и жизнь! До новых встреч!

13-03-2025

Ализаде Алида Азадожна

Воспитатель, МБДОУ №36 "Яблонька", Сургут

ЗАДАЧИ:
1. Развивать игровую деятельность детей.
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира.
4. Развитие речевых способностей и умений.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
«Шерстяные мячики» (с 2ух месяцев)
Знакомство со свойствами шара 
- «Мячик спит»
- «Мячик катится по дорожке» 
- «Мячик катится с горы» 
«Мячик катится по тропинке»
Знакомство с окружающим:
Упражнения:
- «Как тебя зовут?» (имя сверстников)
«Поиграем с мячиком!»
Знакомство с направлением движения)
«Скачут мячики»«Основные тела»( куб, цилиндр, шар) с 2 лет.«Цветные фигуры»(круг, полукруг, треугольник, квадрат).«Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр)ДАР12 (J2) – “Мозайка.

10-05-2025

Говдя Ирина Юрьевна

Воспитатель

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1.Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Кредитная зависимость и потеря денег в финансовых пирамидах – это результаты полного отсутствия финансовой грамотности.

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Родителям с самого раннего возраста необходимо на четких и правильных примерах объяснить своим детям что такое деньги и откуда они берутся. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги, для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел.

Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом он поймет, что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• чтобы ребенок понял откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

• никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения.

Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка.

Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Объясните ребенку, как формируется стоимость товаров

Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется. Дети просто обязаны знать ответы на следующие два вопроса:

1. Что такое стоимость товара?

2. Как формируется стоимость товара? Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

• самый просто способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с разными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить». Важно, назначить на товарыразные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость;

• брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой-то момент у него возникнет логичный вопрос «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена товара.

Объяснить детям формированием цены можно следующим способом:

• самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой-нибудь дешевый продукт и такой же продукт только значительно дороже. Перед покупкой, необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле второго. Дома ребенок должен продегустировать два товара;

• когда он осознает, что дорогой продукт намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее, потому что он имеет большую цену. Необходимо рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он, потому что произведен из более качественных компонентов и н=его создавали более квалифицированные специалисты. Так ребенок поймёт не только условия формирования цены, но и то, что количество денег зависит от качества труда.

12-09-2022

Семенец Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко»,Оренбургская область, Адамовский район, поселок Адамовка

Презентация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
1 слайд
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
2 слайд
Актуальность
В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи.
А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи).
Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – четкой артикуляцией.
Участие детей в театрализованных играх способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Поэтому возникла идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию речи через театрализованную деятельность.
3 слайд
Задачи речевого развития в театрализованной деятельности
1. Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.
2. Формировать грамматический и лексический строй речи.
3. Развивать навыки активной, разговорной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать выразительную, интонационную сторону речи.
5. Пополнять и активизировать словарь детей (за счет слов, обозначающих название предметов, действий, признаков).
6. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
7. Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.
8. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.
4 слайд
Основные направления развития речи в театрализованной деятельности:
- развитие культуры речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности.
5 слайд
Содержание театрализованной деятельности:
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки и скороговорки. Загадки.
Упражнения на воображение.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Упражнения на имитацию движения.
Упражнения на активизацию словарного запаса.
Упражнения на формирование разговорной речи.
Игры со словами и без слов.
Хороводные игры. Подвижные игры с героями.
Обыгрывание эпизодов.
Инсценирование сказок, потешек, стихов.
Показ театрализованных представлений.
6 слайд
Методы и приемы,используемые в работе:
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
2. Беседы с детьми.
3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Моделирование.
6. Показ кукольных спектаклей.
7. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).
7 слайд
Предметно-развивающая среда
Для обогащения предметно-развивающей среды в нашей группе был разработан и реализован проект «Сказка своими руками». Были изготовлены и собраны персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
8 слайд
Разработаны:
конспекты НОД по театрализованной деятельности;
проекты «Сказка своими руками», «Здравствуй, сказка!», «Сказки дедушки Корнея»;
сценарии праздников и развлечений.
Созданы:
- картотеки игр и упражнений «Скороговорки, чистоговорки», «Загадки»,
«Пальчиковые игры», «Фольклорные произведения».
9 слайд
Театрализованные игры,используемые в работе:
Игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки);
Режиссерские игры,в которых используется: настольный театр (конусный театр, театр на прищепках, театр резиновой игрушки); театр на фланелеграфе; театр кукол Би-ба-бо; теневой театр; пальчиковый театр.
10 слайд
Инсценировки русских народных сказок,показанных детям младшей группы:
Сказка «Волк и семеро козлят», Сказка на новый лад «Теремок - кодовый замок»
11 слайд
Постановка спектакля «Муха Цокотуха»
Инсценировка «Как зайчата маму искали»
12 слайд
Новогодние развлечения
Мамин день
13 слайд
Настольный театр
помогает учить детей, координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
14 слайд
Пальчиковый театр
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи ребенка.
15 слайд
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя театр Би-ба-бо, невозможно играть молча!
16 слайд
Театр на фланелеграфе
Театр картинок на фланелеграфе способствует внесению разнообразия игры в группе, делает её более интересной. Такие игры развивают творческие способности детей и содействуют их эстетическому воспитанию.
Маленькие дети очень любят рассматривать картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат ещё больше удовольствия.
17 слайд
Вывод:
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.


Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию


Пояснительная записка.
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
указывает, что «Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи».
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По профилю знаний: групповой проект.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы.
Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.
4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.
Цель: развитие речи де

25-12-2024

Лямкина Наталья Васильевна

Педагог-организатор, ГБПОУ БАТ, Ставропольский край, г. Благодарный

Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой…

80 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память о ее героях до сих пор живет в наших сердцах. И среди них наш земляк, капитан Божухин Тимофей Ильич, 1913 года рождения, уроженец села Алексеевского Благодарненского района Ставропольского края.
С детства у Тимофея была тяга к технике, мечтал работать трактористом, выращивать хлеб. В1938 году он окончил Воронцово-Александровское училище, стал механиком. На его попечении находилось несколько тракторов, и юный механик старался изо всех сил, следил за тем, чтобы они всегда были исправными на посевной или уборочной компании, за что не раз получал благодарности от дирекции МТС.
Война застала его на хлебной ниве, оторвала от мирного труда, и тогда Тимофей поклялся, что не будет давать спуску фашистам, а бить их без пощады, защищая свою родную землю, своих близких, ведь дома у него оставались родители и два младших брата – Иван да Василий.
Тимофей Ильич был призван на службу в Советскую армию 22 августа 1941 года Благодарненским РВК в то время Орджоникидзевского края. Но каково же было его разочарование, когда вместо передовой он был направлен на обучение в Камышенское танковое училище Сталинградской области.
Получив погоны лейтенанта, в сентябре 1943 года Тимофей Божухин отправился в действующую армию на Западный фронт в состав 1495 самоходного артиллерийского полка командиром машины танка Т-34. И уже в ноябре 1943 года во время прорыва сильно укреплённой линии противника в районе д. Козьяны в Белоруссии, показал себя, как способный мужественный командир. В районе переправы через р. Рассосенка он отлично управлял командирской машиной и под сильным артиллерийским огнем противника провел машину через переправу.
При атаке, сумел обеспечить командиру полка управление батареями. В тот момент, когда противник бросил в контратаку до 2-х рот пехоты, шесть танков Т-4 и четыре «фердинанда», товарищ Божухин вместе с командирами батарей отбил контратаку противника. Будучи ранен, Тимофей продолжал отбивать 2-ю и 3-ю контратаки противника и только по приказанию командира полка оставил бой, за что был достоин Правительственной награды ордена «Отечественная Война 2-й степени». Это была его первая награда.
Кроме того, Тимофей Ильич принимал участие в боях на Северо Западном фронте, 1-м Белорусском фронте, 2-м Белорусском фронте. Он прошел путь от командира танка до командира батареи тяжелого самоходного артиллерийского полка.
Освобождал Белоруссию, Польшу, дошел до Берлина. Дважды был ранен.
За боевое отличие награжден правительственными наградами - 5 орденами: 2 орденами "Отечественной войны 2-й степени", 2 орденами "Красного Знамени", орденом "Красная Звезда", медалью "За победу над Германией в ВОВ 1941 г. – 1945 г."
И у каждого ордена - своя история.
Так, в июне 1944 года, гвардии младший лейтенант Божухин Тимофей Ильич, командир самоходной установки, преодолев узкую часть перед передним краем противника, удерживал деревни Белоруссии – Корма и Тумаровка, преследовал отступающего противника, подбивая самоходные установки, полевые пушки, уничтожая блиндажи, минометные батареи противника. Совместно с другим экипажем обстрелял автоколонну, уничтожил до 6 автомашин. За проявленную отвагу и смелость в этих боях, Тимофей Ильич был награжден орденом «Красной Звезды.
В боях с немецкими захватчиками гвардии лейтенант Божухин проявлял образцы мужества и отваги на 2 Белорусском фронте.
Так, в октябре 1944 года в Польше в районе Цепелево на западном берегу р. Нарев огнем своей самоходной установки поджег 2 танка противника и уничтожил 1 противотанковую пушку. Во время контратаки противника уничтожил до 20 солдат и офицеров противника. В районе Пшемярово, самоходная установка лейтенанта Божухина уничтожила 3 автомашины с пехотой противника и подбила 1 танк типа «тигр». Когда самоходная установка товарища Божухина была подбита, и автоматчики противника наседали на экипаж установки, товарищ Божухин во главе своего экипажа автоматами и гранатами отбили атаку пехоты противника уничтожив при этом более 20 солдат и офицеров противника.
За проявленные мужество и отвагу Тимофей Ильич был достоин Правительственной награды - ордена «Отечественная Война второй степени», но не получил он его тогда так как часть ушла на формирование. И только, почти трид¬цать лет спустя, награда нашла героя. Ее вручили в 1972 году в Благодарненском райвоенкомате.
Польша. 14 января 1945 года Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление на двух плацдармах на западном берегу реки Вислы, южнее Варшавы при поддержке массированных ударов артиллерии, несмотря на плохие условия погоды, исключившие возможность использования авиации, прорвали сильную, глубоко эшелонированную оборону противника.
За три дня наступательных боёв войска фронта, наступавшие на двух плацдармах, соединились и продвинулись вперёд до 60 километров, расширив прорыв до 120 километров по фронту.
Командир первой батареи, гвардии лейтенант Божухин Тимофей Ильич, со своей батареей, снова в бою. Поддерживая наступающие части, прорвал оборону противника и с боем продвигаясь вперед, уничтожил три танка, 8 орудий и 11 пулеметных точек противника.
Затем, преследуя отходящие части дивизии противника, врезался на своих четырех самоходках в колонны врага и огнем, и гусеницами уничтожил до полка пехоты, до 300 повозок, много минометов и пулеметов противника. Оседлав шоссе, преградил пути отхода, разрозненным частям противника и удерживал шоссе до подхода нашей пехоты.
За проявленные смелость и мужество и умение организовать бой достоин правительственной награды – ордена «Красное Знамя».
Участвовал Божухин и в ликвидации франкфуртской груп¬пировки врага. Уничтожение дотов и дзотов, столкновение буквально лоб в лоб с «тиграми» и «ферди¬нандами» — все это пришлось пережить и испытать Тимофею Ильичу.
Командир батареи ИСУ 152 гвардии старший лейтенант Божухин в боях в апреле 1945 года на германской земле и последующих наступательных операциях показал себя храбрым и мужественным воином, служащим образцом бесстрашия в полку, тактически грамотным, волевым и опытным командиром. В период прорыва обороны противника, батарея товарища Божухина первая прошла траншеи противника. Сам лично Тимофей Ильич провел самоходные установки через минные поля противника. За время боевых операций на самые трудные и основные участки выдвигался Тимофей Ильич и со своими самоходками любую поставленную задачу командированием выполнял точно и решительно. Самоходные установки Тимофея без поддержки пехоты с боем заняли село Гиргенталь и удерживали его от контратак противника. При взятии города Шторков, за период боев, батарея товарища Божухина уничтожила 5 дзотов, 6 пулеметных точек, 3 противотанковых пушки, 1 самоходную установку типа «фердинанд», 2 танка, четыре узла сопротивления в подвалах домов и уничтожила до 2 взводов пехоты.
За умелую организацию боевых операций, личное мужество и отвагу достоин Правительственной награды ордена «Красное Знамя», так сказано в представлении о награждении.
Участвовал Тимофей Божухин в штурме Берлина.
Уволен в запас Советской Армии 2 февраля 1946 года.
Таков боевой путь храброго танкиста.
По возвращению в родное село продолжал работать механиком на МТС, затем работал дизелистом на буровой установке.
Женился. Был хорошим семьянином и примерным отцом для дочери.
Неоднократно приглашали Тимофея Ильича в сельскую школу, рассказать о фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Немногословен ветеран войны. А ведь ему есть, о чем рассказать. Осталась в памяти близких любимая поговорка Тимофея Ильича: "Порядок в танковых войсках!".
И сегодня, в преддверии 80-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем нашего земляка ветерана Божухина Тимофея Ильича, а вместе с ним, тех, кто не жалея своих жизней бесстрашно шел на сражение с врагом во имя нашего сегодняшнего будущего. Как много боли, тревог и потерь перенес наш народ. Его мужество, стойкость, самоотверженность вызывают уважение и преклонение перед ним.
Несмотря на то, что со времен Великой Отечественной войны прошло 80 лет, память о ней навечно останется в наших сердцах. Наш долг – отдать дань уважения тем, кто сделал нашу жизнь светлой и независимой. И еще раз, хочется сказать спасибо защитникам, которые вселили в нас чувство уверенности, непобедимости. Спасибо Вам за то, что живем под мирным небом!!!


Список литературы:
1. Источник: podvignaroda.mil.ru - Электронный банк документов «Подвигнарода в ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг.»
2. Источник: http://medalww.ru/nagrady-sssr/ordena-sssr/orden-krasnogo-znameni/ Награды ВОВ © medalww.ru
3.Выписка из архива отдела военного комиссариата Ставропольского края по Благодарненскому району.
4. Газета "Ленинское знамя" от 9 сентября 1972 года, статья "Когда гвардейцы шли в атаку".
5. Газета "Ленинское знамя" от 3 июня 1975 года, статья "Фронтовыми дорогами".

06-11-2023

Семенец Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко»,Оренбургская область, Адамовский район, поселок Адамовка

• Пальчиковые игры. Помогают развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, выразительно-речевое интонирование и координацию движений. 1
• Ритмодекламация. Это синтез музыки и поэзии, где текст не поётся, а ритмично декламируется. Помогает развивать дикционную моторику речи. 1
• Музыкально-дидактические игры. Например, «Музыкальный домик», где дети выстраиваются в несколько шеренг и выполняют определённое количество движений (прыжков, хлопков, притопов и т. д.) в зависимости от услышанного сигнала. Или «Ритмический инструмент», где дети выбирают музыкальный инструмент и играют ритмический рисунок, представленный на слайде. 1
• Использование атрибутов. В процессе разучивания танцев применяют ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна. Это помогает тренировать координацию слова и движения, быстроту реакций на смену движений, развивать ориентировку в пространстве. 1
• Импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением. Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку. 3
• Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях. 3
• Игротанцы. Танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений

06-05-2025

Семенец Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко»,Оренбургская область, Адамовский район, поселок Адамовка

• Пальчиковые игры. Помогают развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, выразительно-речевое интонирование и координацию движений. 1
• Ритмодекламация. Это синтез музыки и поэзии, где текст не поётся, а ритмично декламируется. Помогает развивать дикционную моторику речи. 1
• Музыкально-дидактические игры. Например, «Музыкальный домик», где дети выстраиваются в несколько шеренг и выполняют определённое количество движений (прыжков, хлопков, притопов и т. д.) в зависимости от услышанного сигнала. Или «Ритмический инструмент», где дети выбирают музыкальный инструмент и играют ритмический рисунок, представленный на слайде. 1
• Использование атрибутов. В процессе разучивания танцев применяют ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна. Это помогает тренировать координацию слова и движения, быстроту реакций на смену движений, развивать ориентировку в пространстве. 1
• Импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением. Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку. 3
• Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях. 3
• Игротанцы. Танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений

06-05-2025

Журавлева Юлия Олеговна

воспитатель МБДОУ д/с № 50 г.Новосибирск

Картотека подвижных игр разных народов для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
1. Русская народная игра «Гуси-лебеди»
- Цель: Развивать скорость, ловкость, умение работать в команде.
- Правила:
- Выбирается «волк» и «хозяин». Остальные дети — «гуси».
- «Гуси» летят на луг, крича: «Гуси-лебеди, домой!»
- «Хозяин» зовет их обратно. «Волк» пытается поймать «гусей», пока те бегут к «дому».
- Что развивает: Координацию, реакцию, командное взаимодействие.
- Инвентарь: Не требуется.
- Примечание: Можно добавить препятствия (перепрыгнуть через «ручей» из ленты).
2. Украинская игра «Котёл» (Казан)
- Цель: Тренировать меткость, внимание.
- Правила:
- Дети встают в круг, в центре — «котёл» (корзина или обруч).
- По сигналу игроки бросают в «котёл» мячи или мешочки с песком.
- Побеждает тот, чей предмет попал в цель больше раз.
- Что развивает: Мелкую моторику, глазомер.
- Инвентарь: Мячи, мешочки, корзина.
3. Японская игра «Кагомэ-Кагомэ»
- Цель: Развивать слуховое восприятие, терпение.
- Правила:
- Дети водят хоровод вокруг водящего с закрытыми глазами.
- Поют песню: «Кагомэ, Кагомэ, птица в клетке…»
- Когда песня заканчивается, водящий угадывает, кто стоит за его спиной.
- Что развивает: Слух, умение концентрироваться.
- Примечание: Игра сопровождается традиционным японским напевом.
4. Индийская игра «Кабадди» (упрощённый вариант)
- Цель: Учить стратегии, развивать выносливость.
- Правила:
- Две команды. Игрок из команды «нападающих» бежит к «противникам», пытаясь их коснуться, крича: «Кабадди!» без передышки.
- Если его поймают, он выбывает.
- Что развивает: Дыхательный контроль, скорость.
- Инвентарь: Меловая разметка для зон.
5. Еврейская игра «Ханая Матаи» (Ханукальные гонки)
- Цель: Развивать координацию, знакомить с традициями.
- Правила:
- Дети делятся на команды. Нужно пронести «свечу» (мячик на ложке) до финиша, не уронив.
- Упавший предмет — возвращается на старт.
- Что развивает: Равновесие, аккуратность.
- Инвентарь: Ложки, мячики.
6. Африканская игра «Манкала» (подвижный вариант)
- Цель: Тренировать счёт, быстроту реакции.
- Правила:
- На земле рисуют «лунки» (круги). Дети бегут к ним, кладут в свою лунку камешек и возвращаются.
- Чья команда быстрее заполнит все лунки — побеждает.
- Что развивает: Счётные навыки, скорость.
- Инвентарь: Камешки/шарики, мел.
7. Татарская игра «Тимербай»
- Цель: Учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
- Правила:
- Дети встают в круг, в центре — водящий («Тимербай») с закрытыми глазами.
- Игроки ходят по кругу, напевая: «Тимербай, у тебя пять детей…»
- На последних словах разбегаются, а «Тимербай» ловит их.
- Что развивает: Реакцию, умение слушать.
8. Мексиканская игра «Лотерея» (Ла Лотериа)
- Цель: Знакомить с культурой, тренировать память.
- Правила:
- Дети получают карточки с изображениями (животные, растения).
- Ведущий называет слова, игроки с нужной карточкой выполняют действие (прыжок, хлопок).
- Что развивает: Ассоциативное мышление, память.
- Инвентарь: Карточки с картинками.
9. Казахская игра «Ак суёк» (Белая кость)
- Цель: Развивать меткость, командный дух.
- Правила:
- Игроки делятся на две команды. Нужно бросить «кость» (белый мяч) как можно дальше.
- Противники бегут за ней, а команда-победитель получает очко.
- Что развивает: Силу броска, сплочённость.
10. Греческая игра «СтатУЯ»
- Цель: Тренировать равновесие, фантазию.
- Правила:
- Дети бегают под музыку. Когда музыка останавливается, они замирают в позе «статуи» (тематика: мифологические герои).
- Кто пошевелится — выбывает.
- Что развивает: Творческое мышление, самоконтроль.
Рекомендации для педагогов:
1. Адаптация правил: Упрощайте сюжеты, если дети не понимают.
2. Безопасность: Используйте мягкий инвентарь, избегайте резких движений.
3. Рефлексия: После игры обсудите: «Из какой страны эта игра? Что запомнилось?»
4. Интеграция с темами: Связывайте игры с занятиями по географии, сказкам, праздникам.
Картотека может быть дополнена иллюстрациями, аудиозаписями народных мелодий или видео примерами. Удачного путешествия в мир культурного разнообразия через игру!

05-05-2025

Мокану Даная Эдуардовна

студент(ка) 4 курса,БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»,г.Орёл

В настоящее время каждый педагог для усовершенствования образовательного процесса ищет наиболее эффективные пути, повышения заинтересованности учащихся. Наиболее эффективными современные технологии, и методы, которые направлены на познавательное,
коммуникативное, социальное и личностное развитие учащихся. Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее
спланированного процесса обучения [3].
Проектирование педагогической технологии предполагает
выбор оптимальной для
конкретных •условии системы
педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу
развития обучающихся и уровню их подготовленности [5]. педагогической литературе
представлены
несколько классификаций педагогических
технологий
В.Г.Гульчевской, В.Т.Фоменко, Т.И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии
систематизировал Г.К.Селевко [2]. Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к
намеченным результатам [3]. Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием
компьютеризации и технических средств [1]. В результате применениесовременных педагогических технологии достигается устойчивое позитивное усвоение предметных умений,
формирование социально ценных форм и привычек поведения.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий,
которые
обеспечивающих умение
учиться.
Сегодня
современное школьноеобразования должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Исходя из этого,
применение педагогических технологий способствует: • формированию
мотивов учения, развитию устойчивых
познавательных потребностей и интересов учащихся;
> развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы;
• раскрытию индивидуальных особенностей и
•способностей
учащихся; • развитию навыков самоконтроля,
самоорганизации
саморегуляции,
> становлению адекватной самооценки, развитию критичности по
отношению к себе и окружающим;
• усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся
начальной школы;
• развитию навыков общения со сверстниками, установлению
прочных дружеских контактов [|]. Таким
образом, внедрение педагогических технологий образовательный процесс школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание усвоение содержания учебных предметов, а также формированию универсальных учебных
действий.
Использованные источники: 1. Агафонова В.А. Современные образовательные технологии в начальной
школе
// https://cyberleninka.ru/journal/n/sovremennye-obrazovatelnye-
tehnologii-v-mirovom-uchebno-vospitatelnom-prostranstve
2. Классификация
педагогических
технологий
//https://vuzlit.com/434159/klassifikatsiya_pedagogicheskih_tehnologiy
3. Педагогические
технологии
//http://mihailovoschool.ucoz.ru/index/pedagogicheskie_tekhnologii/0-333
4. Педагогические технологии дополнительного образования детей//
https://studme.org/238609/pedagogika/pedagogicheskie_tehnologii_dopolniteln
ogo_obrazovaniya_detey
5. Чупрова
B.O. Современные педагогические технологии //https://urok.lsept.ru/articles/675135

05-05-2025

Дунаева Наталья Юрьевна

воспитатель МАДОУ №22 "Детский сад комбинированного вида", г. Кемерово

Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998), «Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998).
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с вышеназванной программой по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.
В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.
Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.
По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.
Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.
В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны...?»).
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Поиск