13-11-2025
Поломошнова Елена Павловна
КГУ "ОСШГ №1 имени Н.А. Островского" отдела образования Шемонаихинского района"
Социализация и адаптация детей-сирот — одна из приоритетных задач социальной политики и системы образования. Потеря родителей, дефицит эмоциональной поддержки, проживание в учреждениях, не замещающих семью, оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка.
Проблемы адаптации:
1. Эмоциональная нестабильность — дети часто страдают от тревожности, замкнутости или агрессии.
2. Недоверие к окружающим — затрудняет установление близких контактов со сверстниками и взрослыми.
3. Низкая самооценка и чувство неполноценности — результат отсутствия положительного подкрепления и поддержки.
4. Трудности в обучении — могут быть связаны с психоэмоциональным состоянием, нарушениями внимания, мотивации.
5. Слабые навыки саморегуляции и коммуникации — затрудняют интеграцию в школьный коллектив и социум в целом.
Проблемы социализации:
- Недостаток ролевых моделей поведения.
- Ограниченные представления о социальных нормах.
- Зависимость от педагогов и воспитателей, неспособность к самостоятельным решениям.
- Часто — стигматизация и предвзятое отношение со стороны окружающих.
Роль образовательных учреждений и педагогов:
Школа и педагогический коллектив играют важную роль в социализации детей-сирот. Важно создавать условия:
- для развития коммуникативных и социальных навыков;
- формирования позитивной самооценки;
- поддержки и безопасности.
Вывод:
Для успешной адаптации и социализации детей-сирот необходим комплексный подход: педагогическое сопровождение, психологическая помощь, индивидуальные образовательные маршруты и участие в социальных проектах. Особое внимание должно уделяться формированию доверительных отношений и развитию эмоционального интеллекта.
