Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

Современные образовательные технологии: деловая игра

08-10-2025

Бакунова Анна Алексеевна

учитель русского языка и литературы ЧОУ "СОШ №1 г. Челябинска"

Современные образовательные технологии: деловая игра.
Деловая игра – представляет собой имитационный коллективный игровой метод активного обучения и включает в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них
Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
Преимущество деловых игр по сравнению с традиционным обучением состоит в следующем:
1) в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций;
2) метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.
При разработке деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. В теме должны быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему и в силу двуплановости игры целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане - это дидактические и воспитательные цели, в условном - игровые. Причем чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей, формирования предметной и социальной компетентности специалиста.
В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы:
 принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;
 принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
 принцип совместной деятельности;
 принцип диалогического общения;
 принцип двуплановости (реальный и условный);
 принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Базовым элементом деловой игры является сценарий, который является основным документом для ее проведения.
При проектировании и в использовании деловых игр можно выделить следующие методологические трудности и зоны риска:
 отсутствие общепринятой концепции деловой игры;
 некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
 методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
 трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний;
 опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.
Отдельно можно выделить и социально-психологические ―сбои‖ в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают ―конфликтовать‖. Доминирование реального плана над условным планом происходит, если: личностные отношения вне игры переносятся в игру; конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры; кто-либо из участников игры ―использует‖ игровые ситуации и взаимоотношения в группе для ―решения‖ своих внутренних, глубоко личностных проблем.
Таким образом, деловая игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта, дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем, формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике, приобрести социальный опыт. В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.

Поиск