Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

20-11-2023

Васильева Ольга Николаевна

Учитель начальных классов.МОУ Солдатскоташлинская СОШ


Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка.
По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.
В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.
Для выявления уровня развития самооценки у учащихся можно предложить методику - диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях (равных 10см) отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности: ведь знание своих возможностей побуждает человека стремиться к их использованию.

Поиск