Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

МБДОУ детский сад № 53

21-03-2024

Буршит Людмила Михайловна

МБДОУ д/c № 52

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Из опыта работы на примере ниткописи и игрового парашюта)

Буршит Людмила Михайловна
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 52

Представляя опыт своей работы с детьми дошкольного возраста, хочу обратиться к утверждению Льва Семёновича Выгодского, в котором обозначено, что эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка – одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога.
К сожалению, в исследованиях современной психологии отражается актуальность проблемы эмоционального благополучия детей и их эмоционального здоровья (Л.В. Тарабакина, О.И. Изотова, Е.И. Холмогорова, А.Б. Гаранян, Т.И. Куликова, С.А. Черкасова, К.С. Шалагинова) [4, с.139], [1; 3; 5].
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что это связано с социальной нестабильностью в современном обществе, эмоциональными перегрузками, повышенной невротизацией взрослых, нарушениями в сфере детско-родительских отношений, что непосредственно сказывается на детях.
В детском саду нередко дошкольник оказывается в ситуации эмоционального дискомфорта. Причинами такого состояния могут быть неудовлетворенность потребности в эмоциональной близости со значимым взрослым (воспитателем), конфликтные взаимоотношения со сверстниками и низкий социометрический статус ребенка в группе, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности и др. [5].
Сопереживание, положительное отношение к себе и окружающим, способность учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, вера в свои силы, умение разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми – все это входит в эмоциональный компонент развития дошкольника, который является важным показателем эмоциональной зрелости ребенка и готовности дошкольника к переходу на следующий уровень образования.
В развитии эмоций важны технологии и инструментарий, помогающие специалисту включить их – яркие, захватывающие внимание детей, побуждающие их к действию, игре, творчеству и пр.
В моей практике первоначальный контакт с ребенком происходит в процессе игры или творчества.
В творческом процессе применяю технику рисунка. Дети любят рисовать и рисунок сам по себе «говорящий» по цветовой гамме, качеству линий, величине персонажей, объектов и многих других деталей.
В качестве сюрприза предлагаю ребенку порисовать с ним нитками (ниткопись, – разновидность ниткографии, рисование окрашенной нитью). Нитки используются шерстяные, а краски для этой техники лучше использовать гуашь. Нитка складывается пополам, делается петелька, опускается в гуашь, окрашивается и тянется через бумагу.
В результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Получаемые образы – абстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение, которое в свою очередь создает положительный эмоциональный фон, проявляемыми эмоциями удивления и радости. Продукт творчества может стать открыткой для мамы, которую ребенок может взять с собой с занятия, что оставляет положительный эмоциональный шлейф у ребенка.

Второй яркий инновационный метод, который используется мною в работе называется «игровой парашют». В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Однако разработок системы занятий с данным пособием в нашей стране не было. Сейчас же, разработок в данной области становится больше, хотя, до сих пор, «Игровой парашют» не имеет широкого распространения в ДОУ нашей страны.
Это эффективное средство в организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста.
Оно позволяет создавать коллективные игры, которые развивают умение ощущать и понимать окружающих, выражать заинтересованность к сверстникам, формировать дружескую атмосферу и взаимопомощь.
Данный метод является одним из ярких, эмоциональных, подвижных, игровых, захватывающих детей, их воображение.
Парашют представляет собой тканевый круг из нескольких цветных секторов с ручками.
Некоторые преимущества использования парашюта:
• Привлекает внимание детей. Развёрнутый парашют никого не оставляет равнодушным.
• Подходит для разных детей. Игры с парашютом полезны как тихим и медлительным, так и активным, в том числе гиперактивным детям. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и степень активности.
• Развивает воображение. Игры с парашютом учат подражать и показывать пантомимой характерные движения.
• Помогает в адаптации. Парашют способствует быстрой адаптации застенчивых и неуверенных детей в детском коллективе.
• Повышает стрессоустойчивость. Игры создают у детей бодрое, радостное настроение за счёт расширения и обогащения позитивного опыта совместной деятельности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходится долго уговаривать – они сами бросают свои дела и мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом играют в общие игры и не торопятся обычно присоединиться к групповым играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

Некоторые игры и упражнения с использованием парашюта для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников:
• «Волны и ветер». Цель: развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы, вырабатывание согласованности движений, внимания, снятие психических зажимов.
• «Ветерок для зайчонка… (имя ребёнка)». Цель: создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение детей, развитие коммуникативных навыков через движение, мышечное расслабление.
• «Терем-теремок». Цель: создание благоприятной психологической обстановки в группе, развитие умения ориентироваться в пространстве, снятие психоэмоционального напряжения.
• «Карусельный аттракцион». Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие элементарных коммуникативных навыков, способствовать лёгкой адаптации.
• «Обнимашки». Цель: развитие навыков совместной игры, сплочение группы, создание в группе дружеской атмосферы и доверия, развитие координации движения.
• «Космическое путешествие». Цель: создание эмоционального настроя, раскрепощение детей, формирование навыков межличностного взаимодействия, воспитание чувства ритма, снятие нервно-психического напряжения.

Во время проведения занятий с использованием пособия «Игровой парашют» наблюдаются положительные изменения. У детей: значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками; сокращаются сроки психофизической адаптации, укрепляются адаптивные возможности, тем самым способствуя, благоприятной адаптации детей, помогая психологу, педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения у ребенка. Игры вырабатывают умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь, доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.

Литература:
1. Куликова Т.И., Черкасова С.А., Шалагинова С.А. Эмоциональное здоровье младшего школьника / Под ред. Т.И. Куликовой. Тула: изд-во «Имидж Принт», 2011. 96 с.;
2. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2001. – 384 с.;
4. Шалагинова К.С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: моногр. Тула: Изд-во гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толсктого, 2009, 139 с., Фаустова И.В. Комлик Л.Ю. К вопросу эмоционального здоровья современных детей дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4 (48). С. 39-47].

Электронные ресурсы:
Е.Н. Герасимова, И.В, Фаустова (2018) Фадеева А.А. Данилова М.В. Психолого-педагогическая профилактика страхов детей дошкольного возраста //Мир науки. Педагогика и психология, 2019. № 6; URL: https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN619.pdf.




Поиск