03-09-2025
Карпова Инна борисовна
воспитатель
Социально-педагогическая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный математик»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год (9 мес.)
Автор-составитель:
Карпова И. Б,
воспитатель, МДОУ «Детский сад № 176»
г. Ярославль, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка………………….………………………………………….3
2.Учебно-тематический план ....……….…………………………………………….5
3. Содержание программы ...................……………………………………………..6
4. Календарный учебный график .......………………………………………………7
5.Обеспечение программы…………………………………………………...………8
6.Мониторинг образовательных результатов…………………………………...… 9
Список информационных источников ..………………………………...…………10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014года № 1726-р.
2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)
3.Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области (утв. приказом департамента образования Ярославской области от 27.12.2019 года № 47-нп).
4.Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).
5.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Актуальность
дополнительной образовательной программы «Юный математик» состоит в том, что в ней представлена система увлекательных игр и упражнений, направленных на развитие математических способностей и предпосылок учебной деятельности(понимание и самостоятельное решение задач, умение провести самоконтроль и самооценку выполненной работы), а формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Категория учащихся
Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) без особых образовательных потребностей.
Направленность
Программа «Подготовка к школе» имеет социально-педагогическую направленность, так как создает условия для повышения уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
Вид программы
Данная программа является модифицированной. Она разработана на основе авторской педагогической технологии Е.В.Колесниковой по обучению дошкольников математике.
Цели программы:
• раскрытие основных направлений математического развития детей 4 – 5 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
• создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок учебных действий, развитие математических способностей
Задачи:
Образовательные:
• создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
• приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
• формировать инициативность;
• формировать и развивать приемы умственной деятельности (сравнение, обобщение);
• формировать простейшие графические умения и навыки;
Развивающие:
Развивать потребность активно мыслить
Воспитательные:
Воспитывать навыки самостоятельности, усидчивости.
Ожидаемые результаты
К концу года дети среднего дошкольного возраста должны:
• считать в пределах десяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
• называть цифры от 1 до 10, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
• понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
• различать количественный, порядковый счет;
• устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
• находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
• сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
• выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
• отгадывать загадки о временах года;
• различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
• уметь ориентироваться на листе бумаги;
• решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно;
• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы
Отличительные особенности программы
Образовательная деятельность по программе не допускает дублирования материала НОД по ФЭМП, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания является его интегрированная основа. Программа носит развивающий характер, решает задачи общего развития дошкольника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучении.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. На занятиях используются элементы здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз, психогимнастика, дыхательные упражнения.
Данная программа разработана на основе авторской педагогической технологии Е.В.Колесниковой по обучению дошкольников математике. Учебно-методические пособия включают в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, методические рекомендации, примерное планирование, результаты освоения программы. Обучение строится на основе авторских разработок:
Учебно-методического пособия Колесниковой Е. В. – математика для детей 4 - 5 лет; 2008 г
Рабочей тетради «Математика вокруг нас»;
Демонстрационного материала для занятий с детьми
Режим организации занятий. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительность занятия – 20 минут. Период проведения занятий: октябрь-май. Форма организации детей на занятии: групповая.
Особенности комплектования групп. В учебной группе предполагается от 6 до 12 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Учащиеся принимаются в учебную группу по приказу заведующего на основании заявления родителей или законных представителей.
Формы аттестации учащихся. Освоение ДООП «Подготовка к школе» сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией учащихся. Способом определения результативности является анализ выполнения учащимися тестовых заданий, предусмотренных программой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Раздел
1 Количество и счет 10
2 Величина, геометрические фигуры 14
3 Ориентировка во времени и пространстве 6
4 Итоговая аттестация 1
Итого: 31
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить умение:
— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).
Познакомить:
1. с цифрами от 1 до 5;
2. стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
3. писать цифры по точкам;
4. соотносить цифры с количеством предметов;
5. понимать отношения между числами в пределах пяти;
6. отгадывать математические загадки;
7. различать количественный и порядковый счет, отвечать
на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
8. сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров);
9. употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
10. выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить знания:
— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить:
11. представлению о том, что фигуры могут быть разного размера;
видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить умения:
— различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
12. различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
Учить:
13. отгадывать загадки о частях суток, временах года;
14. различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
15. различать понятия быстро, медленно.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Продолжать учить:
16. различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо;
17. обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить:
— ориентироваться на листе бумаги.
