Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

23-09-2025

Виноградова Галина Владимировна

музыкальный руководитель


Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №118» г.Дзержинск Нижегородской области







Музыкальный руководитель
Виноградова Галина Владимировна



























сентябрь 2025г
Роль музыки в процессе адаптации детей в ДОУ.

Адаптация — самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Главная цель адаптации – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Роль музыки очень важна в социальной адаптации. Знакомство с музыкальными произведениями даёт детям пример положительного духовного и культурного развития. Прослушивание музыки позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании ребёнка особую атмосферу, когда малыш сам формирует образы, которые навевает мелодия. Всё это является основой успешного развития коммуникативных навыков, развития речи, внимания.
Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности. Слушание музыки позволяет развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Таким образом, обогащается внутренний мир ребенка, активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Следовательно, носит и здоровьесберегающий характер, что очень актуально в последнее время.
Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей, позволяет мозгу человека одновременно работать и быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает возможность создать «зону комфорта» для воспитанников детского сада. В воспитательной работе рекомендуется использовать детские песни («Улыбка» А. Шаинского, «Помирились» в исполнении Т. Негрей, произведения С. и Е. Железновых), отрывки из классических произведений известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.).
Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию. Музыка, в свою очередь, — благоприятная основа, на которой возникает духовная общность между людьми, взаимопонимание. Поэтому родителям дома с детьми рекомендуется использование «фоновой» музыки (к примеру, «Звуки природы»), которая также способствует созданию «зоны комфорта» у детей. Это необходимо для установления контакта между взрослым и ребенком.
Музыка способствует:
• Созданию благоприятной психологической атмосферы. Музыка стимулирует активность мозга, способствует выработке эндорфинов — гормонов радости, что создаёт позитивный настрой у ребёнка.
• Снижению уровня стресса и тревожности. Спокойные мелодии, медленные ритмы и мелодии с минимальной инструментальной нагрузкой способствуют расслаблению и снижению тревоги.
• Развитию эмоциональной отзывчивости. Через музыкальные произведения дети учатся выражать свои эмоции и чувствовать переживания других.
• Укреплению социальных связей. Игры с музыкальными инструментами, пением, танцами и движениями помогают детям выразить свои эмоции, развить координацию, укрепить связи с группой и педагогами.
• Развитию речевых и музыкальных навыков. Простые и запоминающиеся песни помогают детям развивать слух, память, артикуляцию, а также способствуют освоению новых слов и фраз.
Влияние музыки на ребенка и его личность очень велико. Именно поэтому использование музыки является одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка в ДОУ.

25-09-2025

Краснова Светлана Викторовна

Воспитатель

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости посмотреть, чему вы научились за год и как много знаете и готовы ли идти в школу. Давайте поздороваемся с ними.
В этот замечательный весенний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Замечательно! Мы подарили всем улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее вокруг.
Воспитатель: Ребята, после такого приветствия, какое у вас настроение стало?
Дети: Хорошее
Воспитатель: Ребята, у меня тоже очень хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами.
(Стук в дверь. Просовывается посылка).
Воспитатель: Что это? (посылка).Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней. Ребята, в ней приглашение и какая то накидка.
Читаю приглашение: Здравствуйте, ребята! Пишут вам невидимые жители волшебной страны «Умников и умниц». Мы слышали, что вы многое знаете и умеете и поэтому, вы скоро пойдете в школу. Приглашаем вас к нам в гости показать свои знания и умения. Мы для вас приготовили интересные, но сложные задания. А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и в конце сможете прочитать получившееся слово. Желаем вам удачи!
Посылаем вам волшебную накидку, с помощью которой вы окажитесь у нас в волшебной стране.
Воспитатель: Ребята, мы справимся, как вы думаете? (Да)
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в волшебную страну «Умников и умниц»? (Да)
Воспитатель: -Но, перед тем как отправиться нам в эту волшебную страну, давайте сначала проведем разминку для ума. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны мне на него дать правильный ответ и вернуть мяч.
Разминка «Не зевай, на вопросы отвечай!
1) - Как называется страна, где мы живём?
2) – Как называется наш город, где мы живём?
3) – Как называется река, которая протекает в нашем городе?
4) -Сколько месяцев в году?
5) -Сколько дней в неделе? Назови их.
6) – Кто стоит справа от тебя?
7) -Кто стоит слева от тебя?
8) -Какие времена года знаете? Назови их.
9) -Какое сейчас время года?
10) -Назови весенние месяцы.
(Воспитатель надевает накидку, накрывает ею детей. Звучит волшебная музыка).
Воспитатель: В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать полными ответами.
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними!

Воспитатель: Для того, чтобы произошло наше перемещение в волшебную страну «Умников и умниц», нужно одеть накидку, закрыть глаза и посчитать от 10 до 0.
(Воспитатель надевает накидку, накрывает ею детей. Звучит волшебная музыка).
Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в волшебной стране «Умников и умниц». Посмотрите здесь какой-то сундучок. Ребята, как выдумаете, что в нем может быть? (ответы детей) Давайте заглянем в него.
Воспитатель: Правильно, здесь задания. Вы хотите показать жителям этой страны, что вы много знаете и умеете? (Да)
Если мы все задания выполним, то получим от жителей волшебной страны гордое звание «Умников и умниц».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Задание 1.
(В сундуке подсказка – книга сказок) Первое задание от жителей страны: мы должны отгадать загадки, в которых спрятались названия разных сказок.
1. Брат решил воды напиться-
Не узнать теперь его.
-Эти рожки и копытца
Отрастил ты для чего?
Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
2. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Дети: «Дюймовочка»
3. «До свиданье!», молвив маме,
В путь пустилась с пирожками,
Знать не зная, что волчище
В это время в чаще рыщет.
Дети: «Красная шапочка»
4. Это сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый.
Дети: «Кот в сапогах»
5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
Семь волшебных лепестков
Принесли семь разных слов.
Дети: «Цветик – семицветик»
Воспитатель: Молодцы, ребята с этим заданием вы и за выполнение этого задания вы получаете букву «М»
Задание 2.
(в сундучке подсказка -нарисованный мешочек, а на нем буквы)
А теперь берем стульчики и проходим за столы.
Воспитатель: Следующее задание: нужно найти место звука в слове.
На столах у каждого из вас лежит картинка с предметами, вы подумаете, определите, где находится звук «С» в начале, середине или в конце слова.
(10 картинок)
Слова: слива, листья, ослик,

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием и вы получаете букву «О»

Задание 3.
(в сундучке подсказка- нарисованный торт)
Воспитатель: Ребята, невидимые жители волшебной страны приготовили угощение – торт и просят вас его разделить на 8 равных частей. Какую форму имеет торт? (круглую форму). На сколько равных частей мы его можем разделить? (на 8) Как это сделать?
Дети: чтобы разделить круг пополам, надо его сложить.
Воспитатель: Сложите круг пополам. Прогладьте по линии сгиба и разрежьте. (напоминаю правила работы с ножницами)
Дети: получилось две части.
Воспитатель: Как называется каждая часть?
Дети: каждая част называется одна вторая.
Воспитатель: Даша, как получить четыре равные части?
Даша: нужно каждую половинку разрезать еще на две равные части.
Воспитатель: Соедините две части вместе и сложите их пополам. Прогладьте линию сгиба и разрежьте. Сколько получилось частей?
Дети: получилось 4 части.
Воспитатель: Теперь соберите все части еще раз сложите пополам. Прогладьте линию сгиба и разрежьте. Сколько получилось частей(8).Покажите одну часть из восьми? Как называется одна часть из восьми?
Дети: одна часть из восьми называется 1/8
Воспитатель : Ева, как называется две части из восьми. (2/8). Покажите две части из 8. Так же разбираем три части из 8.
Воспитатель: покажите 4 части из 8. Что можно сказать про эти части?
Дети: это половина круга.
Воспитатель: покажите 8 из 8. Как по-другому можно назвать 8 из 8.
Дети: это целое.
Воспитатель : что больше 1/8 или целый круг?
Дети: целый круг больше, чем 1/8.
Воспитатель: что меньше 3/8 или целый круг?
Дети: 3/8 меньше, чем целый круг.
Воспитатель: Какие вы молодцы, и мы получаем от жителей волшебной страны букву Л! А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть.
Физ. минутка
Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнём, взбодримся и вспомним дни недели.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте).
А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.

Воспитатель: Молодцы, а теперь вернемся к нашим заданиям.
Задание 4.
(подсказка –лист с напечатанными цифрами и знаками).
А сейчас жители страны приготовили для вас весёлые задачки. Внимательно слушайте условие и считайте правильно. Ответ на них вы должны будите мне показать с помощью карточек.
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца. (5)
(Задача на сложение или вычитание? При решении используем какой арифметический знак)

Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей-
Сколько всего в воде малышей? (6)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (4)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все задачки правильно решили и поэтому вы получаете ещё одну букву «О»

Задание 5.
(подсказка в сундучке – лист с нарисованными геометрическими фигурами)
Воспитатель: У вас на столе листы и цветные карандаши. В центре листа нарисуйте желтый круг. В нижнем левом углу синий квадрат, а в правом верхнем углу зеленый треугольник, в правом нижнем углу красный квадрат, а в левом верхнем углу оранжевый овал.
Воспитатель: Где находится круг? Какого он цвета? Какая фигура красного цвета? Где она расположена? И т. д. Молодцы!
А теперь давайте наши геометрические фигуры дорисуем и сделаем красивые предметы, их мы оставим в подарок жителям сказочной страны. Молодцы, все хорошо справились и поэтому вы получаете ещё одну букву «Д»

Задание 6.
(подсказка в сундучке – игра «Скажи наоборот») Игра с мячом
Воспитатель:
Я говорю вам высоко
А вы скажите (низко)
Я говорю вам далеко
А вы скажите (близко)
Длинный (короткий)
Широкий (узкий)
Толстый (короткий)
Горячий (холодный)
Потолок (пол)
Грустный (веселый)
Злой (добрый)
Хорошо (плохо)
Идет (стоит)
Утро (вечер)
Больной (здоровый)
Старый (молодой)
Чистый (грязный)

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились и с этим испытанием, а это значит,
что вы получаете ещё одну букву. Букву «Ц».

Задание 7
(подсказка в сундучке – картинка о весне)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? (Весна).
Воспитатель: Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Весна бывает долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, мокрая, грязная, праздничная)
Сколько месяцев у весны?
Дети:3 месяца.
Как называется первый месяц?
Дети: Первый месяц называется март.
Как называется второй месяц?
Дети: Второй месяц называется апрель.
А как называется третий месяц весны?
Дети: Третий месяц называется май.
Назовите соседей весны?
Дети: Зима и лето.
Поиграем с пальчиками.
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки,
Дружно дают теплоту и питанье
Нашим цветам под землёй корешки.

Воспитатель: Я предлагаю вам на время стать художниками и создать картину «Ромашки». Чем можно нарисовать картину? А мы сегодня будем рисовать не карандашом, а ластиками. Перед вами лежат листы бумаги, заштрихованные простым карандашом. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком

20-09-2025

Малкова Ольга Евгеньевна

преподаватель

Русские люди всегда почитали защитников Отечества тех, которые
несли тяготы военных походов, подвергались смертельным опасностям в битвах, победами и подвигами стяжали славу для своего Отечества. Великие полководцы А. Невский, князь Довмонт-Тимофей Псковский, Д. Донской, прославленный полководец Ф. Ушаков были причислены Русской православной церковью к лику святых за праведную жизнь и службу на благо родной земли. Они своими ратными подвигами воплотили заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Особое место среди таких защитников Родины, по моему мнению, занимает Александр Васильевич Суворов. Он был организатором блестящих побед, более пятидесяти лет посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, провел более шестидесяти сражений и ни разу не знал поражения.
Мы часто слышим о том, что Суворов был полководцем, фельдмаршалом, генералиссимусом, его называли «архирусским генералом», «гением войны», «солдатом-полководецем», «Российским Победоносецем», - все эти характеристики, действительно раскрывают многогранную личность Александра Васильевича Суворова, но я убеждена в том, что источником силы этого великого человека была вера в Бога.
Будучи истинным православным христианином, Суворов считал, что воинский путь для него был прежде всего духовным подвигом. Исполненный верой в Бога, Суворов в «Науке побеждать» так говорил о своем предназначении: «Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава»
Сегодня, когда Россия в буквальном смысле ведет войну за независимость, а значит, за сохранение православной веры, тысячи солдат обращают свои помыслы к истории жизни Суворова. Образ великого полководца, честного, совестливого человека, невероятного труженика, достойного сына Отечества и воина Христова в наше трудное время многим русским людям дает духовные силы.
Александр Васильевич Суворов родился в день памяти Иоанна Златоуста, 13 ноября 1730 года в семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. Василий Суворов назвал своего сына Александром не случайно. Сам будучи христианином, имея глубокие познания военной истории, отец выбирает для сына имя великого русского полководца, за подвиги христианские причисленного к лику святых - благоверного князя Александра Невского. Впоследствии, в возрасте семи лет, прочитав «Житие Александра Невского», Суворов выбирает себе
«ангелом», образцом для подражания именно этого святого. Во имя своего небесного покровителя в селе Кончанском Суворов воздвигает церковь святого благоверного князя Александра Невского. А в 1771 году за победу при Столовичах в войне с Барской конфедерацией Суворов получил от Екатерины II бриллиантовую звезду ордена Св. Александра Невского,
и в этом мне видится знак единения двух великих полководцев, которые на поле брани отстаивали идеалы православной веры.
В жизни верующего человека нет случайных совпадений, поэтому незримая связь Суворова с Иоанном Златоустом для меня тоже очевидна. Святитель был назван Златоустом за свои прекрасные проповеди, которые он произносил почти каждый день. Его речи, всегда основанные на Священном Писании, помогали простым, зачастую неграмотным, людям понять глубины христианского вероучения. „Мы предлагаем вам ежедневно эту
духовную трапезу, - говорил он в своих беседах, - чтобы непрерывным научением и упражнением в Божием Писании оградить вас от всяких наветов злого духа...». Вот и Суворов для меня является истинным проповедником. Он единственный из военачальников пишет произведения, где излагает не только свой взгляд на устройство армии, но и выстраивает целую воспитательную систему для солдат, основанную на ценностях православной веры. Чего стоит его знаменитая тетрадь «Капральские беседы», которая называлась «солдатским катехизисом». Разве случайно это сравнение? Конечно же, нет! В православии катехизис — это краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение. Катехизис предполагает краткость, ясность и однозначность изложения. Краткость, ясность и однозначность изложения становятся для Суворова не только основой его литературного стиля, но и стиля жизни. На страницах «Капральской тетради» мы читаем наставления Суворова солдатам: «Герои-молодцы! Кто грудью стоит за веру, отечество и царя – того Бог милует. Храбрый солдат выполняет данную им перед Богом клятву. Подлый трус нарушает ее и подвергается страшному Его суду». В каждой строке Суворов обращает солдат к Богу, убеждает, что жизнь солдата на войне в Божьих руках. Я думаю, что Суворов так проникновенно говорил об этом, потому что на себе ощущал защиту, Божию помощь. А иначе как объяснить его победу в сражении с турками на Кинбурнской косе?
1 октября 1787 года во время русско-турецкой войны 1787- 1791 годов, противник подошел на военных кораблях к русской крепости Кинбурн и решил овладеть крепостью. В этот день Православная церковь отмечала праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и Суворов находился на литургии в церкви. Он знал о высадке вражеского десанта, но приказал не открывать ответный огонь и ждать, пока высадятся все турецкие войска. Александр Васильевич проявил в этой сложной ситуации важные черты личности военачальника: выдержку, терпение, расчет, а главное - уверенность в том, что закон войны для солдата заключен в словах «Молись Богу, от Него победа!». Считается, что Суворов молился до конца службы, потом попросил ещё отслужить молебен о победе. Только после окончания «ангельской обедни на небесах» Суворов приказал начинать военные действия. На Кинбурнской земле в благодарность Богу и Матери Божией Суворов построил храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Иоанн Златоуст проповедовал, что вера - это не только чтение молитв, а еще и исполнение на деле заповедей Господа. Суворов, следуя примеру И. Златоуста, выработал для солдат правило: перед битвой солдат, по старой русской традиции, надевает белую чистую рубашку, стоит на молебне, читает молитву: "Пресвятая Богородице, спаси нас. Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога за нас". В «Капральской тетради» Суворов так наставляет солдат: "Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай". Жизнь по вере для Суворова – это честное ратное служение. Солдат, который защищает интересы Родины, является Христовым воином, поэтому исполнение заповедей Христа на войне-это непременное условие.
Я думаю о состоянии души солдата на войне, так как он должен убивать, лишать жизни противника. Какую ответственность несет Суворов за своих солдат перед Богом? Как не допустить жестокости и мародерства в тяжелейших условиях войны? Как не отступить от заповеди Христа «Не убий», ведь война сама по себе «жестокое предприятие»? И на этот сложнейший вопрос я нашла ответ у Суворова в «Капральской тетради»: «С пленным быть милосердным — солдат не разбойник. Грех напрасно убивать — они такие же люди». И, действительно, наставление Суворова передает истинный смысл заповеди, поэтому солдаты у Суворова не разбойники, а Христовы воины, Русские богатыри, которым заповедь «не убий» запрещает лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку, и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Защита Отечества – это не личный мотив, а дело святое. Такая война поистине является справедливой и благословляется Богом. И поэтому христианский воин идет не захватывать имущество или земли и не убивать, но защищать Родину, не щадя своей жизни ради великой любви к людям.
Командуя Суздальским полком, анализируя опыт Семилетней войны, Суворов в 1764 году пишет знаменитое «Полковое учреждение». Среди глав, посвященных регламентации военного состава, я нахожу неизменное христианское наставление Суворова: «Учрежденные при полку молитвы суть: 1-е – «Господи Иисусе Христе Боже Спаситель мой», 2-е – «Символ Веры», «Верую во Единого Бога», 3-е – «Отче Наш», 4-е – «Богородице Дево радуйся». Оные всем нижним чинам твердо знать и ежедневно поутру и ввечеру по оным Господу Богу молитца, читая их каждой вслух и наизусть.»
«Полковое учреждение» состоит из 6 глав, в которых автор детально расписывает задачи, обязанности, всех участников военного процесса, показывает себя прекрасным администратором, организатором. Суворов выстраивает свою систему по кирпичику, от его взгляда ничто не ускользает. Он заботится о чистоте и убранстве в третьей главе, а в четвертой рассуждает по поводу воинского послушания, распорядка и должностей. Казалось бы, зачем, когда нет похода, сражения, думать о войне? Для меня ответ очевиден. Я думаю, что вся суворовская наука побеждать пропитана любовью к человеку, к солдату, к жизни, а значит, - к Богу. Суворов, как отец, любит своих солдат, хочет, чтобы его дети - солдаты на поле боя не только ратные подвиги стяжали, но и живыми оставались. Заботясь о солдатах, Александр Васильевич требовал, чтобы походная кухня и повозки с палатками выдвигались вперед на пятнадцать верст, для того, чтобы войска, пребывающие на ночлег, находили на месте уже готовую горячую пищу и палатки. Так был организован марш Суворова от Немирова до Бреста в 1794 году, когда за девять дней войсками было пройдено двести семьдесят верст. Любовь к солдату проявлялась не только в умелых административных действиях Суворова по организации армии, но и в том, что он, будучи прежде всего солдатом, был духовно близок к нему. Пройдя сам девятилетнюю солдатскую службу, Суворов сроднился с солдатом и не раз утверждал: «Мне солдат дороже себя». Будучи командиром Суздальского пехотного полка, Суворов строит полковую церковь, школу для солдатских детей, сам преподает, составляет для школы молитвенник и краткий катехезис. Везде личный пример - вот отличительная черта характера великого учителя, воина, христианина Александра Суворова. А.Ф. Петрушевский в своей книге «Генералиссимус князь Суворов» в восьмой главе так описывает отношение

19-09-2025

Гордеева Александра Витальевна

МАДОУ "Детский сад 422" г. Перми


Конспект занятия
в форме квест-игры «Осенняя ярмарка»
для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы

Тема: «Осенняя ярмарка»
Участники: дети комбинированной подготовительной к школе группы.
Форма: фронтальная.
Тип деятельности: закрепление ранее приобретённых знаний.
Время решения квеста – 30 минут.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об осенних изменениях в природе, создание условий для развития речевых навыков через игру.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарь по темам «Овощи. Фрукты»;
-закреплять умение вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
- совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами;
- совершенствовать навык пересказа с опорой на мнемотаблицу;
- формировать языковое чутье на примере пословиц.
- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением).
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную и доказательную речь при выполнении заданий;
- развивать фонематические представления, зрительное внимание и восприятие, мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, чувство рифмы;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать способность к речевому самоконтролю.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать у детей чувство дружбы, навыки сотрудничества, умение работать в команде;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность.

Оборудование: музыкальное сопровождение (запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»), маршрутный лист с указанием станций в определенном порядке, буквы (С, У, Н, Д, У, К), SMART доска, кроссворд, ребус, сюжетная картина «Сад», яблоки, написанными на них словами, пословица, плоскостные изображения овощей, грузовиков с цифрами 1, 2, 3, банки с овощами и фруктами, фонарики, сундук с муляжами овощей и фруктов, корзинка с натуральными яблоками.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, участие в уборке урожая с опытного участка; экскурсии с родителями в овощной магазин, на овощной рынок, участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома, рассматривание, сопоставление овощей, фруктов; рассматривание иллюстраций кулинарной книги; беседы с детьми о труде колхозников на полях осенью; чтение художественной литературы (Н. Носов «Огурцы», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Б. Житков «Сад» (из серии «Что я видел»), В. Сутеев «Мешок яблок», К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Дж.Родари «Чиполлино», русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки» и др., беседы по прочитанным произведениям; разучивания стихотворения «Дедушка Рох» (польская песенка), заучивание загадок, пословиц и поговорок, об овощах, фруктах, о труде на индивидуальных занятиях с логопедом; рассматривание картины «Натюрморт»; дидактические игры «Подбери признак», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «В саду или огороде», «Четвертый лишний» др.; составление описательных рассказов об овощах, фруктах по плану; сюжетно-ролевая игра «Повара»; разучивание подвижной игры «Пугало»; изготовление атрибутов, раздаточного материала; оформление помещений в соответствии с игрой; назначение ведущих на каждую станцию; подготовка заданий по каждой станции; разработка маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке для каждой команды.

Место проведения квеста: используются все свободные помещения образовательного учреждения (групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты логопедов (2), компьютерный класс).

Ход квест-игры (занятие)
Команда собирается в групповой комнате. Тихо звучит запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»).
Организационный момент
Появляется грустный дедушка.
Дедушка. Собрался я на осеннюю ярмарку везти свой урожай, но Баба – Яга спрятала его и не хочет мне отдавать. Помогите мне, пожалуйста, ребята отыскать урожай.
Логопед. Ребята, вы готовы помочь дедушке? (Да.)
Дедушка. А чтобы найти урожай, вам нужно выполнить все задания Бабы – Яги и получить шесть подсказок – букв. Собрав все буквы вместе, вы составите слово, которое и подскажет вам, куда Баба – Яга спрятала мой урожай. А искать буквы нужно по карте, которую мне оставила Баба – Яга.
Логопед. Все готовы к приключениям? (Да).
Команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке. На каждой станции будут стоять ведущие, которые будут проводить испытания. За каждый правильный ответ будет выдаваться одна буква.
Команда начинает прохождение маршрута.
Станция 1. «Загадочная»
На мольберте висит кроссворд.
Воспитатель. Смотрите, а вот и первое задание.
Ранней осенью в огород и сад собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай.
Кроссворд составляется по исходному слову (УРОЖАЙ). Начальное слово написано по вертикали (взрослый читает загадки, а дети вписывают отгадки под соответствующими цифрами по горизонтали в кроссворд.

1. У


2.
3. Р
О
4. Ж
5. А
6. Й

Загадки к кроссворду:
1. Заставит заплакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук.)
2. Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий … (Огурец.)
3. Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился … (Горох.)
4. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой,
Фиолетовый кафтан
Надевает ... (Баклажан.)
5. Что за барышня такая
Смотрит с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ... (Слива.)
6. На грушу похожа,
На яблоко тоже.
Отгадаете едва.
Ой, да это же ... (Айва.)
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд.
Убрав кроссворд с мольберта, дети находят букву Д.
2. Станция «Садовая»
Ведущий станции (Садовник). Здравствуйте, ребята! Рад видеть вас на своей станции, но чтобы открылись ворота, вам нужно разгадать ребус.
Садовник обращает внимание на ребус, помещенный на доске.
Задание 1: «Разгадывание ребуса».

,,
Д

Дети разгадывают ребус (САД).
Садовник открывает ворота.
Садовник. Великолепно! Вы разгадали ребус и попали в мой сад.
Что происходит с садом осенью? (Опустел, осыпался, уснул).
- Смотрите, на яблоне остались необычные яблоки, на каждом яблоке написано слово.
Дети читают слова.
Задание 2: «Собери пословицу».
- Вам нужно из этих слов правильно собрать пословицу (За фруктами пойдешь, здоровье найдешь.) и объяснить ее смысл.
Дети выполняют задание.
Садовник показывает сюжетную картинку «Голова садовая».
Задача на логическое мышление
- В каком случае можно сказать «Голова садовая»?
Уж не в саду ли она выросла? (Нет.)
- Как вы понимаете это выражение (Глупая, рассеянная).
- Правильно, здесь мы видим переносное значение слова.
Садовник. Молодцы, справились со всеми заданиями, получите букву С.
3. Станция «Огородная»
Детей встречает ведущий в костюме Пугало.
Пугало. Здравствуйте, здравствуйте. Я рад так видеть вас, друзья. Всех птиц разогнал, скучно мне одному. Пока стоял, скороговорку сочинил:
У Егора огород,
Там и редька и горох,
Рядом огород Федоры,
Там на грядках помидоры.
Игра «Повтори, не ошибись»
- Повторяем за мной, только чтобы без ошибок!
Дети повторяют скороговорку.

08-04-2025

Карамышева Анастасия Алексеевна

Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с РАС , МБДОУ "Детский сад №103", г. Нижний Новгород

Игры на взаимодействие
для детей с расстройством аутистического спектра
Игры на взаимодействие для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) — это ключевой инструмент для развития коммуникации, социальных навыков, эмоциональной регуляции и совместного внимания. Главные принципы таких игр: предсказуемость, визуальная поддержка, минимальное использование сложной речи и акцент на тактильных и зрительных ощущениях.
Подборка игр, разделенная по целям и категориям.
1. Игры на установление контакта и совместное внимание
Цель: научить ребенка делиться эмоциями, следовать взглядом, показывать пальцем, работать в паре.
• Мыльные пузыри: Классическая и очень эффективная игра.
o Как играть: Надуйте пузыри и с восторгом следите за ними. Дайте ребенку команду «лопни!» или просто ждите, когда он посмотрит на вас или на пузырь, чтобы вы надули еще. Можно учить по очереди: сначала ты дуешь, потом я.
• Воздушный шарик:
o Как играть: Подкидывайте шарик в воздух, не давая ему упасть. Это требует концентрации внимания на одном объекте и координации действий с партнером.
• Парашют с игрушками:
o Как играть: Несколько человек держат за края небольшой парашют или простыню. Кладут на него легкие мячики или игрушки. Совместными движениями (вверх-вниз) заставляют их «прыгать». Это прекрасно учит действовать синхронно.
2. Тактильные и сенсорные игры
Цель: помочь ребенку обрабатывать сенсорную информацию, снизить тревожность, получить приятный опыт.
• Сенсорные коробки:
o Как играть: Наполните пластиковый контейнер разными материалами: кинетический песок, крупа (рис, фасоль), вода, шарики гидрогеля, пуговицы. Спрячьте внутри маленькие игрушки (из киндер-сюрприза), и пусть ребенок ищет их руками.
• Игры с тестом/пластилином:
o Как играть: Лепите вместе, не требуя сложных фигур. Можно просто отщипывать кусочки, раскатывать колбаски, втыкать в массу макароны или фасоль. Отлично успокаивает и развивает моторику.
• «Угадай на ощупь»:
o Как играть: Положите в непрозрачный мешочек разные небольшие предметы (мячик, машинку, шишку, щетку). Ребенок должен на ощупь определить, что это.
3. Игры с правилами и очередностью
Цель: научить ждать своей очереди, принимать правила, справляться с проигрышем.
• Настольные игры-«ходилки»:
o Примеры: Простые игры с бросанием кубика и передвижением фишки на выпавшее количество шагов. Правила должны быть максимально простыми.
o Совет: Используйте визуальную поддержку — карточку с надписью или символом «Твой ход» / «Мой ход».
• Боулинг:
o Как играть: Сбивайте кегли или пластиковые бутылки с водой мячом. Вести счет можно, но не обязательно. Главное — четкая очередность: сначала кидаешь ты, потом я.
4. Социально-ролевые игры
Цель: развивать воображение, понимание социальных ролей, отрабатывать бытовые диалоги.
• Игра в «Магазин»/«Кафе»:
o Как играть: Используйте настоящие упаковки от продуктов, игрушечные деньги. Распределите роли: ты — покупатель, я — продавец. Используйте простые скрипты-сценарии: «Здравствуйте», «Дайте, пожалуйста...», «Сколько стоит?», «Спасибо».
• Игра в «Доктора»:
o Как играть: Полечите мишку или куклу. Это помогает снизить страх перед реальными походами к врачу и проиграть ситуацию.

5. Подвижные игры с простыми правилами
Цель: выплеснуть энергию, координировать действия с другими, следовать инструкции.
• «Съедобное-несъедобное»:
o Как играть: Классическая игра с мячом. Можно адаптировать категории под интересы ребенка (например, «транспорт — не транспорт», «животные — не животные»).
• «Повторяй за мной»:
o Как играть: Взрослый делает простые движения (хлопает в ладоши, топает ногой, прыгает, издает смешной звук). Задача ребенка — повторить. Потом можно поменяться ролями.
• «Твистер»: Отлично развивает моторную координацию и позволяет взаимодействовать в веселой, невербальной форме.
__________________________________________________________________
Ключевые принципы успеха:
1.Визуальная поддержка: Используйте картинки, чтобы показать правила игры, очередность ходов или ее этапы.
2. Предсказуемость: Начинайте с одних и тех же ритуалов (например, счет «1-2-3-начали!»), заранее показывайте, во что будете играть.
3. Гибкость и наблюдение: Следите за состоянием ребенка. Если игра вызывает стресс — упростите правила или смените деятельность. Цель — не выиграть, а получить позитивный опыт взаимодействия.
4. Поощрение: Хвалите за любую, даже самую маленькую попытку взаимодействия («Супер, ты кинул мяч!», «Я вижу, ты ждешь своего хода, как здорово!»).
5. Короткие сессии: Лучше несколько коротких успешных игр (по 5-10 минут), чем одна длинная, которая закончится истерикой.
Главное — быть терпеливым, следовать за интересом ребенка и самому получать удовольствие от процесса. Игра — это самый естественный и эффективный способ войти в мир ребенка с РАС и помочь ему выйти в наш мир.

03-08-2025

Чайникова Наталья Александровна

Заместитель директора, МБУ ДО ЦРТДиЮ, г. Ростов-на-Дону

Цель: Обеспечить педагогов-навигаторов практическими рекомендациями и инструментарием для эффективного сопровождения подростков на всех этапах профессионального самоопределения – от первичной диагностики до реализации профессиональных планов.
Задачи:
• Описать роль и функции педагога-навигатора в процессе профессионального самоопределения подростков.
• Предоставить методические рекомендации по организации и проведению индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора.
• Разработать алгоритм разработки индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных целей подростков.
• Предложить стратегии и инструменты для поддержки подростков в процессе профессиональных проб и стажировок.
• Акцентировать важность сотрудничества с родителями, образовательными организациями и представителями профессионального сообщества.
Содержание:
Глава 1. Роль и функции педагога-навигатора в профессиональном самоопределении подростков
1. Педагог-навигатор как ключевая figure в профориентационном процессе:
Определение роли педагога-навигатора в системе профориентации.
Отличие функций педагога-навигатора от функций классного руководителя и педагога-психолога.
Компетенции педагога-навигатора (знание рынка труда, образовательных программ, методов психодиагностики, консультирования, коучинга).
2. Основные функции педагога-навигатора:
Диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей подростков.
Информирование о мире профессий, образовательных возможностях, требованиях рынка труда.
Индивидуальное консультирование по вопросам профессионального выбора.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Организация и сопровождение профессиональных проб и стажировок.
Поддержка подростков в процессе профессионального самоопределения и адаптации к новым условиям.
Взаимодействие с родителями, образовательными учреждениями и представителями профессионального сообщества.
3. Этические принципы работы педагога-навигатора:
o Уважение к личности и выбору подростка.
o Конфиденциальность информации.
o Объективность и непредвзятость.
o Профессиональная компетентность.
o Ответственность за результаты своей деятельности.
Глава 2. Организация индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора
1. Цели и задачи индивидуальных консультаций:
Помощь подростку в осознании своих профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Предоставление информации о различных профессиях и образовательных возможностях.
Оценка соответствия индивидуальных особенностей подростка требованиям различных профессий.
Помощь в формировании реалистичных профессиональных целей и планов.
Разрешение сомнений и противоречий, связанных с профессиональным выбором.
Поддержка и мотивация подростка в процессе профессионального самоопределения.
2. Этапы проведения индивидуальной консультации:
o Этап 1: Подготовка к консультации:
Изучение результатов диагностики профессиональных склонностей и интересов подростка.
Сбор информации о жизненных целях, ценностях, увлечениях и опыте подростка.
Подготовка материалов (информация о профессиях, образовательных учреждениях, формы для заполнения).
o Этап 2: Установление контакта:
Создание доверительной и доброжелательной атмосферы.
Представление себя и объяснение цели консультации.
Установление взаимопонимания с подростком.
o Этап 3: Сбор информации:
Вопросы о профессиональных интересах, склонностях, способностях, достижениях, увлечениях, планах на будущее.
Выявление потребностей и ожиданий подростка от консультации.
Использование различных техник активного слушания (парафразирование, уточнение, отражение чувств).
o Этап 4: Анализ информации и принятие решения:
Обсуждение результатов диагностики и другой полученной информации.
Оценка соответствия индивидуальных особенностей подростка требованиям различных профессий.
Рассмотрение различных вариантов профессионального выбора.
Помощь в формировании реалистичных профессиональных целей и планов.
o Этап 5: Завершение консультации:
Подведение итогов консультации.
Формулировка конкретных шагов для достижения намеченных целей.
Предоставление информации и материалов для самостоятельного изучения.
Назначение следующей встречи (при необходимости).
Прощание и выражение поддержки.
3. Методы и техники консультирования:
Информационное консультирование:
 Предоставление информации о профессиях, образовательных учреждениях, требованиях рынка труда, возможностях профессионального роста.
 Использование различных источников информации (справочники, каталоги, веб-сайты, видеоматериалы).
Диагностическое консультирование:
 Анализ результатов диагностических методик.
 Оценка соответствия индивидуальных особенностей подростка требованиям различных профессий.
Психологическое консультирование:
 Работа с сомнениями, страхами и мотивацией подростка.
 Помощь в осознании своих ценностей и целей.
 Поддержка и мотивация в процессе профессионального самоопределения.
Метод коучинга:
 Постановка конкретных измеримых целей.
 Разработка плана действий.
 Мониторинг прогресса и корректировка плана.
 Поддержка и мотивация подростка в достижении целей.
4. Примеры типичных ситуаций и способы их разрешения в процессе консультирования:
o Подросток не знает, чем хочет заниматься: использование профориентационных игр, упражнений, дискуссий, анализ увлечений и интересов.
o Подросток боится сделать неправильный выбор: обсуждение возможных рисков и стратегий их преодоления, поиск альтернативных вариантов.
o Подросток испытывает давление со стороны родителей: организация совместной консультации с родителями, помощь в установлении взаимопонимания и поиске компромиссов.
o Подросток переоценивает свои возможности: проведение диагностических процедур, объективная оценка способностей и достижений, обсуждение требований рынка труда.
Глава 3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных целей
1. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ): понятие, структура, этапы разработки.
o Определение ИОМ как персонализированной образовательной программы, направленной на достижение конкретных профессиональных целей.
o Структура ИОМ:
 Цель (профессиональная сфера, конкретная профессия).
 Задачи (знания, умения, навыки, необходимые для достижения цели).
 Содержание (образовательные предметы, курсы, секции, внеурочные мероприятия).
 Формы и методы обучения (лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, проекты, исследования, профессиональные пробы).
 Ресурсы (образовательные учреждения, педагоги, специалисты, материалы, оборудование).
 Оценка результатов (текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация, портфолио, отчеты о профессиональных пробах).
o Этапы разработки ИОМ:
 Диагностика профессиональных интересов и склонностей.
 Определение профессиональных целей.
 Выбор образовательных предметов и курсов.
 Планирование внеурочной деятельности.
 Согласование ИОМ с подростком, родителями и педагогами.
 Реализация ИОМ.
 Мониторинг и корректировка ИОМ.
2. Алгоритм разработки ИОМ:
o Шаг 1: Определение профессиональной цели:
 Использование результатов диагностики, консультаций, профессиональных проб.
 Формулировка цели в конкретной и измеримой форме (например, "стать программистом", "поступить в медицинский университет").
o Шаг 2: Определение необходимых знаний, умений и навыков:
 Анализ требований выбранной профессии.
 Использование профессиональных стандартов, описаний профессий, консультаций с экспертами.
 Составление списка необходимых компетенций.
o Шаг 3: Выбор образовательных предметов и курсов:
 Анализ учебных планов и программ.
 Выбор предметов, которые необходимы для освоения выбранной профессии.
 Запись на элективные курсы, факультативы, дополнительные занятия.
o Шаг 4: Планирование внеурочной деятельности:
 Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
 Посещение кружков, секций, клубов по интересам.
 Прохождение стажировок, производственной практики.
 Выполнение исследовательских проектов, разработка собственных проектов.
o Шаг 5: Согласование ИОМ с подростком, родителями и педагогами:
 Обсуждение ИОМ с подростком, получение его согласия и активного участия в реализации маршрута.
 Информирование родителей о целях и задачах ИОМ, получение их поддержки и помощи.
 Согласование ИОМ с педагогами, получение их рекомендаций и советов.
o Шаг 6: Реализация ИОМ:
 Посещение учебных занятий, выполнение домашних заданий, участие в внеурочной деятельности.
 Активное взаимодействие с педагогами, специалистами, другими учащимися.
 Самостоятельное изучение дополнительной литературы, работа с интернет-ресурсами.
o Шаг 7: Мониторинг и корректировка ИОМ:
 Регулярная оценка успеваемости, посещаемости, активности подростка.
 Анализ результатов участия в олимпиадах, конкурсах, проектах.
 Обратная связь от педагогов, родителей, специалистов.
 Внесение изменений в ИОМ при необходимости (изменение целей, задач, содержания, форм и методов обучения).
3. Примеры ИОМ для подростков с различными профессиональными целями:
o (Как в предыдущем ответе, нужно конкретизировать примеры под цели методических рекомендаций)
Глава 4. Поддержка подростков в процессе профессиональных проб и стажировок
1. Профессиональные пробы и стажировки как инструмент самоопределения и приобретения опыта.
o Понятие и значение профессиональных проб и стажировок.
o Виды профессиональных проб (экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, мастер-классы, волонтерская работа, участие в проектах).
o Виды стажировок (краткосрочные, долгосрочные, оплачиваемые, неоплачиваемые).
o Преимущества участия в профессиональных пробах и стажировках. (Расширение представления о профессии, проверка своих способностей, приобретение опыта, установление контактов, повышение конкурентоспособности).
2. Организация профессиональных проб и стажировок:
o Поиск мест для прохождения профессиональных проб и стажировок (сотрудничество с предприятиями, образовательными учреждениями, центрами занятости)

16-02-2025

Сапелина Ольга Юрьевна

учитель начальных классов БОУ г.Омска "СОШ №106"

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений», актуальными становятся поговорки «то густо, то пусто», «денежки — воробушки, прилетели-улетели», «деньги ваши станут наши» - это все говорит о нестабильности, тревогах и страхах людей вокруг финансовой темы. В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне.
Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. 
Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или «вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров?
Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».
2.Обучение финансовой грамотности в начальной школе
2.1.Основы финансовой грамотности в курсе математики
Начиная с 1 сентября 2016 года в России: в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской, Калининградской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях реализуется пилотный проект по обучению финансовой грамотности школьников 2–11 классов, а также воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.
В соответствии с проектом Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Самостоятельного обязательного предмета «Введение в финансовую грамотность» в школе не предусмотрено.(элективный курс, внеурочная деятельность и интеграция )
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» для обучающихся, осваивающих программу начального общего образования, разработан с учётом возможности встраивания предлагаемых в нём тем на уроках по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология». Одним из ключевых принципов разработанного УМК стал принцип согласованности предлагаемого содержания образования в области финансовой грамотности с содержанием, зафиксированным в примерной основной образовательной программе начального общего образования.
Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую
грамотность» может быть встроен в образовательные программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и др.
Крайне важным принципом разработки УМК стал учёт возрастных особенностей учащихся, что связано с существенными отличиями познавательных возможностей учащихся каждого отдельно взятого класса начальной школы и их приращениями от 1 к 4 классу.
При отборе содержания образования, представленного в УМК, учитывался личных социальный опыт учащихся и их интересы.
Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно различным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.
Темы занятий от первого до четвертого класса выстроены в определенной содержательной преемственности. Каждая тема занятия представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради.
Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в пособии, практикуме и рабочей тетради даётся определённым цветом
Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека.
Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.(cлайд 10-11)
Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 1 - 4 классов.

2.2. Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе
(Просмотреть слайды до 24)
Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, н

12-09-2025

Бычкова Евгения Васильевна

учитель английского языка МБОУ Гимназия № 1 Брянского района

Введение

В современном мире, где технологии занимают центральное место в жизни молодежи, традиционные методы обучения английскому языку часто оказываются недостаточно эффективными. Учащиеся теряют интерес, мотивация падает, а результаты оставляют желать лучшего. В связи с этим, поиск инновационных подходов к обучению становится все более актуальным. Одним из таких подходов является геймификация – использование игровых элементов и механик в неигровых контекстах, в частности, в образовательном процессе. Данная статья посвящена рассмотрению геймификации как эффективного инструмента повышения мотивации и вовлеченности учащихся в изучение английского языка.
Актуальность геймификации в образовании
Геймификация в образовании – это не просто развлечение, а целенаправленный процесс, направленный на достижение определенных образовательных целей. Использование игровых элементов, таких как очки, уровни, бейджи, рейтинги и соревнования, позволяет превратить учебный процесс в увлекательное и интерактивное занятие. Это, в свою очередь, способствует:
• Повышению мотивации: Игры вызывают у учащихся естественное стремление к достижению целей, преодолению трудностей и получению наград. Этот же принцип можно использовать для повышения мотивации к изучению английского языка.
• Увеличению вовлеченности: Игровой процесс требует активного участия и взаимодействия, что помогает учащимся лучше усваивать материал и запоминать его.
• Развитию когнитивных навыков: Игры развивают логическое мышление, стратегическое планирование, умение решать проблемы и принимать решения.
• Созданию позитивной учебной среды: Геймификация помогает создать атмосферу сотрудничества и соревнования, где учащиеся чувствуют себя комфортно и уверенно.
Практическое применение геймификации на уроках английского языка
Существует множество способов применения геймификации на уроках английского языка. Вот несколько примеров:
• Использование онлайн-платформ и приложений: Существует большое количество онлайн-платформ и мобильных приложений, которые предлагают интерактивные уроки английского языка в формате игры. Например, Duolingo, Kahoot!, Quizlet Live.
• Создание собственных игр и заданий: Учитель может самостоятельно разрабатывать игры и задания, используя игровые механики. Например, можно организовать викторину с вопросами по грамматике или лексике, использовать ролевые игры для развития навыков говорения, или создать квест с заданиями на знание культуры англоязычных стран.
• Внедрение системы поощрений: Учитель может разработать систему поощрений за выполнение заданий, активное участие в уроке и достижение определенных целей. Например, учащиеся могут получать очки, бейджи или небольшие призы.
• Использование игровых элементов в традиционных заданиях: Даже традиционные задания, такие как чтение текстов или выполнение грамматических упражнений, можно сделать более интересными, добавив в них игровые элементы. Например, можно превратить чтение текста в квест, где учащиеся должны найти ответы на определенные вопросы, или использовать грамматические упражнения в формате игры “Кто быстрее и правильнее?”.
Пример урока с элементами геймификации: “English Escape Room”
Цель: Повторение и закрепление лексики по теме “Travel” и грамматических конструкций Present Simple/Present Continuous.
Формат: Учащиеся делятся на команды и должны “выбраться из комнаты”, решая различные задания на английском языке.
Задания:
1. Задание 1: “Luggage Lock” - Командам необходимо расшифровать анаграммы, чтобы получить кодовое слово, открывающее чемодан с подсказками.
2. Задание 2: “Passport Puzzle” - Команды должны собрать пазл с изображением паспорта и ответить на вопросы о путешествиях, используя Present Simple/Present Continuous.
3. Задание 3: “Tourist Trap” - Команды должны прочитать описание туристической ловушки и найти ошибку в тексте, чтобы получить следующую подсказку.
4. Задание 4: “Travel Quiz” - Команды отвечают на вопросы викторины о путешествиях. Правильные ответы дают им ключ к финальному замку.
Анализ результатов и выводы
Внедрение геймификации в процесс обучения английскому языку позволяет добиться значительных результатов. Учащиеся становятся более мотивированными, вовлеченными и активными. Они лучше усваивают материал, запоминают новую лексику и грамматические конструкции. Кроме того, геймификация способствует развитию когнитивных навыков, таких как логическое мышление, стратегическое планирование и умение решать проблемы.
Однако, необходимо учитывать, что геймификация – это не панацея, и она должна использоваться в комплексе с другими методами обучения. Важно тщательно планировать уроки с элементами геймификации, учитывать возрастные особенности учащихся и их уровень знаний, а также адаптировать игры и задания к конкретным образовательным целям.
Заключение
Геймификация является перспективным и эффективным методом обучения английскому языку, который позволяет повысить мотивацию и вовлеченность учащихся, создать позитивную учебную среду и развить когнитивные навыки. При правильном использовании, геймификация может стать мощным инструментом в руках учителя, помогая сделать процесс обучения английскому языку более интересным, увлекательным и результативным.
Список литературы (пример):
1. Kapp, K. M. (2012). The Gamification of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education. Pfeiffer.
2. Werbach, K., & Hunter, D. (2012). For the Win: How Game Thinking Can Revolutionize Your Business. Wharton Digital Press.
3. Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., & Nacke, L. E. (2011). From game design elements to gamefulness: defining “gamification.” In Proceedings of the 15th international academic MindTrek conference: Envisioning future media environments (pp. 9-15).

21-08-2025

Богиня Валентина Андреевна

учитель-логопед

Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Богиня Валентина Андреевна, учитель-логопед МАДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское»
Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста трудно переоценить. Успех логопедической работы напрямую зависит от их активного участия и понимания сути проблемы. Учитель-логопед должен выстроить продуктивное взаимодействие, используя разнообразные и эффективные формы работы.
Индивидуальные консультации: Это основа взаимодействия. На консультациях логопед подробно рассказывает о речевом статусе ребенка, определяет цели и задачи коррекции, разрабатывает индивидуальный план занятий. Важно, чтобы родитель чувствовал себя услышанным и имел возможность задать вопросы.
Родительские собрания: На групповых встречах родители получают общую информацию о речевом развитии детей, о причинах и проявлениях речевых нарушений. Логопед знакомит с основными приемами и упражнениями, которые можно использовать дома.
Практические семинары и мастер-классы: Во время этих мероприятий родители учатся конкретным логопедическим приемам (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха) и отрабатывают их под руководством специалиста.
Дни открытых дверей: Посещение логопедических занятий позволяет родителям увидеть, как проходит коррекционный процесс, какие методы и приемы используются.
Наглядная информация: Разработка и распространение буклетов, памяток, рекомендаций, комплексов домашних заданий позволяет родителям постоянно иметь под рукой необходимые инструкции.
Онлайн-консультации и вебинары: Современные технологии позволяют оказывать поддержку дистанционно, что особенно актуально для родителей, которые не могут посещать очные занятия.
Важно помнить: Эффективность работы с родителями зависит от индивидуального подхода, учёта их образовательного уровня, занятости и готовности к сотрудничеству. Главная задача логопеда – создать атмосферу доверия и партнерства, мотивируя родителей к активному участию в коррекционном процессе. Только так можно достичь стабильных и положительных результатов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

10-04-2023

Маткурбанова Гульнара Фаатовна

Воспитатель

В современном мире социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных проблем. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, как помочь ребёнку, входящему в этот мир, чтобы он стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Наш детский сад является открытой системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, он открыт для межличностного общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение взаимодействует с социумом, расширяет и укрепляет взаимосвязь с семьёй.
Приоритетным направлением сотрудничества с социумом является: создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, развитие творческого потенциала воспитанников, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
ЦЕЛЬ: Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
Установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения.
Развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины.
Формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
В детском саду дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина и спорт. Поэтому детский сад является важным этапом в их ознакомлении с социумом. Я, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараюсь стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в обществе, развивать творческие способности воспитанников.

17-10-2024

Маткурбанова Гульнара Фаатовна

Воспитатель

Тип проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный, сентябрь - октябрь
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода и экологического воспитания;
повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста;
становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Формирование у детей экологической культуры, бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- создать оптимальные условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и экологического воспитания;
- внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры;
- организовать в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
- формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка;
- развивать познавательный интерес к миру природы:
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать у детей основы экологической культуры;
расширить представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире;
- развивать воображение, речь, творческие способности, эмоциональную отзывчивость.
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме

2 этап Основной:
Виды деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры
«Оденем куклу на прогулку»
«Сварим суп из овощей»
«Магазин овощей»
Дидактические игры
«Какое время года»
«Найди такой же листик»
«Чудесный мешочек»
«Что растет на грядке»
«Собери картинку (разрезные овощи)»
Коммуникативная деятельность
Беседы
«Осень в гости к нам пришла»
«Какая сегодня погода»
«Дары осени»
«Как изменилась одежда людей»
Рассматривание картин
«Прогулка в лесу»
«Уборка урожая»
Составление рассказа по картинке
«Осень в лесу»
Загадки об овощах
Двигательная деятельность
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
«У медведя во бору»
«Листопад»
«Урожай»
Пальчиковые игры
«Вышли пальчики гулять»
«Мы капусту рубим»
«Грибы»
Физминутки
«Мы листики осенние»
«Ветер дует нам в лицо»
«Ходит осень по дорожке»
Изобразительная деятельность
Рисование
«Разноцветные листья»
Лепка
«Овощи»
«Грибочки»
Аппликация
«Осеннее дерево»
Восприятие художественной литературы
Чтение художественной литературы
А. Блок «Зайчик»
З. Александрова «Дождик»
А.К. Бальмонт «Осень»
А. Плещеев «Осень наступила»
А. Босев «Дождь»
Ю. Тувим «Овощи»
Русская народная сказка
«Вершки и корешки»
Загадки
Экскурсии и целевые прогулки
Прогулки по территории детского сада
Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада
3 этап Заключительный:
1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.
2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.


Поиск