08-04-2025
Карамышева Анастасия Алексеевна
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с РАС , МБДОУ "Детский сад №103", г. Нижний Новгород
Игры на взаимодействие
для детей с расстройством аутистического спектра
Игры на взаимодействие для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) — это ключевой инструмент для развития коммуникации, социальных навыков, эмоциональной регуляции и совместного внимания. Главные принципы таких игр: предсказуемость, визуальная поддержка, минимальное использование сложной речи и акцент на тактильных и зрительных ощущениях.
Подборка игр, разделенная по целям и категориям.
1. Игры на установление контакта и совместное внимание
Цель: научить ребенка делиться эмоциями, следовать взглядом, показывать пальцем, работать в паре.
• Мыльные пузыри: Классическая и очень эффективная игра.
o Как играть: Надуйте пузыри и с восторгом следите за ними. Дайте ребенку команду «лопни!» или просто ждите, когда он посмотрит на вас или на пузырь, чтобы вы надули еще. Можно учить по очереди: сначала ты дуешь, потом я.
• Воздушный шарик:
o Как играть: Подкидывайте шарик в воздух, не давая ему упасть. Это требует концентрации внимания на одном объекте и координации действий с партнером.
• Парашют с игрушками:
o Как играть: Несколько человек держат за края небольшой парашют или простыню. Кладут на него легкие мячики или игрушки. Совместными движениями (вверх-вниз) заставляют их «прыгать». Это прекрасно учит действовать синхронно.
2. Тактильные и сенсорные игры
Цель: помочь ребенку обрабатывать сенсорную информацию, снизить тревожность, получить приятный опыт.
• Сенсорные коробки:
o Как играть: Наполните пластиковый контейнер разными материалами: кинетический песок, крупа (рис, фасоль), вода, шарики гидрогеля, пуговицы. Спрячьте внутри маленькие игрушки (из киндер-сюрприза), и пусть ребенок ищет их руками.
• Игры с тестом/пластилином:
o Как играть: Лепите вместе, не требуя сложных фигур. Можно просто отщипывать кусочки, раскатывать колбаски, втыкать в массу макароны или фасоль. Отлично успокаивает и развивает моторику.
• «Угадай на ощупь»:
o Как играть: Положите в непрозрачный мешочек разные небольшие предметы (мячик, машинку, шишку, щетку). Ребенок должен на ощупь определить, что это.
3. Игры с правилами и очередностью
Цель: научить ждать своей очереди, принимать правила, справляться с проигрышем.
• Настольные игры-«ходилки»:
o Примеры: Простые игры с бросанием кубика и передвижением фишки на выпавшее количество шагов. Правила должны быть максимально простыми.
o Совет: Используйте визуальную поддержку — карточку с надписью или символом «Твой ход» / «Мой ход».
• Боулинг:
o Как играть: Сбивайте кегли или пластиковые бутылки с водой мячом. Вести счет можно, но не обязательно. Главное — четкая очередность: сначала кидаешь ты, потом я.
4. Социально-ролевые игры
Цель: развивать воображение, понимание социальных ролей, отрабатывать бытовые диалоги.
• Игра в «Магазин»/«Кафе»:
o Как играть: Используйте настоящие упаковки от продуктов, игрушечные деньги. Распределите роли: ты — покупатель, я — продавец. Используйте простые скрипты-сценарии: «Здравствуйте», «Дайте, пожалуйста...», «Сколько стоит?», «Спасибо».
• Игра в «Доктора»:
o Как играть: Полечите мишку или куклу. Это помогает снизить страх перед реальными походами к врачу и проиграть ситуацию.
5. Подвижные игры с простыми правилами
Цель: выплеснуть энергию, координировать действия с другими, следовать инструкции.
• «Съедобное-несъедобное»:
o Как играть: Классическая игра с мячом. Можно адаптировать категории под интересы ребенка (например, «транспорт — не транспорт», «животные — не животные»).
• «Повторяй за мной»:
o Как играть: Взрослый делает простые движения (хлопает в ладоши, топает ногой, прыгает, издает смешной звук). Задача ребенка — повторить. Потом можно поменяться ролями.
• «Твистер»: Отлично развивает моторную координацию и позволяет взаимодействовать в веселой, невербальной форме.
__________________________________________________________________
Ключевые принципы успеха:
1.Визуальная поддержка: Используйте картинки, чтобы показать правила игры, очередность ходов или ее этапы.
2. Предсказуемость: Начинайте с одних и тех же ритуалов (например, счет «1-2-3-начали!»), заранее показывайте, во что будете играть.
3. Гибкость и наблюдение: Следите за состоянием ребенка. Если игра вызывает стресс — упростите правила или смените деятельность. Цель — не выиграть, а получить позитивный опыт взаимодействия.
4. Поощрение: Хвалите за любую, даже самую маленькую попытку взаимодействия («Супер, ты кинул мяч!», «Я вижу, ты ждешь своего хода, как здорово!»).
5. Короткие сессии: Лучше несколько коротких успешных игр (по 5-10 минут), чем одна длинная, которая закончится истерикой.
Главное — быть терпеливым, следовать за интересом ребенка и самому получать удовольствие от процесса. Игра — это самый естественный и эффективный способ войти в мир ребенка с РАС и помочь ему выйти в наш мир.