Опубликованные материалы

Конспект занятия в форме квест-игры «Осенняя ярмарка»

19-09-2025

Гордеева Александра Витальевна

МАДОУ "Детский сад 422" г. Перми


Конспект занятия
в форме квест-игры «Осенняя ярмарка»
для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы

Тема: «Осенняя ярмарка»
Участники: дети комбинированной подготовительной к школе группы.
Форма: фронтальная.
Тип деятельности: закрепление ранее приобретённых знаний.
Время решения квеста – 30 минут.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об осенних изменениях в природе, создание условий для развития речевых навыков через игру.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарь по темам «Овощи. Фрукты»;
-закреплять умение вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
- совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами;
- совершенствовать навык пересказа с опорой на мнемотаблицу;
- формировать языковое чутье на примере пословиц.
- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением).
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную и доказательную речь при выполнении заданий;
- развивать фонематические представления, зрительное внимание и восприятие, мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, чувство рифмы;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать способность к речевому самоконтролю.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать у детей чувство дружбы, навыки сотрудничества, умение работать в команде;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность.

Оборудование: музыкальное сопровождение (запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»), маршрутный лист с указанием станций в определенном порядке, буквы (С, У, Н, Д, У, К), SMART доска, кроссворд, ребус, сюжетная картина «Сад», яблоки, написанными на них словами, пословица, плоскостные изображения овощей, грузовиков с цифрами 1, 2, 3, банки с овощами и фруктами, фонарики, сундук с муляжами овощей и фруктов, корзинка с натуральными яблоками.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, участие в уборке урожая с опытного участка; экскурсии с родителями в овощной магазин, на овощной рынок, участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома, рассматривание, сопоставление овощей, фруктов; рассматривание иллюстраций кулинарной книги; беседы с детьми о труде колхозников на полях осенью; чтение художественной литературы (Н. Носов «Огурцы», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Б. Житков «Сад» (из серии «Что я видел»), В. Сутеев «Мешок яблок», К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Дж.Родари «Чиполлино», русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки» и др., беседы по прочитанным произведениям; разучивания стихотворения «Дедушка Рох» (польская песенка), заучивание загадок, пословиц и поговорок, об овощах, фруктах, о труде на индивидуальных занятиях с логопедом; рассматривание картины «Натюрморт»; дидактические игры «Подбери признак», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «В саду или огороде», «Четвертый лишний» др.; составление описательных рассказов об овощах, фруктах по плану; сюжетно-ролевая игра «Повара»; разучивание подвижной игры «Пугало»; изготовление атрибутов, раздаточного материала; оформление помещений в соответствии с игрой; назначение ведущих на каждую станцию; подготовка заданий по каждой станции; разработка маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке для каждой команды.

Место проведения квеста: используются все свободные помещения образовательного учреждения (групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты логопедов (2), компьютерный класс).

Ход квест-игры (занятие)
Команда собирается в групповой комнате. Тихо звучит запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»).
Организационный момент
Появляется грустный дедушка.
Дедушка. Собрался я на осеннюю ярмарку везти свой урожай, но Баба – Яга спрятала его и не хочет мне отдавать. Помогите мне, пожалуйста, ребята отыскать урожай.
Логопед. Ребята, вы готовы помочь дедушке? (Да.)
Дедушка. А чтобы найти урожай, вам нужно выполнить все задания Бабы – Яги и получить шесть подсказок – букв. Собрав все буквы вместе, вы составите слово, которое и подскажет вам, куда Баба – Яга спрятала мой урожай. А искать буквы нужно по карте, которую мне оставила Баба – Яга.
Логопед. Все готовы к приключениям? (Да).
Команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке. На каждой станции будут стоять ведущие, которые будут проводить испытания. За каждый правильный ответ будет выдаваться одна буква.
Команда начинает прохождение маршрута.
Станция 1. «Загадочная»
На мольберте висит кроссворд.
Воспитатель. Смотрите, а вот и первое задание.
Ранней осенью в огород и сад собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай.
Кроссворд составляется по исходному слову (УРОЖАЙ). Начальное слово написано по вертикали (взрослый читает загадки, а дети вписывают отгадки под соответствующими цифрами по горизонтали в кроссворд.

1. У


2.
3. Р
О
4. Ж
5. А
6. Й

Загадки к кроссворду:
1. Заставит заплакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук.)
2. Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий … (Огурец.)
3. Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился … (Горох.)
4. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой,
Фиолетовый кафтан
Надевает ... (Баклажан.)
5. Что за барышня такая
Смотрит с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ... (Слива.)
6. На грушу похожа,
На яблоко тоже.
Отгадаете едва.
Ой, да это же ... (Айва.)
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд.
Убрав кроссворд с мольберта, дети находят букву Д.
2. Станция «Садовая»
Ведущий станции (Садовник). Здравствуйте, ребята! Рад видеть вас на своей станции, но чтобы открылись ворота, вам нужно разгадать ребус.
Садовник обращает внимание на ребус, помещенный на доске.
Задание 1: «Разгадывание ребуса».

,,
Д

Дети разгадывают ребус (САД).
Садовник открывает ворота.
Садовник. Великолепно! Вы разгадали ребус и попали в мой сад.
Что происходит с садом осенью? (Опустел, осыпался, уснул).
- Смотрите, на яблоне остались необычные яблоки, на каждом яблоке написано слово.
Дети читают слова.
Задание 2: «Собери пословицу».
- Вам нужно из этих слов правильно собрать пословицу (За фруктами пойдешь, здоровье найдешь.) и объяснить ее смысл.
Дети выполняют задание.
Садовник показывает сюжетную картинку «Голова садовая».
Задача на логическое мышление
- В каком случае можно сказать «Голова садовая»?
Уж не в саду ли она выросла? (Нет.)
- Как вы понимаете это выражение (Глупая, рассеянная).
- Правильно, здесь мы видим переносное значение слова.
Садовник. Молодцы, справились со всеми заданиями, получите букву С.
3. Станция «Огородная»
Детей встречает ведущий в костюме Пугало.
Пугало. Здравствуйте, здравствуйте. Я рад так видеть вас, друзья. Всех птиц разогнал, скучно мне одному. Пока стоял, скороговорку сочинил:
У Егора огород,
Там и редька и горох,
Рядом огород Федоры,
Там на грядках помидоры.
Игра «Повтори, не ошибись»
- Повторяем за мной, только чтобы без ошибок!
Дети повторяют скороговорку.

Поиск