21-08-2025
Богиня Валентина Андреевна
учитель-логопед
Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Богиня Валентина Андреевна, учитель-логопед МАДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское»
Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста трудно переоценить. Успех логопедической работы напрямую зависит от их активного участия и понимания сути проблемы. Учитель-логопед должен выстроить продуктивное взаимодействие, используя разнообразные и эффективные формы работы.
Индивидуальные консультации: Это основа взаимодействия. На консультациях логопед подробно рассказывает о речевом статусе ребенка, определяет цели и задачи коррекции, разрабатывает индивидуальный план занятий. Важно, чтобы родитель чувствовал себя услышанным и имел возможность задать вопросы.
Родительские собрания: На групповых встречах родители получают общую информацию о речевом развитии детей, о причинах и проявлениях речевых нарушений. Логопед знакомит с основными приемами и упражнениями, которые можно использовать дома.
Практические семинары и мастер-классы: Во время этих мероприятий родители учатся конкретным логопедическим приемам (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха) и отрабатывают их под руководством специалиста.
Дни открытых дверей: Посещение логопедических занятий позволяет родителям увидеть, как проходит коррекционный процесс, какие методы и приемы используются.
Наглядная информация: Разработка и распространение буклетов, памяток, рекомендаций, комплексов домашних заданий позволяет родителям постоянно иметь под рукой необходимые инструкции.
Онлайн-консультации и вебинары: Современные технологии позволяют оказывать поддержку дистанционно, что особенно актуально для родителей, которые не могут посещать очные занятия.
Важно помнить: Эффективность работы с родителями зависит от индивидуального подхода, учёта их образовательного уровня, занятости и готовности к сотрудничеству. Главная задача логопеда – создать атмосферу доверия и партнерства, мотивируя родителей к активному участию в коррекционном процессе. Только так можно достичь стабильных и положительных результатов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.