Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

24-03-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

ГБОУ Школа № 1912

Вербальные и невербальные средства общения


Вербальные и невербальные средства общения — это формы передачи информации, которые отличаются использованием слов и неязыковых сигналов. Эти понятия тесно переплетены и дополняют друг друга.
Вербальные
Вербальные средства общения — это передача информации с помощью слов. К ним относятся:
Устная речь — слова озвучиваются, используются фонетические и просодические средства выражения. Формы: диалог (обмен репликами между двумя или несколькими участниками), монолог (развёрнутое высказывание одного человека перед аудиторией). Письменная речь — слова находят графическое закрепление, их можно заранее обдумать и исправить.

Вербальные формы общения
Формулы приветствия и прощания

Говорите все фразы приветствия и прощания дружелюбным голосом, улыбаясь, тем самым поднимая настроение окружающим.

Младшие всегда приветствуют старших. Мужчины первыми здороваются с женщинами.
Человек, входящий в комнату, должен первым поприветствовать находящихся в ней людей, вне зависимости от пола и возраста.
Уходящий из комнаты первым прощается со всеми.
Через порог или какую-либо преграду здороваться не принято.
Если вы увидели своего знакомого на достаточно большом расстоянии от вас, то достаточно поздороваться лишь кивком головы.
Формулы приветствия в речевом этикете
Выбор формулы приветствия или прощания зависит от ситуации и статуса собеседника.


«Здравствуйте!»
«Доброе утро!» (до 11–12 часов);
«Добрый день!» (до 17–18 часов);
«Добрый вечер!» (с 18 часов);
«Привет!»;
«Добро пожаловать!»;
«Рад вас видеть!».

К этим формулам хорошо добавить фразы
«Рад(а) вас видеть»
«Рад(а) встрече»
«Прекрасно выглядите»

Эти фразы показывают, что вы искренне рады видеть человека, с которым здороваетесь. Это добавляет приветствию эмоциональную окраску и делает его более тёплым и дружелюбным. Такие фразы помогают установить более личный и дружелюбный контакт с собеседником, создавая атмосферу доброжелательности и открытости. Использование позитивных выражений при приветствии способствует созданию хорошего настроения у обеих сторон и помогает начать общение на позитивной ноте.

Формулы прощания
«До свидания!» Самая распространенная
«Пока!» (при общении с хорошо знакомыми людьми, близкими друзьями)
«Прощайте!» (присутствует смысловой оттенок «прощание навсегда», поэтому её используют нечасто)
«До встречи!» (если подразумевается, что встреча состоится в ближайшее или какое-то конкретное время)
«До завтра!»
«Увидимся!»
«Будь(те) здоров!»;
«Всего тебе (вам) доброго!»
«Всего хорошего!».

Просторечные формулы
Пока! Всего! Салют!



Речевые формулы выражения благодарности

«Я вам очень признателен»
«Большое спасибо»
«Благодарю вас»
«Вы мне здорово помогли»
«Вы меня очень выручили»
«Я вам благодарен за...»
«Примите мою искреннюю благодарность»

Речевые формулы просьбы

«Будьте добры...»
«Если вас не затруднит...»
«Пожалуйста...»
«Могу я вас попросить?»
«Не будете ли вы так любезны...»
«Не возражаете, если я…»
«Быть может, вы согласитесь сделать…»

Речевые формулы вежливого отказа

«Я бы рад вам помочь, но…»
«Простите, ничем не могу сейчас помочь»
«К сожалению, не смогу быть вам полезен»
«Извините, но вынужден вам отказать»

Речевые формулы извинения

- когда просят прощение за какую-либо вину: Извини... за...; Прости... за... - стилистически повышенные формы извинения: Простите мою оплошность. - извинения с обоснованием вины: Я виноват в том, что...Прошу прощения. - извинения с указанием причины: (Я) прошу (у вас) прощения за то, что... - выражение просьбы простить: Прошу меня простить! - извинения с оттенком официальности: Приношу свои (глубокие) извинения! - обороты с глаголом "хотеть" или со значением долженствования: Я хочу (мне хочется, я хотел бы, мне хотелось бы) извиниться (перед вами) - эмоционально-экспрессивные выражения извинения: Если ты можешь, извини меня (прости меня, не сердись на меня)! - преувеличенный способ извинения: Тысяча извинений!


Невербальные формы общения (невербальная коммуникация) — это передача информации с помощью «языка тела», а не слов. Такие формы позволяют выражать эмоции, мысли и намерения не словами, а с помощью других средств коммуникации.

Виды невербального общения
Кинесика — язык тела, движения головы и тела, осанку, движение глаз и зрительный контакт.

Средства
Мимика — движения лицевых мышц: улыбка, поджимание губ, нахмуривание бровей, сморщивание носа.
Взгляд. Он тесно связан с мимикой, выражает эмоции и характер («добрые глаза», «безумный взгляд»). Зрительный контакт позволяет наладить эффективное общение и сократить психологическую дистанцию между собеседниками. С другой стороны, слишком долгий и пристальный взгляд может отпугнуть собеседника и доставить ему дискомфорт.
Жесты — движения кистей и рук, условно выделяют три вида: жесты-иллюстраторы подчёркивают речь, жесты-эмблемы заменяют слова (например, «ОК»), жесты-адапторы помогают справиться с ситуацией.
Позы. Положение тела во время общения — один из наименее контролируемых невербальных сигналов. Психологи выделяют «открытые» (свободное положение ног, раскрытые ладони) и «закрытые» (скрещивание рук на груди, нога на ногу) позы. Первые говорят о доверии, комфорте, расположенности к общению. Вторые — о недоверии, несогласии, напряжении, дискомфорте.
Походка. Это стиль передвижения человека — скорость, темп, длина и давление шага, движения и положения тела. По этим параметрам определяют физическое и эмоциональное самочувствие, характер человека. Если человек подавлен, то скорее всего, при ходьбе он опустит голову, будет сутулиться и передвигаться медленно.
Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, украшения, аксессуары могут указывать на социальное положение, намерения человека (желание произвести хорошее впечатление или выделиться из толпы), умение соответствовать обстановке. Деловой этикет не позволяет надевать на официальные встречи откровенные наряды, зато такой внешний вид будет уместен на корпоративном празднике.

Функции
Невербальные сигналы выполняют несколько функций
Дополняют и уточняют — например, жест, указывающий на предмет при произнесении фразы «Пожалуйста, передайте книгу», проясняет просьбу.
Регулируют взаимодействие — прямой взгляд, приподнятые брови показывают желание вступить в разговор, опускание тона в конце фразы даёт понять, что закончили говорить.
Выражают эмоции — даже когда человек молчит, мимика рассказывает окружающим о его чувствах.
Замещающая. Невербальные сигналы заменяют речь (кивок головой вместо ответа «да», объятие вместо слов поддержки).







Такесика
В эту группу входят тактильные сигналы: прикосновения, рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, щекотания. Они бывают ритуальными (приветственное и прощальное рукопожатие), дружескими (похлопывание по плечу), любовными (поглаживание любимого человека), профессиональными (работа массажиста).
Тактильные сигналы отражают степень близости между людьми, характер их отношений, чувства и эмоции собеседников.



Рукопожатие — жест, ритуал приветствия или прощания.
Для усиления эффекта сжатие может сопровождаться прикладыванием левых рук, увеличением усилия сжатия («крепко жать руку») и потряхиванием соединённых рук.
Чаще всего рукопожатие используют при приветствии, прощании, поздравлениях, в знак одобрения, заключения соглашения или примирения. Цель — демонстрация благонамеренности и доброй воли
В деловой ситуации пожимать руку женщине – совершенно нормально.
При рукопожатии женщина первая подает руку, но не пожимает руку мужчины. Если вы – должностное лицо, неважно, мужчина или женщина, руку подаете вы. Перед рукопожатием мужчина должен снять перчатку. Женщине это делать необязательно, только в знак особого уважения.
Подавать руку нужно в последний момент, когда подходите здороваться, а не идти с протянутой рукой навстречу человеку.
Сенсорика и акустические сигналы
Этот тип невербалики основан на чувственном восприятии. К элементам сенсорики относят запахи, вкусы, звуки, осязание, зрительную информацию.
К сенсорике близки и акустические сигналы. Они указывают на эмоциональное состояние человека и отражают смыслы, заложенные в речь. Одну и ту же фразу можно сказать разным тоном, из-за чего полностью меняется смысл сказанного.
В акустическую систему входят:
- паралингвистика — физические качества звука (высота тона, длительность, громкость). Одна и та же фраза «Да, конечно», сказанная по-разному, может транслировать абсолютно разные смыслы: согласие или несогласие, покорность, разочарование;
- эмоциональные звуки (смех, плач, зевок);
- экстралингвистика — возгласы, вздохи, «охи», «ахи», плач, смех, покашливания.

Проксемика
Это дистанция между собеседниками и их расположение относительно друг друга. Ученые разработали дистанционные нормы:
от 3,5 м — подходит для публичных выступлений перед аудиторией;
от 1,2 до 3,5 м — расстояние для официального общения и взаимодействия с незнакомцами;
от 1,2 м до 46 см — дистанция для коммуникации со знакомыми, приятелями, друзьями;
менее 45 см — характерно для общения с близкими людьми.
Дистанция между собеседниками говорит о степени их близости: друзья и родственники общаются на небольшом расстоянии, коллеги и приятели придерживаются большей дальности.

Хронемика (обращение со временем)

Концептуальная — важность, которая придается времени, степень пунктуальности, представления о «сейчас», «скоро», «быстро», «медленно».
Социальная — тесно связана с концептуальной: длительность встречи, телефонного разговора, время приема пищи.

16-10-2025

Мачульская Анна Сергеевна

КОУ Петропавловская адаптивная школа-интернат

Мачульская Анна Сергеевна,
учитель природоведения, биологии, географии
КОУ ОО «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Муромцевского муниципального района
Омской области
Обмен опыта по теме «Использование рабочей тетради на уроках природоведения, биологии и географии как способ развития мотивации к изучаемым предметам»
В связи с изменениями в методической системе учителя, а так же с появлением ФГОС для детей с ОВЗ образовательная Программа коррекционной школы ставит своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие всех обучающихся. Природоведение, биология и география, как учебные предметы в школе для детей с ОВЗ имеют большое значение для всестороннего развития обучающихся. У детей с умственной отсталостью можно выделить:
-неустойчивое внимание;
-замедленную переключаемость;
-трудность восприятия;
-кратковременную непроизвольную память;
-нарушение процесса запоминания;
-недоразвитие речи;
-тугоподвижность мыслительных процессов.
Из вышеперечисленного видно, что обучающиеся в процессе обучения испытывают различные затруднения. При подготовке к урокам на помощь учителю приходят рабочие тетради на печатной основе по данным предметам.
Рабочие тетради — это важное средство организации и активизации познавательной деятельности обучающихся. На уроке биологии использование рабочей тетради способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Это- объяснение изучаемого материала, расширение информации, которая содержится в учебнике, углубление и закрепление знаний об объектах и явлениях природы, контроль знаний и умений, приобретенных на уроках; формирование систематизированных знаний по биологии, развитие приемов работы с различными источниками информации, первичное закрепление и отработка формируемых умений и навыков; индивидуализация процесса обучения; организация самостоятельной работы.
Рабочие тетради дополняют учебник по данным предметам, и таким образом, они составляют учебный комплекс, с помощью которого реализуется современное естественнонаучное образование обучающихся.
Рабочие тетради включают набор разноуровневых заданий, которые соответствуют программам. Они позволяют закреплять полученную информацию, расширяют представления обучающихся , способствуют формированию системы понятий по предмету.
Тетради – это универсальные средства обучения как для обучающихся так и для учителя, их использование способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Это объяснение изучаемого материала, расширение информации, которая содержится в учебнике, углубление и закрепление знаний об объектах и явлениях природы, обогащение и расширение естествоведческих представлений, контроль знаний и умений, приобретенных на уроках; формирование систематизированных знаний по биологии, развитие приемов работы с различными источниками информации; первичное закрепление и отработка формируемых умений и навыков; индивидуализация процесса обучения.
В рабочие тетради по курсу «Биология», «География», «Природоведение» входят следующие типы заданий:
Вопросники.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания письменно, а в ряде случаев устно. Вопросы могут требовать конкретного ответа по пройденному материалу или ответы, которые отражают знания в новой учебной ситуации.

Подстановочные задания.
Обучающимся необходимо заполнить пропуски в тексте предложенного им задания.



Тесты.
При выполнении заданий обучающимся можно предложить: выбрать правильные ответы из предложенных, вписать правильные ответы, обозначить
цифрами номера ответов или вопросов либо соединить ответ с вопросом линией.
Например:
Дождевого червя назвали так, потому что
А. он любит дождик
Б. он выползает на поверхность после дождя
В. он предсказывает дождь
Дождевой червь находит пищу
А. при помощи глаз
Б. по запаху
В. при помощи кожи
Кислород поступает дождевому червю
А. через рот
Б. через нос
В. через всю поверхность кожи
Или
Обведи в кружок номера предложений, в которых дана характеристика хищной птицы.
1)Крылья длинные и остроконечные.
2)Крылья сильные, в основном округлые.
3)Клюв загнут крючком.
4)Клюв прямой или слегка загнут вниз.
5)Ноги и пальцы на них крепкие, когти острые и загнутые вниз.
6)Ноги и пальцы на них крепкие, когти тупые и загнуты вниз.
Описание по плану (схеме)












Опыты, практические и лабораторные работы
Например: Проведи опыты. Запиши результаты.

Раствор
Результаты

Практическая № 1. Вода + песок


Практическая № 2. Вода + соль

Практическая № 3. Вода + мел

Практическая № 4. Вода + раст.масло

Занимательные задания , дидактические игры, ребусы
«Третий лишний» , на доске написаны определенные понятия по темам, нужно найти лишнее и обосновать свой выбор. Например, в восьмом классе при обобщении тем по разделу «Птицы»
1.Ласточка, дятел, стриж, /это птицы кормящиеся в воздухе, а дятел-птица леса/
2.Воробей, голубь, цапля
3.Рот, сердце глотка.
4. Сова, курица орел,
Или в шестом классе по теме «Группы животных»
1. Лягушка , змея, ящерица /это земноводная/
2. Синица, снегирь, бабочка
3. Лиса, жаба волк
4. Орел, бабочка, кузнечик
Например: Реши примеры. Запиши названия видов костей скелета человека.
ТРУБА – БА + Б + ЧАР – Р + ТЫ + Е = ___________________________
ГУБЫ – Ы + ЧА + ТАМ – АМ + ЫЕ = ____________________________
ПЛУ – У + ОСМК – МК + КИЕ = ________________________________
Заполнение таблиц, схем, разгадывание кроссвордов








Работа с иллюстрациями.




Таким образом, содержание заданий в рабочих тетрадях способствует развитию памяти (заполнение схем и таблиц, тесты, кроссворды, подстановочные задания), внимания, восприятия (работа с иллюстрациями, «третий лишний»), мышления (сравнение природных объектов, заполнение схем и таблиц), обогащению словаря (разучивание и применение новых слов и терминов), тем самым способствуют развитию мотивации к изучаемым предметам.



















15-10-2025

Тихонова Ольга Александровна

музыкальный руководитель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 215 "Капельки солнца"

Сценарий развлечения ко Дню музыки «Музыкальный ринг»
Для детей старшей и подготовительной группы
Разработала музыкальный руководитель Тихонова О.А.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Фея Музыки, члены жюри
Дети: команда «Скрипичные ключики», команда «Басовые ключики»
Цель: формировать основы музыкальной культуры.
Задачи:
– развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
– развивать чувство ритма, слуховое внимание;
– воспитывать любовь к музыке.
Оборудование: на центральной стене скрипичный и басовый ключи, ноты, шары; фортепиано, музыкальный центр, записи с песнями о музыке; музыкальные инструменты (барабан, аккордеон, ложки, баян, балалайка), магнитная доска; картинки нотного стана и нот, восьмые нотки из цветного картона для сюрпризного момента; музыкальная шкатулка.
Под песню «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой) дети входят в зал.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас принять участие в музыкальном ринге. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну музыки.
Музыка, музыка – чудесная страна,
Без музыки и песни нам не прожить и дня!
В нашем музыкальном ринге принимают участие две команды: «Скрипичные ключики» и «Басовые ключики». Встречайте их!
Под звуки фанфар в музыкальный зал входят участники двух команд
(по 8–10 детей в каждой) и озвучивают свой девиз.
Остальные воспитанники – зрители.
Команда «Скрипичные ключики»:
Скрипичный ключ –
Отличный ключ.
Строчку нот я открываю,
Место их определяю.
Команда «Басовые ключики»:
Добрый и суровый,
Серебряный басовый.
Место с краю занимаю,
Ноту фа я открываю.
Ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять,
Песню о музыке будем исполнять.
Дети обеих команд исполняют песню «Волшебный ключ» (муз. и сл. З. Я. Роот).
Ведущий:
Ребята, оценивать вашу находчивость будет жюри. (Представляет жюри.)
1-й раунд – «Угадай музыкальный лад»
Ведущий:
Итак, начинаем первый раунд – «Угадай музыкальный лад».
В музыкальной есть стране
Два лада – брата необычных.
Первый брат – веселый лад,
Непростой, мажорный,
Радостный, задорный!
Все мы дружно встали в ряд
Получился мажорный звукоряд.
Второй – минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную споем
И тотчас же мы заревем.
Ребята, ваша задача послушать мелодию и определить, какой у нее лад – мажорный или минорный.
Ведущий проигрывает фрагменты
мажорной и минорной мелодий по очереди для каждой команды,
дети отгадывают музыкальный лад.
2-й раунд – «Музыкальный жанр»
Ведущий:
Второй раунд мы начинаем –
Жанр в музыке определяем.
Ваша задача, ребята, – определить музыкальный жанр. Если зазвучит танцевальная мелодия, вы должны исполнить танцевальные движения, если марш – маршировать, если песня – подпевать и дирижировать.
Каждая команда играет по очереди.
Ведущий:
Молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги за два раунда, мы поиграем со зрителями.
Хоровод мы заведем,
Потанцуем и споем.
Ведущий организует музыкально-коммуникативную игру
под песню фиксиков «Помогатор» (муз. и сл. Г. Васильева) со зрителями,
участники команд отдыхают.
Музыкально-коммуникативная игра «Фиксики – помогатор»
Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом песни: показывают телевизор (сгибают руки вертикально, потом горизонтально), хлопают, делают взмахи руками, «открывают холодильник» (вытягивают одну руку вперед, потом другую), изображают кофемолку (руки собраны в замок, кручения по кругу), вентилятор (крутят моторчики перед грудью руками), калькулятор (пальцы правой руки печатают на левой ладошке).
Ведущий:
Слово предоставляется жюри.
Жюри озвучивает баллы, которые набрали команды по результатам
первого и второго раундов.
3-й раунд – «Музыкальные загадки»
Ведущий:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
Третий раунд называется «Музыкальные загадки». Вам нужно, ребята, не только отгадать загадки, но и показать загаданный предмет в музыкальном зале. Если это музыкальный инструмент, то сказать, к какому виду он относится – струнный, клавишный, духовой или ударный.
Загадки команде «Скрипичные ключики»
1. Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я – крикун, и я – буян,
Я звонкий, круглый… (Ответ: барабан.)
2. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Музыкальные сестренки,
Деревянные девчонки!
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких… (Ответ: ложках.) 3. Он по виду брат баяну,
Где веселье – там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (Ответ: аккордеон.)
4. Пять линеек – дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран,
Зовут линейки… (Ответ: нотный стан.)
Загадки команде «Басовые ключики»
1. Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня?.. (Ответ: рояль.)
2. У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет, если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян,
Голосистый мой… (Ответ: баян.) 3. Три струны, играет звонко
Инструмент тот – «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?.. (Ответ: балалайка.)
4. Семь кружочков-малышат
На линеечках сидят.
Звонко песенки поют.
Очень заняты работой
Эти радостные… (Ответ: ноты.)
Команды отгадывают загадки. За каждый правильный ответ
жюри присуждает один балл.
4-й раунд – «Песенный»
Ведущий:
Что ж мы друг на друга загляделись,
И на месте засиделись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем песни исполнять.
Четвертый раунд называется «Песенный». Задание каждой команде – исполнить песню со своей группой поддержки.
Команда «Скрипичные ключики» исполняет песню
«Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Команда «Басовые ключики» исполняет песню «Детство»
(муз. Е. Филипповой, сл. В. Степановой).
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги за третий и четвертый раунды, я предлагаю всем потанцевать.
Участники команд и зрители играют
в музыкально-коммуникативную игру
«Звееробика» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).
Музыкально-коммуникативная игра «Звееробика»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни: показывают движения кошки (лапкой поглаживают поочередно одно ушко, затем другое), змеи (делают волнообразные движения руками), мартышки (прыгают) и цапли (стоят на одной ноге).
Ведущий:
Слово предоставляется жюри.
Жюри озвучивает баллы, которые набрали команды по результатам
третьего и четвертого раундов. Ведущий объявляет следующий раунд.
5-й раунд – «Чтецы»
Ведущий:
Приглашаю на пятый раунд. Он называется «Чтецы». Участвуют капитаны команд. Жюри определит, кто более выразительно прочитает стихотворение о музыке.
Капитаны команд читают стихотворения о музыке.
Стихотворения для пятого раунда
«Музыка» (И. Исакова)
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое – это музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя. «Музыка» (М. Сидорова)
Что только есть прекрасного на свете,
Все музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер,
Про все она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеется,
То вьюгой заметет, запорошит,
Дождем весенним радостно прольется,
Листвою золотою закружит.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза,
Прекрасно, что есть музыка на свете,
Нам без нее прожить никак нельзя!
6-й раунд – «Угадай мелодию»
Ведущий:
Завершающий музыкальный раунд называется «Угадай мелодию». Ваша задача, ребята, – угадать, из какого мультфильма песня или мелодия.
Ведущий включает каждой команде фрагменты песен или мелодий из мультфильмов.
Песни, мелодии из мультфильмов для шестого раунда
• Песенка «Винтик». Мультсериал «Фиксики». (Россия, студия «Аэроплан»)
• Заставка к мультсериалу «Томас и его друзья». (Великобритания, Clearwater Studios Battersea, Shepperton Studios и др.)
• Песенка трех котов. Мультсериал «Три кота». (Россия, ООО «Студия Метроном»)
• Песня «Ми-ми-мишки вместе по лесу идут, собирают шишки». Мультсериал «Ми-ми-мишки». (Россия, студия «Паровоз»)
• Песенка юных космонавтов. Мультсериал «Маша и Медведь». (Россия, студия «Анимаккорд»)
• Песенка Лисички. Мультсериал «Ми-ми-мишки». (Россия, студия «Паровоз»)
• Песенка Розы «Ромашка, ромашка, белый лепесток». Мультсериал «Барбоскины». (Россия, студия «Мельница»)
• Заставка к мультсериалу «Смешарики». (Россия, студия «Петербург»)
• «Песня про варенье». Мультсериал «Маша и Медведь». (Россия, студия «Анимаккорд»)
• Заставка к мультсериалу «Деревяшки». (Россия, студия «Паровоз»)
Ведущий:
Ребята, пока жюри подводит итоги музыкального ринга, мы с вами поиграем и потанцуем.
Ведущий проводит музыкально-коммуникативную игру «Буратино».
Музыкально-коммуникативная игра «Буратино»
Участники команд и зрители выполняют движения под мелодию из песни «Буратино»
(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина) из х/ф «Приключения Буратино» (реж.: Л. Нечаев, 1975):
хлопают, топают, прыгают.
После игры жюри озвучивает результаты пятого и шестого раундов,
подводит общие итоги, объявляет команду-победителя.
Ведущий:
Давайте дружно скажем: «Раз, два, три!
Фея музыки, в гости приди!»
Под песню «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой)
в зал входит Фея Музыки.
Фея Музыки:
Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас рада видеть я.
Я – царица мира звуков,
Повелительница нот.
Как взмахну рукой и вот –
Все играет и поет.
Нет прекрасней и чудесней
Феи музыки и песен.
Ведущий:
Фея Музыки, проходи на праздник к нам!
Очень рады мы гостям.
Фея Музыки:
Ребята, закрывайте все глаза,
Начинаются чудеса.
Звучит «Лунная соната» (Л. Бетховен, 1-я часть). У Феи Музыки
в руках появляется музыкальная шкатулка. Дети открывают глаза.
Фея Музыки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы считать.
Шкатулку открываем
И нотки всем вручаем.
Фея Музыки вручает разноцветные восьмые нотки участникам музыкального ринга.
Сюрпризный момент – на обратной с

12-10-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №18», г.о.г Арзамас


Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.
И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без об- щения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверст- никами у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.
И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного раз- вития личности дошкольника.
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри се-
мьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, дру- гими взрослыми людьми.
К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.
Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демон- стративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.
Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональ- ностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.
Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень
любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время обще- ния.
Хочется отметить некоторые особенности общения детей 4–5 лет. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюда- ются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.
Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут пре- обладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, крив- ляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происхо- дит в общении со взрослым.
Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивиду- ально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения де- тей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.
Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно счи- тать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается ска- зать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.
Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формиру- ются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологиче- ских навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоя- щему обучению в школе.
Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных
видах деятельности.
При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное
участие в таком общении между детьми.
Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста,
способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения
диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм об- щения.
Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.
Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон.
Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фо- нетическим аспектам.
Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как соб- ственно речевые, так и навыки речевого этикета. Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном воз- расте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

17-09-2025

Османова Валерия Олеговна

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением", педагог-психолог

Методы изучения уровня эстетического развития младших школьников
При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Наблюдение. Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности школьников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения. Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. [20]
Беседа. Цель - позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.
При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.
3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.
10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.
11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут
Опросник. Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
Анкетирование. Анкетирование - опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.
Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников. В педагогической практике ощущается потребность в диагностировании, т.е. процедуре постановки диагноза. «Диагноз» (греч.) означает «определение», «распознавание». Диагностика - (греч. - «способность распознавать») - это оценочная процедура, направленная на «прояснение» ситуации, условий и обстоятельств, в которых протекает процесс.
Педагогическая диагностика - процесс постановки диагноза, т.е. установление уровня развития, образования и воспитанности школьников. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов [6, c. 15].
Понятие «диагностика» означает процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом и непосредственном общении с человеком.
Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени развития) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев).
Педагогический мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.
Изучение результатов и эффективности процесса эстетической воспитанности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность этого процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя, по отношению к нему, среда.
Изучение и анализ эстетической воспитанности школьников позволяет:
• конкретизировать цели эстетического воспитания;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем развития воспитанности;
• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
• обосновать выбор содержания и методов воспитания;
• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Педагог-психолог Османова В.О.

25-09-2025

Асылова Аида Гусмановна

учитель истории и обществознания, МБОУ "СОШ №12 г.Альметьевск

Мастер – класс
Тема: « Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»
В современных условиях одним из важнейших приоритетов образования является развитие гражданского и патриотического воспитания.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеурочной деятельности. Вырабатывание у школьников активной гражданской позиции понимается мною как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность.
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. За последние годы определился круг мероприятий, которые стали «визитной карточкой» школы.
Для 5-ых классов мы разработали Положение о проведении литературно – музыкального конкурса « Песни опаленные войной».
Положение являет собой единую, структурированную систему. Содержание выдержано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями школьников.
Вся работа нацелена на создание условий, способствующих процессу формирования устойчивых гражданско-патриотических качеств у учащихся.
Ребята проходят три этапа.
1 этап – рассказ стихотворения посвященного Великой отечественной войне.
Домашним заданием является выпуск стенгазеты.
2 этап – историческая викторина. Заранее классам выдаются 100 вопросов. Из них 20 будут в викторине.
3-этап – Инсценированная военная песня.
По результатам 3 этапа определяется победитель и вручается кубок.
Для каждого участника, класса и конечно же, классного руководителя мы специально сделали именные грамоты.
Для 6-ых классов мы разработали Квест. Он включает прохождение 4-ех станций:
- Математическая «Война в цифрах». Здесь решаются задачи. На этой станции мне помогают учителя математики. Они разрабатывают задания и проводят этот этап.
- Историческая «И помнить страшно, и забыть нельзя». На этой станции ребят ждет викторина, посвященная Великой отечественной войне.
- Географическая. Класс делится на 4 команды и каждая выпускает, а затем свой боевой листок. В своей работе дети должны показать, какой вклад внесла наука география во время ВОВ.
- Спортивно - интеллектуальная станция. Проводят учителя физкультуры в виде эстафеты.
На всех этих станциях дети набирают за свою работу баллы, которые фиксируются в маршрутном листе, затем эти баллы суммируются, и определяется класс – победитель знаток ВОВ. На выполнение заданий квеста отводится неделя.
Во время выполнения заданий квеста задействованы учителя математики, географии, физической культуры, литературы. Таким образом, я хочу показать, что воспитать гражданско-патриотическую личность можно не только на уроках истории.
С 7-го по 11 класс ученики активно принимают участие в фестивале «Афганской песни». В результате у нас выстраивается линия преемственности.
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе во внеурочное время.
Особое внимание на кружке, я уделяю изучению Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Не секрет, что ребята порой не знают, что это за война с кем она была, какие были жертвы, какового было народу.
На занятиях кружка мы выпускаем лепбуки, папки передвижки, папки с рисунками детей, боевые листы, фотоколлажи.
Одним из направлений гражданско – патриотического воспитания в школе это - гражданско –правовое . Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе.
В этом направлении, как и все школы, я ежегодно провожу парламентские уроки, недели правовых знаний, викторины, квесты и т.д.
Парламентские уроки я провожу в разных формах. В этом году я решила, что гости, которые пришли, то же должны поучаствовать. И я сформировала три команды. Команда 10 класса, 11 класса и гости с учителями. И провела интеллектуальную викторину не с готовыми ответами, а с ответами, на которые нужно было время для раздумий. Мероприятие прошло очень оживленно и интересно.
Детям очень нравятся подобные мероприятия они с удовольствие участвуют в созданиях тех же лепбуков, папок передвижек. С нетерпением ждут начала мероприятий. Находят ответы на вопросы подходят к учителям, ищут информацию в библиотеке. Это очень радует, ведь в век технологий дети очень плохо посещают библиотеки, читают книги.
И в заключение хочется сказать, что гражданско-патриотическое
воспитание – процесс сложный и непрерывный. У меня много планов:
- продолжить свою работу в этом направлении, так как результаты работы являются действенным способом воспитания гражданственности и патриотизма;
- планирую продолжить поездки по историческим местам нашей республики;
- продолжить работу по увековечению памяти тех, кто погиб за Родину и преклонению перед живыми, спасшими мир от войны.
Главное, чтобы в сердце каждого ребенка поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

10-10-2025

Алимпеева Александра Александровна

воспитатель, ЧДОУ "Игроград", г. Уфа

Ход занятия:
Начало: Путешествие в лес
Приветствие: Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнышко-лучик!».
Мотивация: Дети превращаются в «паровозик» и под звуки «Чух-чух-чух! Ту-ту-у-у!» отправляются в воображаемый лес.
II. Основная часть: Знакомство и игры
1. «Волшебная корзинка»: Тактильное и звукоподражательное знакомство с игрушками.
Медведь: «Топ-топ» (дети топают).
Заяц: «Прыг-скок» (дети прыгают).
Белка: «Хрум-хрум» (дети показывают, как грызут орешки).
Волк: «У-у-у!» (дети подражают вою).
Игра с фонариком «Найди зверушку»: Дети с помощью фонарика находят на стене картинки с животными, которых только что узнали.
2. Игра «Угадай, кто где живёт»: Изучение жилищ животных через движение и имитацию.
Медведь: Живет в берлоге. Дети показывают, как спят «Х-р-р-р».
Белка: Живет в дупле. Дети «собирают орешки».
Ёжик: Живет в норке. Дети приседают, прячась.
Волк: Живет в логове. Дети говорят «У-у-у!».
Заяц: Прячется под кустиком. Дети прыгают на месте.
III. Завершение: возвращение в группу
Рефлексия: Дети гладят игрушки, прощаются с животными.
Окончание: «Паровозик» забирает детей обратно в группу под звуки «Чух-чух-чух! До свидания!».
Итог: Занятие проходит в едином игровом сюжете («путешествие в лес»), сочетает познавательные, речевые и двигательные задания, что идеально соответствует возрасту 2-3 лет.

22-02-2024

Белоглазова Елена Сергеевна

Педагог-организатор МДОУ "Детский сад "Умка" г. Надым" структурное подразделение "Детский сад "Антошка"

Общая характеристика редактора
Интерактивный редактор «Сова» — это современное программное обеспечение, разработанное совместно программистами и практикующими педагогами. Программа позволяет создавать интерактивные игры, викторины, презентации и различные образовательные материалы без специальных навыков программирования.

Основные возможности редактора
Создание собственных интерактивных игр и заданий

Работа с готовыми образовательными материалами

Добавление мультимедийного контента (изображения, текст, аудио, видео)

Возможность звукозаписи и редактирования

Создание презентаций и викторин различной сложности

Режимы работы
Программа предоставляет три основных режима:

Проигрывание готовых занятий — запуск существующих материалов

Редактирование — модификация готовых занятий под конкретные задачи

Создание новых материалов — разработка собственных образовательных ресурсов

Применение в работе с дошкольниками
Образовательный потенциал редактора реализуется через:

Развитие познавательной активности детей

Формирование речевых навыков

Развитие пространственного мышления

Закрепление математических представлений

Ознакомление с окружающим миром

Практическое применение
В работе с дошкольниками редактор используется для:

Создания интерактивных игр по различным темам

Проведения викторин и тестов

Разработки презентаций

Организации проектной деятельности

Коррекционной работы

Преимущества использования
Наглядность материалов благодаря красочной графике

Интерактивность — вовлечение детей в процесс обучения

Доступность — простота использования для педагогов

Универсальность — возможность применения в различных образовательных областях

Заключение
Использование интерактивного редактора «Сова» позволяет существенно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Программа способствует развитию познавательной активности детей, формированию необходимых навыков и компетенций в игровой форме, что соответствует современным требованиям к организации дошкольного образования.

Перспективы применения
Дальнейшее развитие использования редактора «Сова» открывает широкие возможности для:

Создания новых образовательных материалов

Обмена опытом между педагогами

Развития дистанционного образования

Индивидуализации образовательного процесса

05-10-2025

Шарова Марина Владимировна

учитель-логопед МБУДО "АРЦДО"ДАР" г.Александров

Консультация для родителей:
«Предупреждение
речевых нарушений у детей преддошкольного возраста»

Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, складывается в основном из таких двух моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.
2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
➢ предупреждение ушибов головы;
➢ предупреждение различных заболеваний и детских инфекций;
➢ охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
➢ охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
- предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца ;
- своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка;
- охрана нервной системы ребёнка .

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
➢ Окружить ребенка с первых дней его жизни полноценной речевой средой: стараться сопровождать свою повседневную деятельность правильной речью, называть свои действия, окружающие предметы, при этом давая ребенку возможность видеть ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией.
➢ Говорить с малышом не спеша, короткими фразами (не сюсюкать).
➢ Отвечать на все вопросы ребенка, поощрять его любопытство.
➢ Не ругать ребенка за речевые ошибки – просто повторить ту же фразу (слово) четко и правильно.
➢ Не форсировать речевое развитие – не нагружать ребенка сложным речевым материалом.
➢ Необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.
➢ Если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить.
➢ Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и другими.
➢ Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения, особенно заикание.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игры на развитие слухового внимания
➢ «Угадай, что звучит»
➢ «Угадай, чей голос»
➢ «Узнай музыкальный инструмент»
➢ Игры на развитие фонематического слуха
➢ Узнать звучание баpaбана среди других музыкальных инструментов
➢ Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
➢ Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка).

Развитие правильного дыхания.
Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
➢ дуть в дудочки, язычки;
➢ дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
➢ дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
➢ надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
➢ игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота»;
➢ «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть);
➢ летом сдувать пушинки с одуванчиков.
Важное условие: вдох должен быть спокойным, не поднимая плечи, а выдох – непрерывный, плавный и сильный.

Развитие мелкой моторики.
Полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:
➢ игры с массажными мячами;
➢ ловить намагниченных рыбок;
➢ игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики);
➢ выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
➢ игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
➢ задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
➢ обводка, штриховка, раскрашивание;
➢ мозаика, конструкторы, пазлы;
➢ расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек;
➢ затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.


Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения, которые рекомендовано выполнять дома с родителями:
➢ максимально открывать и закрывать рот
➢ растягивать губы в улыбочку
➢ вытягивать губы трубочкой
➢ «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
➢ Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность артикуляционной гимнастики составляет 3-5 минут.
Больше разговаривайте с ребенком, поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, отвечайте спокойным доброжелательным тоном, простыми и понятными предложениями. Будьте терпеливы, не скупитесь на похвалу и никогда не отмахивайтесь от ребенка, если он спрашивает о чем-то.
Если же у ребенка серьезное речевое нарушение, обратитесь за консультацией к специалистам

12-10-2025

Ковалева Светлана Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ № 23 "Семицветик" п. Темерницкий Аксайского района

Статья: «Ознакомление дошкольников с государственными символами России».
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В настоящее время Правительство РФ и Министерство просвещения РФ уделяют большое внимание решению проблем патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системной воспитательной работы. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, гордость за
нее, ответственность, желание беречь и умножать ее богатства – берет начало в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, его государственной символике (герб, флаг, гимн), что отражает историю происхождения государства, его цели, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Для дошкольника очень сложно в полной мере осмыслить и понять значение государственной символики, так как запас знаний об историческом прошлом Родины невелик. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания необходимо учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие
окружающего, образность мышления, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Путем передачи знаний о государственной символике происходит формирование любви к Родине. Задача воспитателя в том, чтобы подобрать методы и приемы, которые способны донести содержание до дошкольников информации и сделать занятия интересными и незабываемыми для них.
Организация ознакомления дошкольников с государственными символами в детском саду происходит через организацию предметно-развивающей среды и проведение мероприятий.
В своей работе, я использую следующий план занятий при ознакомлении детей с государственной символикой России.
1. Моя семья. Фамильный герб, родословная.
2. Город, в котором я живу. Герб города Липецка, его история.
3. Наша Родина – Россия.
4. Государственный флаг России.
5. Государственный гимн России.
6. Москва - столица России. Герб Москвы.
7. Государственный герб России.
Такая последовательность при ознакомлении с символикой России, соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному.
В своей работе, использую самостоятельно изготовленные альбомы: «Гербы разных государств», «Гербы городов липецкого края», «Флаги разных стран», «Гербы городов России». Пользуется интересом у детей коллекция марок, открыток, монет с изображением символов России и других государств.
При ознакомлении детей с символами России, в книжном уголке предлагаю литературу о символах государства, исторических событиях по теме.
Предлагаю детям дидактические игры:
«Сложи узор на щите из мозаики», «Найди герб России, Москвы».
Большое значение при ознакомлении с историей государства, имеет чтение и прослушивание былин и сказаний о богатырях, рассматривание картин.
По данной теме предлагаю детям развивающие игры:
«Государственные символы России».
«Государственные праздники России».
Большое значение имеет и расширение кругозора родителей. Предлагаю их вниманию папку-передвижку по теме: «Государственные символы России», анкетирование «Что вы знаете о символах России?» Вместе с детьми родители оформляют генеалогическое дерево, придумывают фамильный герб.
Большой интерес у детей и родителей вызывают такие праздники, как «День России», «День государственного флага РФ», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День государственного герба РФ», «День народного единства», «День Конституции».
В старшем дошкольном возрасте дети должны узнавать изображение герба и флага России, узнавать мелодию гимна. Иметь представление об их назначении, а именно объединяет людей, живущих в стране.
Белый цвет на флаге обозначает мир и чистоту души; синий – верность стране и правду; красный цвет – отвагу и любовь. Дети стараются соответствовать этим символам, стараются быть дружными, честными, любить свою родину и своих близких.
В подготовительной группе дети знакомятся со знаменем Победы в ВОВ 1941-1945,
знаменем военно-морского флота – Андреевским флагом (белое полотнище с двумя перекрещенными полосами).
Дети старшего дошкольного возраста должны знать, что гимн - это торжественная песня, в которой прославляется наша Родина, ее величие, могущество и красота. Гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики снимают головные уборы. Знать, что написал музыку композитор Александр Александров, а слова – известный поэт Сергей Михалков.
Имея некоторые представления об истории России, дети должны уметь рассказать об изображении на гербе России. Золотой орел с расправленными крыльями. У него
две головы. Смотрит в разные стороны нашей огромной страны. Над головами орла три короны, а в лапах он держит скипетр и державу – знаки царской власти. Орел- самая сильная и непобедимая птица. В середине герба – щит. На щите всадник на белом коне. Это Святой Георгий Победоносец. Он убивает страшного дракона. Это покровитель всех отважных воинов. Означает это изображение победу добра над злом. В центре герба России, герб Москвы, так как Москва – столица России.
В подготовительной группе знакомлю детей с историей Санкт-Петербурга, его гербом. Два скрещенных серебряных якоря, морской и речной, а на них царский скипетр с двуглавым орлом.
Чтобы проверить уровень знаний по теме провожу викторины, конкурсы, диагностику по вопросам.
Что это? (Герб России, флаг России).
Назовите цвета флага нашей страны. Что они означают?
Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
Что означает изображение двуглавого орла? (Сила, величие).
Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).
Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах).
Где можно видеть изображение герба России? (На монетах, документах)
Работа, построенная таким образом, позволяет детям понять смысл государственных символов, расширить представление о родной стране и
« малой Родине», воспитывает у детей патриотические чувства.
В своей работе по теме я использовала следующую методическую литературу.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры.
СПб.: Детство- Пресс, 1998
Данилина Г.Н. Дошкольникам об истории и культуре России. М.: АРКТИ, 2003
Кондрыкинская Л.Н. С чего начинается Родина? М.: Сфера, 2003
Коти Т. Моя первая книга о России.
Степанов В. Моя Родина – Россия.


12-10-2025

Веревкина Людмила Вениаминовна

учитель начальных классов

«Олимпиада школьников - это уникальное событие Она охватывает
максимальное количество учащихся, начиная со школьного этапа. Каждый
ребенок может изъявить желание и поучаствовать, попробовать свои силы

Поиск