Опубликованные материалы

Тема: « Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»

25-09-2025

Асылова Аида Гусмановна

учитель истории и обществознания, МБОУ "СОШ №12 г.Альметьевск

Мастер – класс
Тема: « Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»
В современных условиях одним из важнейших приоритетов образования является развитие гражданского и патриотического воспитания.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеурочной деятельности. Вырабатывание у школьников активной гражданской позиции понимается мною как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность.
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. За последние годы определился круг мероприятий, которые стали «визитной карточкой» школы.
Для 5-ых классов мы разработали Положение о проведении литературно – музыкального конкурса « Песни опаленные войной».
Положение являет собой единую, структурированную систему. Содержание выдержано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями школьников.
Вся работа нацелена на создание условий, способствующих процессу формирования устойчивых гражданско-патриотических качеств у учащихся.
Ребята проходят три этапа.
1 этап – рассказ стихотворения посвященного Великой отечественной войне.
Домашним заданием является выпуск стенгазеты.
2 этап – историческая викторина. Заранее классам выдаются 100 вопросов. Из них 20 будут в викторине.
3-этап – Инсценированная военная песня.
По результатам 3 этапа определяется победитель и вручается кубок.
Для каждого участника, класса и конечно же, классного руководителя мы специально сделали именные грамоты.
Для 6-ых классов мы разработали Квест. Он включает прохождение 4-ех станций:
- Математическая «Война в цифрах». Здесь решаются задачи. На этой станции мне помогают учителя математики. Они разрабатывают задания и проводят этот этап.
- Историческая «И помнить страшно, и забыть нельзя». На этой станции ребят ждет викторина, посвященная Великой отечественной войне.
- Географическая. Класс делится на 4 команды и каждая выпускает, а затем свой боевой листок. В своей работе дети должны показать, какой вклад внесла наука география во время ВОВ.
- Спортивно - интеллектуальная станция. Проводят учителя физкультуры в виде эстафеты.
На всех этих станциях дети набирают за свою работу баллы, которые фиксируются в маршрутном листе, затем эти баллы суммируются, и определяется класс – победитель знаток ВОВ. На выполнение заданий квеста отводится неделя.
Во время выполнения заданий квеста задействованы учителя математики, географии, физической культуры, литературы. Таким образом, я хочу показать, что воспитать гражданско-патриотическую личность можно не только на уроках истории.
С 7-го по 11 класс ученики активно принимают участие в фестивале «Афганской песни». В результате у нас выстраивается линия преемственности.
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе во внеурочное время.
Особое внимание на кружке, я уделяю изучению Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Не секрет, что ребята порой не знают, что это за война с кем она была, какие были жертвы, какового было народу.
На занятиях кружка мы выпускаем лепбуки, папки передвижки, папки с рисунками детей, боевые листы, фотоколлажи.
Одним из направлений гражданско – патриотического воспитания в школе это - гражданско –правовое . Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе.
В этом направлении, как и все школы, я ежегодно провожу парламентские уроки, недели правовых знаний, викторины, квесты и т.д.
Парламентские уроки я провожу в разных формах. В этом году я решила, что гости, которые пришли, то же должны поучаствовать. И я сформировала три команды. Команда 10 класса, 11 класса и гости с учителями. И провела интеллектуальную викторину не с готовыми ответами, а с ответами, на которые нужно было время для раздумий. Мероприятие прошло очень оживленно и интересно.
Детям очень нравятся подобные мероприятия они с удовольствие участвуют в созданиях тех же лепбуков, папок передвижек. С нетерпением ждут начала мероприятий. Находят ответы на вопросы подходят к учителям, ищут информацию в библиотеке. Это очень радует, ведь в век технологий дети очень плохо посещают библиотеки, читают книги.
И в заключение хочется сказать, что гражданско-патриотическое
воспитание – процесс сложный и непрерывный. У меня много планов:
- продолжить свою работу в этом направлении, так как результаты работы являются действенным способом воспитания гражданственности и патриотизма;
- планирую продолжить поездки по историческим местам нашей республики;
- продолжить работу по увековечению памяти тех, кто погиб за Родину и преклонению перед живыми, спасшими мир от войны.
Главное, чтобы в сердце каждого ребенка поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

Поиск