Опубликованные материалы

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ

12-10-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №18», г.о.г Арзамас


Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.
И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без об- щения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверст- никами у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.
И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного раз- вития личности дошкольника.
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри се-
мьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, дру- гими взрослыми людьми.
К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.
Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демон- стративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.
Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональ- ностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.
Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень
любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время обще- ния.
Хочется отметить некоторые особенности общения детей 4–5 лет. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюда- ются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.
Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут пре- обладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, крив- ляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происхо- дит в общении со взрослым.
Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивиду- ально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения де- тей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.
Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно счи- тать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается ска- зать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.
Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формиру- ются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологиче- ских навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоя- щему обучению в школе.
Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных
видах деятельности.
При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное
участие в таком общении между детьми.
Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста,
способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения
диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм об- щения.
Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.
Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон.
Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фо- нетическим аспектам.
Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как соб- ственно речевые, так и навыки речевого этикета. Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном воз- расте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Поиск