05-10-2025
Шарова Марина Владимировна
учитель-логопед МБУДО "АРЦДО"ДАР" г.Александров
Консультация для родителей:
«Предупреждение
речевых нарушений у детей преддошкольного возраста»
Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, складывается в основном из таких двух моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.
2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
➢ предупреждение ушибов головы;
➢ предупреждение различных заболеваний и детских инфекций;
➢ охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
➢ охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
- предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца ;
- своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка;
- охрана нервной системы ребёнка .
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
➢ Окружить ребенка с первых дней его жизни полноценной речевой средой: стараться сопровождать свою повседневную деятельность правильной речью, называть свои действия, окружающие предметы, при этом давая ребенку возможность видеть ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией.
➢ Говорить с малышом не спеша, короткими фразами (не сюсюкать).
➢ Отвечать на все вопросы ребенка, поощрять его любопытство.
➢ Не ругать ребенка за речевые ошибки – просто повторить ту же фразу (слово) четко и правильно.
➢ Не форсировать речевое развитие – не нагружать ребенка сложным речевым материалом.
➢ Необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.
➢ Если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить.
➢ Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и другими.
➢ Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения, особенно заикание.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игры на развитие слухового внимания
➢ «Угадай, что звучит»
➢ «Угадай, чей голос»
➢ «Узнай музыкальный инструмент»
➢ Игры на развитие фонематического слуха
➢ Узнать звучание баpaбана среди других музыкальных инструментов
➢ Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
➢ Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка).
Развитие правильного дыхания.
Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
➢ дуть в дудочки, язычки;
➢ дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
➢ дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
➢ надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
➢ игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота»;
➢ «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть);
➢ летом сдувать пушинки с одуванчиков.
Важное условие: вдох должен быть спокойным, не поднимая плечи, а выдох – непрерывный, плавный и сильный.
Развитие мелкой моторики.
Полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:
➢ игры с массажными мячами;
➢ ловить намагниченных рыбок;
➢ игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики);
➢ выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
➢ игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
➢ задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
➢ обводка, штриховка, раскрашивание;
➢ мозаика, конструкторы, пазлы;
➢ расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек;
➢ затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.
Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения, которые рекомендовано выполнять дома с родителями:
➢ максимально открывать и закрывать рот
➢ растягивать губы в улыбочку
➢ вытягивать губы трубочкой
➢ «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
➢ Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность артикуляционной гимнастики составляет 3-5 минут.
Больше разговаривайте с ребенком, поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, отвечайте спокойным доброжелательным тоном, простыми и понятными предложениями. Будьте терпеливы, не скупитесь на похвалу и никогда не отмахивайтесь от ребенка, если он спрашивает о чем-то.
Если же у ребенка серьезное речевое нарушение, обратитесь за консультацией к специалистам