16-10-2025
Мачульская Анна Сергеевна
КОУ Петропавловская адаптивная школа-интернат
Мачульская Анна Сергеевна,
учитель природоведения, биологии, географии
КОУ ОО «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Муромцевского муниципального района
Омской области
Обмен опыта по теме «Использование рабочей тетради на уроках природоведения, биологии и географии как способ развития мотивации к изучаемым предметам»
В связи с изменениями в методической системе учителя, а так же с появлением ФГОС для детей с ОВЗ образовательная Программа коррекционной школы ставит своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие всех обучающихся. Природоведение, биология и география, как учебные предметы в школе для детей с ОВЗ имеют большое значение для всестороннего развития обучающихся. У детей с умственной отсталостью можно выделить:
-неустойчивое внимание;
-замедленную переключаемость;
-трудность восприятия;
-кратковременную непроизвольную память;
-нарушение процесса запоминания;
-недоразвитие речи;
-тугоподвижность мыслительных процессов.
Из вышеперечисленного видно, что обучающиеся в процессе обучения испытывают различные затруднения. При подготовке к урокам на помощь учителю приходят рабочие тетради на печатной основе по данным предметам.
Рабочие тетради — это важное средство организации и активизации познавательной деятельности обучающихся. На уроке биологии использование рабочей тетради способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Это- объяснение изучаемого материала, расширение информации, которая содержится в учебнике, углубление и закрепление знаний об объектах и явлениях природы, контроль знаний и умений, приобретенных на уроках; формирование систематизированных знаний по биологии, развитие приемов работы с различными источниками информации, первичное закрепление и отработка формируемых умений и навыков; индивидуализация процесса обучения; организация самостоятельной работы.
Рабочие тетради дополняют учебник по данным предметам, и таким образом, они составляют учебный комплекс, с помощью которого реализуется современное естественнонаучное образование обучающихся.
Рабочие тетради включают набор разноуровневых заданий, которые соответствуют программам. Они позволяют закреплять полученную информацию, расширяют представления обучающихся , способствуют формированию системы понятий по предмету.
Тетради – это универсальные средства обучения как для обучающихся так и для учителя, их использование способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Это объяснение изучаемого материала, расширение информации, которая содержится в учебнике, углубление и закрепление знаний об объектах и явлениях природы, обогащение и расширение естествоведческих представлений, контроль знаний и умений, приобретенных на уроках; формирование систематизированных знаний по биологии, развитие приемов работы с различными источниками информации; первичное закрепление и отработка формируемых умений и навыков; индивидуализация процесса обучения.
В рабочие тетради по курсу «Биология», «География», «Природоведение» входят следующие типы заданий:
Вопросники.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания письменно, а в ряде случаев устно. Вопросы могут требовать конкретного ответа по пройденному материалу или ответы, которые отражают знания в новой учебной ситуации.
Подстановочные задания.
Обучающимся необходимо заполнить пропуски в тексте предложенного им задания.
Тесты.
При выполнении заданий обучающимся можно предложить: выбрать правильные ответы из предложенных, вписать правильные ответы, обозначить
цифрами номера ответов или вопросов либо соединить ответ с вопросом линией.
Например:
Дождевого червя назвали так, потому что
А. он любит дождик
Б. он выползает на поверхность после дождя
В. он предсказывает дождь
Дождевой червь находит пищу
А. при помощи глаз
Б. по запаху
В. при помощи кожи
Кислород поступает дождевому червю
А. через рот
Б. через нос
В. через всю поверхность кожи
Или
Обведи в кружок номера предложений, в которых дана характеристика хищной птицы.
1)Крылья длинные и остроконечные.
2)Крылья сильные, в основном округлые.
3)Клюв загнут крючком.
4)Клюв прямой или слегка загнут вниз.
5)Ноги и пальцы на них крепкие, когти острые и загнутые вниз.
6)Ноги и пальцы на них крепкие, когти тупые и загнуты вниз.
Описание по плану (схеме)
Опыты, практические и лабораторные работы
Например: Проведи опыты. Запиши результаты.
Раствор
Результаты
Практическая № 1. Вода + песок
Практическая № 2. Вода + соль
Практическая № 3. Вода + мел
Практическая № 4. Вода + раст.масло
Занимательные задания , дидактические игры, ребусы
«Третий лишний» , на доске написаны определенные понятия по темам, нужно найти лишнее и обосновать свой выбор. Например, в восьмом классе при обобщении тем по разделу «Птицы»
1.Ласточка, дятел, стриж, /это птицы кормящиеся в воздухе, а дятел-птица леса/
2.Воробей, голубь, цапля
3.Рот, сердце глотка.
4. Сова, курица орел,
Или в шестом классе по теме «Группы животных»
1. Лягушка , змея, ящерица /это земноводная/
2. Синица, снегирь, бабочка
3. Лиса, жаба волк
4. Орел, бабочка, кузнечик
Например: Реши примеры. Запиши названия видов костей скелета человека.
ТРУБА – БА + Б + ЧАР – Р + ТЫ + Е = ___________________________
ГУБЫ – Ы + ЧА + ТАМ – АМ + ЫЕ = ____________________________
ПЛУ – У + ОСМК – МК + КИЕ = ________________________________
Заполнение таблиц, схем, разгадывание кроссвордов
Работа с иллюстрациями.
Таким образом, содержание заданий в рабочих тетрадях способствует развитию памяти (заполнение схем и таблиц, тесты, кроссворды, подстановочные задания), внимания, восприятия (работа с иллюстрациями, «третий лишний»), мышления (сравнение природных объектов, заполнение схем и таблиц), обогащению словаря (разучивание и применение новых слов и терминов), тем самым способствуют развитию мотивации к изучаемым предметам.
