Опубликованные материалы

24-09-2024

Светлана Александровна Кукина

 

 МБДОУ "Детский сад №53 "Яблонька"

Актуальность.

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактических игр для развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр и упражнений для всестороннего развития детей.
3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5. Повысить компетентность родителей в значимости коммуникативных игр для детей ЗПР
Теоретическая база.
Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, а так-же дети-инвалиды. К ним относятся: с РАС, с умственной отсталостью,
Перед учителем - дефектологом, работающим, с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.
Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.


Ведущая педагогическая идея.
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А. Н. Леонтьев подчеркивал, большое значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно, большое значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ЗПР

При поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.
Формирование игровой деятельности у детей с ЗПР требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ЗПР способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.


Форма работы.
Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ЗПР предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

В процессе обучения детей с ЗПР в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:
• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
• объяснения учителя - дефектолога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;
• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:
• игра должна быть с четко сформулированными правилами;
• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.



4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ЗПР учитель – дефектолог
– активный участник и основной помощник. Именно он формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра имеет цели:

• обучающую (которую преследует взрослый),
• коррекционную (способствует развитию ребенка),
• игровую (для действия ребёнка).

В работе с детьми с ЗПР важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождаю свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).

Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях (Приложение1).
«Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде», «Что сначала, что потом», «Собери картину», «Выполни, не ошибись», «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Полет высоко в небо» и т.д).
Такие игры и упражнения я провожу ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного—двух, постепенно увеличивая.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяю коррекционным задачам, где учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы:
• доступность,
• повторяемость,
• постепенность выполнения заданий.
При проведении дидактических игр учитель- дефектолог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.
Ди

15-09-2023

Ирина Алексеевна Лызь

 

 Учитель математики, МБОУ лицей №9 г.Сальска

Выбор профессии-выбор будущего!

Цели:

познакомить учащихся с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:

-определить свой уровень сформированности личных

профессиональных планов, степень профессиональной готовности.

- познакомиться с правилами выбора профессии с учетом личностных

особенностей и требований рынка труда.

- представить информацию о выбранной профессии

Целевая аудитория:

учащиеся 9-11 классов

Оформление и оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация к классному часу.

Предисловие

Притча о выборе пути. «У каждого своя дорога»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод. У каждого из нас своя дорога. У каждого из нас свое предназначение в этой жизни, а значит, каждый должен выбрать свою профессию.

2. Значение слова «профессия»

Профессия (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Как вы думаете, с чем связано появление профессий?

Профессии порождены разделением труда.

Также по мере развития

- производительных сил общества,

- применения более совершенных орудий труда и технологии производства,

- возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда.

Многие профессии подразделяются на специальности: например, врач-терапевт, врач-хирург и т. д.

Вы уже думали о своей будущей профессии?

Чтобы сложилось верное представление о выбираемой профессии, необходимо иметь четкое и верное представление об этой профессии, которое складывается из знаний о:

- предмете труда, профессиональной деятельности – это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или находить их);

- условиях труда - основные требования, учитывая факторы рабочей среды;

- средствах труда – включают:

средства познания (например, приема, получения, «добычи», обработки информации) и

средства воздействия на предметную ситуацию, например, специально построенная информация, сирена,

внешние функциональные средства труда, например, выразительные средства поведения – это интонация речи, позы, жесты, выражение лица.

внутренние функциональные средства труда

невербальные (мысленные эталоны, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства;

- орудиях труда - принято считать не только инструменты обработки, но и любые средства, которые усиливают способности человека как объекта труда. К орудиям труда можно отнести измерительные инструменты, приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма».

3. Изучаем себя и изучаем профессии…

Перед тем как определить к чему лежит душа, имеет смысл ознакомиться с тем, что же востребовано в современном мире и на каких специалистов есть действительно хороший спрос. Кроме того, если вы выбираете между несколькими профессиями, то востребованность той или иной может склонить ваш выбор именно в ее пользу.

Профессии будущего.

12-05-2024

Ирина Сергеевна Тихонова

 

 МАДОУ Детский сад №17 "Золушка г. Бор

5 авруста - Международный день светофора: Свет безопасности на дорогах
Цель: Повысить осведомленность родителей о важности знания правил дорожного движения детьми дошкольного возраста.

Международный день светофора - это отличный повод обратить внимание на важность безопасности на дорогах, особенно для самых уязвимых участников движения - детей.

Статистика неумолима: по данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год на дорогах погибают около 1,35 миллиона человек. Дети составляют значительную часть этой печальной статистики.

В России ежегодно в ДТП погибают тысячи детей. По данным ГИБДД, за последние несколько лет происходит около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают несовершеннолетние. Причины трагедий разные: нарушение правил дорожного движения, несоблюдение мер безопасности, недостаточное внимание взрослых.

Светофор - не просто световой сигнал, а символ безопасности. Он помогает регулировать движение транспорта и пешеходов, предотвращая аварии. Для детей светофор - это урок безопасности, который нужно запомнить с раннего возраста.

Что можно сделать, чтобы обеспечить безопасность детей на дороге?
Обучать детей правилам дорожного движения: с раннего возраста объяснять основные правила и учить их правильно переходить дорогу.

Международный день светофора - это не просто праздник. Это напоминание о том, что каждый из нас несет ответственность за собственную безопасность и безопасность других, особенно детей. Вместе мы можем сделать дороги безопаснее для всех.

Правила дорожного движения для дошкольников
Объяснение основных правил дорожного движения: переход дороги по пешеходному переходу, остановка перед дорожным знаком "Пешеходный переход", взгляд налево-направо перед переходом, ходьба по тротуару, безопасное поведение на транспорте.
Демонстрация иллюстраций с правилами дорожного движения.
Разъяснение роли светофора в обеспечении безопасности на дороге.

Как научить ребенка правилам дорожного движения
Объяснение детей в доступной форме, использование игр, стихов, песен. Создание ситуаций в игровой форме (например, "переход дороги по пешеходному переходу", "встреча с транспортным средством").
Поощрение соблюдения правил дорожного движения детьми, создание позитивного образа безопасности. Важно не напугать ребенка, а научить его правильно вести себя на дороге.

Постоянно напоминайте детям о правилах дорожного движения дома.
1. Пешеходный переход:
Переходить дорогу можно только по зебре (пешеходному переходу).
Сначала остановись на краю тротуара, посмотри налево, потом направо и еще раз налево.
Переходи дорогу только тогда, когда машины стоят и сигналят тебе.
Не беги по пешеходному переходу.

2. Тротуар:
Ходить по дороге опасно.
Ходи по тротуару - там безопасно.
Не играй на тротуаре, не катайся на роликах и не бегай.

3. Дорожные знаки:
Красный кружок - опасно!
Зеленый человечек - можно переходить дорогу.
Синий квадрат - важная информация.
Треугольник - предупреждение.

4. Транспорт:
Не играй возле дороги.
Не садись в машину к незнакомцам.
Спрашивай у взрослых, куда тебе нужно ехать.
Никогда не выбегай на дорогу перед машиной.

5. В автобусе:
Держись за поручень, чтобы не упасть.
Не бегай в автобусе.
Не кричи и не мешай другим пассажирам.

6. В машине:
Всегда пристегивайся ремнем безопасности.
Не высовывайся из окна и не отвлекай водителя.
Сиди спокойно на своем месте.

7. Велосипед:
Езди только по велосипедным дорожкам.
Не езди по дороге, где ездят машины.
Обязательно надевай шлем.

8. Важные слова:
Светофор - это устройство, которое регулирует движение.
Пешеход - это человек, который идет пешком.
Тротуар - это место, где ходят пешеходы.
Зебра - это пешеходный переход.
Дорога - это место, где ездят машины.

9. Запомни:
Осторожность - это главное на дороге!
Спрашивай у взрослых, если ты не уверен.

Играйте в дорожные игры. Читайте книжки о правилах дорожного движения. Смотреть мультфильмы о правилах дорожного движения.
Эти простые правила помогут быть в безопасности на дороге!

01-08-2024

Снежана Куприянова

 

 преподаватель

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ

Информационное общество в условиях динамично меняющегося мира с его сложным, высокотехнологичным производством и развитой инфраструктурой, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов. Перед образованием ставится ряд принципиально новых задач, среди которых необходимость повышения качества, создание оптимальных образовательных систем.
Целесообразность применения таких технологий в высшей школе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность
Компьютерные технологии предоставляют для образовательного процесса следующие возможности:
• рациональная организация познавательной деятельности;
• активизация процесса обучения и вовлечение в него всех студентов;
• более эффективное использование всех видов чувственного восприятия обучающихся;
• обретение и закрепление профессиональных навыков;
• повышение уровня самообразования, мотивации учебной деятельности;
• обеспечение большим количеством знаний;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей;
• использование различных источников информации;
• получение доступа в единое мировое информационное пространство
Компьютер оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и на используемые учебные задачи, и на мотивацию студентов. С появлением новых информационных технологий и компьютерной графики традиционный взгляд на подготовку будущего архитектора требует существенной переоценки и уточнения.
Эффективное использование информационно-компьютерных технологий, реализация их дидактических возможностей является необъемлемой частью подготовки будущих архитекторов в Оренбургском государственном университете (ОГУ). Преподаватели и студенты вуза активно используют цифровые технологии, ценя их за скорость оформления работ, многовариантность подачи, экономию времени, за автоматизацию этапов проектного поиска и получение новых возможностей формообразования.
Формирование информационной культуры будущих архитекторов – поэтапный процесс, предусматривающий систему определенных видов деятельности, выполнение которых мотивирует студентов к освоению новых знаний и умений. Студенты, в процессе овладения историей мирового искусства и архитектуры, готовятся к практическим занятиям по электронным учебным пособиям, размещенным в глобальной сети на веб-страничках библиотеки ОГУ, делают свои презентации (офисный редактор Microsoft Office), активно используя ресурсы Интернета с различными источниками информации по культуре.
Основа профессиональной компетентности архитектора – готовность к проектной деятельности, поскольку смысл его работы состоит в создании социально-производственной системы, которая реализует потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности. Многие проекты XXI века создаются исключительно при помощи компьютерной техники, поэтому для продуктивной деятельности архитектора в современном информационном мире нужна фундаментальная базовая компьютерно графическая подготовка.
И такую подготовку студенты получают при изучении дисциплины
«Компьютерная графика», изучая графические программы: CorelDraw.
Построение объемно-пространственной модели объекта, полученной путем преобразования реального строительного объекта в информационную трехмерную модель, является в Оренбургском государственном университете одним из важных направлений в подготовке студентов-архитекторов. Компьютерному моделированию в последние годы в вузе стали уделять значительно большее внимание, осознавая значимость информационных технологий в профессиональной подготовке архитекторов.
Будущие архитекторы изучают многофункциональный пакет автоматизированного проектирования ArchiCAD, программы для фотореалистичной визуализации Artlantis Studio, системы рендеринга V-Ray, Corona Renderer, приобретают опыт применения навыка взаимодействия с компьютерными информационными системами:
• двухмерных изображений (Adobe PhotoShop, Corel Graphics Suite);
• трехмерных архитектурных объектов (SketchUp, Autodesk 3ds Max, ArchiCAD, AutoCAD, Lumion 3d);
• разработками мультимедийных продуктов (Photodex ProShow
Producer).
Методика формирования информационной культуры предполагает широкое использование элементов проектного и проблемного обучения на занятиях, повышение роли самостоятельности, организации исследовательской деятельности студентов, что усиливает целенаправленное формирование интеллектуально-творческих (вариативности, гипотетичности и импровизации) и эмоционально-волевых способностей студентов.

Рассматривая информационные технологии как инструмент обучения, мы определили, что проектирование и внедрение в учебный процесс информационных средств обучения стимулируют мотивированность, обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов с широким научным образованием, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности
Применение информационно-компьютерных технологий обучения в системе высшего образования не предполагает отказа от практического опыта, который накоплен веками в традиционной педагогической теории. Важно учесть, что информационные технологии служат не столько для передачи знаний, умений, навыков, культуры, традиций, форм и методов обучении, сколько для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения, профессионального становления личности обучаемых
На сегодняшний день совершенно очевидно, что компьютерная графика неумолимо занимает главенствующее положение в проектировании как более технологичная по сравнению с ручной графикой. Однако ручной этап работы в курсовом архитектурном проектировании сохраняет профессиональную – творческую – суть архитектора, поэтому в архитектурном проектировании на разных этапах могут использоваться и ручная и компьютерная графика, главное, чтобы идея архитектора нашла свое достойное воплощение
На современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования невозможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы

18-02-2024

Климаченкова Анастасия Александровна

 

 воспитатель, МБДОУ "Детский сад №94" г. о. Самара

Введение
Под готовностью ребенка к школьному обучению понимается целостная система свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Готовность к школьному обучению – предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных учены (Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Керн, Г.Гетпер, С. Штребел; Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению содержания и сущности интеллектуальной готовности к обучению в школе.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с нарушениями в развитии, в том числе, по отношению к детям с речевыми нарушениями. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Речевую готовность изучали такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Цель: изучить особенности готовности к школе детей с нарушениями речи.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «готовность к школе» и выделить основные критерии готовности к школе.
2. Выделить особенности готовности к школе детей с нарушениями речи, через особенности в развитии.
3. Разработать методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи.

Характеристика понятия «готовность к школе»
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. По мнению Н.И. Гуткиной под психологической готовностью следует понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Под общей готовностью понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных нравственно-волевых качеств, социальная и специальная подготовка.
Специальная готовность - это сформированность умений и навыков, облегчающих постижение учебных предметов.
Психологическая - готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования.
Социальная - готовность к взаимодействию и взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации.
Нравственно-волевая - готовность к новому образу жизни, к обучению.
Рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны, особенно психологическая, социальная и нравственно-волевая готовность. Начинать подготовку к школе следует с младшей группы детского сада или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях обучения вне школы, дома.
Нельзя ограничиваться лишь специальной подготовкой и готовностью ребенка к обучению, поскольку при переходе в школу меняется образ его жизни, его социальная позиция, которая требует умения самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и выполнять правила поведения и взаимоотношений. Недооценка общей подготовки к школе приводит к формализации процесса учения, снижает внимание к решению главной задачи - формированию разносторонней личности. Известны случаи, когда ребенок, умевший до школы читать, на время утрачивал навык чтения из-за неумения установить контакт с учителем и учениками.

Критерии готовности к школе
Вариативность программ обучения детей в школе сделала актуальной задачу разработки критериев, по которым можно определить уровень готовности ребёнка к обучению.
Американские психологи (Я. Йирасек и Керн) уделяют наибольшее внимание исследованию интеллектуальных, эмоциональных и социальных компонентов: в интеллектуальном развитии ведущими являются критерии сформированности процессов познавательной деятельности и речевой функции, в эмоциональном - способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости, в социальном коммуникативная активность, адекватность самооценки, сформированность социальной позиции.
Другой подход к выделению критериев готовности к школе представляют отечественные психологи. Д.Б. Эльконин выделяет в качестве основных критериев: сформированность функций замещения предмета, умение подчиняться правилам и инструкциям, сформированность операций мыслительной деятельности.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качественных характеристик, позволяющих адаптироваться в школе, придерживались А. В. Запорожец.
А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина. Они включали в понятие готовности к обучению развитие самоконтроля и саморегуляции, произвольного поведения, умение решать интеллектуально-практические задачи продуктивными способами деятельности.
А. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова отнесли к основным сторонам готовности к школе факторы личностной зрелости, которая проявляется в трех системах отношений: ребенка ко взрослому, его произвольность; ребенка к сверстнику; ребенка к самому себе, то есть уровень самосознания.
Е. К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сахонова (1999) разработали экспресс-
диагностику готовности к школе, основываясь на соединении психологического и педагогического подходов. В их исследовании отмечалось, что для успешного обучения в школе ребенок должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Психологическая готовность состоит из личностной, интеллектуальной и социально-коммуникативной.
Личностная готовность. Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделено три основных параметра.
Отношения со взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным. Произвольность в общении со взрослыми означает, что ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые в отношении с ним.
Отношение со сверстниками: это второй важный компонент личностной готовности, его показателем в старшем дошкольном возрасте является готовность ребёнка к сотрудничеству в совместной деятельности.
Отношение к себе: этот компонент связан с развитием самосознания, что
проявляется в изменении самооценки. Самооценка становится адекватной.
Интеллектуальная готовность. Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности — это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей старшего дошкольного возраста к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей.
Социально-коммуникативная готовность.
Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности — это характеристики межличностных взаимодействий в груше, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.
Обобщая все подходы и точки зрения на определение критериев готовности детей к школьному обучению, можно выделить интегративные уровни:
- познавательного развития - способность к дифференцированному восприятию, к переключению и распределению внимания, к логическому запоминанию;
- овладение операциями мыслительной деятельности;
- речевого развития - фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связности речи, словарного запаса;
- сформированности навыков учебной деятельности - планирование, самоконтроль и самооценка, действия по образцу и по инструкции, объём оказываемой помощи;
- личностного развития - произвольность поведения, способ волнения действий, познавательная активность, контекстность общения;
- эмоционального развития: эмоциональная устойчивость, сила и модальность эмоций, способность к эмпатии, эмоциональная децентрация
Данные критерии делят готовность детей к школе на три уровня.
Высокий уровень - ребенок определяет содержание задания, способен проводить все словесно-логические операции, имеет высокий уровень всех видов памяти, внимание устойчиво, способен к длительной его концентрации, речь развивается без отклонений, ребенок контролирует собственную деятельность на всех этапах работы, результат соответствует поставленной цели, самооценка адекватна, использует рациональные продуктивные способы, действия адекватны и осмысленны, ему нужна только организующая помощь, он самостоятельно способен преодолеть трудности.
Средний уровень (характерен для детей с задержками развития) - трудности возникают при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения; сравнивая, ребенок не может выделить признаки сходства; обобщение проводит на интуитивно-практическом уровне, словесно не обозначая выделяемые понятия; восприятие недифференцированное, неспособность к длительному напряжению и концентрации внимания, затруднения в запоминании вербальной информации, фонетико-фонематическое недоразвитие речи: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия; не сформированы устойчивые способы самоконтроля и самооценки, ребенок не может адекватно оценить результаты своей деятельности использует нерациональные способы, действуют методом проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации, помощь взрослого принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы, эмоциональное состояние характеризуется истощаемостью организма из-за умственных нагрузок, эмоциональной неустойчивостью.
Низкий уровень (присущ детям с выраженными нарушениями интеллектуально-эмоционального развития) - при выполнении заданий требующих анализа, сравнения, обобщения, нужна развернутая помошь взрослого; восприятие не целостно, искаженно; низкий уровень развития памяти, внимание крайне неустойчиво, общее недоразвитие всех компонентов речи: дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, аграмматизмы в речевом оформлении, не усвоение грамматических стандартов, реч

02-12-2022

Марина Владимировна Тетерина

 

 учитель - логопед

Формирование у учащихся операций контроля в процессе письма.

Письмо, в отличие от устной речи формируется только в условиях целенаправленной деятельности, значит, механизмы письма складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего образования.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т. п.).
Сам процесс письма состоит из 6 фаз:
1. мотив (записать слова для закрепления какой–нибудь орфограммы);
2. замысел – отбор и расположение в определённой последовательности информации (выписать слова с изучаемой орфограммой);
3. анализ звукового состав слова, подлежащего записи;
1 условие – определение последовательности звуков в слове.
2 условие – уточнение звуков.
Речевой слух — это способность отличать один звук от другого (физический, музыкальный слух). Развивается фонематический слух (речевой) чётким проговариванием звуков. Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору головного мозга, постоянно связаны со слуховыми, они уточняют и обостряют слух (И.П. Павлов).
4. перевод фонемы в графему (зрительный образ букв);
5. «перешифровка» зрительного образа в систему последовательных движений, необходимых для записи;
6. грамматический и морфологический анализы.
Нарушение взаимодействия между фазами письма, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребенка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).
Мы остановимся на нарушении у детей самоконтроля за собственным письмом. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем - резко выраженная недостаточность произвольного внимания (произвольное (активное), возникает благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли, т.е. что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании). Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.
Внимание - необходимое условие успешной деятельности. И оно, является специальной функцией контроля.
П.Я. Гальперин выделил три вида контроля:
- упреждающий, т.е. определяющий программу того, «как я буду делать»;
- текущий, сопровождающий запись и осуществляющий формулу: «так ли я делаю, как наметил?»;
- фиксирующий.
Приёмы работы по формированию контроля.
Упреждающий контроль.
1. Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г. Визель).
Чтение предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте - так, как они пишутся. Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:
- повтор за учителем ритмизованного слова (предложения), а затем его запись;
- повтор по слогам со слуха, когда учитель произнесёт предложение обычным способом;
- «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.
2. Анализ и составление схемы слова.
В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков:
- актуализация смысла слова;
- ритмизованное повторение слова;
- обозначение гласных звуков точками в схеме слова;
- обозначение согласных звуков точками в схеме слова;
- обозначение места твердого и мягкого знаков в схеме слова;
- чтение слова в соответствии со схемой по слогам.
После того как ребенок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.
Текущий контроль.
Письмо с проговариванием вслух:
- проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.
У учащихся первых классов (второе полугодие) четко выявляется роль проговаривания в письме (текущий контроль). Ученик проговаривает слова сначала вслух, затем шепотом и, наконец, скрытым внутренним голосом (регистрация тонких движений гортани, сопровождающих письмо, показывает, что при развитом навыке письма эти движения продолжают еще участвовать). В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок, связанных с пропущенными буквами, увеличивается.
Фиксирующий контроль:
- проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;
- комментированное письмо;
- ритмизованное чтение своей работы.
Операцию контроля за собственным письмом нужно формировать специально.
Рекомендуется формировать контроль в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий:
- введение ребенка в задание;
- формирование умственных действий во внешнем плане;
- плане громкой речи;
- шепотной речи;
- внутренней речи.
В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие совершенствуется и присоединяется к основному производительному действию.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.
8. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. СПб., 2004.
9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1995.
10. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
12. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. М., 1965.
13. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. М., 1969.
14. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2005.

21-09-2024

Шакирова Гульсум Рафаэловна

 

  ассистент кафедры немецкой и французской филологии, Уфимский университет науки и технологий, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

Как бороться с мотивационными кризисами школьников?
1980-х годах психологи Эдвард Деси и Ричард Райан разработали теорию самодетерминации,, различая внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внутренняя мотивация управляется внутренними желаниями, когда люди действуют в соответствии со своими внутренними импульсами и получают удовольствие от самой деятельности. Важнейшую роль в этом процессе играет нейромедиатор дофамин, который выделяется во время обучения и выступает в качестве своеобразного топлива для мотивации.

Внутренняя мотивация ориентирована на три основные потребности: автономию, компетентность и социальные связи. Удовлетворение этих потребностей способствует нашему ощущению благополучия. Деси и Райан эмпирически продемонстрировали, что эти потребности являются основополагающими.

Студент с внутренней мотивацией будет учиться в первую очередь потому, что он хочет стать независимым, чувствовать себя компетентным и общаться с другими.

Решение математической задачи, разговор на английском языке или решение технической проблемы — все это внутренние мотивации, которые удовлетворяют наши врожденные потребности. Чувство достижения и способность действовать самостоятельно побуждают учащихся продолжать прогрессировать. Кроме того, приобретение новых навыков повышает самооценку и воспитывает чувство силы.

Для детей конкретные и краткосрочные цели всегда предпочтительнее расплывчатых задач и отдаленных результатов.

В дополнение к внутренней мотивации, существуют различные способы внешнего подкрепления
процесса обучения. Это сродни подходу кнута и пряника. Например, «Если ты хорошо закончишь квартал, мы купим тебе велосипед весной» или «Если ты вернешься домой с еще одной плохой оценкой, ты потеряешь свою PlayStation». Когда родители используют этот метод поощрения и наказания, лучше избегать далеких обещаний, так как эти поощрения эффективны только в течение коротких периодов.

Поощрение вовлеченности с помощью внимательных взглядов и ежедневного одобрения усилий часто оказывается более эффективным, чем обещания будущих подарков. Когда дело доходит до наказаний, важно помнить, что чрезмерные ограничения могут иметь неприятные последствия.

Угрозы обычно усиливают стресс, страх и беспомощность. Вместо того, чтобы сосредоточиться на получении новых знаний, ребенок может зацикливаться на том, чтобы избежать наказания.

Однако, если родительский контроль полностью отсутствует, ученик может полностью отключиться от обучения, особенно если у него отсутствует какой-либо внутренний интерес.

Уверенность нужна для вовлечения в процесс обучения С 2000-х годов популярность приобрела теория самоэффективности. Американский психолог Альберт Бандура подчеркивает, что уверенность в себе имеет первостепенное значение для успеха в любом начинании. Это чувство позволяет людям с большей готовностью участвовать в процессе и упорствовать, несмотря на трудности. По словам Бандуры, вера в себя воспитывает чувство личной эффективности и закладывает основу для мотивации.

У тех, кто не верит, что своими усилиями можно достичь желаемых результатов, не будет достаточных стимулов к действию и преодолению трудностей.

Ученики, которые уверены в себе, чаще выбирают сложные задания и ставят перед собой более высокие ожидания. Они стремятся к новым знаниям и стремятся найти смысл в учебе. И наоборот, недостаток уверенности в себе может привести к потере интереса к сложным предметам или даже к образованию в целом. Важно отметить, что вера в себя не является врожденным качеством; Она может развиваться под влиянием прошлого опыта и восприятия окружающих.

Четыре способа обрести уверенность в себе

Опыт мастерства: Успешное преодоление препятствий развивает самоэффективность. Однако следует опасаться легких успехов; Студенты, привыкшие к немедленным результатам, как правило, сдаются при малейших затруднениях. Основа личной эффективности заключается в настойчивых усилиях, которые приводят к успеху. Умение извлекать уроки из неудач имеет решающее значение.
Социальное моделирование: Наблюдение за усилиями и успехами коллег укрепляет нашу веру в нашу эффективность. И наоборот, наблюдение за неудачей сверстника может привести к неуверенности в себе.
Общественный договор: Реалистичное поощрение может повысить вероятность успеха. Однако для того, чтобы родители, учителя или сверстники привили ученику сильное чувство самоэффективности, одной похвалы недостаточно. Очень важно поставить ребенка в ситуации, в которых он может преуспеть на своем уровне.
Физическое и эмоциональное благополучие: Усталость, слабость и беспокойство могут восприниматься как признаки низкой самоэффективности. В таких случаях важно снизить стресс, облегчить депрессию, увеличить физическую активность и переосмыслить физические состояния.
Природное любопытство и желание учиться
В последнее время нейробиология присоединилась к дискуссии о мотивации. Исследования направлены на то, чтобы понять, как обучение влияет на работу мозга.

Для человечества в целом желание учиться является одной из наших базовых потребностей, сравнимой с потребностью в пище и воде. Это желание играет решающую роль в мотивации учащихся, поэтому необходимо стимулировать любознательность и воспитывать любовь к учебе в каждом ребенке. И наоборот, попытки «пробурить» знания, навыки и умения, не разжигая любопытство, приведут к плохим результатам.

Мотивация опирается на внимание ребенка, разжигает любопытство и помогает ему активно участвовать в обучении. Обратная связь играет значительную роль в этом процессе. С точки зрения нейробиологии, ошибки служат средством адаптации нашего понимания мира. Активный ребенок, который совершает ошибки, учится на них, в то время как пассивный ребенок ничему не учится.

Что может убить мотивацию?
Во-первых, отсутствие адекватных стимулов сказывается как на продвинутых учениках (которые знают, что не узнают ничего нового), так и на испытывающих трудности (которые не понимают, что объясняется).

Второй фактор — наказание за любопытство: когда очень строгие взрослые просят детей вести себя тихо (и не задавать «глупых вопросов»), сигнал вознаграждения в мозгу, связанный с любопытством, уменьшается, и выброс дофамина прекращается. В результате мозг учится воздерживаться от проявления инициативы.

Третья угроза – навязанная передача знаний. Эксперименты показывают, что когда взрослые чрезмерно стремятся помочь ребенку, заваливая его объяснениями (например, подробно рассказывая, как работает игрушка), ребенок перестает экспериментировать и теряет интерес к действию.

Обратная связь помогает исправлять ошибки
Получение обратной связи об успехах и неудачах в процессе обучения позволяет учащимся сформировать четкое представление о своем текущем статусе. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог выявить и исправить свои ошибки. Без обратной связи у ребенка остается лишь смутное представление о своих навыках.

Обратная связь от взрослого человека, вовлеченного в процесс обучения, часто имеет решающее значение. Можно выделить два типа обратной связи: нормативную (с использованием оценок) и информативную. Нормативная обратная связь помещает ребенка на шкалу успеваемости, например, «Ты получил тройку» или «Твой результат средний». Этот тип оценочной информации может негативно сказаться на испытывающих трудности учащихся, которые могут воспринимать плохую оценку как недостаток знаний или, что еще хуже, как недостаток личной ценности.

Информативная обратная связь дает более нейтральное представление о навыках ребенка и динамике обучения, например: «Ты допустил пять ошибок, что на три меньше, чем в прошлый раз» или «Твои сильные стороны... и твои слабости в том, что...» Этот тип обратной связи предпочтительнее, так как он дает ребенку более четкое представление о своих знаниях и процессе обучения. В частности, менее способные студенты могут признать свой собственный прогресс при использовании этого подхода.

Выбор слов, используемых для похвалы ребенка, также имеет существенное значение. Если взрослый хвалит усилия («Ты много работал»), то ребенок будет более склонен к самосовершенствованию, чем если выделять личные качества («Ты сильный», «Ты умный»).

Роль положительных и отрицательных эмоций в обучении
Эмоции и чувства играют решающую роль в когнитивных процессах. Исследования показывают, что положительные эмоции облегчают обучение, в то время как тревога или принуждение уменьшают желание учиться и могут привести к тому, что ребенок будет избегать трудностей и связанного с ними стресса, связанного со школой. Педиатры утверждают, что высвобождение кортизола из-за частого стресса воздействует на нейроны в гиппокампе, области мозга, необходимой для обучения, памяти и эмоциональной регуляции.

И наоборот, исследования показывают, что сильные негативные эмоции иногда могут мотивировать нас использовать неудачи в качестве основы для достижения более высоких результатов в будущем.

Неудачи могут подтолкнуть к более глубокому изучению предметов, преодолению страхов, в то время как положительные эмоции могут привести к самоуспокоенности.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в целом получение удовольствия от процесса обучения предпочтительнее. Негативные эмоции мешают нам, в то время как положительные стимулируют.

Среда обитания ребенка существенно влияет на развитие мотивации: воспитание в семье, атмосфера и условия обучения, методы обучения могут сильно повлиять на их вовлеченность. Общеизвестно, что наилучших результатов добиваются воспитатели, которые умеют завладеть вниманием учеников и создать комфортную обстановку в классе.

Каждому школьнику нужны заботливые, но требовательные взрослые, которые могут ставить сложные, но реалистичные задачи. Постепенно ребенок научится решать эти задачи самостоятельно, больше не полагаясь на внешнюю поддержку, и будет вкладываться в собственный прогресс.Потеря мотивации у ученика является тревожным признаком, указывающим на основные проблемы, такие как недопонимание, конфликты с одноклассниками или учителями, боязнь совершить ошибку, отсутствие веры в с

20-09-2024

Катерина Раловец

 

 

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАВЕРШИЛАСЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЫ ПОЗНАЕМ РОССИЮ».

Проект был организован Автономной некоммерческой организацией «Хранители Чудес» при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ-24-1-003784). Его целью стало создание уникального образовательного пространства для знакомства школьников и дошкольников региона с культурным, историческим и природным наследием России.
В рамках современного молодежного пространства были реализованы специально разработанные образовательные игры и квесты по 3 тематическим блокам: великие имена России, природные и культурно-исторические объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Всего было проведено 80 занятий для 200 детей Новосибирской области.
Важной составляющей занятий стала практическая работа на мастер-классах, где дети смогли своими руками «прикоснуться» к историческим артефактам, предметам быта прошлых эпох, познакомились с ремеслами наших предков. Использование иммерсивных технологий и игровых форм обучения позволило вовлечь в образовательную игру детей любого возраста. А широкий спектр тем – подобрать содержание занятий, максимально соответствующее возрастным особенностям детей.
В завершении проекта состоялось тестирование учеников, викторина и награждение победителей. В результате каждый ребенок сформировал для себя неподдельный интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества великих людей России, а также путешествиям по нашей родине.

15-11-2023

Сайфуллина Альбина Ахсановна

 

 педагог-психолог

Актуальность работы определяется тем, что период перехода из начальной школы в среднее звено является важным этапом в развитии младшего школьника. В это время обучающийся открывает для себя ценности, новые знания и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности, которое усложняетсяя по форме и по содержанию общения.
Адаптация обучающихся к новым условиям обучения и уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, которая помогает преодолеть трудности, создать возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях. Большую роль в адаптации будущих пятиклассников играет психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая обуславливает жизнь младшего школьника и делает ее более творческой, результативной, способствующая овладению новой социальной ситуацией развития.
К началу обучения в среднем звене в основном обучающиеся приходят с различными уровнями развития. Наиболее сложно приспосабливаться к условиям новой школьной жизни тем обучающимся, у кого интеллектуальное развитие в силу ряда причин отстает от нормы. Но не в коем случае нельзя забывать и о том, что часто дезадаптивные проявления у младших школьников сочетаются с явлениями кризисного характера их взросления. Поэтому, вхождение четвероклассников в новую систему обучения в среднем звене становится для педагогов и для обучающихся достаточно болезненным [2, с. 25].
Трудности школьников преимущественно обусловлены недостаточной психологической готовностью продолжения обучения уже в измененных условиях. Если школьники не готовы к обучению в среднем звене, то у них формируется школьная тревожность, дидактогенные неврозы, могут даже наблюдаться отклонения в психическом и психологическом здоровье.
Понятие «готовность школьника к обучению в среднем звене» оно многогранное и сложное. Составной компонент готовности это психологическая и психофизиологическая готовность [1, с. 190].
Психологическая готовность содержит в себе интеллектуальную, эмоционально-личностную и коммуникативную готовность.
Такая готовность как психофизиологическая определяется уровнем морфофункциональной зрелости его организма, состоянием здоровья ребенка, включая развитие зрительно-моторной координации, двигательных навыков, умственной и физической работоспособностей.
Интеллектуальная же готовность предполагает соответствующий уровень развития таких психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память, речь и словесно-логическое мышление [4, с. 75].
Психологическая готовность педагога к работе с обучающимися предполагает в первую очередь:
1. Стремление и умение оказывать школьнику своевременную психологическую поддержку.
2. Умение прогнозировать возможные трудности, возникающие в ходе обучения и общения собучающимися.
3. Знание педагогом индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.
4. Умение помогать обучающемуся в налаживании конструктивного общения с новыми педагогами и одноклассниками.
5. Умение создавать условия, в которых обучающийся будет ощущать свою успешность, что позволит ему как можно радостнее и легче войтив новый этап школьного обучения [3, с. 325].
Вместе с тем для обучения в среднем звене по новым образовательным стандартам обязательным и необходимым является организация педагога-психолога совместно с учителем стартового мониторинга универсальных учебных действий, которые сформированны у четвероклассников к началу обучения в основной школе.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательной организации содержит рекомендации при котором необходимо учитывать развитие детей, индивидуальные различия в познавательной деятельности, внимание, восприятие, мышление, память, речь и моторику. Это означает, что для верного построения процесса школьного обучения необходимо предвидеть динамику интеллектуального развития обучающихся. Подобный прогноз по результатам индивидуальной психологической диагностики школьников может сделать только педагог-психолог.
При оценке учебных результатов младших школьников недостаточно только учитывать полную успешность, поэтому требуется определить и относительную успешность. Естественно учет относительной успешности раскрывает глаза педагогу на то, какие умения, знания и навыки приобретет каждый из учеников и что они получили в начальной школе.
Учебная готовность проявляется и в степени интеллектуального развития младшего школьника. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста является обязательным и должна включать развитие познава¬тельных процессов ребенка, делать выводы, формирова¬ть умения самостоятельно рассуждать, сравни¬вать, сопоставлять, находить частное и общее, анализировать и устанавливать простые законо-мерности. Под влиянием обучения и специально организованной развиваю-щей работы память развивается как в направлении удельного веса смыс-лового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей па¬мятью. Развитие внимания про¬водиться в сторону усиления произволь-ности, при этом необходимо понимать, что в начальных классах возмож-ности волевого регулирования внимания ограниченны, а особенно те обучающиеся которые входят в кате¬горию риска.
Для успешного обучения в среднем звене необходимы такие интеллектуальные операции как:
1. Логическая оперативная память.
2. Достаточный уровень развития основных видов мышления.
3. Полноценный навык чтения.
4. Произвольность мышления.
5. Способность к саморефлексии [5, с. 16].
Таким образом, готовность к переходу младших школьников в среднее звено обучения это такое интегративное психическое образование, которое включает в себя совокупность качеств обучающегося, необходимые для успешного вхождения обучающегося в новую среду обучения.
Конечно же интеллектуальное развитие школьника возникает не само по себе, а в результате многообразного взаимодействия школьника с другими людьми: в деятельности, в общении, а также в учебной деятельности. Поэтому пассивное усвоение и восприятие нового не могут быть опорой прочных знаний.
Соотвественно задачей педагога является развитие умственных способностей обучающихся и вовлечение их в активную деятельность. Для этого необходимо создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, формирование у обучающихся устойчивых познавательныех процессов, а также развитие умений и навыкой мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось, 2009. – 190 с.
2. Глухова О.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации пятиклассников к школе // Классный руководитель. – 2011. – № 1. – С. 25.
3. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб.: Речь, 2007. – 325 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 75 с.
5. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика младших школьников к переходу на II ступень обучения // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 16

21-08-2024

Бабичева Елена Александровна

 

 Воспитатель

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.



Образовательные задачи:

обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
формировать интерес к русскому народному творчеству;
познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа "три".
Развивающие задачи:

развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
развивать инициативу и умение действовать согласованно;
Воспитательные задачи:

вызвать у детей желание общаться с книгой;
воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.


Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.



Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".



Активизация словаря: лексическая работа со словом "яга", понятием "устное народное творчество", "троекратное повторение".



Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.



Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.



Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент



Наглядные:

демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций



Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;



Содержание деятельности:



Дети заходят, становятся в круг.

Дети: Здравствуйте.
Раздается волшебный звук

- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

Нужно оглядеться, может нам что подскажет.

Переворачиваю записку, а там три значка с цифрами 1, 2, 3.

- Ребята, смотрите, что тут.

- Это карта.

- А здесь цифры.

- Значит идем к цифре один. Что там?

- Печка.

- К печке ближе подойдем,

Все отыщем, все найдем.



- Что нам делать, где заданье искать?

- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.

- Откуда начнем?

- Что под печкой?

- Дрова!

- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? (ПОСУДА) Назовите эти предметы.

- Чугун, горшок, сковорода.

- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?

- Ухватом.

- Кто хочет попробовать?

(Достают, все пусто).

- Для чего нужна эта посуда?

- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.

- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?

Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.



Игра "Чудесный мешочек"



Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит:



1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.



Воспитатель: Что это?

Яичко! Из сказки "Курочка Ряба".



2. Это ... простая - Котова,

Это ...простая - Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам.



- Ложка из сказки "Жихарка".



3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А ... под печку.



Скалочка, "Лисичка со скалочкой"



(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)
Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

(Смотрим в книгу)



- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

- Ребята, о каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии?

- Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. (Что нового вы сегодня узнали?)

- Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы

такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки), которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.

Мы возьмем книгу и обязательно ее прочитаем.




19-09-2024

Александр Сергеевич Ходунов

 

 Юридическая фирма "Ходунов и Партнеры"

Юрист с чувствами: юридическая практика
с эмоциональным интеллектом и саморегуляцией
Автор: Ходунов А.С.
Юрист, судебный эксперт, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»



Юристы, как и все остальные, могут стать жертвами стереотипов. Где-то по пути вы можете поверить в миф о том, что хороший юрист должен быть «акулой», «боевой собакой» или «крепким как гвозди».

Однако вы можете задаться вопросом:

1. «Действительно ли этого хотят клиенты?»
2. «Это то, что нужно, чтобы выигрывать дела?»
3. «Как такой образ мышления влияет на мое благополучие изо дня в день?»
4. «Действительно ли такой образ мышления обеспечивает наилучший результат для моего клиента?»

Вся правда в том, что мы не «большие белые» или «злые собаки», и мы, конечно, не бездушные роботы из стали. Под костюмами и отточенными выступлениями мы — реальные люди с большими целями, бьющимися сердцами, которые также непропорционально подвержены стрессу и выгоранию.

В сегодняшней юридической отрасли технических навыков уже недостаточно. Вам необходимо иметь сильный эмоциональный интеллект (EQ), а также эмоциональную регуляцию, чтобы построить устойчивую практику, сохранить свое благополучие и наслаждаться жизнью.

Предлагаю рассмотреть, что такое эмоциональный интеллект и эмоциональная регуляция, почему они так важны для юридической практики и как их применять в повседневной жизни.

Что такое EQ и эмоциональная регуляция?

Короче говоря, EQ — это способность распознавать и управлять эмоциональной информацией. Как юрист, вы должны не только управлять своими эмоциями, но и взаимодействовать с другими людьми рассудительно и с эмпатией. EQ — это то, что помогает вам развивать отношения, справляться с трудностями и продвигаться по карьерной лестнице.

Эмоциональная регуляция является неотъемлемой частью EQ. Это способность делать паузу между интенсивным чувством и реакцией. Вооружившись силой этой паузы, мы можем выбирать свою реакцию, а не становиться ее жертвой.

Термины EQ и эмоциональное регулирование могут заставить некоторых юристов вылететь из комнаты. Многие из нас чувствуют себя более комфортно с фактами и цифрами, чем с чувствами.

Однако, как юрист, вы консультируете клиентов в стрессовых ситуациях и помогаете им справиться с сильными чувствами. Эти беспорядочные эмоции не мешают вашей работе; они и есть работа. Нет никаких аккуратных, опрятных коробок для разделения чувств и работы. Чтобы преуспеть в одном, вы должны принять другое.

В сегодняшнем конкурентном правовом ландшафте «мягкие навыки» EQ и эмоциональной регуляции даже важнее, чем юридические маневры, над которыми вы работали годами. И по иронии судьбы, мягкие навыки может быть сложнее освоить.

Но есть и хорошие новости. Юристы быстро учатся, и вы можете повысить свой EQ и эмоциональную регуляцию с той же решимостью, которая помогла вам справиться с деликтами в юридической школе. Со знаниями, пониманием и практикой (вместе с долей смирения, когда вы делаете все возможное, немного ковыряетесь, учитесь и пробуете снова), EQ — это определенно навык, который вы можете совершенствовать каждый день.

Четыре измерения эмоционального интеллекта

Вот отличительные аспекты эмоционального интеллекта:

1. Самосознание: Советник, познай себя! Обращай внимание на свои мысли и чувства, называй их и выбирай, как с ними обращаться конструктивно.
2. Саморегуляция: выходите за рамки осознанности и управляйте своими эмоциями, приспосабливаясь к изменениям, проявляя сдержанность в отношении импульсов и следуя взятым на себя обязательствам.
3. Социальная осведомленность: Этот компонент EQ вращается вокруг эмпатии – к другим и к себе. Как юрист, вы должны уметь улавливать эмоциональные сигналы, понимать динамику групповой власти и читать между строк, чтобы обнаружить то, что не было сказано.
4. Управление отношениями: Акулы не очень хороши в отношениях; хорошие юристы — да.

Создание и поддержание связей — один из важнейших навыков для развития бизнеса, общения с клиентами и разрешения конфликтов. Те, кто может регулировать, пожинают плоды. Хотя нам не следует отдавать предпочтение каким-либо четырем аспектам эмоционального интеллекта, есть один, который стал основным навыком в повседневной юридической практике: эмоциональная регуляция.

Эмоциональная регуляция — это та самая важная пауза между чувством и реакцией. Часто это доля секунды, которую вы используете, чтобы выбрать, что сказать или сделать дальше. (Вы знаете людей, которые пропускают паузу, не так ли? Обычно это не заканчивается хорошо.)

Способность регулировать эмоции помогает вам контролировать свои реакции, а не становиться жертвой сильных чувств, таких как шок или ярость (это называется «эмоциональная дисрегуляция»).

Легко ли регулировать? Не всегда, но это необходимо для вашего успеха. Эмоциональное регулирование может уберечь вас от нападок или высказываний, не подумав — безрассудных моментов, которые могут погубить дело или даже карьеру. Это также делает вас лучшим лидером, наставником и соратником.

Исследования показывают, что именно EQ, а не IQ, оказывает наибольшее влияние на вашу способность успешно работать в команде. В эмоционально напряженных ситуациях наши инстинкты иногда говорят нам драться грязно или вылететь из комнаты просто потому, что это было бы так приятно в данный момент.

Но! Это дешевая спешка — и она может повредить нашей репутации, отношениям и даже результатам. Некоторые из симптомов частой эмоциональной дисрегуляции включают депрессию, беспокойство, злоупотребление наркотиками, крайний перфекционизм, высокий уровень стыда и вспышки гнева.

Сокрушительна цена благополучия, вызванная нарушением эмоциональной регуляции. Многие юристы впадают в разрушительные привычки, чтобы справиться с давлением профессии.

В 2024 году была выявлена тревожная статистика о юристах:

• 21–36% страдают алкогольной зависимостью.
• 28% испытывают депрессию.
• 19% борются с тревогой.

Другие исследования показывают, что:

1. Юристы в два раза чаще употребляют алкоголь, чем другие лица с высшими профессиональными степенями.
2. Выгорание и ухудшение самочувствия затрагивают почти 50% юристов.
3. Злоупотребление психоактивными веществами и проблемы с психическим здоровьем лежат в основе до 70% дисциплинарных разбирательств и исков о врачебной халатности.

EQ поможет избежать этих распространенных ошибок и выстроить устойчивую практику, соответствующую вашим целям в области благополучия.

Надеваем эмоциональную броню!

Большинство юридических вузов страны не обучают EQ и важности эмоциональной регуляции, поэтому юристы должны быть активными в изучении и применении этих практически важных навыков. Это не только лучше для вас в профессиональном плане, но и в интересах вашего личного благополучия.

Вот пять способов задействовать EQ и эмоциональную регуляцию, особенно когда напряжение нарастает:

1. Обращаем внимание на свои чувства. Умение называть свои эмоции — навык, называемый «эмоциональной гранулярностью» — может дать возможность регулировать их.
2. Дышите через свои чувства. Глубокое дыхание — это не просто «йога». Научно доказано, что оно помогает переключить мозг из режима «бей или беги» и вернуться к более высокому уровню мышления, реагирования и решения проблем.
3. Увидьте весь лес, а не только деревья. Когда вы настраиваете свою перспективу шире и выше, вам легче увидеть ситуацию ясно и точно. Ситуация, которая вас взволновала, скорее всего, всего лишь часть большего целого, и ваш эмоциональный всплеск или поспешное решение могут иметь долгосрочные издержки.
4. Будьте добры к себе, когда вам это больше всего нужно. Примите голос надежного друга или наставника в сложной ситуации. Иногда мы накладываем самоосуждение на сложные ситуации, что только ухудшает ситуацию.
5. Примите сообщество. Недаром говорят, что «сила в количестве». Всем нам нужны люди в нашем углу. Когда вы опираетесь на людей, которым доверяете, они могут поставить вещи на место, дать вам повод посмеяться или возможность высказаться, а также предложить новые идеи и идеи.

Формула проста: IQ + EQ = Успех и благополучие в юридической практике

Как юрист, вы так упорно трудились, чтобы достичь этой точки в своей карьере. Юридический факультет, возможно, дал вам технические навыки, необходимые для конкуренции, но большинство вузов не уделяют особого внимания эмоциональному интеллекту и ресурсам регулирования, которые необходимы каждому юристу для достижения успеха в постоянно меняющемся правовом ландшафте.

EQ может показаться инстинктивным, но это определенный набор навыков, и отсутствие этих навыков может помешать вам раскрыть свой полный потенциал – несмотря на ваши таланты в других областях. Сильная эмоциональная регуляция может быть критически важным навыком, который продвигает вперед, одновременно улучшая ваше благополучие. Кроме того, огромная ценность этих эмоциональных активов может распространяться на каждую область вашей жизни – включая офис, зал суда, семью и общество.

Поиск