Опубликованные материалы

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников в средней группе при обучении составления рассказов по картине»

10-02-2021

Мацупко Людмила Вячеславовна

воспитатель, МБОУ СОШ №12 г. Бийск

Мастер-класс для педагогов
«Развитие речи дошкольников в средней группе при обучении составления рассказов по картине»

Разработала:
Воспитатель Мацупко Людмила Вячеславовна

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
Задачи:
1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
2. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
3. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
4. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Ход мастер-класса:

Цель обучения рассказыванию по картине средней группе – учить детей описывать изображенное на картине. К 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в их построении. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований, у детей формируют навыки самостоятельного описания картины.
Одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним - двумя словами. Важно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания рекомендуется выделять объекты для развернутого описания их. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием объекта. Проследим это в фрагменте занятия по картине «Собака со щенятами».
(Демонстрация видеофрагмента занятия)
Как мы наблюдали - большинство детей отвечают на вопрос односложно одним словом. Далее я задаю детям вопросы - Мама-собака, какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая);
- Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.) Выслушав детей, обобщаю сказанное, и даю образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем предлагаю детям рассказать о щенках, задаю уточняющие вопросы, поправляю ответы детей.

Игра «Объединяй – Разъединяй»
Для установления взаимосвязей между объектами на картине можно использовать творческие задания, например – «Волшебник Объединяй» предлагает «найти друзей», найти объекты которые связаны между собой (щенята дружат потому что они детки одной мамы собаки, любят играть вместе), или же «Колдун Разъединяй» предлагает найти объекты которые между собой не дружат (воробьи бояться собаки, потому что она большая, может отогнать их от миски).

Игра с мячом «Продолжи предложение»
Для установления связей, воспроизведения изображений, предлагаю поиграть с мячом. Нужно продолжить мою фразу:

У собаки лапы – щенка … лапки
У собаки глаза – у щенка … глазки
У собаки морда – у щенка … мордочка
У собаки хвост – у щенка … хвостик
У собаки когти – у щенка … коготки
У собаки зубы – у щенка … зубки
У собаки уши – у щенка … ушки
У собаки нос – у щенка … носик
У собаки спина – у щенка … спинка
Таким образом, применяю прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его.

Игра «Представляй»
На занятиях я использую прием «вхождения в картину». Побуждаю детей к описанию возможных ощущений, предлагаю прислушаться внимательно, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой. Посмотрите видеофрагмент занятия в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
(Демонстрация видеофрагмента занятия)
Предлагаю и вам «войти в картину» и ответить на мои вопросы. Итак, внимательно посмотрите на картину, закройте глаза, представьте, что вы в этом дворе. Открывайте глаза.
- Что вы слышите?
- Какие запахи чувствуете?
- К чему или к кому бы вы хотели прикоснуться? Какие тактильные ощущения вы испытали?
Какое чувство вызвала у вас картина?
Данный прием позволяет подготовить детей к составлению описаний фрагментов и затем картины в целом.

При рассматривании картины в средней группе используются следующие методические приемы:
- показ картины;
-выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;
- образец речевого высказывания воспитателя;
- один из детей рассказывает о том, что только что говорилось;
- рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;
- рассказ педагога, обобщающий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;
Использование речевого образца - пример короткого, но вполне законченного высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.
А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине. На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Заботливый хозяин построил для них конуру и принес для них еду. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе. Посмотрим видеофрагмент занятия, в котором ребенок делает свой рассказ по картине.
(Демонстрация видеофрагмента занятия)

Цели занятий по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:
1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
2.Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:
1. Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
2. Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:
1. Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.
2. Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).
Требования к рассказу – образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
3. В конце года, когда дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
4. Рассказ по плану.
Структура занятия:
• Рассматривание картины;
• Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;
• Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
• Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:
• Рассматривается и описывается каждая картина из серии;
• Выделяются начало, середину, конец развивающегося во времени сюжета. Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

В течение года дети рассматривают и учатся составлять повествовательные рассказы по сюжетным картинам в ходе 5 занятий.
На занятиях используются следующие картины: «Собака со щенятами» (автор С. Веретенникова; ноябрь), «Вот это снеговик!» (автор В. Гербова; декабрь), «Таня не боится мороза» (автор О. И. Соловьева; январь), «На полянке» (автор В. Гербова; февраль), «Одуванчики» (автор В. Гербова) или «Кошка с котятами» (автор С. Веретенникова; март).

Подводя итог, хочется отметить, что развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка, способствует развитию связной речи детей. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи. Таким образом, использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи.

Поиск