Опубликованные материалы

"Фонематический слух - это важно

31-01-2025

Рымарь Елена Алексеевна

учитель-логопед, МБУДО "Романовский ДЮЦ"

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Если у ребёнка не развит фонематический слух, может возникнуть много проблем:
- нарушение звукопроизношения. Ребёнок может неправильно произносить звуки
- проблемы с развитием связной речи. Ребёнку трудно излагать свои мысли, ещё труднее произносить сложные слова, управлять громкостью голоса
- ошибки при чтении и письме. Ребёнок может переставлять буквы на письме, заменять буквы, обозначающие звуки в словах, сходные по артикуляции и звучанию
Для предотвращения и коррекции данной проблемы, необходимо целенаправленно развивать этот навык.
Очень важно научить ребёнка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха.
- различение с закрытыми глазами, когда бумагу рвут, мнут, режут ножницами, когда стучим карандашом по столу, по коробке, по книге
- положите в непрозрачные баночки маленькие мячики, фасоль, гречневую крупу, потряхивая ёмкости, просим ребёнка определить, из какой банки определённый звук
- игра «Чей голосок?», когда водящий с завязанными глазами определяет, кто из детей его позвал
- вместе вспомните сказку «Маша и медведь». Предложите ребёнку изобразить голосом как говорит медведь, как Маша.
Следующий важный этап – развитие фонематического восприятия.
1 Игра «Хлопни – топни». На слоги со звуком «с» дети хлопают, со звуком «з» топают (СА-за-су-сэ-зу). Или другие пары звуков б-п, ж-ш.
2 Игра «Слушай, не зевай». Приготовьте красные, синие, зелёные фишки. Взрослый называет слова, ребёнок слушает первый звук слова. На согласный звук поднимает синюю фишку, на гласный – красную, на мягкий согласный – зелёную.
3 «Игрушки для Миши и Светы». Игрушки, в названии которых слышим звук «с» дарим Свете, если «ш» – дарим Мише.
4 Упражнение «Определи место звука в слове». Где спрятался звук «с» в начале, середине или конце слова? (сок, суп, фокус, носок) «Ш» - шапка, шина, машина, бабушка, мышь, малыш. «Ч» - чай, качай, калач.
5 «Сколько слогов в слове». Учить считать слоги в словах.
6 «Порядок слогов в слове». Назови первый слог в слове весна, машина, день.
7 «Найди слова, которые отличаются одним звуком». Дочка – бочка, врач – грач, крыша – крыса, лук – жук.
8 Учить называть слова с противоположным значением (пришёл – ушёл, улетел – прилетел, уплыл – приплыл).
9 Ребёнок старшего дошкольного возраста должен подбирать описательные слова к существительным (лимон какой? – жёлтый, кислый, маленький, яблоко – красное, наливное, румяное) Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать его.
Если вовремя не обратить к внимание на данную проблему, она будет усугубляться. В школе ребёнок начнёт испытывать трудности в русском и иностранном языках, не будет усваивать информацию на уроках, что приведёт к отставанию от одноклассников.

Поиск