Опубликованные материалы

музыкально-динамические скороговорки

31-01-2025

Чибирева Елена Сергеевна (музыкальный руководитель), Опарина Ольга Петровна (учитель-логопед)

МАДОУ "Детский сад №421 "Гармония"" г.Перми

Музыкально-динамические скороговорки в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония»» г.Перми
Опарина Ольга Петровна, учитель-логопед
Чибирева Елена Сергеевна, музыкальный руководитель

Одной из ключевых задач дошкольной педагогики является воспитание, образование и всестороннее развитие ребенка. Гармоничное становление личности возможно лишь при слаженном взаимодействии триады «родитель–ребенок–педагог», а комплексный подход обеспечивается сотрудничеством специалистов.
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, особую роль играет совместная деятельность логопеда и музыкального руководителя. Их методы, объединяющие движение, речь и музыку, способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, ускоряя адаптацию детей.
На сегодня по статистическим данным более 70% детей имеют нарушение речи. Следовательно, одним из важных направлений - является коррекция речи детей. Сама жизнь требует от специалистов инновационного подхода. Как правило, педагоги, корректируя речевые недостатки, уходят в пассивные, малоподвижные формы работы с детьми и узко занимаются коррекцией звукопроизношения. На наш взгляд – это формальный подход реализации принципа комплексного подхода к коррекции нарушений.
Идея наложить музыку, речь и движения не нова в педагогическом мире, но мы нашли свой вариант, создав картотеку музыкально-динамических скороговорок.
Мы соединили речь, музыку, движение и продумали его наглядную форму.
Этим материалом могут с успехом пользоваться педагоги, родители, и сами дети самостоятельно.
Плюсы нашей находки:
- материал может использоваться педагогами в работе с детьми разного возраста;
- использование музыкально-динамических скороговорок исключает утомляемость детей в процессе занятий;
- данный материал может быть использован для обогащения РППС;
- в процессе создания данного материал могут участвовать сами дети, при должной мотивации.
- позволяет решать задачи и речевого и музыкального и физического развития;
- музыкально-динамические скороговорки могут быть использованы в качестве диагностического материала на зрелость межполушарных связей, самоконтроля и чувства ритма;
- данный материал помогает привлечь родителей к активному и доступному для них участию в образовательном процессе.
Исходя из принципов бережливого производства нельзя, не отметить и то, что этот материал прост в изготовлении и малозатратен по временным и финансовым возможностям.
Для исполнения музыкально-динамических скороговорок нам необходимо: 1. выучить скороговорку 2. выучить движение 3. соединить скороговорку с движением 4. проговорить скороговорку с движением под музыку.
Пособие представляет собой таблицу, в которой текст скороговорки разбит на ритмические слоги. Каждому слогу соответствует какое-либо движение, например, хлопок-кулак-хлопок-кулак….(Се-ня в се-ни се-но вёз) В качестве музыкального сопровождения предлагаем воспользоваться программным материалом: "Праздник каждый день", И. Каплунова, И. Новоскольцева, «Маленький танец» (Н. Александрова)- младшая группа (медленно)
Список используемой литературы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). –М.: Министерство просвещения РФ, 2021
Логоритмическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. И.Г.Сухих, Ярославль, 2002
Лучшие скороговорки для развития речи. Е.В.Лаптева, Издательство АСТ. Москва, 2022
"Праздник каждый день", И. Каплунова, И. Новоскольцева,
Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007

Поиск