08-10-2024
МОМОТ ЗОЯ НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 398 Г.О.ДОНЕЦК" ДНР
Момот Зоя Николаевна
Заведующий, учитель-логопед
МБДОУ «Ясли – сад №6 г. Донецка»
высшая категория
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о сохранении и укреплении профессионального здоровья педагогов как со стороны научного сообщества (психологического и педагогического) так и со стороны практиков системы образования. Это обусловлено тем фактом, что сегодня в системе образования происходят различные изменения к профессиональным и личностным качествам педагогов.
Ключевые слова: здоровье личности, профессиональное здоровье педагогов, сохранение и укрепление здоровья, технологии самосохранения профессионального здоровья, здоровьесберегающая компетентности.
На сегодняшний день актуальна проблема сохранения здоровья педагогов и участников образовательного процесса, сориентированная на укрепление и сохранение физического, психологического и духовного здоровья.
Сегодня проблема сохранения здоровья педагогов по праву стала одним из приоритетов Донецкой народной республики. Но, ни одну из проблем здоровья нации нельзя решать только силой государства. Необходимо заинтересованное участие в этом деле всего гражданского общества и каждого из нас. Необходимо участие общественных организаций, способных объединить все слои общества по решению задач распространения опыта здорового и активного образа жизни, развития массовых видов спорта, укрепления семьи, создания условий для духовного и физического развития личности, возрождения национальных культурных традиций.
Концепция модернизации образования предполагает развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса – воспитанника, педагога, родителя, образовательного учреждения. Т.е. активными субъектами образовательной политики, в соответствии с Концепцией, должны стать все, семья и родительская общественность, государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Важнейшими требованиями, которые предъявляются к профессии педагога, являются четкость социальной позиции и профессионализм. Безусловно, педагог — должен обладать системой интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Социальная позиция педагога определяется его системой взглядов, убеждений и ценностной ориентацией, которые формируются на протяжении всей жизни, начиная с обучения в общеобразовательной школе. Профессиональная подготовка, которая начинается с периода обучения в вузе и продолжается на протяжении всей трудовой деятельности, создает мотивационно-ценностное отношение к осуществлению педагогической деятельности.
В связи с этим за педагогами закрепились неразрывно связанные между собой воспитательная и обучающая функции. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников сложной системой знаний, умений и навыков.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности, в образе его мышления, в характере поведения. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, поэтому заключается в том, что педагог управляет процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития обучающегося, формирует у него духовный мир. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, умение понять и направить усилия других людей на их достижение целей, поставленных государством и обществом.
Преподаватели относятся к особой группе населения, для которой характерны многообразные условия и наиболее напряженные виды профессиональной деятельности. Профессия педагога с одной стороны является социально-значимой для всех слоев населения, поскольку именно они, начиная с дошкольного учреждения, формируют основы знаний у подрастающего поколения, а с другой стороны эта профессия является чрезвычайно эмоциональной и творческой, что требует больших сил.
Исследования ученых указывают на крайне низкие показатели психического, физического и социального здоровья педагогов, снижающиеся пропорционально увеличению стажа работы в образовательной сфере (Н.П. Абсакалова, Г.А. Кураев, М.С. Гончаренко, В.П. Горащук, М.В. Гринева, С.Ю. Лебедченко, Т.И. Прокопенко и др.). По мнению С.Г. Серикова, существует корреляция между показателями здоровья педагога и участников образовательного процесса, здоровье педагога является важной составляющей системы здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения [9]. Е.С. Асмаковец [2]и Л.М. Митина [6] отмечают, что для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «педагогическое истощение». У трети педагогов показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами, 60% педагогов испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии [4]. Даже молодые педагоги имеют большое количество хронических заболеваний, среди которых доминируют заболевания органов дыхания (71,2%), сердечнососудистой системы (63%), хронический ларингит (46%), вегето-сосудистая дистония (72,1%) [9]. Многие исследователи видят причину данных заболеваний в особенностях профессиональной деятельности педагогов[8], недостаточной готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности [4].
В целом профессиональная деятельность педагога сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, способствующих развитию различных психосоматических заболеваний. Учитывая выше сказанное, а так же тот факт, что современное состояние образовательной отрасли, модернизация образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий, увеличение нервно-психического напряжения в образовательной среде способствуют ухудшению здоровья педагогов, что естественно и закономерно требует более серьезного отношения к сохранению ими здоровья, к разработке оздоровительных программ.
Проблема профессионального здоровья педагога является особенно значимой, поскольку именно от педагога в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Ведь учитель - это ключевая фигура образовательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Современному педагогу приходится выдерживать социальные, психофизические и профессиональные нагрузки, возникающие в своей деятельности и профессиональном развитии [3].
На современном этапе одной из актуальных тем становится проблема сохранения и поддержания здоровья педагога, тем более, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов социальных воздействий на организм человека и входит в группу профессий с большим присутствием факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье.
Ведущими факторами риска, влияющих на здоровье педагогов, являются:
1. высокое психоэмоциональное напряжение;
2. необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти;
3. постоянную нагрузку на речевой аппарат;
4. гиподинамию; ортостатические нагрузки;
5. неудовлетворенность своей трудовой деятельностью;
6. продолжительное пребывание в аудитории;
7. низкий уровень психологической культуры;
8. недостаточность навыков самоорганизации у некоторых педагогов;
9. индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему);
10. слабую профессиональную подготовленность [6].
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи
(А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
- ситуации взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности (нарушение дисциплины и правил поведения на занятии, конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований педагога, глупые вопросы и т.д.);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией образовательного учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за образовательно-воспитательной работой и т.д.);
- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.) [5].
Соченко Ю.А. проводила опрос педагогов по проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности. Анализ данных опроса учителей школ выявил недостаточный уровень сформированности представлений респондентов о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, а также к изучению вопросов профессионального здоровья.
Только 7,27% опрошенных педагогов считают себя вполне компетентными в вопросах здоровьесбережения. На компетентность в отдельных вопросах сохранения здоровья указали 67,28% респондентов. Более четверти опрошенных – 25,45% – не считают себя компетентными в вопросах о здоровье и здоровьесберегающей деятельности.
Выявлена значительная востребованность в формировании профессионального здоровья учителей на всех этапах подготовки и повышения квалификации [10].
Таким образом, современный педагог характеризуется низкими показателями здоровья, поэтому содействие сохранению и укреплению профессионального здоровья педагога должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение самих представителей этой профессии.
Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя должно проводиться как со стороны администрации образовательного учреждения путём создания комфортных и благоприятных условий (как физических, так и психологических), так и со стороны самого учителя за счёт овладения приёмами психологической самоподдержки.
Среди возможных мер по сохранению и укреплению профессионального здоровья учителя мы условно выделяем две группы:
1. Первая группа мер относится к компетенции руководства образовательных учреждений и отделов образования;
2. Вторая группа мер имеет отнош