Опубликованные материалы

Конспект открытого урока по физике Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» - 7класс

29-01-2025

Буковская Анжелика Сандроевна

учитель физики, ГОУ Цхинвальская СОШИ им. К.Кумаритова,РЮО г.Цхинвал

План - конспект открытого
урока по физике в 7 классе на тему:


Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»





Подготовила:
уч. физики: Буковская А.С.
Цхинвальская школа-интернат

03.12.24г.

Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью
определять массу тела.
Задачи урока:
- повторить и закрепить знания по теме;
- провести фронтальный контроль знаний по теме;
- заинтересовать учащихся в получении новых знаний;
- научить измерять массу тела на рычажных весах.

Тип урока: Урок закрепления теоретических знаний.
Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, исследовательский.
Форма проведения: Лабораторная работа (парная)
Оборудование: весы с разновесами, несколько небольших тел разной
массы (металлический брусок, гайка, конфета),
раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Структура урока:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Целеполагание и мотивация – 1 мин.
III . Актуализации опорных знаний – 8 мин.
IV. Подготовка к выполнению лабораторной работы – 2 мин.
V. Выполнение лабораторной работы – 15 мин.
VI. Закрепление материала – 7 мин.
VII. Дополнительный материал – 3 мин.
VIII. Итоги урока – 1 мин.
IX. Рефлексия – 1 мин.
X. Домашнее задание – 1 мин.



Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Добрый день, ребята и уважаемая администрация школы!
Я очень рада видеть вас! Для того чтобы на протяжении всего урока сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение.
И я хотела бы, ребята, чтобы каждый из вас настроился на урок.

Эпиграф:
« Расскажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.»
восточная мудрость

- Мы сегодня с вами будем и говорить, и действовать самостоятельно.

II. Целеполагание и мотивация
Наша цель – научиться пользоваться одним физическим прибором.
Проблемная ситуация
Учитель: - Представим себе, что мама решила сварить варенье и попросила вас принести из кладовки 2 кг сахара.
Что вам необходимо знать и уметь, чтобы выполнить просьбу мамы?
(ответы учащихся)
- Для того, чтобы выполнить мамину просьбу, вы должны уметь взвешивать, а для этого необходимы специальные навыки работы с таким физическим прибором, название которого вы узнаете, разгадав загадку.

Загадка
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились, то остановились. (Весы)

- Сегодня мы с вами будем измерять массу тела с помощью весов.
Но прежде, чем мы приступим к практической работе, давайте кое-что вспомним.

III. Актуализации опорных знаний.
(Повторение изученного материала. Фронтальный опрос)

- «Знаем мы с седьмого класса: главное для тела масса.
Если масса велика, жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть, трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить, только в том, кого винить?»

Вопросы:
1. Какой физической величиной характеризуется инертность тела? (массой тела)
2. В каком случае говорят, что тело более инертно? (Чем меньше меняется скорость
тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет)
3. В каком случае говорят, что тело менее инертно? (Чем больше меняется скорость
тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет.)
4. Какой буквой в физике обозначается масса? (m)
5. Что принято за единицу массы в СИ? (1килограмм, кг.)
6. Какие единицы массы также используют на практике? (миллиграмм (мг), грамм (г),
центнер (ц), тонна (т)).
7. А где хранится эталон массы? (в музее во Франции, а одна из копий
в Институте метрологии им. Менделеева в Санкт-Петербурге).
8. Выразите в (кг) и (г) следующие массы тел:
782 г = 0,782кг 150 г = 0,15кг
0,9 кг = 900г 0,873 кг = 873г
0,025 т = 25кг 82 т =82000000г = 82*106 г
0,49 ц = 49000г 12 ц =1200кг
56 кг = 56000г 64 кг = 64000г
- Сколько существует способов определения массы тела? (два)
1 способ - По взаимодействию тел
Во сколько раз скорость первого тела > скорости второго,
во сколько раз масса первого < массы второго.
V1 = m2
V2 m1
- В каких случаях в науке пользуются таким способом?
( при определении массы небесных тел, а также молекул и атомов)

2 способ - Взвешивание с помощью весов
Виды весов:
1. Учебные
2. Аналитические
3. Технические
4. Медицинские
5. Аптекарские
6. Электронные
7. Крановые
8. Автомобильные
9. Вагонные
10. Багажные
11. Почтовые
12. Торговые
13. Бытовые (кантарь)

Рассмотрим учебные весы



- При каком же условии весы будут находиться в равновесии?
(Когда стрелка – указатель находится посередине коромысла, соответственно чашки весов располагаются в положении равновесия и массы тел, лежащих на чашках равны друг другу)

IV. Подготовка к выполнению лабораторной работы


Правила взвешивания
1. Перед взвешиванием надо убедиться, что весы уравновешены.
2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
3. Гири и разновесы переносят на весы только пинцетом.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная
нагрузка.
5. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр и меняют на
другую, пока не будет достигнуто равновесие.
6. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
7. После взвешивания переносят гири с чашки весов в футляр.

- Вы ознакомились с устройством весов, с правилами взвешивания и теперь проведем практическое выполнение нашей лабораторной работы.
(учащимся раздаются листы для выполнения лаб. раб)

V. Выполнение лабораторной работы №3 (учебник стр.211)
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Цель работы: измерить массу тела с помощью весов
Оборудование: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы
(металлический брусок, гайка, конфета)
Указания к работе
1. Придерживаясь, правил взвешивания, измерьте массу тела на рычажных весах.
2. После взвешивания полученный результаты запишите в таблицу.
3. Результат из граммов переведите в килограммы и также занесите в таблицу.

опыта
Название тела Масса тела: m, г Масса тела: m, кг
1 Металлический брусок
2 Гайка
3 Конфета


VI. Закрепление материала
Задание
По рисунку надо определить массу тела.

Задача на смекалку
Царь приказал Архимеду отмерить столько золота, сколько весит слон. Таких больших весов нигде не оказалось. В распоряжении Архимеда был только плот. Как вам кажется, как Архимед решил задачу?
(Для решения задачи надо завести слона на плот, отметить уровень погружения плота, затем убрать слона и нагружать плот золотом до тех пор, пока он не погрузится до того же уровня)

VII. Дополнительный материал

Рубрика «Знаешь ли ты?»

- Массу драгоценных камней определяют в каратах (0,2 г) – это масса семени одного из видов бобов (кэроб) – порошок из семян, заменитель какао-порошка.

- В Древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант – сосуд-амфора из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение часа (26,027 литра).

- На Руси древнейшей единицей массы была гривна (409,5 г). Впоследствии она получила название фунта.
Для определения больших масс использовался пуд (16,38 кг), а малых – золотник (12,8 г).

VIII. Итоги урока
- Наша лабораторная работа подошла к концу. Мне было очень интересно работать с
вами. Вы показали хороший уровень подготовки к уроку.

IX. Рефлексия
- Ребята, а сейчас я вас попрошу проанализировать урок. Скажите,
- понравился ли вам сегодняшний урок?
- чему вы научились?
- были ли трудности во время выполнения лабораторной работы?
X. Домашнее задание
повторить §23, с.74

Поиск