05-12-2024
Завадская Юлия Александровна
музыкальны руководитель, МАДОУ "Детский сад №62", г. Великий Новгород
В наше современное время очень многие дети дошкольного возраста имеют определенные речевые нарушения. Поэтому успешное развитие словарного запаса и правильной речи дошкольников во многом зависит от всех педагогов, работающих с детьми в ДОУ. Логоритмика — это одна из форм терапии, которая основана на взаимодействии музыка и слова. Данная методика была разработана семьей Железновых, которая сочетает в себе элементы музыки, педагогики и логопедии. Сергей Станиславович Железнов и его дочь Екатерина Сергеевна Железнова педагоги с музыкальным образованием. Логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение по этой методике позволяют развивать различные навыки и способности у детей с самого раннего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях с детьми для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи необходимо использовать логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение. Эти упражнения очень нравятся детям во всех возрастных группах. Музыкальные занятия становятся более интересными. Такие упражнения во время занятия могут занимать от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Также допускается проводить и 1 целое логоритмическое занятие в неделю на каждой возрастной группе. Условия проведения музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений: — упражнения, заранее не выучивается с детьми; — все упражнения выполняются детьми после показа педагога; — во время занятия должна быть доброжелательная атмосфера без принуждения к выполнению упражнений; Структура музыкального занятия с включением элементов логоритмики: 1. Подготовительная часть (длительность 3–7 минут): — музыкально-ритмические движения, игры под музыку, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
2. Основная часть (длительность 10–15 минут): — слушание музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению мышечного и эмоциональной тонуса; — подвижные и малоподвижные игры под музыкальное сопровождение; — пение; — игра на детских музыкальных инструментах; 3. Заключительная часть (длительность 2–7 минут): — упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения; Музыкальные занятия с использованием логоритмики становятся более эффективными, когда осуществляется индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей и особенностей речи. Во время разучивания логоритмических упражнений дети должны сидеть на стульях полукругом или кругом. Такая рассадка позволит детям хорошо видеть движения рук и правильную артикуляцию педагога, и выполнять синхронно с ним все движения. На первом этапе упражнения разучиваются по показу педагога и без музыкального сопровождения. Во время упражнений нужно стараться четко и правильно произносить слова, выполняя при этом соответствующие упражнения руками, ногами и телом. Цель логоритмики в профилактике речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Логоритмические упражнения способствуют правильному и четкому произношению у детей, активизации их словаря и расширению словарного запаса, и, развитию общей и мелкой моторики. Логоритмика дает положительный эффект в развитии памяти, мышления, познавательной активности и устойчивому интересу к действию у детей дошкольного возраста. Занятия логоритмикой также интересны и детям младшего школьного возраста. Логоритмические упражнения включают в себя следующее: — артикуляционную гимнастику; — пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук; — упражнения под музыкальное сопровождение на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными особенностями детей; — вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и правильного дыхания во время пения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением; — песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, что необходимо для развития выразительности речи, речевого слуха и памяти; — музыкально-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, которые развивают чувство ритма; — коммуникативные игры и танцы, необходимые для динамической стороны общения и эмоциональности, и для позитивного самоощущения; — упражнения на релаксацию, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение; Занятия логоритмикой благоприятно влияют на двигательную активность детей, на развитие речи и на обогащения словарного запаса. Занятия логоритмикой оказывают терапевтическое воздействие в целом на организм детей, повышая у них иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям, что так необходимо в их юном возрасте. Если занятия логоритмикой проводятся на регулярной основе, то у детей нормализуется речь, несмотря на разные виды речевых нарушений. Немаловажно и то, что такие занятия несут детям положительный эмоциональный настрой и учат правильному общению со своими сверстниками. Всем детям дошкольного возраста очень нравятся занятия с логоритмическими упражнениями под музыкальное сопровождение. Такие упражнения необходимо применять не только на музыкальных занятиях в ДОУ, но и на логопедических занятиях, которые сделают просто логопедическое занятие более интересным. Логоритмические упражнения можно включать и в сценарии праздничных мероприятий в ДОУ. Так, например, очень хорошо в сценарии Осеннего праздника будет смотреться логоритмическое упражнение «Ветер» Е. Алябьевой (на развитие дыхания) или упражнение «Меж еловых лап» (на координацию движений) под музыкальное сопровождение, например «Осенний вальс» Ф. Шопена. В сценарии на новогодние праздники можно включить такое упражнения, как «Зимние забавы».
Логоритмические упражнения по методике Железновых очень хорошо воспринимаются детьми на музыкальных занятиях любого дошкольного возраста. Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям, потому что сочетает в себе движение, речь и музыку и способствует развитию детей и укреплению их растущего организма. Также детям очень нравятся театральные этюды, в которых присутствуют логоритмические упражнения, например этюд «Жаворонок».
Таким образом, все сказанное выше способствует развитию у детей дошкольного возраста слуховой, зрительной и двигательной координации движений. А также развитию памяти, мышления, ритмического слуха и правильной координации движений с речью, расширению словарного запаса, правильной ориентации в пространстве, правильному развитию общей и мелкой моторики, выразительности и красоты движений. Все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.