13-11-2024
Логунова Любовь Викторовна
мастер производственного обучения ГПОУ " Хилокское железнодорожное училище"
▎Формирование профессиональных компетенций на уроках учебной практике
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на введении категории «ключевые компетенции выпускника». В образовательной практике понятие «квалифицированный специалист» постепенно заменяется на более актуальное — «компетентный специалист». Это изменение связано с необходимостью подготовки выпускников, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда и требованиям работодателей.
При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций формируется с учетом запросов работодателей, требований общества и потребностей личности. Овладение разнообразными компетенциями, включая профессиональные, становится основной целью и результатом образовательного процесса.
К сожалению, только 20-30% студентов поступают на наше отделение по собственному желанию. Остальные выбирают учебное заведение по различным причинам: близость к дому, рекомендации родителей или друзей и т.д. Это часто приводит к отсутствию интереса и мотивации к обучению будущей профессии. Поэтому специальные дисциплины и производственное обучение должны в первую очередь формировать понимание правильности выбора профессии, демонстрировать ее значимость для экономики государства и раскрывать возможности профессионального роста и достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии — это важные факторы, способствующие успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций.
Опыт работы в профессиональном образовании позволил мне выделить наиболее эффективные методы обучения для формирования компетентности будущего специалиста. На уроках спецдисциплин я применяю различные формы активных методов обучения: проектные задания, деловые игры, семинары, практические работы, экскурсии на базовые предприятия города и другие.
В процессе реализации компетентностного подхода преподаватель перестает быть лишь носителем информации и становится руководителем учебного процесса. Главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовать самостоятельную учебную деятельность таким образом, чтобы каждый студент мог реализовать свои способности и интересы. Преподаватель создает развивающую среду, в которой возможно формирование определенных компетенций на уровне развития индивидуальных способностей студентов.
Нетрадиционные формы ведения уроков спецтехнологий также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. К таким формам можно отнести:
• Уроки-экскурсии в музей колледжа или на предприятие.
• Проведение уроков-конференций по предмету, где студенты сами изучают материал, находят дополнительную информацию и готовят презентации.
• Уроки-соревнования по практике, КВНы, викторины.
Для развития профессионального интереса я провожу бинарные уроки, на которых четко прослеживается межпредметная связь.
Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов. Она развивает любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность и дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе и содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно и творчески относиться к своему труду, стремиться к самосовершенствованию в профессии.
В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Основная задача состоит в организации систематической работы по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования и повышению умственной культуры.
Основными направлениями научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является внеаудиторная научно-исследовательская работа, которая позволяет студентам углубленно изучать интересующие их темы и применять полученные знания на практике.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций на уроках спецдисциплин и в процессе учебной практики является ключевым аспектом подготовки будущих специалистов. Создание мотивирующей образовательной среды, использование активных методов обучения и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность способствуют развитию их профессиональных навыков и готовности к успешной карьере.