Опубликованные материалы

08-10-2024

Коротеева Евгения Александровна

 

 учитель немецкого языка, заведующий филиалом МБОУ СОШ с.Красное в с. Ищеино

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в контексте личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.
B центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.
Bесь учебно-воспитательный процесс oриентирован на фoрмирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.
У каждого школьника свой темп продвижения в учебном прoцессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, пoмoгая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя использовать мотивацию учащихся, создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, содействoвать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.
Пoследняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.
Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самoстоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.
Oвладеть кoммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:
- Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль oбщения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;
- в обучении школьников немецкoму языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;
- особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и пoнимание прочитанного.
Сейчас этo бoльшая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).
Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.
Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.
Существует 3 спoсоба познания и, следoвательнo, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».
Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».
Группы учащихся:

«Зритель» «Слушатель» «Деятель»
имеет слoварный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные рабoты. Мoтивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.
имеет большoй словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит oбщаться пo телефону, пoсещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны. косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.
Исходя из данных таблицы, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Поэтoму я использую в работе следующие методы:
- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)
- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;
- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)
- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам ; 5 класс – нарисовать своего любимца ( домашнего животного ), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.
- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 8 класс – указать особенности отдыха немцев; oфoрмить таблицу по заданным критериям, сделать и зафиксировать.
Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:
- чтение про себя;
- чтение вполголоса друг другу;
- описание картинки, используя опорные слова;
(7 класс Тема: «Жизнь в селе. Здесь много интересного»)
- рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу/используя опорные слова(выражения);
- высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;
- рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;
(9 класс Тема: «Как обстоит дело с выбором профессии?»)
- ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;
(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде», 6 класс. Тема «Путешествие по Германии»)
- игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)
- поиск ключевых слов;
- поиск главной мысли в тексте;
- деление на смысловые части;
- составление плана пересказа;
- коллективный пересказ;
- постановка вопросов и ответы;
- сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)
- вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)
- повторы, обращая внимание на:
а) - произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)
б) - на интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)
Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:
- взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.
- щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)
- показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)
- отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание
- опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)
- диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)
- тест (лексико-грамматический 8, 9 кл.)
- карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)
- параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)
Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страх сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. В центре обучения ребенок, и моя главная задача - создать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика, что является залогом успешного обучения иностранному языку.

19-03-2023

Марина Евгеньевна Ткаченко

 

 ГОУ ЛНР «СЛГ П.ШИРОКИЙ»

В современном мире технологий и цифровизации обучение информатике становится все более важным для подготовки учащихся к цифровой эпохе. Однако, многие ученики могут испытывать скучное или сложное отношение к этому предмету из-за его теоретической направленности и абстрактности. Для того чтобы сделать уроки информатики более увлекательными и эффективными, преподаватели все чаще обращаются к методам геймификации.

Что такое геймификация?

Геймификация – это применение игровых элементов и принципов в неигровых контекстах, таких как образование. Цель геймификации на уроках информатики заключается в том, чтобы сделать процесс обучения более интересным, мотивирующим и привлекательным для учащихся.

Преимущества геймификации на уроках информатики

1. Повышение мотивации учащихся: Игровые элементы, такие как достижения, баллы, уровни и награды, могут стимулировать учащихся к активному участию и достижению целей.

2. Улучшение усвоения материала: Игровые сценарии и задания могут помочь учащимся лучше понять сложные концепции информатики через практическое применение.

3. Развитие командной работы: Многие игровые задания включают элементы сотрудничества и командной работы, что способствует развитию навыков общения и совместного решения задач.

4. Улучшение результатов обучения: Исследования показывают, что геймификация на уроках информатики может привести к улучшению успеваемости учащихся и увеличению интереса к предмету.

Примеры геймификации на уроках информатики

1. Квесты и приключения: Создание игровых сценариев, в рамках которых учащиеся решают задачи и преодолевают препятствия, чтобы продвигаться по уровням.

2. Балльная система и награды: Присвоение баллов за выполнение заданий и достижение целей, а также предоставление наград за хорошие результаты.

3. Соревнования и турниры: Организация игровых соревнований между учащимися, где они могут проявить свои знания и навыки.

4. Игровые приложения и платформы: Использование специализированных игровых приложений и онлайн-платформ для обучения информатике.

Заключение

Геймификация на уроках информатики – это эффективный способ сделать обучение более интересным, мотивирующим и эффективным. Применение игровых элементов и принципов помогает учащимся лучше усваивать материал, развивать навыки командной работы и повышать успеваемость. Поэтому внедрение геймификации в образовательный процесс может быть полезным шагом для современных преподавателей информатики.

11-10-2024

Колмакова Наталья Алексадровна

 

 воспитатель, МБДОУ детский сад № 274 "Белочка" г. Новосибирска

Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Предисловие
«Без зрения жить можно, без слуха – можно, без дыхания – нельзя!
Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно,
поэтому современные люди ослабили активность вдоха,
важнейшей функции организма.
Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность
именно потому, что вдох в ней – эмоционален».
А. Н. Стрельникова.
Почему-то считается, что человека нужно учить правильно читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.
«Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо», – так сказал много веков тому назад один индийский мудрец. И это не пустые слова.
Тысячи людей освоили методики правильного дыхания. И какие же замечательные слова благодарности они говорят тем, кто обучил их, как выздороветь без таблеток и дорогостоящего лечения!
Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья. Начало жизни человека и животного совпадало с началом дыхания, последний вздох убитого врага или умирающего соплеменника означал прекращение жизни. Совершенно непонятным для наших древних предков было состояние сна, когда дыхание казалось единственным видимым проявлением жизни.
Душа, эта нетленная часть «Я», приходящая в момент рождения, а в момент смерти навсегда покидающая тело, также ассоциировалась долгое время с дыханием. Отождествляя дыхание и душу, человек приобщал себя к природе, к Богу, к Его дыханию и его душе.
Лишь немногие могут похвастаться тем, что умеют контролировать такой простой процесс, как дыхание. А ведь именно в правильном дыхании заключается секрет счастливой жизни и вечной молодости. Уже медицинские трактаты древности содержат колоссальный объем сведений, отражающих постоянный интерес человека к дыханию, к этой волнующей тайне бытия, невидимой нити жизни.
В различных научных и философских школах разрабатывалось множество концепций, теорий дыхания, практиковались специфические методики дыхательных гимнастик. Одновременно с изучением древних практик постоянно шли активные поиски новых способов оздоровления. Особое внимание дыханию люди начали уделять в середине прошлого века, который подарил нам такое количество заболеваний, свойственных высокотехнологичным цивилизациям, что срочно пришлось искать немедикаментозные способы борьбы с ними. Тут-то и пришел на помощь самый простой метод – правильное дыхание.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная».
Несомненным преимуществом дыхательных практик является то, что они, в отличие от других методов, требуют меньших затрат времени и сил, могут практиковаться независимо от состояния здоровья, в том числе пожилыми и хронически больными людьми. Практически любой человек, желающий взять собственную судьбу в свои руки, может освоить подходящую ему дыхательную практику и оздоровить организм, а также раскрыться духовно. Недаром в русском языке (как и во многих других) слова «дух» и «дыхание» являются родственными и указывают на тесную взаимосвязь двух понятий.
На сегодняшний день существует множество разнообразных современных методик дыхательных упражнений, одной из наиболее популярных и эффективных является практика парадоксального дыхания по А. Н. Стрельниковой.

Воздействие дыхательной гимнастики на организм.
«Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится,
чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит.
Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит
выдох и постепенно со временем он нормализуется»
А. Н. Стрельникова.
Основной задачей дыхательной гимнастики Стрельниковой является нарушение альвеолярного барьера для усиления обмена газов в легочных альвеолах.
При выполнении упражнений после нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих на предельную глубину легких, заполняются нижние широкие, а также спинные доли легких, и в легкие попадает в 3 раза больше воздуха. Вследствие этого процесса происходит усиленный газообмен в альвеолах и крови.
Такая гимнастика тренирует всю дыхательную систему, прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Пассивный выдох позволяет воздушной струе колебать голосовые связки, тем самым массируя и тренируя их.
В гимнастике используются динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук, туловища и ног. Они всегда соответствуют определенным фазам дыхания, становясь условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
Активная работа всех частей тела – ног, рук, головы, брюшного пресса, тазового, плечевого пояса и так далее в совокупности с выполнением короткого и резкого вдохов через нос при пассивном выдохе – вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, что приводит к усилению внутреннего тканевого дыхания и повышению усвояемости кислорода тканями.
При выполнении дыхательной гимнастики Стрельниковой кора головного мозга насыщается кислородом, благодаря чему стимулируется работа всех центров и производится саморегуляция обменных процессов.
Тренировка резкого, активного вдоха носом, составляющего основу гимнастики Стрельниковой, позволяет в кратчайшие сроки восстановить утраченное носовое дыхание. После 3-месячного курса лечения у занимающихся вырабатывается новый динамический стереотип дыхания.
Рекомендации по выполнению упражнений:
• Думать необходимо лишь о вдохе. Вдох должен быть коротким, словно хлопок в ладоши, шумным, очень резким. Грубая ошибка – при вдохе тянуть воздух, чтобы им как можно больше наполнить легкие.
• Выдох должен быть пассивным, без вашей помощи. Не пытайтесь задерживать или выталкивать выдох. Пусть он самопроизвольно осуществляться после каждого вдоха через слегка приоткрытый рот.
• Вдох – через нос активный, выдох через рот пассивный (без звука). Шумного выдоха не должно быть.
• Вдох осуществляется одновременно с быстрыми движениями рук, ног или туловища. По гимнастике А.Н. Стрельниковой: «Нет вдоха без движения, а движения – без вдоха». Все вдохи и движения делаются в ритме строевого шага. Между упражнениями делается небольшая пауза на 3-4 секунды.
• Счет в гимнастике – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.
• Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.

Не выполняйте упражнения через силу, полезнее для здоровья будет сделать столько повторений, сколько в данный момент вы можете выполнить без затруднений. Увеличивайте нагрузку постепенно. При выполнении упражнений не должны возникать болевые ощущения, дискомфорт.
Преимущества дыхательной гимнастики Стрельниковой:
1. Нетрадиционная дыхательная гимнастика, тщательно разработанная Александрой Николаевной Стрельниковой, оказывает общеоздоравливающее воздействие на организм человека и помогает при лечении самых различных заболеваний. Ее действенность подтверждена при лечении следующих заболеваний :
Астма, хронические заболевания легких и бронхов;
Гайморит, ринит, аденоиды, насморк;
Пневмония, туберкулез;
Кожные заболевания (псориаз, нейродермит, диатез);
Сахарный диабет и его осложнения, язвенная болезнь (вне обострения);
Головная боль, эпилепсия, инсульт;
Болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония и гипотония, ишемическая болезнь сердца, вегетососудистая дистония);
Остеохондроз, травмы головы и позвоночника, сколиоз;
Половые расстройства;
Депрессия, невроз, неврит;
Заикание, потеря голоса;
Способствует нормализации иммунной системы человека, помогает преодолеть депрессию, избавиться от никотиновой зависимости и лишнего веса.
2. Гимнастика Стрельниковой проста в освоении и доступна абсолютно каждому. Используя видеоуроки и методическую литературу – вы сможете без труда освоить основные упражнения дыхательной системы самостоятельно в домашних условиях.
3. Гимнастика Стрельниковой не имеет противопоказаний, ею могут заниматься взрослые, подростки, дети - как в качестве профилактики, так и в качестве лечения различных заболеваний.
Для профилактики: гимнастика выполняется 1 раз в день по утрам вместо обычной зарядки или же вечером для снятия налета дневной усталости.
Для лечения: гимнастика выполняется систематически 2 раза в день: утром и вечером до еды или через 2 часа после еды.
4. Упражнения гимнастики универсальны: их можно выполнять стоя, сидя, в случае тяжелых заболеваний даже в состоянии лежа (например, после инсульта, тяжелой операции). Данная гимнастика призвана помочь организму человека самостоятельно, без помощи лекарственных препаратов, преодолеть различные недуги, восстановить функции организма, разрушенные болезнями.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована врачами, как первый шаг на пути к «здоровому образу жизни», к хорошему самочувствию и всецелому оздоровлению организма человека от различных болезней, в том числе хронического характера! Этот шаг не потребует от вас чего-то сверхъестественного, лишь стремление быть здоровым и немного усилия воли
Вывод
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение во многих странах. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

18-08-2024

Щербак Светлана Николаевна

 

 Социальный педагог ГКУСО РО Кочетовского центра помощи детям Ростовская область ст. Кочетовская

Вопрос, употребляет ли ребенок наркотики, является, пожалуй, одним из самых важных вопросов для педагогов и родителей трудных детей, да и не только для них. Существуют три группы признаков, позволяющих разрешить ваши сомнения:
1. Общие для всех наркотиков, обычно касающиеся поведения ребенка в широком смысле.
2. Специфические для различных наркотиков, заметные при непосредственном наблюдении.
3. Лабораторные.
Мы рассмотрим только общие для всех наркотиков признаки. Общие для всех наркотиков признаки обращают на себя внимание взрослых в первую очередь, хотя часто их расценивают как «вполне нормальные для переходного возраста».
Скрытность
1. Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дому в то время, раньше проводил в семье или за уроками.
2. Самоизоляция в семье: ребенок избегает родителей, по телефону отвечает украдкой, избегает участия в семейных делах, появляется четко выраженное уклонение от домашнего общения, неожиданное пренебрежение домашними правилами. Ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность во взаимоотношениях.
3. Частые просьбы отпустить на ночь из дома либо отсутствие по ночам без объяснения причин.
Учеба и увлечения
1. Резкое снижение успеваемости и интереса к учебе.
2. Неспособность внятно ответить на вопрос, что нового было сегодня в школе.
3. Участившиеся прогулы занятий.
4. Потеря интереса к привычным увлечениям — спорту, коллекционированию, чтению.
5. Появление привычки к длительному прослушиванию музыки или внезапная потеря интереса к ней.
Изменения в поведении
1.. Нарастающая хитрость, изворотливость и лживость.
2. Потеря энтузиазма, безразличие к делам, безынициативность — потухшие глаза.
3. Потеря интереса к противоположному полу.
4. Частые и длительные уединения в туалете или ванной комнате.
5. Возможно, ребенок слишком поздно ложится спать, и все дольше залеживается в постели утром.
6. Повышенная апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью.
Высказывания
1. Появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни.
2. Серьезное отношение к лозунгам типа «Живи быстро, умри молодым».
3. Интерес к разговорам о наркотиках.
4. Убежденное отстаивание «свободы личности употреблять наркотики», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».
Расширенные зрачки могут также быть следствием употребления «крэка» или кокаина. Для правильной оценки нужно помнить, что размеры зрачка зависят от уровня освещенности. Плохим признаком является отсутствие заметной реакции зрачка (сужение-расширение) при резкой смене освещенности. Попросите посмотреть прямо на лампу и тут же закройте ее светонепроницаемым предметом; отметьте, реагирует ли зрачок. Однако, насколько это, возможно, избегайте конфликтов при этой неприятной проверке, постарайтесь убедить, что хотите помочь.
3. Странные находки: шприцы, иглы, закопченные ложки или посуда, флаконы с марганцовкой, уксусной
Деньги
Увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах.
1. Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды, радиоаппаратуры и т.д.
2. Участившееся выпрашивание денег у родственников.
3. Противоправные действия или кражи вне дома.
4. Наличие у подростка значительных денежных сумм, об отказывается.
Настроение
Настроение ребенка — очень важный признак — часто меняется по непонятным причинам.
1. Резкие и непредсказуемые (без видимых причин) смены настроения.
2. Неадекватное поведение: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
3. Нигилизм.
Внешность
1. Резкое снижение или увеличение аппетита, заметное снижение веса ребенка.
2. неряшливость, отказ от утреннего туалета. Отсутствие потребности в смене одежды. Посторонние запахи от волос и одежды.
3. Появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, фантастических монстров и холодного оружия.
4. Частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен на руках, не находящие удовлетворительного объяснения («просто упал», «сам не знаю откуда»). Прожженная сигаретами одежда.
5. Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность кистей рук. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. Расширение кровеносных сосудов под ноздрями.
6. Наконец, вы можете заметить следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках.
В какие места наркоманы могут делать себе инъекции?
Если вы хотите обнаружить следы инъекций и думаете, что подозреваемый пытается их скрыть, то лучше всего поступить так: завести его в отдельную комнату, включить свет поярче и заставить полностью раздеться, а затем осмотреть спереди и сзади — наркоманы могут делать себе инъекции в руки, в ноги, в живот, в промежность и даже под язык. Не забудьте проверить кожу на голове, скрытую под волосами.
Следы уколов — маленькие красные точки, как правило, в районе вен, особенно на руках. Однако помните, что при ингаляции (вдыхании наркотиков через нос) следов уколов не будет.
Другие признаки
1. Общие психические изменения: ухудшение памяти и способности к логическому мышлению, неправдоподобные и нелепые объяснения своих поступков и их причин.
2. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки (например, героин резко сужает, а первитин расширяет зрачки - эффект вытаращенных глаз). Расширенные зрачки могут также быть следствием употребления «крэка» или кокаина. Для правильной оценки нужно помнить, что размеры зрачка зависят от уровня освещенности. Плохим признаком является отсутствие заметной реакции зрачка (сужение-расширение) при резкой смене освещенности. Попросите посмотреть прямо на лампу и тут же закройте ее светонепро-ницаемым предметом; отметьте, реагирует ли зрачок. Однако, насколько это, возможно, избегайте конфликтов при этой неприятной проверке, постарайтесь убедить, что хотите помочь.
3. Странные находки: шприцы, иглы, закопченные ложки или посуда, флаконы с марганцовкой, уксусной
кислотой, ацетоном или растворителями, неизвестные вам таблетки, порошки, соломки, травы и пр., особенно если все это спрятано в укромном месте. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это «для уроков химии (или биологии) в школе», что «это принадлежит другу» и т.п. Если вы обнаружили у своего ребенка что-то подозрительное, поезжайте к любому наркологу за консультацией. Хорошо знают, как выглядят наркотики, милиционеры и особенно судебные эксперты-химики.
4. Может наблюдаться бессонница.
Общение.
Подросток изменяет круг своего общения:
1. Отказывается от отношений со своими старыми друзьями, если они не интересуются наркотиками.
2. Возможно, появление новых подозрительных друзей или поведение старых приятелей становится подозрительным.
Разговоры с друзьями ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении. Частые, но
короткие и туманные телефонные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей. Происходит выяснение, сколько у кого денег, есть ли надежда достать еще, чтобы поехать за очередной групповой порцией. При этом наркоманы очень хорошо маскируются. Хотя это и непросто, все же попробуйте прислушаться и проанализировать эти разговоры только незаметно! Иначе вы потеряете возможность откровенно поговорить с ребенком о его проблемах в дальнейшем.
Как выглядят подозрительные друзья?
Вообще, внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасным, и даже наоборот — при первом знакомстве с ними ребенок обычно попадает в круг еще не потерявших приличный облик наркоманов. Наиболее общие черты наркомана с большим стажем:
1. Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.
2. Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения.
3. Часто неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук, темные, разрушенные зубы в виде «пеньков».
4. Невнятная, растянутая речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.
5. Резкость и непочтительность в ответах на ваши вопросы, нежелание разговаривать со старшими.
6. После его появления в доме пропадают вещи или деньги.
Следует обратить внимание, нет ли у новых знакомых вашего ребенка татуировок вроде цветков мака или черепов, на то, не черные ли у них зубы (наркотики разрушают костные ткани, причем особенно быстро - зубы, так что черные «пеньки» во рту очень часто бывают у опиатных наркоманов со стажем).
Экспресс-анализы
Метод экспресс-анализа
Если у вас возникли подозрения, лучше всего подтвердить или опровергнуть их путем лабораторного анализа биологических сред (кровь, моча, слюна) на наличие наркотиков.
В настоящее время можно выполнить очень чувствительный и высокодостоверный тест на наркотики любой группы в домашних условиях с помощью экспресс-тестов.
Эти тесты не слишком дороги и вполне доступны в неотложных ситуациях. Правда, если от результата теста зависят какие-либо юридические решения, его нужно подтвердить судебно-медицинской экспертизой.
Система для тестирования действует по принципу лакмусовой бумажки. В определенных местах поверхность пропитана химическими и белковыми веществами. Раствор наркотика, например моча наркомана,
вступает с упомянутыми веществами в серию последовательных реакций. Надо заметить, что реакции являются не только химическими, но и иммунологическими, т. е. происходят между антителами и антигенами, которые содержатся в системе для тестирования, а такие реакции очень чувствительны. В моче, например, экспресс-тест улавливает следы опиатов на протяжении 5 суток после однократного приема.
С помощью систем экспресс-анализа можно определять различные наркотики, в том числе одновременно несколько (до восьми) веществ в одной и той же порции мочи. Сейчас в продаже имеются системы для определения следующих наркотиков:
• амфетаминов,
• барбитуратов,
• бензодиазепинов (снотворные препараты, включая реланиум, элениум, радедорм, феназепам),
• кокаина,
• марихуаны (ТНС),
• метамфетамина (первитина),

16-10-2024

Лебедик Ольга Ивановна

 

 учитель биологии и химии МБОУ Летяховская ООШ Брянская область

Моделирование на уроках биологии.
Цель : поделиться опытом применения метода моделирования на уроках биологии.
Мы часто слышим: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А сделать что-либо своими руками ещё лучше.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность», сказал Бернард Шоу.

Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения моделей.

В основе моделирования лежит модель.

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства.
Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.

Все модели можно разбить на 3-и вида.

Чтобы создать модель нужно вспомнить теорию.

Органы растения
На растенье посмотрите,
Его части назовите.
Снизу корень есть друзья,
Без него прожить нельзя.
От него идет побег
И растет он чаще вверх.
Разделить его мы тоже
На несколько отделов можем.
Первый – стебель, а на нем
С вами почки мы найдем.
Тут скоро листья вырастут,
И кислород нам всем дадут.
Здесь и другие почки есть,
В них бутоны развились.
Вырастут из них цветы,
А из цветов потом плоды.

Орган, привлекающий насекомых (цветок)
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика. Чашечка состоит из чашелистиков, которые выполняют защитную функцию. Венчик состоит из лепестков, он бывает сростнолепестным и раздельнолепестным. Лепестки выполняют функции защиты и привлечения опылителей. Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод.

Итог: Модели используются на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.
Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, как естественных, так и общественных, как теоретических, так и экспериментальных, технических. При решении любой задачи моделирования основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Для исследователя эти элементы неотделимы друг от друга.

26-10-2022

Сайфуллина Альбина Ахсановна

 

 педагог-психолог

Актуальность работы определяется тем, что на сегодняшний день отмечается склонности возрастания количества дошкольников с трудностями в воображении, освоении речи и поэтому появляются поздно говорящие дети. Современные гаджеты заменяют живое общение готовыми «живыми» картинками и играми в одиночку. Нейропсихология позволяет глубже посмотреть на проблему, и выявить причины нарушений, а также сформировать грамотную программу сопровождения.
Дошкольный возраст – это самый наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этом возрасте и происходит формирование и становление человека, его склонностей и способностей.
Говоря о строении головного мозга, можно утверждать, что его правое полушарие отвечает за творческое мышление. Люди, у которых больше развита именно эта часть мозга, более чувствительны, склонны полагаться на интуицию в принятии решений. Левое же полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, развития творческих способностей.
Нейропсихологические игры – это игровые специальные комплексы, которые способствуют развитию психических процессов, таких как памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций.
Мы считаем, что нейропсихологические упражнения не требует какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Рассотрим основные правила выполнения нейропсихологических упражнений:
1. должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
2. нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
3. следует менять привычные маршруты выполнения движения;
4. необходимо выполнять упражнения регулярно.
Нейропсихологические упражнения – это действенная методика, которая позволяет без использования медикаментов помочь детям при нарушений, в частности, при синдроме дефицита внимания, гиперактивности, неразвитости воображения, задержке развития и т.д. Для детей подобная методика безопасна полностью, и не вызывает абсолютно никаких нежелательных проявлений, а при квалифицированном и правильном подходе удается достичь высоких результатов.
Для развития межполушарных связей следует играть на специальных тренажерах. Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. На съемную межполушарную доску ребенок накладывает лист бумаги, обеими руками прорисовывает лабиринт справа и слева одновременно, затем, используя воображение, дорисовывает сюжет к лабиринтам. Эта игра стимулирует оба полушария головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, воображение, внимательность и мелкую моторику. Нейропсихологические игры и упражнения применяются как в индивидуальном, так и в подгрупповом взаимодействии.
В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, а дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Ведь более значимы не результаты детского творчества, а формирование творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Так, например, в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Хотя занятия рисованием приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности, ведь все необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
Нейропсихологические упражнения для развития, как межполушарного взаимодействия, так и творческих способностей, можно варьировать и усовершенствовать. Например, перенести рисование на прозрачный мольберт. В отличие от бумаги стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона. Использовать для рисования на стеклянном мольберте можно и мелки, и водные маркеры.
Рисование на стекле является хорошим средством для профилактики и коррекции страхов, связанных с боязнью ошибок, снимает страх неудачи, ведь под рукой есть влажная салфетка, а краски высыхают небыстро и рисунок можно всегда откорректировать.
Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой. Для лучшего развития и стимуляции полушарий головного мозга можно одновременно задействовать обе руки.
Прозрачный мольберт позволяет выполнять тренинговые упражнения, такие как «Обведи по точкам», «Обведи по линиям», «Обведи по контуру», «Заштрихуй фигуры», «Кто быстрее обведет фигуру?», «Кто лучше заштрихует?», «Соедини по точкам», «Дорисуй», «Рисуем эмоции и настроение обеими руками», «Узоры и бордюры», «Геометрический диктант» и др. Такие игры-упражнения стимулируют активность, раскрывают творческий потенциал каждого ребенка, что немало важно в его развитии.
На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте часто используется педагогами в работе с дошкольниками и является инновационной технологией. С уверенностью можно сказать, что занятия с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка творческого воображения и формированию у него художественно-творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что нейропсихологические игры являются здоровьесберегающей технологией, которая способствует развитию всех психических процессов. Благодаря их применению, заметно улучшается когнитивное развитие дошкольников. Кроме того, данная технология способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Использованные источники:

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Глобус, 2003. – 64 с.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Сфера, 2016. – 209 с.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2017. – 582 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363901 (дата обращения: 28.05.2023).
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Академия, 2013. – 421 с. . URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 27.05.2023).

23-01-2024

Дильмухаметова Ирина Маратовна

 

 Учитель, МБОУ "СОШ №23" г. Салават

Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка, желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Ребенок - росток человеческий. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По своему опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Итак, начну по порядку!
Роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективедетей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Шаг первый.
Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаю родителей. Они не просто зрители, они – и участники представления, и жюри, и спонсоры.Например, очень запоминающийся момент - это фотосессия.
Поскольку адаптационный период происходит не только у самих ребят, но и у их родителей, то просмотр фотографий любимых чад, того, как проходит их день, служит одним из факторов формирования душевного спокойствия родителей. А от этого, как известно, зависит и состояние деток, которые очень хорошо чувствуют своих родителей. Вот тут и начинается первая помощь от родителей. Фотосессия начинается с утра и продолжается весь учебный день. Родители заменяют друг друга каждые 30 минут. Тут то мы и знакомимся ближе, совместная работа учителя, родителей и детей ведёт к созданию и сплочению родительского и детского коллектива.
Шаг второй.
Я в своей работе никогда не скуплюсь на внимательное отношение к родителям. На каждое родительское собрание обязательно направляю индивидуальное приглашение.
Шаг третий.
Уроки с родителями.
Приглашаю родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п.
Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам.
Например,родительский классный час. В нашем случае он проходит 2 раза в год. На первом в году собрании мы сразу выбираем родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбираем других. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2024 мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю», «Мисс Осень». Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке таких мероприятий, которые проходят интересно и оживлённо.
Шаг пятый.
Родительские вечера.
Такие вечера я провожу 2-3 раза в год и без детей. Первый вечер я , обычно, провожу в начале учебного года.
Например, в 5 классе первая встреча была посвящена теме: «В кругу семьи».
Перед встречей провожу с детьми конкурс рисунков на тему «Моя семья». Вместе с детьми оформляем приглашения для родителей. Заранее заготавливаем эмблемы для членов команд. (мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка). Классную комнату украшаем шариками, рисунками детей. В ходе мероприятия узнаём много интересного:
-Средний возраст вашей семьи.
-Увлечения семьи.
-Традиции, обычаи семьи.
-Девиз семьи.
На этом вечере поём песни, участвуем в конкурсах, проводим аукцион развлечений между семьями, рассказываем смешные истории из жизни.
Итогом родительских вечеров может стать выпуск родителями газеты, в которой они могут обратиться к детям с предложением или просьбой, вызвать ребят на какое-либо соревнование, объявить им конкурс.
Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в новом свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Шаг шестой.
Социальные сети.
Сколько бы ни говорили о том, что это зло, но хотим мы этого или нет, соцсети успешно существуют. Почему бы их не использовать на благо воспитания? Какой информацией я наполняю содержание группы или блога?
Обычноэто новости из жизни класса и школы, сопровождаемые интересными фотографиями с небольшими содержательными комментариями.
Также включаю информацию, на первый взгляд, далёкую от школы. Это тексты, касающиеся хобби родителей(о которых я узнаю на родительских вечерах).
Например, после очередного дня именинника в нашей группе частенько появляется рецепт пирога или салата, приготовленного чьей – то мамой, или мастер – класс по приготовлению вкуснейших блинчиков от другой мамочки. Или чей-то папа может нас научить делать кормушку для птиц, а кто-то покажет свой улов!!!
Шаг седьмой.
Внеклассные мероприятия.
Активно вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе.
Не останавливаюсь на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а пытаюсь максимально разнообразить их, сделать их более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Если большинство учащихся в классе любят петь и читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, при подготовке празднования Дня победы многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет. Кто-то принимал участие в конкурсе, кто-то в проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвящённой этой знаменательной дате.
А как же быть, если большая часть класса любит рисовать или мастерить поделки?Конечно, вовлекать таких детей в эту деятельность! В этом году мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Осенние пейзажи»( три первых места), «Мама-добрый ангел» ( четыре первых места), «Мастерская Деда Мороза» (четыре первых места).
Следует отметить, что родители принимают активное участие в изготовлении поделок . Ребята по моему заданию, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы, поделки, рисунки, плакаты.
Одним из интересных способов объединить группу – создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
Один из таких проектов: «Орск межнациональный», городской конкурс видеороликов. Ребята учили стихи на своём родном языке, кто-то танцевал, кто-то готовил национальное блюдо. Здесь мы разгулялись… Родители пекли, готовили, шили, танцевали, пели…Результат – 2 место.
Есть ещё одна форма организации воспитательного процесса – проведение акций!
Участие ребят в социальных акциях должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и родителям пережить свою значимость и нужность.
Самой масштабной по количеству участников и по насыщенности мероприятий является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Она проводиться ко Дню Победы.
Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто». Я объяснила детям, что праздник – День Победы, с одной стороны радостный, потому что мы помним о Великой Победе, с другой стороны этот праздник наполнен печалью, потому что мы помним, какой ценою досталась эта победа.
Ребята с огромным интересом слушают рассказы своих бабушек и дедушек. Навещаем всем классом ветерана. Приносим от класса угощения, цветы, поём хором песни.
Ещё можно выделить такие акции:
«Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Голубь мира» (в этой акции дети с родителями изготавливали голубей и запускали в небо, кто-то запускал живых голубей), «Окна России», «Испеки пирог и скажи спасибо»(ребята вместе с мамами пекли пироги, торты, пиццы, делились рецептами, фотографировались, устраивали мастер-классы), «Скажи спасибо докторам» и многие другие.
Общайтесь с родителями! Сообщайте им не только о проступках их детей. Рассказывайте и о достижениях ребёнка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят Вам взаимностью.
Считаю, что коллектив единомышленников: учитель и родители – непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Таким образом, в результате совместной работы формируется дружный, самостоятельный, трудоспособный коллектив.

06-10-2024

Ольга Ивановна Мерзлая

 

 учитель

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отстало¬стью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны осво¬ить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Про-грамму» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.
Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание кон¬турных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бу¬маги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются под¬готовленные емкости с чистым, просеянным песком. «Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.
обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
— Рисованию контурных и цветных изображений по тра¬фаретам.
— Рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюанс¬ное соотношение.
— Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы.
— Обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двух¬мерное изображение предмета.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащейся, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой,СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2017-2018 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.

Краткая характеристика учащегося.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель и задачи программы.
Цель: воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:
 Организовать речевую среду.
 Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.
 Научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты.
 Развитие коммуникативной функции речи.
 Обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно ми¬мики и эмоциональных состояний человека.
 Сформировать у них предметные и предметно-игровые действия.
 Научить их понимать соотносящие и указательные жесты.

Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.

Учебно-тематическое планирование

урока
Тема урока Кол-во
часов
1. Упражнение для развития мелкой моторики рук 11
2. Рисуночное письмо 20
3. Жестово-образные игры 12
4. Письменные упражнения 25
Всего 68

Содержание тем учебного курса
«Упражнения для развития тонкой моторики рук»:
• Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции.
• Массаж рук с использованием различных массажеров.
• Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание.
• Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо»:
• Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
• Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой.
• Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
• Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров).
• Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.
«Жестово-образные игры»:
• Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.
«Письменные упражнения»:
• «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
• Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии.
• Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь».
• «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
• Индивидуальные упражнения в тетради.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
• Владеть приемами само¬массажа рук с использованием различных массажеров, выполнять пальчиковую гимнастику.
• Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками.
• Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончи¬ком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.
• Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами.
• «Письмо» букв по трафарету.
• Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.

14-10-2024

Ахунова Светлана Марсовна

 

 учитель, МАОУ "Азигуловская СОШ"

«Деятельность учителя родного языка в условиях реализации обновленных ФГОС» доклад по теме:
Значимые мероприятия по сохранению родного языка
и культуры татарского народа.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мне выпала честь поделиться опытом нашей школы по сохранению родного языка и татарской культуры.
Свое выступление мне бы хотелось начать со слов Президента РФ Владимира Владимировича Путина: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Находясь на территории компактного проживания татарского населения, Азигуловская средняя общеобразовательная школа реализует вариант учебного плана для школ с русским (неродным) языком обучения, где этнокультурный компонент образования представлен уроками татарского языка и литературы в объеме 2-хчасов в неделю с 1по 8-й класс и 1 час в неделю в 9-м классе. Школьная библиотека оснащена достаточным количеством учебников по татарскому языку и литературе. Родители, оформляя ребенка в школу, пишут заявление о выборе языка обучения и изучения родного языка.
Дать качественные знания в различных областях науки, привить любовь к родному языку, воспитать учеников на основах народной культуры, вырастить поколение, знающее традиции и обычаи своего народа – вот те основные задачи, которые поставил перед собой наш педагогический коллектив школы.
Учителя татарского языка с целью привития любви к родному языку и культуре ведут большую внеклассную работу, целенаправленно работают над подготовкой обучающихся к олимпиадам. Учащиеся нашей школы из года в год занимают призовые места в олимпиадах по родному языку и литературе. Результаты вы видите на слайде. (таблица).
По итогам олимпиад ученики становятся обладателями Губернаторской премии и премии Президента РФ. (таблица).
В последние годы за счет миграции населения увеличивается количество детей других национальностей (русские, мари, узбеки), что создает дополнительные трудности при обучении. Использование на уроках словарей, переводов, объяснений, сравнительного анализа, индивидуальной работы помогает решить проблему преподавания.
Во внеурочной деятельности татарский этнокультурный компонент представлен разнообразно. Это кружковая работа, проектная деятельность, различные акции, мастер-классы для учеников и родителей . (фото)
Школа имеет свои традиции и традиционные мероприятия, в основе которых лежат национальные традиции и обряды. Ежегодно во время летнего оздоровительного лагеря проводится школьный детский сабантуй, а также областной детский сабантуй. Летом 2022 года в рамках оздоровительного лагеря «Калейдоскоп родного края» была организована смена, посвященная народным традициям, национальным костюмам. В формате квестов, мастер-классов дети знакомились с традициями татарского, русского, марийского народа, орнаментами этих национальностей. (фото)
Ежегодно с учащимися проводятся конкурсы чтецов на русском и татарском языках. Результаты видите на слайде. (таблица)

Проводятся праздники:
1. День родного языка.
2. День национальных культур.
3. Неделя татарского языка.
4. Национальные праздники .

Различные конкурсы:
Например: в 2018 году провели конкурс «Татар малае», где соревновались ученики Усть-Манчажской и Азигуловской школы. (фото)
В 2019 году организовали Областной конкурс «Сылу кызлар». Участниками стали ученицы Артинского, Нижнесерьгинского и Красноуфимского района. (фото)
Ученики и педагоги ежегодно участвуют в акции «Татарча диктант яз». (фото)
В школе организуются выставки детских рисунков, поделок на тему «Наследие моего народа». Стали традиционными вечера, посвященные татарскому поэту Габдулле Тукаю; Мусе Джалилю. (фото)
В рамках литературной гостиной школьники встречаются с местными писателями, знаменитыми людьми района и деревни. В школе были организованы встречи с писателями РТ: Резедой Валиевой, Данилом Салиховым, Набирой Гыйматдиновой, Рифой Рахман, а также с поэтессами села Гафурьяновой З.А. и Мунировой К.В.
В музее школы создан уголок татарской культуры, где дети знакомятся с национальным костюмом, бытом, украшениями. (фото)
Талантливые ученики принимают участие в работе межрегионального лагеря «Сәләт».
В 2019 году школа получила грант в размере 100 тысяч рублей. На эти деньги сшили татарские костюмы и закупили художественную литературу на татарском языке.
Тесную связь школа поддерживает с домом культуры. В нашем селе действует коллектив художественной самодеятельности «Нур». Руководителем является Гайнанова Расиля Муллануровна. (фото)
Более 50 лет существовал образцовый детский коллектив «Мотыльки». Руководителем была Зайнуллина Галия Муллануровна. (фото)
Байрамов Руслан Маратович обучает детей игре на музыкальных инструментах. Также он является режиссером народного театра, где наши ученики являются актерами разных постановок.
Воспитательный потенциал народной педагогики очень велик. Ее использование помогает формированию духовно-нравственных качеств личности школьника. Активное вовлечение обучающихся во внеклассную и внеурочную деятельность, восприятие языка через музыку, стихи помогает формированию языковой культуры, развитию познавательных интересов, прививает любовь к родному языку и дает свои положительные результаты.
Ученики нашей школы занимают призовые места в конкурсе «Урал сандугачы» и фестивалях разного уровня. В 2017 году. Ачбакиев Ильнур, Валиев Рустам и ансамбль «Нур» приняли участие в передаче «Жырлыйк эле» на канале тнв. (фото)
Мы гордимся тем, что выпускниками нашей школы являются: певцы Сагыйть Гибашев и Ильяс Валишев, артистка театра Гайнизаманова (Хабибуллина) Рузанна.
На базе нашей школы организуются семинары и конференции для педагогов района и области. Проводятся открытые уроки. Учителя активно принимают участие в различных конкурсах. А также мы обмениваемся опытом со школами РТ. При содействии представительства РТ в Свердловской бласти и личном сопровождении Динарии Идрисовны для педагогов нашей школы были организованы поездки в школы Набережных Челнов и Казани.
Все проведенные мероприятия и результаты отражаются на сайте школы, а также в газетах «Саф чишма», «Артинские вести».
Таким образом, осуществляемая систематическая работа по приобщению школьников к традициям татарской народной культуры с привлечением родителей учащихся обеспечивает благоприятное влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие, а также содействует социализации личности ребёнка.









10-09-2024

Бочкарева Екатерина Алексеевна

 

 Воспитатель

проект в первой младшей группе по теме: «Волшебные пальчики»
Актуальность.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.




Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2021– май 2022г.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста.

Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
Подготовить дидактический материал.
Разучить с детьми пальчиковые игры.
Формировать навыки предметной деятельности детей.
Формировать навыки самообслуживания.
Привлекать родителей к совместной деятельности.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.

Прогнозируемый результат:

1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.






Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение:

- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Изучение анализа полученных результатов, выводы.
Создание предметно-развивающей среды;
Изучить мнение родителей по данной проблеме.
II этап – основной.

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с педагогами – проведение семинара-практикума, консультаций.
с родителями - посредством проведения консультаций, родительских собраний.
III этап – заключительный.

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
Презентация проекта на родительском собрании.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.


Работа

с родителями

сентябрь

Изучить психолого-педогогическую, методическую

литературу


Игры

с пальчиковыми бассейнами (различные крупы, макароны, горох, фасоль)

Игры с массажными мячами

Пальчиковые игры:

«Ладушки»


Консультации по адаптации детей к

Детскому саду.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук»




октябрь

Изучить мнение родителей по данной проблеме.

Изучение анализа полученных данных

Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук

Пальчиковые игры:

«Цветные карандаши»

«Молоточек»

Родительское собрание. Познакомить родителей

с проектом.


ноябрь

Подобрать дидактический, раздаточный материал (природный и бросовый материал)

Игры с природным материалом(камешки, ракушки, листья)

Пальчиковые игры:

«Помоем ручки»,

« Массажный мяч»

Папка-передвижка: «Ум ребенка на кончиках пальцев»


декабрь

Картотека

«пальчиковые игры»

«пальчиковая гимнастика»

Игры с бумагой (мнут,рвут), пирамидками

Пальчиковые игры:

«Погреем ручки»

«Идет коза рогатая»

Игры с конструктором ЛЕГО

Пополнение развивающей среды

Фотовыставка

«Пока мама на кухне»


январь

Изготовить дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

пальчиковые игры:

«Сорока белобока»

«Человечик»

Консультация

«Влияние мелкой моторики рук на речь детей»

Выставка «Игры своими руками»


февраль

Изготовить пальчиковые театры к сказкам: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Самомассаж кистей рук и пальчиков

Игры с пальчиковыми театрами

Пальчиковые игры:

«Засолка капусты»

«Перчатки»

Фотовыставка

«Наши пальчики

умеют»


март

Изготовить игры-шнуровки

Семинар-практикум с педагогами «Игры на развитие мелкой моторики»

Игры с мелкими деталями ЛЕГО, игры-шнуровки

Пальчиковые игры: «Гуси щиплют травку»

«Моя семья»

Конкурс:

«Игры-шнуровки своими руками»

(участниками конкурса являются папы)


апрель

Диагностика уровня сформированности

навыков развития мелкой моторики рук

Игры с различными мозайками, вкладышами.

Рисование на крупе.

Игры с тестом.

Родительское собрание «развитие мелкой моторики»


май

Разработать рекомендаций по развитию мелкой моторики рук

Пальчиковые упражнения: «Клубочек», «Волчки».

Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Жучок».

Презентация проекта: «речь ребёнка на кончиках пальцев.




Развитие мелкой моторики рук

у детей раннего возраста

Консультация для родителей

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование << речевых>> зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками- стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду др.

Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторике рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки и др., застегивание и расстегивание и т.д.) в дошкольном возрасти является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развивать недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

В настоящем пособии представлены упражнения массажа рук и игры, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку.





Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начн

Поиск