Опубликованные материалы

Творческий подход в обучении иностранному языку"

15-12-2024

Муратова Арина Игоревна

Учитель английского языка. МБОУ "Школа №3"

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона,
создает интересные примеры нестандартных форм обучения...
Аврелий Августин
В настоящее время большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, внимание методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, а, следовательно, и повышение качества обучения. Возникает необходимость выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Мой собственный опыт в работе и исследования педагогов-новаторов показывают, что именно креативные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению, обеспечивают связи учебного материала с жизненными ситуациями, способствуют развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. В школах должен происходить постоянный поиск с целью найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и, в то же время, эффективными.
Узнать больше
Другие виды нестандартных уроков, применяемые мной на практике, являются: урок – праздник, урок – спектакль. Они, как правило, являются весьма интересной и плодотворной формой работы, требуют особой подготовки и проводятся традиционно на неделе английского языка. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. При подготовке спектакля также работает весь состав класса. Помимо основных героев, назначаются режиссеры, гримеры, ответственные за декорации и костюмы. И, немаловажно, что все учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. В нашей школе часто проходят костюмированные праздники: «Рождество в Англии», «День Святого Валентина», ребята также с удовольствием разыгрывают сказки на английском языке: «Теремок», «Репка», «Три поросенка» и др.
Так как в наше время, все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Здесь имеет место быть урок – путешествие, к которому я часто обращаюсь при знакомстве с какой-либо страной, либо конкретным местом на карте. Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем такого нетрадиционного проведения урока. 
Еще одна форма нетрадиционного урока, которая воплощает в себе творчество учеников – проектная деятельность. Мы начинаем делать проекты уже в начальной школе. Поначалу эта работа не обходится без помощи родителей, хотя состоит из одного или двух слайдов: «Моя любимая еда», «Мой питомец», «Мой дом». Затем, взрослея, ребята легко справляются сами, объединяясь в микро-группы, создают проекты по самым различным темам: «Музыка в моей жизни», «Мои права и обязанности», «Истории из прошлого» и многие другие. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Все выше перечисленные мною формы деятельности я активно использую и во внеурочной работе. С удовольствием преподаю британский курс по изучению английского языка на начальной ступени для первоклассников: «Веселый английский с Куки», где авторы учебного пособия постарались воплотить разнообразные методы, формы, приемы для успешного усвоения материала: яркие постеры, флэш-карты, забавные мультфильмы с Куки в главной роли, CD игры. На занятиях мы не только слушаем аудиозаписи, смотрим видео, играем, а также стараемся отобразить увиденное в нашей творческой мастерской с помощью кисти, красок, пластилина.
В заключении хочу заметить, что использование эффективных форм и методов нетрадиционных уроков дает положительные результаты в изучении моего предмета. На протяжении многих лет отсутствуют неуспевающие учащиеся, прослеживается стабильность качества знаний, ребята с удовольствием участвуют в школьных и дистанционных олимпиадах по предмету, становятся победителями и занимают призовые места, а ученики, выбравшие английский язык для сдачи в форме ОГЭ имеют высокие результаты.
 Итак, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий.
Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Следовательно, творческий подход в обучении школьников иностранному языку играет неотъемлемую роль.
Меня по жизни ведут слова известного педагога-новатора Ш.А. Амонашвили: «Твори, если можешь, а не можешь, повтори то хорошее, что есть у других».

Итак, актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что для организации благоприятного климата, ориентирующего на познавательную деятельность, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулом школьников к работе, а также необходимостью проведения занятий нетрадиционной формы для повышения эффективности деятельности учащихся.
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях повышения мотивации и эффективности познавательной активности учащихся, языковому и речевому развитию учащихся, а также развитию индивидуальных особенностей учащихся.
Цель исследования: изучение творческого подхода в обучении иностранному языку. Выявление таких форм обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, интерес к изучению английского языка, формируют познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе.
Задачи исследования:
1. Определить роль творческой деятельности в обучении иностранному языку.
2. Изучить суть, типологию и структуру нетрадиционного урока.
3. Определить значение творческого подхода в обучении школьников иностранному языку.
Объектом исследования является нетрадиционная форма урока как средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся.
Предметом исследования выступают особенности нетрадиционных форм, методов и приемов урока при обучении иностранному языку.
Ожидаемые результаты проведения креативных уроков в учебно – педагогическом процессе заключаются в следующих позициях:
• Развитие интеллектуальной и творческой способности учащихся с учетом индивидуального подхода;

• Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
• Стимулирование и мотивация развития способности ученика;
• Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
• Регулярные публикации в средствах массовой информации;
• Наличие победителей конкурсов разного уровня;
• Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих.
В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы, что до тебя существовало, но по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Учитель постоянно должен находиться в творческом поиске. Именно творческая  деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных  школ широкие возможности для  проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в развитии и формировании творческого потенциала личности. Творческий подход к овладению иностранным языком стимулируе

Поиск