Опубликованные материалы

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

11-03-2025

Валиева Наталия Николаевна

учитель русского языка и литературы, заместитель директора МОАУ "СОШ № 78" г. Оренбурга

«Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника».
В. Г. Белинский

Быть педагогом – действительно нелегкий труд. Хотя многие имеют дипломы в области образования, не каждый способен стать Учителем с большой буквы. Когда произносится это слово, в сознании вырисовывается не просто профессия, а конкретная личность, которой была уготована судьба встретиться с тобой. В русском литературном наследии можно найти много произведений, посвященных образу учителя. На протяжении веков тема «Учитель и ученик» занимала центральное место в произведениях писателей. Эта тема раскрыта во множестве романов и рассказов, связанных с школьной жизнью. Образ педагога остаётся одним из непреходящих в мировой и отечественной культуре.
Нравственный облик учителя в полной мере раскрыт в произведении «Обелиск» известного белорусского автора Василя Быкова. Писатель повествует о трагической судьбе простого деревенского учителя Алеся Ивановича Мороза, который был казнен оккупантами во время войны. Для своих односельчан он навсегда остался настоящим героем, хотя официально его таковым не признали. В. Быков подчеркивает, что Алесь Иванович совершил истинный подвиг. Подвиг, который был скромным и незаметным, ведь он пожертвовал своей жизнью, чтобы продемонстрировать всем, что его ученики – это не просто работа для него, а его призвание. Так мог поступать лишь истинный человек. Именно таким и был А. И. Мороз, Учитель с большой буквы. Впервые об Алеся Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, который присутствовал на похоронах учителя Павла Миклашевича, посвятившего свою жизнь тому, чтобы поступок Мороза был признан подвигом, а его имя занесено в список героев, в честь которых в их селе воздвигнут обелиск.
Алесь Иванович отдавал всю свою любовь и заботу своим ученикам, ставшим ему за годы общения почти семьей. Он провожал их вечерами, защищал от родительского гнева, принимал на себя ответственность за их проступки, считая это своей педагогической недоработкой. Но главное, Мороз стремился воспитать в них не просто отличников и послушных зубрил, а настоящих людей. До конца жизни он оставался благородным человеком, не признавая себя героем, всегда поддерживая и успокаивая своих подопечных. Перед казнью одному из учеников удалось сбежать, тяжело раненный, но выживший и продолживший дело учителя спустя годы.
В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает особую роль учителя в русской деревне 30-х годов, отмечая его как главного организатора и вдохновителя в клубе, обучающего детей играм, танцам и участвующего во всех сельских мероприятиях. В те годы учитель пользовался огромным уважением, вероятно, из-за их самоотверженного труда и преданности обучению молодого поколения. Вежливость, уважение, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность – вот основные качества, обеспечивающие популярность учителя.
В противоположность этому, в рассказе Чехова «Человек в футляре» представлен образ учителя-консерватора, чья закрытость видна даже во внешнем виде. Беликов стремился окружить себя "футляром", отгородиться от внешнего мира. Он боялся действительности, предпочитая прошлое настоящему, а древние языки были для него убежищем от реальности. Страх перед переменами угнетал его, а смыслом жизни были лишь "циркуляры и газетные статьи" с запретами. В таких условиях невозможна не только самореализация, но и сама жизнь.
В повести Б. Васильева «Завтра была война» представлен образ учителя-функционера в лице завуча Валентины Андроновны. Ученики, прозвав её «Валендрой», испытывали к ней неприязнь, доходящую до презрения. Её внешность и поведение выражали неуклонное следование новым указаниям. Валентина Андроновна противопоставляла прошлое, когда действовали старые распоряжения гороно, настоящему, когда новый директор их отменил, что вызывало её недовольство.

Она боролась с новым директором, используя доносы и споры. Её целью было не только управление учениками, но и общественное благо, поэтому она критиковала директора. Однако её отстранённость от класса привела к отчуждению. Ученики прекратили общение с ней спокойно и холодно, она стала чужой.
В отличие от «Валендры», директор Николай Григорьевич Ромахин стал для учеников наставником. Он был внимателен к их нуждам, его уважали и немного побаивались. Он был эксцентричен, любил свободу и считал, что нужно жить идеями, а не указами. Именно за это его любили в школе. Новый директор, своим подходом к воспитанию, способствовал взрослению и духовному поиску учеников.
Этот текст представляет собой размышление о роли учителя в жизни учеников и обществе. Автор подчеркивает, что настоящий учитель не просто передает знания, но и пробуждает в учениках эмоции, рождающие смысл.
В качестве примера приводится учитель Черпунов, который, вместо сухого изложения фактов, использовал воображение и эмоциональную окраску, чтобы сделать обучение более запоминающимся и значимым. Его метод – показать, не объяснить, – позволил детям "увидеть" Азию, Нил, и другие географические объекты не как сухие факты, а как часть живого, наполненного смыслом мира. Важно, что Черпунов понимал, что воображение – важнейший инструмент в познании.
В противовес этому, автор демонстрирует примеры негативного отношения к ученикам. Автор критикует неспособность директора школы распознать в помощи учителя Лидии Михайловны (из повести Распутина) бескорыстие и доброту, воспринимая её действия как нечто подозрительное, преступное.
Напротив, Надежда Георгиевна из повести Лиханова является воплощением истинно гуманного и отзывчивого педагога. Автор выделяет её самоотверженность, любовь к детям и стремление создать для них чувство защищенности и эмоционального тепла, что, по мнению автора, является ключом к полноценному развитию. Надежда Георгиевна не просто преподает, но и помогает детям справиться с тяжелыми жизненными ситуациями, становясь для них не только учителем, но и другом, и матерью. Её инициатива по предоставлению детей из интерната на выходные жителям города подчеркивает гуманистический подход к воспитанию. В заключение автор делает вывод, что настоящий учитель – это человек, который отдаёт себя детям, проявляет сочувствие и соучастие в их жизни, а не тот, кто бездушен и равнодушен к проблемам учеников.
В заключение можно сказать, что в юношеском возрасте отношение к учителям становится более многогранным. На первый план выходят не только профессиональные качества учителя (глубина знаний и качество преподавания), но и его личные характеристики: способность к пониманию, эмоциональному отклику, доброжелательность. Подростки ищут в учителе не просто наставника, но и старшего друга, человека, способного к личностному взаимодействию.

Поиск