Опубликованные материалы

Мероприятие "Танцы военных лет"

05-03-2025

Небаба Дарья Андреевна

Педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского творчества Будённовского района города Донецка"

«Танцы военных лет»

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о танцах наших солдат во времена Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с хореографическим творчеством военных лет.
2. Способствовать расширению общего кругозора учащихся, их личностных компетенций.
3. Продолжить работу по формированию интереса к изучению хореографического искусства военных лет для занятий в группах студии.
Форма проведения: интегрированное воспитательное мероприятие (музыка, хореография, литература)
Технические средства: фото-декорации, платочки, магнитофон, флешка.
Место проведения: танцевальный зал. В зале развешены фото танцующих солдат.
Ход мероприятия
Памятник
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоняя
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Педагог: Майский день сорок пятого… Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни. Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека.
Танец в Великую Отечественную войну был больше чем искусство – он был средством выживания. Были созданы специальные фронтовые концертные бригады для поддержания духа бойцов. Но и сами люди во время войны не переставали танцевать. Матросский танец «Яблочко» появился задолго до ВОВ, но его с удовольствием отплясывали солдаты, потому что он отражает крепкий дух и задор в русском характере. Также в войну танцевали танец татарских мальчиков, грузинский багдадури, цыганский танец, «Тачанка», русские народные танцы конечно, с присядками, дробями, различными вращениями. Специально не учились.
Исполнение танца «Яблочко»
Педагог: Ребята сегодня нам предстоит окунуться в мир танцев военных лет, и начнем мы с матросского танца «Яблочко».
На наших занятиях мы с вами изучали «хлопушки», «подсечки», вращения сейчас они нам и помогут в исполнении этого номера.
Задача проста, повторяйте все за мной:
Мальчики: выполняют «хлопушку» с «подсечкой».
Девочки: вращают на месте простые повороты и в продвижении «бегунок».
Педагог: Вот мы с вами и вспомнили движения, а теперь мы из них сделаем с вами небольшой танцевальный этюд под музыку.
(Включается музыка «Яблочко», и по очереди мальчики и девочки исполняют выученные ими движения)
Педагог: Молодцы, ну, а теперь двигаемся дальше. Следующий танец военных лет, который мы с вами освоим это – русский народный танец.
Русский народный танец
Мальчики: делают «присядку с выносом ноги вперед».
Девочки: исполняют «ключ №1», и вращения «самоварчики».
Педагог: А теперь попробуем с вами соединить эти движения вместе под музыку.
(Включается русская народная музыка. Начинают девочки выходить с платочками, за ними мальчики. Начинается перепляс: девочки исполняют «Ключ №1», а мальчики им отвечают «присядкой», затем вступают опять девочки с вращениями «самоварчики» и отвечают им мальчики «присядкой с выносом ноги вперед»).
Педагог: В те годы танцевали всей душой, как никогда! Но самый главный танец Великой Отечественной войны, танец, прошедший всю войну и исполненный в День Победы, – это вальс!
«Вальс»
(Танец импровизация: мальчики приглашают девочек на танец «Вальс»)
Заключение

Педагог: Сегодня танцы военного времени и военной тематики стали настоящей классикой! Их исполняет любой и профессиональный и любительский хореографический коллектив. Военные ансамбли не обходятся без солдатских плясовых и «Яблочка»; русские народные коллективы – без красивых хороводов на военную тематику; эстрадные хореографические коллективы ставят превосходные постановки в стиле джаз-модерн на тему войны. И вариаций таких постановок становится все больше, чтобы мы все помнили...
Литература и источники и информации
1. Статья Монисовой Ирины Владимировны «Танец жизни» Геннадия Башкуева: Великая Отечественная Война в современной драматургии.
2. Рублев Георгий Львович «Баллада о жизни: Стихи, баллады, песни»; [Вступит. статья А. Кронгауз]. – М.: Советский писатель, 1957. – 128 с.; портр. — 5000 экз.

Поиск