20-02-2025
Цаплина Ольга Витальевна
Воспитатель,МБДОУ «Детский сад №18» г.о.г Арзамас
В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуаль- ность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Основная трудность в общении у детей младшего дошкольного возраста возникает потому, что дети еще не умеют за- ниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе, не умеют слушать товарищей. Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, ча- ще инициируется взрослым, оно неустойчивое и кратковременное. Но стоит за- метить, что уже в этом возрасте возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность, а позже переходит в самостоятельную. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи у детей дошкольного возраста. Так как игра в целом является ведущим видом де-
ятельности, то сюжетно-ролевая игра может стать своеобразным мостом между знанием отдельных слов и построением из этих слов предложений.
Сюжетно-ролевая игра создает ребенку уникальную возможность создать реальную жизненную ситуацию и проиграть ее. В ходе игры ребенок вслух раз- говаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самоле-
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
1
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
та, голосам зверей, именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Для эффективного внедрения сюжетно-ролевых игр в воспитательный процесс, педагогам рекомендуется ис- пользовать следующие методы:
− создание новых игровых сцен (организовывать пространство и использо- вать реквизит, который побуждает детей к игре);
− вводные инструкции (объяснение детям задумки игры и распределение ролей на доступном для них языке и своём примере);
− проведение бесед с детьми после игры (обязательный разбор игры с детьми о том, что они пережили в игре, какая роль им понравилась больше).
Главным отличием сюжетно ролевых игр у младших дошкольников, явля- ется то, что по своему содержанию они направлены на выполнение определен- ных, повторяющихся действий с игрушками: тереть, мыть, собирать и т. д. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями раз- вития, мышления и воображения.
Примерные ведущие виды сюжетно-ролевых игр для младшего дошколь- ного возраста.
1. Игра в семью: помогает понять семейные отношения и ролевые функции.
2. Игра в магазин: учит детей взаимодействовать, через покупку и продажу. 3. Игра в больницу: позволяет детям понять важность заботы и научится
ухаживать друг за другом.
4. Игра в животных: помогает развивать эмоциональное восприятие через
подражание животного.
5. Игры в супергероев: развивает креативность детей и учит работать в
команде.
Таким образом, можно сказать, что сюжетно-ролевые игры представляют собой важный способ развития речи и коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность детям не только активно использовать язык, но и развивать воображение, социальное
взаимодействие, эмоциональную грамотность.