10-03-2025
Дорогобед Ольга Ивановна
учитель истории и обществознания МОУ "СОШ с.Ивантеевка им. И.Ф Дремова Саратовской области"
Дорогобед Ольга Ивановна,
учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ с.Ивантеевка им. И.Ф.Дремова Ивантеевского района Саратовской области»
Значение работы над исследовательским краеведческим проектом
для развития личности учащихся
В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих процесса развития – приобщение детей к познанию, исследованию различных явлений. Организация исследовательской деятельности рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она является средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития ребенка в социуме.
Исследовательская деятельность обучающихся способствует решению следующих задач: •
• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, при выполнении наблюдений и опытов;
• развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
• развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
• развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
• сформировать чувство ответственности за порученное дело;
• воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
• привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Особый интерес у учащихся вызывает работа над исследовательскими проектами по истории родного края. Одним из таких проектов, выполненных учащимися старших классов, стал проект «Тернии» и «звезды» хлебороба» о Почетных гражданах Ивантеевского района.
В России всегда ценили людей труда, благодаря которым создается сильная и процветающая страна. Высшей наградой в регионах России является звание «Почетный гражданин». Из получивших это звание в Ивантеевском районе, большинство – работники сельского хозяйства. Учащихся заинтересовал вопрос: почему? Родилась идея работы над исследовательским проектом о Почетных гражданах Ивантеевского района - хлеборобах. Ребята поставили цель - узнать, какой вклад они внесли в развитие нашего района, Саратовской области, России, за что получили такое почетное звание.
Работу над проектом начали с изучения истории Ивантеевки. Изучив краеведческую литературу и посетив школьный краеведческий музей, учащиеся узнали, что после манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г. началось легальное заселение Заволжья. На берегу р.Чернава, возникло поселение крестьян из Козловского уезда Тамбовской губернии - хутор Козловка. В1830-е гг.сюда прибыла большая группа подмосковных крестьян из Ивантеевского уезда. Они назвали поселение Ивантеевкой.
Крестьяне – переселенцы занимались земледелием, скотоводством. Орудия труда были деревянный плуг с железным лемехом, серп, коса-литовка. Снопы обмолачивали цепом. Иногда крестьяне годами ждали, когда им выделят землю и крохотные пособия. Непривычный климат, болезни, невысокая урожайность – поэтому большинство крестьян жили бедно. Сделали вывод: из-за обилия свободных плодородных земель Ивантеевская земля изначально была сельскохозяйственной специализации и первые поселенцы были земледельцы.
Легко ли доставался хлеб в 20 веке? Из воспоминаний старожилов ребята узнали, что нелегко. В 1929 г. в Ивантеевке были образованы колхоз им. Гунина и коммуна «Борьба за социализм». В первые годы не было опыта в организации производства, семян. Люди работали с 6 до 22-23 часов. Была постоянная сменяемость кадров. Все работы производились теми же ручными орудиями труда. Сенокос и уборку урожая изредка выполняли лобогрейками, на току зерно пропускали вручную через веялку-сортировку.
С посевной до вспашки зяби все работоспособные ночевали в поле. Питались из общего котла, мясо были редкостью. Расчёт колхозникам давали в конце года в зависимости от заработанных трудодней. Норма на 1 трудодень зависела от собранного урожая. В неурожайные годы хлеба не хватало. В 1933 г. в Ивантеевке было образована МТС, появились первые трактора – СТЗ, ЧТЗ, У-2. Они не имели кабин, заводились вручную, а пахали зябь в осенние холода и слякоть. В 1938 г. появились первые грузовые машины – 3 «полуторки». К началу 1941г. было уже 6 машин.
В годы Великой Отечественной войны почти всю технику отправили на фронт, ушли и большинство мужчин. На полях работали женщины, старшеклассники, помогали подростки. Сами недоедали, а хлеб весь отправляли на фронт.
В 1960-е гг. два ивантеевских колхоза были объединены в колхоз им.К.Маркса, который просуществовал до начала 2000-х годов и являлся главным предприятием Ивантеевки, в котором трудилась основная часть ее населения. Таким образом, ребята сделали вывод, что исторически сельское хозяйство являлось главной отраслью производства в нашем селе.
Затем учащиеся исследовали вопрос: за что давали в России звание «Почетный гражданин» и узнали, что Почетное гражданство стали присваивать с XIX века людям, внесшим большой вклад в развитие промышленности, торговли, здравоохранения, народного образования, культуры, благоустройства, занимавшимся благотворительной деятельностью. Так впервые звание почётного гражданина Москвы было установлено в 1866 г. Самым первым Почетным гражданином Москвы стал в 1866 г. городской голова князь Александр Алексеевич Щербатов. Звание "Почетный гражданин города Саратова" установлено с 2007 г. Одним из первых его получил саратовский композитор Бикташев Евгений Михайлович. Положение «О Почетном гражданине Ивантеевского района Саратовской области» принято 20 августа 2012 г.
Одним из первых в нашем районе это почетное звание получил Белов Юрий Ильич. Учащиеся собрали о нем поисковый материал и узнали, что он – единственном в нашем районе Герое Социалистического Труда. Родился в 1937 г. С 1955 г. начал работать комбайнером. В 1973 г. из почти 2 миллионов пудов хлеба, которые продал государству совхоз «Бартеневский», где тогда работал Юрий Ильич, 31978 центнеров намолотил он при плане 8200 центнеров и среднем намолоте совхозных механизаторов 6771 центнер. Такого рекорда ещё не знала Саратовская область. Всего отработал 20 лет комбайнером.
Учащиеся также собрали поисковый материал о Почетном гражданине Ивантеевского района Плетухине Василий Николаевич, который родился 30 ноября 1927 г. в Ивантеевке. Работать начал в военном 1943–м. Был трактористом, бригадиром комплексной бригады. После войны, окончив Саратовский сельскохозяйственный институт, работал агрономом, а затем 19 лет - председателем колхоза им. Карла Маркса в Ивантеевке. Родное хозяйство гремело славой при нем на всю область, посылали из колхоза животноводов и полеводов за высокие показатели даже на Выставку достижений народного хозяйства в Москву
Почетный гражданин Ивантеевского района Любашин Владимир Кириллович родился 2 мая 1929 г. Трудиться в колхозе в Ивантеевке начал с шестого класса, в годы войны. Более 30 лет отработал на комбайнах и тракторах в колхозе им.К.Маркса. Освоил новый трактор К-700. Был передовиком производства. Общий его трудовой стаж составил 52 года. Награжден орденами и медалями. Дважды побывал в Москве на Выставке достижений народного хозяйства.
Хлеб, труд, Родина. Эти понятия неразделимы. Нелегка была крестьянская доля во все времена, немало сил требуется, чтобы вырастить зерно. Ребята узнали, что судьба государства зависит от его граждан, наиболее деятельных, активных, посвятивших свою жизнь служению обществу. Основная отрасль производства в Ивантеевском районе – сельское хозяйство, поэтому и большинство Почетных граждан– его труженики. В жизни Почетных граждан Ивантеевского района было много «терний», но они преодолели все трудности и достигли своих «звезд». Дети узнали многое из истории своего села и остались горды, что такие достойные люди есть в нашем районе.
Работа над проектом не прошла бесследно для учащихся, имела, не только развивающее, но и большое значение в плане воспитания сознательного отношения к труду, духовного нравственного и патриотического воспитания.
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке, дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. Те обучающиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Педагоги и дети в процессе совместного исследования учатся сотрудничеству и сотворчеству. Исследовательская деятельность формирует компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников: компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная компетенция (самосовершенствование).
Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как сформированные учебные навыки, креативное мышление, она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.
Список использованной литературы:
1.Астраханцев В.С. История колхоза имени К.Маркса. – Архив Борисовой Т.В.
2.Воспоминания Борисовой Т.В.
3.Воспоминания Любашиной Р.А.
4.Воспоминания Плетухиной А.С.
5.Воспоминания Плетухиной Л.А.
6.Далекое прошлое Ивантеевки. – Материалы архива школьного краеведческого музея
7.Закон «О Почетном гражданине Саратовской области». Принят Саратовской областной Думой 09 июля 1997 года.- http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW358;n=58998
8.Каленова Г.Шел парнишке в ту пору – Ивантеевский вестник, 13.09.1997 г.
9.Каленова Г.Трудились на благо района – Ивантеевский вестник