21-07-2025
Теньтюкова Наталья Васильевна
Воспитатель, ГКУ СО "РЦДиПОВ "Журавушка"
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956
21-07-2025
Теньтюкова Наталья Васильевна
Воспитатель, ГКУ СО "РЦДиПОВ "Журавушка"
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
10-06-2025
Сошникова Полина Алексеевна
Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №366 Дзержинского района Волгограда"
Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).
Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.
Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.
Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.
Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:
нарушение сна,
нарушение питания,
проявление отрицательных эмоций в общении,
боязнь пространства,
частые заболевания,
снижение веса.
Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.
Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.
Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:
Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.
Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма).
Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.
Объективными показателями адаптационного периода являются:
глубокий, спокойный сон,
хороший аппетит,
эмоционально-уравновешенное состояние,
активное поведение,
полное восстановление имеющихся навыков,
прибавка в весе, соответствующая возрасту
15-05-2024
Бушманова Ирина Алексеевна
Музыкальный руководитель
Сценарий праздничного мероприятия «Этот славный День Победы»
Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День Победы».
Задачи:
1. Формировать у детей первоначальные представления о ВОВ и о празднике «День Победы».
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
3. Развивать физические качества, желание подражать смелости и ловкости.
4. Воспитывать чувство гордости и уважение к ветеранам ВОВ, гордость за Родину.
Предварительная работа: беседы на тему: «Майский праздник – День Победы». Рассматривание: иллюстраций «Праздник День победы».
Ситуативный разговор «Праздничный салют».
Подвижные игры: «Кто быстрее натянет связь»; «Перенеси патроны» «С кочки на кочку»; «Переправа».
Атрибуты и оборудование: музыкальный центр; цифровое пианино; фонограммы: песен
«Катюша», «День Победы»; запись «Голоса Левитана о начале войны», запись минуты молчания; музыкальное сопровождение для игр; проектор, видеозапись вечного огня; красные флажки на каждого ребенка; шнур, на палочке – 2 шт.; обруч – 4 шт.; кубиков – 10 шт.; кегли – 2 шт.; лошадки на палочке – 2 шт.; лавочки гимнастические – 2 шт.; воротики для подлезания – 2 шт.; султанчики на каждого ребенка; гармонь, балалайка; ружья 2-3 шт.; пилотки – 5 шт.; костюм санитарки – 3 шт.; игрушка самолет; искусственная веточка яблони на каждого ребенка; макет костра и дров.
Ход праздника
(Под марш дети с красными флажками входят в зал и становятся в рассыпную)
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети.
День Победы к нам пришел, Лучший праздник на земле.
Очень весело сегодня И взрослым и детворе! Над землею там и тут Загорается салют.
Взрослые и детвора Крикнем дружно все Ура!
Дети: кричат Ура! (высоко поднимают флажки)
(дети садятся на стульчики)
Ведущий 1: Скоро наступит радостный день у людей всего мира - 9 Мая. Мы с вами будем отмечать большой праздник, праздник всего нашего народа - славный День Победы.
Ведущий 2.
В цветы все улицы одеты, И песни звонкие слышны:
Сегодня праздник - День Победы, Счастливый, светлый день весны!
Много лет назад, началась долгая и страшная война. Враг напал на нашу Родину. Много городов было разрушено. И весь народ встал на защиту своей страны. Война была
тяжелая, но смелые солдаты не щадили себя защищая Родину со всех сторон: на земле, в воздухе и на воде.
(Под песню «У солдата выходной» в зал входит солдат).
Солдат: Здравствуйте ребята. Я пришел поздравить вас с Днем Победы! И пожелать вам мирного неба над головой.
Ведущий 1: Здравствуй солдат, мы рады тебя видеть у нас в гостях.
Солдат: Ребята, в этот прекрасный День Победы я предлагаю вам поиграть со мной в военных. Вы согласны?
Дети: Да!
Солдат: Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Самолеты».
(Проводится подвижная игра «Самолеты». Дети изображают самолет. По команде -
«заводи мотор» - руками делают круговые движения перед грудью. «Самолет летит» - разводят руки в стороны и бегают по кругу. «На посадку»- медленно опускают руки, замедляют бег, останавливаются, присаживаются на корточки. Повторить 3-4 раза). Ведущий 2: Молодцы! Вы все очень быстрые! Не проскочит враг над нашим синим мирным небом.
Ведущий 1:Вовремя войны, были солдаты, которых называли – связистами. Очень сложная была у них задача, под обстрелами, не боясь врага надо было быстро починить связь с командиром. Для этого они тянули вот такой длинный шнур (показывает) из одного места в другое по которому можно было переговариваться. Кто хочет быть смелым и храбрым связистом?
(Проводится игра «Кто быстрее наладит связь». Выбирается двое малышей. Дети должны быстро намотать шнур на свою палочку. Проводится 3 раза).
Солдат: Какие у нас ловкие связисты. Ничего не боятся, очень смелые и храбрые. Быстро смогут починить связь.
Ведущий 2. Ребята, в годы войны одной из самых любимых песен была песня «Катюша». Давайте ее послушаем.
(Дети выходят парами в центр зала, держась за руки, в свободной руке веточка яблоньки. Звучит фонограмма песни «Катюша» 1-й и 2-й куплет. Дети покачивают руками вперед назад, затем кружатся, подняв веточку над головой).
(дети садятся на стульчики).
Ведущий 1. В этот праздничный день, все вспоминают, как это было. Война началась
неожиданно. Представьте: лето, теплый солнечный день, ничто не предвещало беды. Дети гуляют во дворе, катаются на велосипедах, малыши играют в песочнице. Все и взрослые, и дети были счастливыми и веселыми. Но война все разрушила и сломала. В один из таких дней по радио прозвучало сообщение о нападении на нашу страну врагов. Послушайте его внимательно.
(Звучит запись «Голоса Левитана о начале войны»)
Ведущий 2. Все встали на защиту Родины, взяв в руки ружья с патронами. Сейчас мы с вами тоже станем отважными, смелыми солдатами и будем быстро переносить патроны. (Проводится подвижная игра «Перенеси патроны». 2 пилотки, 4 обруча, 10 кубиков. Дети попарно надевают пилотку и из одного обруча переносят кубики в другой обруч). Ведущий 1: Ни одно крупнейшее наступление не проходило без участия конных отрядов. И конные отряды обеспечивали им успех.
Солдат: А давайте мы тоже поскачем на лошадях. (Проводится игра эстафета «Едем на лошадях». Дети делятся на 2 команды и каждых игрок должен добежать на «Лошади» до кегли и обратно, передать лошадь следующему игроку).
Ведущий 2: Много испытаний выпало на долю нашего народа. Шли бои, а когда бои затихали солдаты садились у костра; читали письма из дома, пели песни, чистили орудие, санитарки меняли повязки раненым.
(Звучит песня «Землянка» 1куплет и припев (дети перевоплощаются в бойцов, девочки в санитарок: кто-то держит в руке письмо, кто оружие, кто- то играет на гармошке, садятся у импровизированного костра и слушают песню).
Ведущий 1:
Много жизней унесла война.
И каждый год 9 Мая мы вспоминаем всех погибших и пропавших без вести на той войне. В память о них в каждом городе горит «Вечный» огонь. К нему приходят взрослые, дети и старики, чтобы возложить цветы, поклониться солдату, сказать спасибо ему за его подвиг, смелость, за то что он не жалея своей жизни смог победить врага и подарить нам с вами сейчас жизнь и мирное небо. Давайте мы тоже встанем и молча почтим память всех погибших на войне солдат.
(На стене проектируется вечный огонь, звучит минута молчания, дети стоят у стульчиков).
Солдат:
Пусть будет мир!
Пусть пулемёты не строчат, И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда!
Сложно было солдатам. Надо было преодолевать разные препятствия (Проводится подвижная игра: «Переправа» Упражнять детей ходить по прямой ограниченной поверхности - лавочке. Подлезать под воротики).
Ведущий 2: Ребята, давайте в честь этого прекрасного праздника устроим свой маленький салют. Давайте возьмём султанчики, выйдем на середину нашего зала и встанем в красивый круг.
(«Проводится физкультминутка с султанчиками «Салют» (О. Выготская. Дети Берут в руки разных цветов султанчики, и выполнять движения за воспитателем). Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить)
И вдруг - салют! Салют! ( Поднять руки вверх)
Ракеты в небе вспыхнули и там, и тут! (Помахать султанчиками над головой влево -
вправо).
Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки вверх, махать султанчиками)
Над праздничной Москвой, Взвивается все выше Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу (Легкий бег на месте).
Все радостно бегут,
Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). Любуются (Помахать султанчиками над головой влево - вправо) На праздничный салют!
Солдат: Ребята, вы настоящие солдаты. Когда вы подрастете, вы станете настоящими защитниками нашей страны. Ну, мне пора уходить. До свидания!
Ведущий 1:
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете!
Ведущий 2:
Сегодня праздник входит в каждый дом. И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем, С Днем нашей славы!
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
(Дети маршируя уходят под песню «День Победы»).
19-07-2025
Попова Елена Васильевна
учитель биологии МАОУ "Гимназия №12 имени Г.Р. Державина" город Тамбов
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары; беседы, доклады учащихся, диспуты, викторины).
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).
3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (использование проблемного подхода в процессе обучения).
4. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологической тропы, пропаганда экологических знаний: беседы, листовки, плакаты).
Экологизация образования невозможна без развития у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. В связи с этим необходимо шире планировать и осуществлять проблемный подход при обучении. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:
1. Выдвижение проблемного вопроса.
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
Почему географ и путешественник А.Гумбольд считал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?
3. Сообщение парадоксального факта.
Ч.Дарвин более ста лет назад установил факт зависимости между урожаем лугового клевера и числом кошек, живущих в сельской местности. Дайте объяснение подобной зависимости.
4. Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.
В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразного решения.
Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке задач познавательного характера.
А) Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина D, что сказывается на состоянии скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту.
Б) Почему, занимаясь поиском особых химических веществ растительного происхождения, ученые чаще всего отправляются в джунгли или пустыни.
В) В 1846 г. на картофельных полях Ирландии размножился грибок – фитофтора. В стране разразился голод, так как эта культура была основной пищей ирландцев. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля – в Южной Америке?
Помимо создания проблемных ситуаций учитель может использовать и другие методические приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
На земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках, заблудившихся в пустыне, которые потеряли всякую надежду на спасение. Вдруг они увидели маленькие сухие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть. Они почувствовали прилив сил и смогли преодолеть оставшийся путь. Упавшую с неба пищу назвали манной небесной. Это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса, почему с лишайниками связана первичная сукцессия? (Изучаемый материал: первичные сукцессии).
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
Всем хорошо знакомо растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. Задумывались ли вы, почему его так назвали? Оказывается, верхняя сторона листа гладкая, холодная (как мачеха), а нижняя – мягкая, теплая (как мать). Почему так устроены листья этого растения, в чем проявляется его приспособленность к среде обитания? (Изучаемый материал: взаимосвязь организмов со средой обитания).
3. Исследовательский прием. Учащимся предоставляется возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.
В 1906 г. Теодор Рузвельт – президент США – учредил на плато Кейбаб в Аризоне заповедник чернохвостых оленей. Чтобы уберечь оленей, он отдал приказ истребить на этом плато всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность особей с 3 000 голов в течение 15 лет возросла до 50 000 голов. Однако в последующие годы численность оленей резко сократилось. К 1940 г. Осталось стадо из 10 000 особей. Проанализируйте изложенные факты и выскажите свои суждения по следующим вопросам:
1. Чем можно объяснить тот факт, что сначала численность особей возрастает, но достигнув определенной величины, уменьшается?
2. Можно ли считать победой человека тот факт, что окончательная численность оленей в стаде достигла 10000, что в 3 раза больше исходной популяции? (Изучаемый материал: популяции).
Реализовать потенциал системы современного экологического знания можно лишь обеспечив подлинную гармонию обучения, воспитания и развития. Я разделяю мысль В.А.Сухомлинского о том, что «воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать, оттачивать у человека способность быть воспитанным». Вряд ли способность «быть воспитанным» возникает при усвоении понятий «консумент второго порядка», «гетеротрофы», вряд ли при этом формируется чувственное восприятие природы. Только учить нельзя, надо еще и воспитывать!
25-06-2025
Ильина Юлия Алексеевна
ГКУ ЯНАО детский дом Сияние Севера"
Сегодня все чаще говориться о необходимости организации медиаобразования школьников. Если учесть, что современное общество семимильными шагами движется в сторону информационного, то вопросы, связанные с развитием у подрастающего поколения информационно-коммуникационных компетентностей, становятся сегодня как никогда актуальными. В век информационных технологий резко возрастает роль человека-носителя информации, получающего, передающего и создающего эту информацию. В связи с этим идет новое осмысление медиа как носителя информации. Это не только СМИ, ТВ, Интернет, флешка. Это прежде всего человек. Детская журналистика - очень продуктивное направление для воспитания личностей, востребованных современным обществом. Дети XXI века с раннего возраста общаются с компьютерной техникой, обживают Интернет, как и взрослые, испытывают информационные перегрузки. Поэтому в нашем ямальском доме для детей воспитанникам нужны адекватные современности формы общения с информацией. Создание собственными силами видео продуктов является востребованной подростками формой образовательной деятельности.
Важную роль видео студии в детском доме отмечают взрослые и подростки. Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость создания видео студии.
Актуальность этого проекта состоит в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, в частности, реализация деятельности видеостудии. Внедрение мероприятий данного проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала подростков и педагогов.
Сейчас, когда информационные технологии, телевидение и радио получили широкое распространение и стали даже неким символом эпохи, вполне естественно, что у многих подростков возникает желание попробовать свои силы в данных направлениях.
Один из элементов воспитательной системы нашего ямальского дома для детей - организация работы видео студии «Детский квартирник» как структуры единого информационного пространства и средства развития творческой активности воспитанников. Трудно переоценить образовательную и воспитательную работу видео студии. Это популяризация и пропаганда компьютерных знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использованию, создание возможности подросткам проявить свои творческие способности, формировать активную жизненную позицию.
Телевидение сегодня с успехом может объединить мальчишек и девчонок на созидательный творческий поиск. Детская видео студия, выпускающая медиапродукцию для сверстников - благоприятнейшая среда социализации современного ребенка. Уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения: это предоставит нам значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем.
15-04-2024
Лысенкова Инна Васильевна
Учитель русского языка и литературы. ГБОУ "Мангушская школа №1 Мангушского м.о."
Долгое время у нас в образовании сохранялся определённый штамп. Ребёнок, как сосуд, который учитель наполняет различными знаниями, набрасывая в этот сосуд всего. Сегодня все кардинально меняется. Основной целью обучения становится не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Мы должны так воспитывать учеников, чтобы дать им возможность проявлять свои возможности.
Одной из основных своих задач, как учителя, я вижу в том, чтобы знания не просто давались, выдавались в готовом виде, а были предметом поиска. Поэтому технология, по которой я работаю, - «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В связи с установкой данной технологии на развитие самостоятельной активности учащихся, предусматриваю на практике такие формы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности. Одна из таких форм – лабораторные работы. (Сл.1)
Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Основной целью лабораторной работы является стремление формировать у учеников навыки самостоятельной «добычи знаний», а также учить ребят высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др. (Сл.2)
Алгоритм сценария лабораторной работы прост (Сл.2)
1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели. Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно.
3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы (самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос. Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной работе по своему заданию (задания необходимо распределять).
Требования к лабораторным работам просты:
- цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них должна быть интересной.
Я предлагаю фрагмент лабораторной работы с использованием технологии РКМЧП. И тема моего мастер-класса «Несущественных деталей не бывает. Любая деталь достойна внимания» (Чак Паланик). (Сл.3)
Наши писатели- классики понимали важность не очень глобальных вещей в нашей жизни, и в литературоведении есть такое понятие «художественная деталь». Художественная деталь – является одним из средств создания образа. Это некий элемент, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.(Сл.4)
В основе любого художественного произведения лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как – уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту.
Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А.С. Пушкина. С самого начала «Евгений Онегин» задумывался писателем как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Известный критик Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», и тем самым подчеркнул особую роль бытовых деталей в романе. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.
ЛАБОРАТОРНІЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (Сл.5)
Опыт №1 Ассоциация. (Сл.6)
- Вам необходимо определить, о чем пойдет речь.
Эта лабораторная работа имеет подготовительный этап: заранее необходимо проанализировать текст с целью поиска танцев в произведении,
Собрать информацию об истории появления бала, об особенностях танцев, встречающихся в произведении.
Инструкция (Сл.7)
1. Предположите, как танцы могли повлиять на судьбу героев. Это ваша гипотеза. С гипотезы начинается исследование.
2. Познакомьтесь с критической литературой, посвященной данной проблеме.
3. Проанализируйте сцены бала в «Евгении Онегине».
4. Выявите виды и роль танцев в «Евгении Онегине».
5. Сделайте вывод по проблеме урока, Соответствует ли он гипотезе, которую записали?
Опыт №2. (Сл.8) Опираясь на цитаты, сформулируйте гипотезу и запишите её.
«Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья» (Жюль Верн). «Говорят, что даже такая мелочь, как взмах крыла бабочки, может, в конце концов, стать причиной тайфуна на другом конце света». (теория Хаоса)
Опыт №3. (Сл.9)Культурологическая справка «Из истории бала и бальных танцев»
Опыт №4. (Сл.10)Составление концептуальной таблицы.
Петербургский бал Деревенский бал Московский бал
Вопросы и задания группам
Записать в таблицу ключевые понятия: когда съезжаются гости, на чём, какая музыка, какие танцы упоминаются.
Сколько раз упоминаются различные танцы в романе?
Какой танец повторяется на всех балах?
(Сл.11)
Опыт №5. (Сл.12)Поисково-исследовательская работа с текстом по группам.
Ігр. Онегин на петербургском балу.
Проанализировать строфы 27-28:
Зачем на бал приехал Евгений
Описывает его автор на балу?
Как характеризует Онегина то, что он приехал на бал в середине мазурки?
Проанализировать строфы 29-30
Как автор относится к балам?
Что происходит во время балов?
ІІгр. Онегин на деревенском балу. (Сл.12)
С какого танца начинается описание бала? (ч.5,ст. 41)?
Почему «…все в изумленье», а Ленский «…не верит собственным глазам»? (Ответьте, исходя из «Правил», регламентирующих поведение на балу того времени.)
Историческая справка. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности…чтобы танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие»
Ігр. Проанализировать строфы 43-44 (Сл.13)
Какие черты характера героев раскрываются во время мазурки?
Почему Ленский «…вспыхнул, сам не свой»? (Ответ дайте, опираясь на историческую справку.)
Историческая справка. «Мазурка - бальный танец…»
На что надеялся Ленский, приглашая Ольгу на котильон?
ІІгр. Проанализировать строфу 45(Сл.13)
Историческая справка. «Котильон – самый непринуждённый и шаловливый танец…»
Почему, услышав отказ, Ленский решается на дуэль с Онегиным?
Исходя из полученных на уроке сведений, сделайте вывод, в чем Ольга нарушила светский этикет.
Как вы считаете, действительно ли причиной дуэли стало легкомысленное поведение Ольги?
Итог урока. (Сл.14) Сделайте вывод, как деревенский бал изменил судьбы героев. Сопоставьте с записанной вами гипотезой.
ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ (Сл.15)
ДОМАШНИЙ ОПЫТ (Сл.16)
1. Составить постерную презентацию по теме урока
2. Эссе. «Влияет ли время, эпоха на души людей?»
P.S.Алгоритм составления постерной презентации (Сл.17)
05-05-2025
Букина Людмила Валерьевна
концертмейстер
1. Влияние музыки и ритма на становление танца
Танец - один из видов художественного искусства, который выражает эмоции, чувства, мысли, рассказывает в языком движения о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений.
Танец зародился в древние времена, и представлял собой ритуальное действо (танцы есть у птиц, у животных, насекомых, и у них тоже они выступают в роли некоего ритуала). В настоящее время мы можем видеть отголоски тех первоначальных танцевальных форм в ритуальных танцах различных племён, в шаманских камланиях и пр. Можно заметить, что в этих танцах средством выражения является пластика, жесты, ритм и темп.
Музыка как таковая в первобытные танцы не входила, поскольку она появилась намного позже танца. Постепенно с развитием музыкального искусства люди поняли, что использование музыки усиливает впечатление от танца, делает его более эмоциональным, экспрессивным, образным. И наоборот - выразительность музыкального произведения усиливается в танцевальной пластике. То есть, с одной стороны - танец является одним из средств выразительности того или иного музыкального произведения (например, в балете), а с другой стороны, танец, ритмическое движение – живёт своей жизнью, и музыка служит одним из его средств выразительности и основой (задаёт ритм).
Танец без музыки тоже существует – ведь можно выключить громкость и тогда мы будем воспринимать только одно движение, и даже без музыки возможно понять о чём нам хочет передать танцор с помощью пластики движений. Однако соответствующая музыка усиливает впечатление от пластичных движений, сливается с ним, составляет единый образ танца (например, балет, народные танцы). Это соответствует образному характеру танца, образному характеру музыки. Музыка, таким образом, является частью танца, важной составляющей хореографического искусства, а иногда музыка и танец до такой степени сливаются воедино, что их уже невозможно разделить – так, например, происходит в народных танцах, в которых движение и мелодия десятилетиями отшлифовывались народом и в конце концов выкристаллизовались в нечто единое целое, нераздельное – народный танец. В народном танце музыка и движение составляют гармоничное единое целое, и, стоит нам увидеть начало плясовой «Калинка», как мы уже «слышим» в этих движениях задорное русское плясовое «Кааааааааааааалинка» и наоборот, заслышав плясовую мелодию непроизвольно организм откликается движениями в ритм и такт народной музыки.
Музыка вызывает двигательную реакцию у любого человека. Часто эта реакция остается скрытой, выражаясь только в изменении мышечного тонуса. Это происходит рефлекторно, поскольку музыка представляет собой акустические колебания определённой высоты, частоты, амплитуды, которые обуславливают её музыкальный рисунок, темп, ритм. Эти акустические колебания естественным образом воздействуют на звуковые анализаторы человека и вызывают мышечный отклик в организме. Для того, чтобы ребёнок почувствовал музыку, педагогу необходимо создать условия для выявления двигательных реакций на ту или иную музыку. Чтобы это выявить, воспитанников необходимо научить включать во время прослушивания музыки воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение. Успех работы педагога в этом направлении будет зависеть не от количества пройденных танцев, ритмических упражнений, музыкальных игр, а от способности детей думать, запоминать и оценивать культуру своих движений.
В процессе хореографического воспитания необходимо выполнить следующие задачи:
- научить детей согласовывать движения с природой музыки, используя средства музыкального выражения; двигаться ритмично, выразительно, играть в музыкальные игры, танцевать;
- развить чувство ритма, заключающееся в том, что ученики чувствуют ритмическую выразительность в музыке, реагируют на нее и передают ее в движениях;
- развивать художественные и творческие способности, которые могут проявляться в том, что сами ученики ищут способы отразить игровой образ, придумать, совместить танцевальные движения, предложить изменения в танцах.
Музыка определяет ритмический рисунок и задает настроение и динамику движений. Современная хореография подчиняется основным элементам музыкального искусства: метра, ритма, темпа.
Ритм, таким образом, служит фоном - основой музыкальной композиции. А для танцора именно ритм является основой танца. Ритм - чередование и соотнесение различных музыкальных звуков и акцентов. Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, а, следовательно, и характер танца. Ритм в хореографии - это регулярное чередование движений человеческого тела, один из основных выразительных элементов танца. Выразительность хореографии зависит от ритмических отношений отдельных движений. Несоблюдение заданного ритма и несоответствие ритма музыки и танца является серьезной ошибкой танцовщика - четкий ритмический рисунок является наиболее важной особенностью танца и его музыкального сопровождения. В то же время ритм не только организует движения танцора, но и обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в создании художественного образа.
01-07-2025
Нармин Назарова
ТЮМГМУ
В работе рассматриваются диалектические принципы, формирующие целостный взгляд на анатомию человека, включая морфологические, функциональные, экологические и социальные аспекты.
Актуальность.Обусловлена современными системными подходами к изучению человеческого организма, где анатомические структуры рассматриваются как взаимосвязанные компоненты единой системы, что критично для диагностики и лечения заболеваний.
Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи между законами диалектики и структурой человеческого организма, что способствует формированию критического мышления у врачей и лучшему пониманию динамики биологических процессов.
Цель исследования. Характеристика законов и категорий диалектики и их значения в анатомии.
Методы и материалы.Исследование основано на литературном анализе, сравнительно-историческом анализе и общенаучных методах, таких как дедукция.
В ходе работы решаются задачи, направленные на изучение основных законов диалектики и их применения в анатомии, а также на улучшение клинического мышления и повышение эффективности медицинского образования.
Развитие медицины предъявляет особые требования к критическому мышлению врача, что невозможно без применения принципов диалектического материализма. Диалектика как метод познания учитывает взаимодействия между объектами и их изменения [1].
Среди основных законов диалектики выделяются три:
1. закон единства и борьбы противоположностей;
2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;
3. закон отрицания отрицания [3].
Диалектический материализм является способом познания [2]. Первый закон объясняет внутренние источники развития. Например, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают в тесной взаимосвязи, обеспечивая обмен газов. Гормональная регуляция, где инсулин и глюкагон поддерживают уровень глюкозы, также иллюстрирует этот закон.
Второй закон важен для медицины, так как качественные изменения происходят в результате количественных . Гипертрофия сердечной мышцы у спортсменов демонстрирует, как увеличение нагрузки приводит к качественным изменениям в функции сердца.
Третий закон показывает преемственность в развитии организмов. Например, в процессе пищеварения переваривание пищи приводит к усвоению питательных веществ, что иллюстрирует отрицание отрицания.
Результаты исследования.Рассмотрев примеры из анатомии человека под призмой , то можно прийти к выводу,что одной из ключевых возможностей использования диалектики в медицине является понимание динамики здоровья и болезни. Диалектический подход позволяет рассматривать здоровье как результат взаимодействия множества факторов, что способствует более комплексному подходу к диагностике и лечению заболеваний. Клиническое мышление врача должно основываться на оптимальном применении теоретических знаний и практического опыта.
Вывод. Таким образом, применение диалектики к анатомии человека позволяет не только углубить понимание структуры и функций организма, но и выявить закономерности, которые лежат в основе его развития и адаптации. Диалектика, как философская система, исследует закономерности развития и изменения в природе и обществе. Применение диалектических принципов к анатомии человека позволяет глубже понять, как различные структуры и функции организма взаимосвязаны и как они развиваются во времени. Анатомия человека представляет собой сложную систему, где каждая часть организма выполняет свои функции, но при этом все они взаимосвязаны.
Список литературы:
1 .Вахтомин Н. К. Законы диалектики - законы познания. - Москва: Наука, 1966. – 168 с.
2. Диалектический материализм / Г. Ф. Александров; под общей редакцией академика Г. Ф. Александрова: Госполитиздат, 1954. – 239 с.
3.Селиванов, Ф.А. Диалектика и ее альтернативы: учеб. пособие / Ф.А. Селиванов. – 3-е издание. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного института искусств и культуры, 2003. – 147с.
14-05-2025
Рогова Светлана Васильевна
Преподаватель дисциплины Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
Рогова С.В. преподаватель дисциплины
«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля»
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
06.07.2025г.
Современные аспекты сестринского ухода
за пациентами с ИБС
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) остается одной из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире. В связи с этим, роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с ИБС остается важной и значимой. Современный сестринский уход выходит за рамки простого выполнения врачебных назначений и включает в себя комплексный подход, направленный на улучшение качества жизни пациента, профилактику осложнений и повышение приверженности пациента к лечению.
Ключевые аспекты современного сестринского ухода при ИБС:
1. Оценка состояния пациента и мониторинг:
Тщательный сбор анамнеза:
выяснить факторы риска развития ИБС,
наличие сопутствующих заболеваний,
особенности образа жизни пациента,
психоэмоциональное состояние.
Регулярный мониторинг жизненно важных показателей:
контроль артериального давления,
частоты сердечных сокращений,
частоты дыхания,
температуры тела,
ЭКГ-мониторинг при необходимости.
Оценка болевого синдрома:
уметь правильно оценить характер, интенсивность и локализацию боли в груди, а также дифференцировать ее от других видов боли.
Выявление признаков и симптомов осложнений:
своевременное выявление признаков сердечной недостаточности, аритмий, тромбоэмболических осложнений и других состояний, требующих немедленной медицинской помощи.
2. Обучение пациента и его семьи:
Информирование о заболевании:
объяснение пациенту сути ИБС,
объяснение факторов риска,
объяснение методов диагностики и лечения.
Обучение принципам здорового образа жизни:
рекомендации по питанию,
физической активности,
отказу от курения и злоупотребления алкоголем.
Обучение правилам приема лекарственных препаратов:
объяснение пациенту цели приема каждого препарата, дозировки, времени приема, возможных побочных эффектов и необходимости строгого соблюдения режима лечения.
Обучение методам самоконтроля:
обучение пациента самостоятельному измерению артериального давления, пульса, а также распознаванию признаков ухудшения состояния.
Психологическая поддержка:
помощь пациенту в преодолении страха, тревоги и депрессии, связанных с заболеванием.
3. Организация ухода и координация медицинской помощи:
Планирование сестринского ухода:
разработка индивидуального плана ухода, учитывающего потребности и особенности каждого пациента.
Выполнение врачебных назначений:
точное и своевременное выполнение всех назначений врача, включая введение лекарственных препаратов, проведение диагностических и лечебных процедур.
Координация работы с другими специалистами:
взаимодействие с врачами, физиотерапевтами, диетологами и другими специалистами для обеспечения комплексного подхода к лечению пациента.
Организация выписки из стационара:
подготовка пациента к выписке, предоставление ему необходимой информации и рекомендаций по дальнейшему лечению и реабилитации.
4. Применение современных технологий и инноваций:
Использование телемедицинских технологий: дистанционный мониторинг состояния пациента, консультации с врачом по телефону или видеосвязи, а также монитоинг показателей (АД, пульс, ЭКГ) с помощью носимых устройств и передачу данных медицинскому персоналу. Непрерывный мониторинг позволяет выявлять отклонения от нормы и своевременно реагировать на них, предотвращая серьезные осложнения. Регулярные онлайн-консультации и напоминания о приеме лекарств помогают пациентам соблюдать рекомендации врача. Дистанционный мониторинг позволяет сократить количество госпитализаций и посещений поликлиники.
Персонализированный уход на основе геномных данных: использование генетической информации пациента для разработки индивидуального плана лечения и ухода и оптимизации фармакотерапии (геномные тесты могут помочь определить, какие лекарства будут наиболее эффективны для конкретного пациента и какие побочные эффекты наиболее вероятны).
Генетическая предрасположенность к определенным осложнениям ИБС (например, тромбозу) может быть выявлена заранее, что позволяет принять профилактические меры. На основе генетических данных можно разработать персонализированные рекомендации по питанию, физической активности и управлению стрессом.
Использование искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения: применение алгоритмов ИИ для анализа больших объемов данных и выявления закономерностей, которые могут помочь в диагностике, лечении и профилактике ИБС. В ранней диагностике алгоритмы ИИ могут анализировать ЭКГ, результаты анализов крови и другие данные для выявления признаков ИБС на ранних стадиях. ИИ может предсказать вероятность развития инфаркта миокарда, инсульта и других осложнений на основе анализа различных факторов риска. ИИ может автоматизировать такие задачи, как мониторинг жизненно важных показателей, заполнение документации и напоминание о приеме лекарств, освобождая время медицинских сестер для более важных задач.
Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR): использование VR и AR технологий для обучения пациентов, снижения тревожности и улучшения реабилитации. VR может использоваться при обучении для создания интерактивных симуляций, которые помогают понять, как работает их сердце, как действуют лекарства и как правильно вести здоровый образ жизни. VR может использоваться для создания расслабляющих и отвлекающих сред, которые помогают пациентам справиться с тревогой и стрессом перед операциями или другими медицинскими процедурами. AR может использоваться для создания интерактивных упражнений, которые помогают пациентам восстановить физическую активность после сердечного приступа или операции.
Применение электронных медицинских карт: обеспечение быстрого и удобного доступа к информации о пациенте для всех членов медицинской команды.
Использование мобильных приложений: предоставление пациентам информации о заболевании, напоминания о приеме лекарств, возможность отслеживать свои показатели здоровья.
5. Современные аспекты в сестринском уходе при ИБС
Персонализированный подход: учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого пациента.
Активное вовлечение пациента в процесс лечения: предоставление пациенту информации и возможностей для принятия осознанных решений о своем здоровье.
Междисциплинарное сотрудничество: работа в команде с другими специалистами для обеспечения комплексного и эффективного лечения.
Непрерывное профессиональное развитие: повышение квалификации и освоение новых знаний и навыков в области кардиологии.
Необходимо отметить, что современный сестринский уход за пациентами с ИБС является динамичным и постоянно развивающимся процессом, требующим от медицинской сестры не только профессиональных знаний и навыков, но и эмпатии, коммуникабельности и умения работать в коллективе. Успешный сестринский уход за пациентами с ИБС требует от медицинской сестры глубокого понимания патофизиологии заболевания, фармакологии применяемых препаратов, а также умения оценивать психосоциальные аспекты жизни пациента. Особое внимание в современном сестринском уходе уделяется профилактике вторичных осложнений ИБС, что включает в себя обучение пациентов методам контроля факторов риска, таких как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, сахарный диабет и ожирение. Медицинская сестра играет ключевую роль в мотивации пациента к изменению образа жизни, помогая ему разработать индивидуальный план питания и физической активности, а также оказывая поддержку в отказе от вредных привычек.
Безусловно, важным современным аспектом является также ранняя реабилитация пациентов после перенесенных острых коронарных нарушений, таких как инфаркт миокарда или нестабильная стенокардия. Сестринский уход в этом периоде направлен на восстановление физической активности, улучшение психоэмоционального состояния и предотвращение повторных эпизодов. Медицинский персонал помогает пациенту адаптироваться к новым условиям жизни, обучает его методам самоконтроля и предоставляет информацию о доступных ресурсах поддержки.
В условиях увеличения распространенности ИБС и старения населения, роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с ИБС будет возрастать. Медицинским специалистам необходимо постоянно повышать квалификацию, внедрять новые технологии и инновации в практику ухода, а также развивать междисциплинарное сотрудничество для обеспечения максимально эффективного и качественного ухода за пациентами с ИБС. Благодаря профессионализму, заботе и вниманию медицинских сестер пациенты с ИБС получают шанс на полноценную и активную жизнь. Для реализации потенциала сестринского ухода необходимо преодолеть ряд существующих вызовов: дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельской местности и отдаленных регионах; недостаточная интеграция сестринского ухода в систему здравоохранения. Важно проанализировать имеющийся опыт и расширить полномочия медицинских сестер, предоставляя им возможность самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции, например, в области консультирования пациентов по утвержденным протоколам и проведения реабилитационных мероприятий, что позволит оптимизировать использование ресурсов и повысить доступность медицинской помощи для пациентов с ИБС. Необходимо активно внедрять в сестринскую практику принципы доказательной медицины, демонстрирующие, что решения по уходу за пациентами должны основываться на результатах научных исследований и клинических рекомендациях. Создаются и внедряются ЭС, которые помогают быстро оценивать состояние пациента, планировать уход и контролировать результаты лечения. Анализируя современные аспекты сестринского ухода за пациентами с ИБС можно сделать вывод, что развитие современного сестринского ухода за пациентами с ИБС является сложной и многогранной задачей, требующей совместных усилий. Только комплексный подход и совершенствование профессиональных знаний и навыков сможет обеспечить максимально эффективный и качественный сестринский уход.
06-07-2025
Рогова Светлана Васильевна
руководитель Центра карьеры
Карьерная карта как инструмент профессиональной маршрутизации специалиста
со средним медицинским образованием
В настоящее время закрытие кадровой потребности бюджетных медицинских организаций - одна из актуальных задач образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов со средним медицинским образованием. Успешная карьера выпускников является одной из составляющих репутации любого образовательного учреждения
Основные проблемы, связанные с трудоустройством выпускников медицинских колледжей: отсутствие опыта работы, навыков самостоятельного трудоустройства и навыков эффективного поведения на рынке труда, а также высокий уровень притязаний в отношении уровня заработной платы.
В современное время изменились требования медицинских организаций к молодым специалистам. Сегодня работодатель ждет от выпускника быстрой адаптации на рабочем месте, наличия практических навыков и прочной базы теоретических знаний, умения самостоятельно организовывать рабочее место, полноценной включенности в трудовую деятельность с первых дней работы, владение смежной профессией, его интересуют такие качества как исполнительность, инициативность, нацеленность на результат и высокое чувство ответственности.
Перед образовательными учреждениями стоит задача по созданию условий для быстрой адаптации выпускников на новом рабочем месте, оказании профессиональной помощи по усвоению ценностей, на которые опираются организации сферы здравоохранения, формирование эффективных навыков поведения, приобретения необходимых профессиональных и личностных компетенций, а также представление о возможностях развития профессиональной карьеры.
Таким образом, профессиональная маршрутизация медицинских специалистов является актуальным вопросом и включает необходимость поиска новых технологий и инструментов для ее успешного осуществления.
Одним из механизмов по решению данной проблемы является использование в деятельности по профессиональной маршрутизации визуального инструмента навигации – «карьерная карта» специалиста.
Планируемым результатом использования этого инструмента будет являться:
– повышение мотивации при планировании профессиональной карьеры;
– рост числа обучающихся, информированных о карьерной маршрутизации;
– рост числа обучающихся, планирующих обучение по дополнительным программам профессионального образования;
– рост числа обучающихся, владеющих полной информацией о мерах социальной поддержки регионального и федерального значения для профессионального самоопределения при выборе учреждения будущего трудоустройства;
– успешное трудоустройство выпускников в медицинские организации.
Карьерная карта специалиста является персональным навигатором достижения цели. На современном этапе развития системы среднего профессионального образования карьерная карта – уникальный визуальный инструмент профессионального планирования, который актуален не только выпускникам при выборе места трудоустройства, но и абитуриентам, избравшим для своего профессионального будущего среднюю медицинскую специальность.
Карьерная карта представляет собой документ, наглядно показывающий возможные траектории профессионального карьерного роста молодого специалиста, создающий мотивацию для выпускника в процессе обучения, решающий следующие задачи:
1. Фокусировка внимания и направленности студента на будущих карьерных достижениях. Показывает многообразие профессиональной и личной реализации в рамках отрасли здравоохранения, формирует цель и обозначает сроки и результаты ее достижения.
2. Помогает осознанию и принятию ответственности за личное и профессиональное карьерное развитие.
3. Детализирует на шаги глобальную карьерную цель и создает мотивационные условия осознания этапов жизненного пути.
Карьера выпускника представляется для него самого как достаточно запутанная и неясная перспектива будущего. Нередко студенты не представляют направления своего развития, принимая советы от друзей и родителей, создавая один большой поток неосознанной информации о рынке труда и получаемой профессии.
Карьерная карта – инструмент содержащий следующую информацию:
об основных этапах карьеры, с описанием вида деятельности;
уровень образования и сроки обучения;
мотивационные инструменты;
уровень средней заработной платы в организациях ключевых работодателей отрасли;
информацию о поддержке молодых специалистов.
Опыт создания карьерных карт по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело и Лабораторная диагностика в БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» и дальнейшей работы с инструментами показал, что для профессиональной маршрутизации важны правильная и четкая расстановка опорных точек для составления стратегии перехода с одной должности на другую, формирование необходимых дополнительных навыков для достижения желаемой позиции.
Основным преимуществом разработанных инструментов является визуализация перспектив, возможностей, их наглядная подача для создания целостной картины.
Важно отметить, что планирование и профессиональная маршрутизация карьеры помогает объективно оценивать свои возможности и уровень профессионального развития, позволяет грамотно расставлять приоритеты и оперативно достигать поставленных целей в рамках своих потребностей, интересов и желаний, что в свою очередь, упрощает профессиональную самореализацию и оптимизирует карьерный путь.
Карьерная профессиональная маршрутизация рассматривается как важнейший элемент процесса профессионально-личностного развития выпускников и позволяет решать персонифицированные задачи сопровождения и одновременно с этим транслировать позитивные эффекты профессиональной культуры в контексте профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Действенным аргументом за использование в работе данного инструмента выступает возможность рационального трудоустройства выпускников с большой вероятностью опережающего включения в трудовую деятельность.
Представленная модель карьерной карты помогает успешной реализации сопровождения процесса содействия трудоустройству выпускников, расширяет возможности построения осознанной карьерной траектории молодого специалиста, эффективной адаптации в коллективе на рабочем месте, закреплению в профессии.
Обратим внимание, что в процессе комплексного сопровождения выпускников профориентация обучающихся и трудоустройство выпускников не выступают их самоцелью и финальной точкой процесса содействия профессионально-личностному развитию. Необходимо актуализировать организационное и содержательное наполнение последипломного сопровождения выпускников, как совокупности целенаправленных комплексных мер, предполагающих сотрудничество педагогов-наставников с молодым специалистом, чтобы обеспечить успешный вход в профессию, эффективную реализацию педагогической деятельности, адаптацию к профессиональной среде и преодоление кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности при переходе к формированию собственной карьерной линии.
Таким образом, на этапе профессиональной маршрутизации и содействия успешному трудоустройству выпускников медицинских специальностей в результате применения карьерной карты осуществляется визуальная демонстрация всей широты спектра возможностей карьерного планирования, выпускник может не только увидеть пути своего развития, но и определить новые интересные направления, о которых ранее не задумывался, либо не имел о них достаточной информации.
Список источников
1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 N ИШ-890/05 Методические рекомендации для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере содействия занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также учредителей указанных образовательных организаций по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона.
2. Министерство просвещения Российской Федерации, 2023г. Методические указания по разработке карьерной карты выпускника программ Федерального проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации.
3. Зайцева Т.А. Разработка системы карьерного ориентирования студента как элемент управления талантами. - Томск, 2021. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/ access/manager/Repository/vital:14673
4. Глушак, Е.В. Построение траектории профессионального развития: учебное пособие/Е.В. Глушак, Л.П. Жуйкова. – Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021 – [63 с.].
5. Павловская, И. А. Планирование карьеры [Электронный ресурс]: курс лекций/И. А. Павловская. – Электрон. текстовые данные. – Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2024г. – 142 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57834.html
26-06-2025
Белякова Елена Игоревна
Воспитатель. МАДОУ 232 "Детский сад комбинированного вида" г.Кемерово
Консультация на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего, потому что в основе его лежит игра. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить ваших детей.
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мир

Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956