Опубликованные материалы

05-12-2024

Завадская Юлия Александровна

музыкальны руководитель, МАДОУ "Детский сад №62", г. Великий Новгород

В наше современное время очень многие дети дошкольного возраста имеют определенные речевые нарушения. Поэтому успешное развитие словарного запаса и правильной речи дошкольников во многом зависит от всех педагогов, работающих с детьми в ДОУ. Логоритмика — это одна из форм терапии, которая основана на взаимодействии музыка и слова. Данная методика была разработана семьей Железновых, которая сочетает в себе элементы музыки, педагогики и логопедии. Сергей Станиславович Железнов и его дочь Екатерина Сергеевна Железнова педагоги с музыкальным образованием. Логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение по этой методике позволяют развивать различные навыки и способности у детей с самого раннего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях с детьми для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи необходимо использовать логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение. Эти упражнения очень нравятся детям во всех возрастных группах. Музыкальные занятия становятся более интересными. Такие упражнения во время занятия могут занимать от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Также допускается проводить и 1 целое логоритмическое занятие в неделю на каждой возрастной группе. Условия проведения музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений: — упражнения, заранее не выучивается с детьми; — все упражнения выполняются детьми после показа педагога; — во время занятия должна быть доброжелательная атмосфера без принуждения к выполнению упражнений; Структура музыкального занятия с включением элементов логоритмики: 1. Подготовительная часть (длительность 3–7 минут): — музыкально-ритмические движения, игры под музыку, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
2. Основная часть (длительность 10–15 минут): — слушание музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению мышечного и эмоциональной тонуса; — подвижные и малоподвижные игры под музыкальное сопровождение; — пение; — игра на детских музыкальных инструментах; 3. Заключительная часть (длительность 2–7 минут): — упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения; Музыкальные занятия с использованием логоритмики становятся более эффективными, когда осуществляется индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей и особенностей речи. Во время разучивания логоритмических упражнений дети должны сидеть на стульях полукругом или кругом. Такая рассадка позволит детям хорошо видеть движения рук и правильную артикуляцию педагога, и выполнять синхронно с ним все движения. На первом этапе упражнения разучиваются по показу педагога и без музыкального сопровождения. Во время упражнений нужно стараться четко и правильно произносить слова, выполняя при этом соответствующие упражнения руками, ногами и телом. Цель логоритмики в профилактике речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Логоритмические упражнения способствуют правильному и четкому произношению у детей, активизации их словаря и расширению словарного запаса, и, развитию общей и мелкой моторики. Логоритмика дает положительный эффект в развитии памяти, мышления, познавательной активности и устойчивому интересу к действию у детей дошкольного возраста. Занятия логоритмикой также интересны и детям младшего школьного возраста. Логоритмические упражнения включают в себя следующее: — артикуляционную гимнастику; — пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук; — упражнения под музыкальное сопровождение на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными особенностями детей; — вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и правильного дыхания во время пения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением; — песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, что необходимо для развития выразительности речи, речевого слуха и памяти; — музыкально-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, которые развивают чувство ритма; — коммуникативные игры и танцы, необходимые для динамической стороны общения и эмоциональности, и для позитивного самоощущения; — упражнения на релаксацию, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение; Занятия логоритмикой благоприятно влияют на двигательную активность детей, на развитие речи и на обогащения словарного запаса. Занятия логоритмикой оказывают терапевтическое воздействие в целом на организм детей, повышая у них иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям, что так необходимо в их юном возрасте. Если занятия логоритмикой проводятся на регулярной основе, то у детей нормализуется речь, несмотря на разные виды речевых нарушений. Немаловажно и то, что такие занятия несут детям положительный эмоциональный настрой и учат правильному общению со своими сверстниками. Всем детям дошкольного возраста очень нравятся занятия с логоритмическими упражнениями под музыкальное сопровождение. Такие упражнения необходимо применять не только на музыкальных занятиях в ДОУ, но и на логопедических занятиях, которые сделают просто логопедическое занятие более интересным. Логоритмические упражнения можно включать и в сценарии праздничных мероприятий в ДОУ. Так, например, очень хорошо в сценарии Осеннего праздника будет смотреться логоритмическое упражнение «Ветер» Е. Алябьевой (на развитие дыхания) или упражнение «Меж еловых лап» (на координацию движений) под музыкальное сопровождение, например «Осенний вальс» Ф. Шопена. В сценарии на новогодние праздники можно включить такое упражнения, как «Зимние забавы».
Логоритмические упражнения по методике Железновых очень хорошо воспринимаются детьми на музыкальных занятиях любого дошкольного возраста. Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям, потому что сочетает в себе движение, речь и музыку и способствует развитию детей и укреплению их растущего организма. Также детям очень нравятся театральные этюды, в которых присутствуют логоритмические упражнения, например этюд «Жаворонок».
Таким образом, все сказанное выше способствует развитию у детей дошкольного возраста слуховой, зрительной и двигательной координации движений. А также развитию памяти, мышления, ритмического слуха и правильной координации движений с речью, расширению словарного запаса, правильной ориентации в пространстве, правильному развитию общей и мелкой моторики, выразительности и красоты движений. Все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.

13-11-2024

Логунова Любовь Викторовна

мастер производственного обучения ГПОУ " Хилокское железнодорожное училище"

▎Формирование профессиональных компетенций на уроках учебной практике


Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на введении категории «ключевые компетенции выпускника». В образовательной практике понятие «квалифицированный специалист» постепенно заменяется на более актуальное — «компетентный специалист». Это изменение связано с необходимостью подготовки выпускников, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда и требованиям работодателей.
При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций формируется с учетом запросов работодателей, требований общества и потребностей личности. Овладение разнообразными компетенциями, включая профессиональные, становится основной целью и результатом образовательного процесса.
К сожалению, только 20-30% студентов поступают на наше отделение по собственному желанию. Остальные выбирают учебное заведение по различным причинам: близость к дому, рекомендации родителей или друзей и т.д. Это часто приводит к отсутствию интереса и мотивации к обучению будущей профессии. Поэтому специальные дисциплины и производственное обучение должны в первую очередь формировать понимание правильности выбора профессии, демонстрировать ее значимость для экономики государства и раскрывать возможности профессионального роста и достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии — это важные факторы, способствующие успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций.

Опыт работы в профессиональном образовании позволил мне выделить наиболее эффективные методы обучения для формирования компетентности будущего специалиста. На уроках спецдисциплин я применяю различные формы активных методов обучения: проектные задания, деловые игры, семинары, практические работы, экскурсии на базовые предприятия города и другие.

В процессе реализации компетентностного подхода преподаватель перестает быть лишь носителем информации и становится руководителем учебного процесса. Главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовать самостоятельную учебную деятельность таким образом, чтобы каждый студент мог реализовать свои способности и интересы. Преподаватель создает развивающую среду, в которой возможно формирование определенных компетенций на уровне развития индивидуальных способностей студентов.

Нетрадиционные формы ведения уроков спецтехнологий также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. К таким формам можно отнести:

• Уроки-экскурсии в музей колледжа или на предприятие.

• Проведение уроков-конференций по предмету, где студенты сами изучают материал, находят дополнительную информацию и готовят презентации.

• Уроки-соревнования по практике, КВНы, викторины.

Для развития профессионального интереса я провожу бинарные уроки, на которых четко прослеживается межпредметная связь.

Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов. Она развивает любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность и дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе и содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно и творчески относиться к своему труду, стремиться к самосовершенствованию в профессии.

В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Основная задача состоит в организации систематической работы по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования и повышению умственной культуры.
Основными направлениями научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является внеаудиторная научно-исследовательская работа, которая позволяет студентам углубленно изучать интересующие их темы и применять полученные знания на практике.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций на уроках спецдисциплин и в процессе учебной практики является ключевым аспектом подготовки будущих специалистов. Создание мотивирующей образовательной среды, использование активных методов обучения и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность способствуют развитию их профессиональных навыков и готовности к успешной карьере.

02-12-2022

Мальцева Дарья Сергеевна

учитель-дефектолог "КОГКУСО Кирово-Чепецкий реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

В настоящее время увеличивается количество детей с сенсорными нарушениями. Многим детям недостаточно тактильных ощущений в обыденной жизни. Поэтому дети стараются искать их в окружающем пространстве. В своей работе использую сама, а также рекомендую родителям сделать дома "Тактильную коробочку". Она представляет собой обычный контейнер с предметами, которые позволяют получить различные сенсорные ощущения. Все они продаются в косметическом, хозяйственном магазинах, и аптеке. Сложила туда: кисточку для макияжа, кулинарную кисть, спонжики, губки, массажный мячик, колечко су-джок, резиновую губку для посуды, массажёр - ёжик, варежку для пыли. Делаю детям массаж кистей рук. Это даёт преимущество не только на этапе налаживания коммуникации, но и служит особым ритуалом в структуре занятия. Малышам нравится получать ощущения от различных предметов, а детям постарше - отгадывать, каким предметом погладили ручку.

03-12-2024

Бабченко Татьяна Николаевна

Учитель-логопед

Стихи о буквах
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед нами буква «А».

Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

К палочке цифру три подставим…
Букву «В» мы всем представим.

Не гусь, не галка буква «Г»,
А цапля на одной ноге.

«Д» - это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.

Вот наша лесенка сломалась,
Буква «Е» у нас осталась.

«Е» и «Ё» - родные сестры.
Различать сестер не просто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

Посмотри-ка: буква «Ж»
На жука похожа.
Потому что у неё шесть жучиных ножек.


На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
Полукруг, потом другой
Буква З продолжит строй.

Буква «И» наискосок потянула поясок.
Сверху вниз его тянула, к левой ножке пристегнула.

Чтобы «Й» не путать с «И»,
Сверху галочку пиши.

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой «К» на нас глядит.



Две палочки вдруг наклонились,
В букву Л так превратились.

С мамой за руки мы встанем,
И на М похожи станем.

На букве «Н» я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла, бока помяла,
И теперь овальная.

На букву «П» влез озорник.
Он вдруг решил, что «П» - турник.

Руку на бочок поставим
И на «Р» похожи станем.

Часть кружочка потерялась,
Буква «С» у нас осталась.

Буква «Т» - как молоток,
Посмотри, дружок – знаток.

Буква «У» совсем проста,
Тянет рожки из хвоста.

Руки на бока поставим
И на «Ф» похожи станем.

Две палочки перекрестились,
В букву «Х» так превратились.

Вот какая буква «Ц»:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:
«Ч» мы пишем как четыре.

Букву «Ш» я написала:
Три шеста и снизу шпала.

На расческу «Щ» похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

Твердый знак, твердый знак,
Не произносится никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.

Буква «Р» перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Буква «Э» с открытым ртом,
И с большущим языком.

Чтобы «О» не укатилось,
Крепко палочкой прибью.
Ой, смотри – ка,
Что случилось:
Получилась… Буква «Ю».

«Я» - бродяга с рюкзаком,
Путешествует пешком.


10-02-2021

Мацупко Людмила Вячеславовна

воспитатель, МБОУ СОШ №12 г. Бийск

Мастер-класс для педагогов
«Развитие речи дошкольников в средней группе при обучении составления рассказов по картине»

Разработала:
Воспитатель Мацупко Людмила Вячеславовна

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
Задачи:
1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
2. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
3. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
4. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Ход мастер-класса:

Цель обучения рассказыванию по картине средней группе – учить детей описывать изображенное на картине. К 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в их построении. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований, у детей формируют навыки самостоятельного описания картины.
Одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним - двумя словами. Важно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания рекомендуется выделять объекты для развернутого описания их. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием объекта. Проследим это в фрагменте занятия по картине «Собака со щенятами».
(Демонстрация видеофрагмента занятия)
Как мы наблюдали - большинство детей отвечают на вопрос односложно одним словом. Далее я задаю детям вопросы - Мама-собака, какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая);
- Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.) Выслушав детей, обобщаю сказанное, и даю образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем предлагаю детям рассказать о щенках, задаю уточняющие вопросы, поправляю ответы детей.

Игра «Объединяй – Разъединяй»
Для установления взаимосвязей между объектами на картине можно использовать творческие задания, например – «Волшебник Объединяй» предлагает «найти друзей», найти объекты которые связаны между собой (щенята дружат потому что они детки одной мамы собаки, любят играть вместе), или же «Колдун Разъединяй» предлагает найти объекты которые между собой не дружат (воробьи бояться собаки, потому что она большая, может отогнать их от миски).

Игра с мячом «Продолжи предложение»
Для установления связей, воспроизведения изображений, предлагаю поиграть с мячом. Нужно продолжить мою фразу:

У собаки лапы – щенка … лапки
У собаки глаза – у щенка … глазки
У собаки морда – у щенка … мордочка
У собаки хвост – у щенка … хвостик
У собаки когти – у щенка … коготки
У собаки зубы – у щенка … зубки
У собаки уши – у щенка … ушки
У собаки нос – у щенка … носик
У собаки спина – у щенка … спинка
Таким образом, применяю прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его.

Игра «Представляй»
На занятиях я использую прием «вхождения в картину». Побуждаю детей к описанию возможных ощущений, предлагаю прислушаться внимательно, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой. Посмотрите видеофрагмент занятия в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
(Демонстрация видеофрагмента занятия)
Предлагаю и вам «войти в картину» и ответить на мои вопросы. Итак, внимательно посмотрите на картину, закройте глаза, представьте, что вы в этом дворе. Открывайте глаза.
- Что вы слышите?
- Какие запахи чувствуете?
- К чему или к кому бы вы хотели прикоснуться? Какие тактильные ощущения вы испытали?
Какое чувство вызвала у вас картина?
Данный прием позволяет подготовить детей к составлению описаний фрагментов и затем картины в целом.

При рассматривании картины в средней группе используются следующие методические приемы:
- показ картины;
-выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;
- образец речевого высказывания воспитателя;
- один из детей рассказывает о том, что только что говорилось;
- рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;
- рассказ педагога, обобщающий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;
Использование речевого образца - пример короткого, но вполне законченного высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.
А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине. На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Заботливый хозяин построил для них конуру и принес для них еду. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе. Посмотрим видеофрагмент занятия, в котором ребенок делает свой рассказ по картине.
(Демонстрация видеофрагмента занятия)

Цели занятий по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:
1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
2.Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:
1. Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
2. Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:
1. Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.
2. Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).
Требования к рассказу – образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
3. В конце года, когда дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
4. Рассказ по плану.
Структура занятия:
• Рассматривание картины;
• Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;
• Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
• Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:
• Рассматривается и описывается каждая картина из серии;
• Выделяются начало, середину, конец развивающегося во времени сюжета. Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

В течение года дети рассматривают и учатся составлять повествовательные рассказы по сюжетным картинам в ходе 5 занятий.
На занятиях используются следующие картины: «Собака со щенятами» (автор С. Веретенникова; ноябрь), «Вот это снеговик!» (автор В. Гербова; декабрь), «Таня не боится мороза» (автор О. И. Соловьева; январь), «На полянке» (автор В. Гербова; февраль), «Одуванчики» (автор В. Гербова) или «Кошка с котятами» (автор С. Веретенникова; март).

Подводя итог, хочется отметить, что развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка, способствует развитию связной речи детей. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи. Таким образом, использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи.

17-01-2025

Егочина Елена Викторовна

Преподаватель ГАПОУ МО "Мурманский индустриальный колледж", г.Мурманск, мурманская область

В иллюстративной форме в презентации представлены материалы по истории возникновения и этапам развития сварки от древних времен до современных технологий обработки металлов плавлением.

23-01-2025

Позднякова Татьяна Викторовна

филиал МКОУ "Калмыцкомысовская СОШ"Поспелихинская СОШ№4

5
Внеурочная деятельность по географии
«ЧЕМУ ПРИРОДА УЧИТ ЧЕЛОВЕКА»














Составитель: Т.В.Позднякова
учитель географии











Пояснительная записка
Цель программы - формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно- научных представлений.
Программа отвечает принципам:
Системно-деятельного подхода
Содержание предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии, социологические опросы)
Принцип экологизации – ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать защитниками природы.
Принцип пропедевтики – отбор содержания учебного материала, расширение кругозора по каждой теме.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
-ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов;
-высокую степень зависимости человека от природы;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям;
-активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками;
Предметные
-существование всеобщих связей в природе;
-единство физических и химических процессов;
- что природа- единая развивающаяся система;
- солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
-деятельность человека приводит к нарушению её целостности;
- применение научных знаний в практической деятельности человека;
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели;
- умение работать с учебной информацией;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать;
- умение применять естественно- научные знания;
- умение с чёткостью выражать свои мысли, проводить самооценку.
Результаты освоение программы внеурочной деятельности
Выпускник научится:
-рассматривать природу как систему;
- бережное отношение к природе;
- ценить и сохранять природу;
- узнавать изученные объекты;
- проводить наблюдения;
-следовать инструкциям и правилам техники безопасности;
- создавать собственные устные и письменные высказывания;
- использовать различные справочные издания;
- использовать готовые модели;
- соблюдать правила безопасного поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;
- осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме;
- планировать. Контролировать, оценивать учебные действия.
Содержание курса
Раздел 1. Понимаем природу.
Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимые знания для жизни человека. Как появились знания о природе. Чему человек учиться у природы. Роль человека в жизни природы.
Раздел 2.Сохраняем природу.
Что изучает наука экология. Экологические проблемы. Красная книга. Проблемы экономии воды. Исследование расхода воды в быту. Как растения сохраняют воду.
Раздел 3.
Фотосинтез. Изучаем хлорофилл в растении. Многообразие окраски листьев. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Солнечная энергетика.
Раздел 4.Учимся у природы безотходному производству.
Природа- пример безотходного производства. Круговорот веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации. Как стать экологически грамотным покупателем.
Раздел 5. Природа – это система.
Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Аквариум как система. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Общая характеристика природы. Природа – это единая развивающаяся система.
Тематическое планирование

п/п Раздел, тема Количество часов


Дата проведения
План. Факт.
Раздел 1. Понимаем природу.
7
1 Человек и природа.
1
2 Роль природы в жизни человека.
1
3 Природа- источник вдохновения.
1
4 Как появились знания о природе.
1
5 Человек учится у природы.
1
6 Воздействие человека на природу.
1
7 Роль человека в жизни природы.
1
Раздел 2. Сохраняем природу.
7
8 Что изучает наука экология.
1
9 Красная книга.
1
10 Как сохранить растительный и животный мир.
1
11 Ответственность человека за прирученных животных 1
12 Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе. 1
13 Проблема экономии воды.
1
14 Учимся у природы экономить воду.
1

Раздел 3.Учимся у природы экономии энергии. 6
15 Как растение получает энергии. Солнечных лучей. 1
16 Изучаем хлорофилл в растении.

1
17 Многообразие окраски листьев у комнатных растений. 1
18 Как растение использует энергию солнечных лучей. 1
19 Космическая роль зелёных растений на планете. 1
20 Учимся у природы экономить энергию.
1

Раздел 4.Учимся у природы безотходному производству.
8
21 Природа – пример безотходного производства.
1
22 Обращение с бытовыми отходами.
1
23 Исследование содержимого мусорной корзины. 1
24 Социологический опрос по проблеме мусора.
1
25 О чём рассказывает упаковка товара.
1
26 Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю. 1
27 Экскурсия.
1
28 Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем. 1
Раздел 5. Природа это система.
6
29 Что называется системой.
1
30 Аквариум как система.
1
31 Учимся применять системный подход.
1
32 Взаимосвязи в природе.
1
33 Научно обоснованное природопользование.
1
34
35 Общая характеристика природы.
2
















23-01-2025

Оксана Викторовна Колобова

воспитатель, МДОУ ДС Дельфинёнок р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области

По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводить ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир новых понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В такой форме лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы - города Москвы. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Братск, книгами об истории и достопримечательностях русского и Братского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.

Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.

- занятия «Герои войны – наши земляки»;

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

- занятия, беседы;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны – наши земляки».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

22-01-2020

Зуева Екатерина Евгеньевна

воспитатель

Для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:
1.Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
2.Обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, работа над пословицами и поговорками.
3.Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
4. Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.
5. Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
6. Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.
7. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

23-01-2025

Наталья Евгеньевна Новикова

инструктор по физической культуре, МАДОУ д/с "Ромашка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Ромашка»)







Конспект интегрированного
физкультурно – речевого занятия в старшей компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 8 «Речецветик»

Тема: «Зимние забавы»












Подготовили:
Бутенко А.С. – учитель-логопед
Новикова Н.Е.- инструктор по физической культуре





г. Советский

Цель: Коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей.
Задачи:
1. Образовательные:
– активизировать знания детей о зиме и зимних забавах.
2. Коррекционные:
– развивать речевое дыхание и голос;
– развивать мимическую мускулатуру.
Задачи инструктора по ФК
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
- упражнять детей в выполнении упражнений со снежками.
- развивать умение действовать сообща.
Оборудование: снежки 10 шт,
Наглядный материал: карточки с картинками, д/игра











































Ход занятия
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здраст!
Инструктор: По порядку рассчитайся.
Дети: 1,2,3,4....
Организационный момент.
Логопед: Ребята, у меня в конверте карточки с картинками. Давайте посмотрим и назовем, что изображено на этих карточках и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.
Дети: называют слова: СНЕГ, ЗИМА, ЛЫЖИ, САНКИ, ЛЁД.
Логопед: К какому времени года относятся эти слова?
Дети: К зиме.
Д/игра: «какой, какая, какие»
Логопед: Скажите, Зима какая?
Дети: Зима - снежная, белая, красивая, морозная, весёлая.
Логопед: Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег и лёд (лежат на подносах)
Какой, зимой снег?
Дети: Снег - белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…
Логопед: Какой, зимой лёд?
Дети: Лед - твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…
Логопед: А что вы любите делать зимой?
Дети: Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. Я люблю кататься на коньках, с горки, на санках и т.д.
Логопед: наш язычок тоже умеет кататься с горки на санках.
артикуляционная гимнастика:
упр. «Горка» (язык упирается в нижние зубы, выгибаем язык)
упр. «Санки» (язык принимает положение "чашечки" и бегает по верхней губе, назад - вперед.)
Инструктор: К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.
Вводная часть:
В колонну стройся! Шагом марш! – ходьба обычная
Мы шагаем, мы шагаем, кверху руки поднимаем - ходьба на носках, руки вверх
Мы шагаем по сугробам– ходьба с высоким подниманием колен
А сейчас пойдём на лыжах – имитация ходьбы на лыжах
На коньках мы заскользим - легкий бег
Друг за другом побежим.
Снова мы шагаем, по тропинке мы гуляем – ходьба обычная.
Логопед: Мы с вами гуляли и в зимний лес попали.
игра на развитие речевого дыхания и голоса.
Логопед: Посмотрите какой в лесу свежий, чистый воздух.
Носиком сейчас вдохните и дыхание задержите.
Выдыхаем воздух ртом, “ПЫХ” мы говорим потом.
Воет вьюга: З-з-з-з-з-з (с усилением звука).
Застонал лес от вьюги: М-м-м-м (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: М-м-м (громко, низким голосом).
Стонут березы: М-м-м (тихо, высоким голосом).
Шумят ели: Ш-ш-ш. Стихает вьюга: С-с-с-с.
Пальчиковая гимнастика:
Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки. Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.
Пальцы максимально растопырены.
Сжать кулачки.
«замок» - пальцы сложены, большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.
Под высокою сосной

Скачет зайка косой


Под другою сосной
Скачет зайка другой выпрямите и растопырьте все пальцы на правой руке изображая дерево.
левой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак, а указательный и средний пальцы выпрямите (уши)
меняем положение рук
левой рукой изобразите дерево
правой рукой изобразите зайца.

Инструктор: посмотрите, кто-то оставил в лесу снежки! Возьмите по снежку и встаньте врассыпную!
ОРУ со снежками
1. И.п. – о.с., мяч в правой руке внизу. 1 – руки вверх через стороны, переложить мяч в левую руку; 2 –и.п.; 3 – 4 – то же левой рукой (6-8 раз)
2. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 – руки с мячом вперед; 2 – правую руку с мячом отвести в сторону; 3 – правую вперед, мяч переложить в левую руку; 4 – и.п. то же левой рукой (6-8 раз)
3. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 – наклон вправо, переложить мяч в правую руку. 2 – и.п., 3 – то же влево, 4 – и.п.(6-8 раз)
4. И.п. – то же, мяч в правой руке 1 – руки вверх, мяч переложить в левую руку. 2 – наклон вперед, мяч переложить в правую руку (6-8 раз)
5. И.п. – сед, упор сзади, мяч зажат между стопами; 1 – поднять прямые ноги; 2 – и.п.(6-8 раз)
6. И.п. – о.с., мяч в правой руке; 1 – присесть, мяч над головой переложить в левую; 2 – и.п. (6 раз)
7. И.п. – ноги вместе - врозь , мяч перекладывать из руки в руку, чередуя с ходьбой. (2 раза)
Инструктор: Положите снежки в корзину!
Игра «Один - много» (со снежком)
Логопед: В лесу ребята можно не только гулять, но и играть. Предлагаю поиграть в игру «Один - много» со снежком он холодный «ты снежок быстрей бери и обратно мне верни, слова Один - много назови»
Сосулька – сосулек; Сугроб – сугробов; Снежок – снежков; Снежинка – снежинок; Льдинка – льдинок; Снеговик – снеговиков; Санки – санок; Зимнее дерево - зимних деревьев; Зимующая птица - зимующих птиц;
Игра «Доскажи словечко» ( Образование родственных слов)
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег». Я буду читать стихотворение, а вы должны добавлять слова, связанные со словом «снег»). «Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова.
Дети: Называют слова снег, снежинки, снегопад, снежинки, снегурочка, снегири, снеговик.
Инструктор: а я хочу с вами поиграть в подвижная игру «Снежки»
На 1-2 рассчитайся!
Команды встают на противоположные стороны физкультурного зала, у каждого ребёнка в руках снежки. По команде «Начни!», команды начинают друг в друга перебрасывать снежки. По команде «Стоп!» игра останавливается, на чей территории оказалось меньше всего снежков, та команда и победила.
Логопед: Ребята наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад, а возвращаться мы будем на лыжах.
Логопед: Вот мы и оказались в детском саду, мне очень понравилось, наша прогулка! Расскажите:
– Где мы были?
Дети: В зимнем лесу.
Логопед: Там было холодно?
Дети: Да.
Логопед: Покажите, как вам было холодно.
Дети: показывают, как им было холодно.
Логопед: Вам было весело? Покажите.
Дети: показывают, как им было весело.
Логопед: Вы удивлялись красоте зимнего леса? Покажите.
Дети: показывают, мимикой удивление.
Логопед: Вам грустно оттого, что животным в лесу холодно и голодно? Покажите.
Дети: показывают, мимикой грусть.
Логопед: Животные сердятся из-за того, что у них мало еды? Покажите.
Дети: показывают, мимикой как сердятся звери.
Логопед: что мы сегодня делали в зимнем лесу?
Дети: Играли....
Логопед: Спасибо за занятие.
Инструктор: Ребята, мне тоже очень понравилось с вами гулять по зимнему лесу. А больше всего мне понравилось, как вы выполняли упражнения со снежками! Как вы считаете у всех получилось выполнить все задания? А где еще можно поиграть со снегом?

01-11-2024

Кропотка Мария Степановна

учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 8" ( с углубленным изучением технологического профиля)

Актуальность исследования: определяется потребностью в новых методах и потребностью практики, так как, повышая уровень потребностей образования, достигаются новые образовательные результаты, которые соответствуют современным запросам личности, общества и государства.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Гипотеза: Реализация современных методов воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС формирует личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться.
Цель исследования: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задача исследования: Реализация современных методов в начальной школе позволяет решать ряд важных задач образования - обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Структура и содержание исследования:
1.Введение. Целью исследования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций.
2. Основная часть. Актуальность реализации современных методов воспитания учащихся, является проблемой в системе образования
3. Заключение. Обобщается опыт изучения методов воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС.

Поиск