15-04-2024
Лысенкова Инна Васильевна
Учитель русского языка и литературы. ГБОУ "Мангушская школа №1 Мангушского м.о."
Долгое время у нас в образовании сохранялся определённый штамп. Ребёнок, как сосуд, который учитель наполняет различными знаниями, набрасывая в этот сосуд всего. Сегодня все кардинально меняется. Основной целью обучения становится не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Мы должны так воспитывать учеников, чтобы дать им возможность проявлять свои возможности.
Одной из основных своих задач, как учителя, я вижу в том, чтобы знания не просто давались, выдавались в готовом виде, а были предметом поиска. Поэтому технология, по которой я работаю, - «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В связи с установкой данной технологии на развитие самостоятельной активности учащихся, предусматриваю на практике такие формы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности. Одна из таких форм – лабораторные работы. (Сл.1)
Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Основной целью лабораторной работы является стремление формировать у учеников навыки самостоятельной «добычи знаний», а также учить ребят высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др. (Сл.2)
Алгоритм сценария лабораторной работы прост (Сл.2)
1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели. Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно.
3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы (самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос. Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной работе по своему заданию (задания необходимо распределять).
Требования к лабораторным работам просты:
- цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них должна быть интересной.
Я предлагаю фрагмент лабораторной работы с использованием технологии РКМЧП. И тема моего мастер-класса «Несущественных деталей не бывает. Любая деталь достойна внимания» (Чак Паланик). (Сл.3)
Наши писатели- классики понимали важность не очень глобальных вещей в нашей жизни, и в литературоведении есть такое понятие «художественная деталь». Художественная деталь – является одним из средств создания образа. Это некий элемент, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.(Сл.4)
В основе любого художественного произведения лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как – уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту.
Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А.С. Пушкина. С самого начала «Евгений Онегин» задумывался писателем как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Известный критик Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», и тем самым подчеркнул особую роль бытовых деталей в романе. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.
ЛАБОРАТОРНІЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (Сл.5)
Опыт №1 Ассоциация. (Сл.6)
- Вам необходимо определить, о чем пойдет речь.
Эта лабораторная работа имеет подготовительный этап: заранее необходимо проанализировать текст с целью поиска танцев в произведении,
Собрать информацию об истории появления бала, об особенностях танцев, встречающихся в произведении.
Инструкция (Сл.7)
1. Предположите, как танцы могли повлиять на судьбу героев. Это ваша гипотеза. С гипотезы начинается исследование.
2. Познакомьтесь с критической литературой, посвященной данной проблеме.
3. Проанализируйте сцены бала в «Евгении Онегине».
4. Выявите виды и роль танцев в «Евгении Онегине».
5. Сделайте вывод по проблеме урока, Соответствует ли он гипотезе, которую записали?
Опыт №2. (Сл.8) Опираясь на цитаты, сформулируйте гипотезу и запишите её.
«Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья» (Жюль Верн). «Говорят, что даже такая мелочь, как взмах крыла бабочки, может, в конце концов, стать причиной тайфуна на другом конце света». (теория Хаоса)
Опыт №3. (Сл.9)Культурологическая справка «Из истории бала и бальных танцев»
Опыт №4. (Сл.10)Составление концептуальной таблицы.
Петербургский бал Деревенский бал Московский бал
Вопросы и задания группам
Записать в таблицу ключевые понятия: когда съезжаются гости, на чём, какая музыка, какие танцы упоминаются.
Сколько раз упоминаются различные танцы в романе?
Какой танец повторяется на всех балах?
(Сл.11)
Опыт №5. (Сл.12)Поисково-исследовательская работа с текстом по группам.
Ігр. Онегин на петербургском балу.
Проанализировать строфы 27-28:
Зачем на бал приехал Евгений
Описывает его автор на балу?
Как характеризует Онегина то, что он приехал на бал в середине мазурки?
Проанализировать строфы 29-30
Как автор относится к балам?
Что происходит во время балов?
ІІгр. Онегин на деревенском балу. (Сл.12)
С какого танца начинается описание бала? (ч.5,ст. 41)?
Почему «…все в изумленье», а Ленский «…не верит собственным глазам»? (Ответьте, исходя из «Правил», регламентирующих поведение на балу того времени.)
Историческая справка. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности…чтобы танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие»
Ігр. Проанализировать строфы 43-44 (Сл.13)
Какие черты характера героев раскрываются во время мазурки?
Почему Ленский «…вспыхнул, сам не свой»? (Ответ дайте, опираясь на историческую справку.)
Историческая справка. «Мазурка - бальный танец…»
На что надеялся Ленский, приглашая Ольгу на котильон?
ІІгр. Проанализировать строфу 45(Сл.13)
Историческая справка. «Котильон – самый непринуждённый и шаловливый танец…»
Почему, услышав отказ, Ленский решается на дуэль с Онегиным?
Исходя из полученных на уроке сведений, сделайте вывод, в чем Ольга нарушила светский этикет.
Как вы считаете, действительно ли причиной дуэли стало легкомысленное поведение Ольги?
Итог урока. (Сл.14) Сделайте вывод, как деревенский бал изменил судьбы героев. Сопоставьте с записанной вами гипотезой.
ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ (Сл.15)
ДОМАШНИЙ ОПЫТ (Сл.16)
1. Составить постерную презентацию по теме урока
2. Эссе. «Влияет ли время, эпоха на души людей?»
P.S.Алгоритм составления постерной презентации (Сл.17)