05-05-2025
Букина Людмила Валерьевна
концертмейстер
1. Влияние музыки и ритма на становление танца
Танец - один из видов художественного искусства, который выражает эмоции, чувства, мысли, рассказывает в языком движения о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений.
Танец зародился в древние времена, и представлял собой ритуальное действо (танцы есть у птиц, у животных, насекомых, и у них тоже они выступают в роли некоего ритуала). В настоящее время мы можем видеть отголоски тех первоначальных танцевальных форм в ритуальных танцах различных племён, в шаманских камланиях и пр. Можно заметить, что в этих танцах средством выражения является пластика, жесты, ритм и темп.
Музыка как таковая в первобытные танцы не входила, поскольку она появилась намного позже танца. Постепенно с развитием музыкального искусства люди поняли, что использование музыки усиливает впечатление от танца, делает его более эмоциональным, экспрессивным, образным. И наоборот - выразительность музыкального произведения усиливается в танцевальной пластике. То есть, с одной стороны - танец является одним из средств выразительности того или иного музыкального произведения (например, в балете), а с другой стороны, танец, ритмическое движение – живёт своей жизнью, и музыка служит одним из его средств выразительности и основой (задаёт ритм).
Танец без музыки тоже существует – ведь можно выключить громкость и тогда мы будем воспринимать только одно движение, и даже без музыки возможно понять о чём нам хочет передать танцор с помощью пластики движений. Однако соответствующая музыка усиливает впечатление от пластичных движений, сливается с ним, составляет единый образ танца (например, балет, народные танцы). Это соответствует образному характеру танца, образному характеру музыки. Музыка, таким образом, является частью танца, важной составляющей хореографического искусства, а иногда музыка и танец до такой степени сливаются воедино, что их уже невозможно разделить – так, например, происходит в народных танцах, в которых движение и мелодия десятилетиями отшлифовывались народом и в конце концов выкристаллизовались в нечто единое целое, нераздельное – народный танец. В народном танце музыка и движение составляют гармоничное единое целое, и, стоит нам увидеть начало плясовой «Калинка», как мы уже «слышим» в этих движениях задорное русское плясовое «Кааааааааааааалинка» и наоборот, заслышав плясовую мелодию непроизвольно организм откликается движениями в ритм и такт народной музыки.
Музыка вызывает двигательную реакцию у любого человека. Часто эта реакция остается скрытой, выражаясь только в изменении мышечного тонуса. Это происходит рефлекторно, поскольку музыка представляет собой акустические колебания определённой высоты, частоты, амплитуды, которые обуславливают её музыкальный рисунок, темп, ритм. Эти акустические колебания естественным образом воздействуют на звуковые анализаторы человека и вызывают мышечный отклик в организме. Для того, чтобы ребёнок почувствовал музыку, педагогу необходимо создать условия для выявления двигательных реакций на ту или иную музыку. Чтобы это выявить, воспитанников необходимо научить включать во время прослушивания музыки воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение. Успех работы педагога в этом направлении будет зависеть не от количества пройденных танцев, ритмических упражнений, музыкальных игр, а от способности детей думать, запоминать и оценивать культуру своих движений.
В процессе хореографического воспитания необходимо выполнить следующие задачи:
- научить детей согласовывать движения с природой музыки, используя средства музыкального выражения; двигаться ритмично, выразительно, играть в музыкальные игры, танцевать;
- развить чувство ритма, заключающееся в том, что ученики чувствуют ритмическую выразительность в музыке, реагируют на нее и передают ее в движениях;
- развивать художественные и творческие способности, которые могут проявляться в том, что сами ученики ищут способы отразить игровой образ, придумать, совместить танцевальные движения, предложить изменения в танцах.
Музыка определяет ритмический рисунок и задает настроение и динамику движений. Современная хореография подчиняется основным элементам музыкального искусства: метра, ритма, темпа.
Ритм, таким образом, служит фоном - основой музыкальной композиции. А для танцора именно ритм является основой танца. Ритм - чередование и соотнесение различных музыкальных звуков и акцентов. Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, а, следовательно, и характер танца. Ритм в хореографии - это регулярное чередование движений человеческого тела, один из основных выразительных элементов танца. Выразительность хореографии зависит от ритмических отношений отдельных движений. Несоблюдение заданного ритма и несоответствие ритма музыки и танца является серьезной ошибкой танцовщика - четкий ритмический рисунок является наиболее важной особенностью танца и его музыкального сопровождения. В то же время ритм не только организует движения танцора, но и обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в создании художественного образа.