Опубликованные материалы

Значение игры на клавесах в развитие речи детей

23-06-2025

Талайкова Елена Владимировна

Учитель - логопед

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Но, к сожалению, в последнее время у детей замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений меняют слова, нарушают рифму, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. В дальнейшем, это тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и их коммуникативно-речевую компетентность.
Немаловажную роль в речевом развитии продолжают выполнять игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Важное значение имеет правильный выбор образовательных технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Цель логоритмического воздействия: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания
- развитие фонематического слуха
- развитие пространственных организаций движения
- развитие общей и мелкой моторики, мимики
- развитие дыхания, регуляция мышечного тонуса
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- формирование и закрепления навыка правильного звукопроизношения звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения

Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.
Клавесы - это музыкальный инструмент, за названием которого кроется всего лишь пара простых деревянных палочек, которые изготавливают как правило из «поющего» дерева бука, дуба и берёзы. Палочки деревянные, поэтому безопасны для детей, они очень приятны на слух и на ощупь, гладкие и даже может быть, какой-то запах дерева у них сохранился, это тоже очень приятно, а постукивая палочку о палочку, можно задать какой то ритм той или иной композиции.
Впервые они были применены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом в работе с детьми. Начинать знакомство с клавесами можно уже с1,5лет.
Главная цель игр с палочками, состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации.
Почему полезно играть с детьми палочками?
1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6. Игры с палочками развивают чувство ритма.
7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.
8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.
9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Приёмы игры на клавесах:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)
-вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»)
-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)
-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали
-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону (« стиральная доска»)
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.
Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Дети лучше воспринимают эмоционально окрашенную речь педагога, когда он говорит на подъёме.

Игрой на палочках можно озвучить любое стихотворение или рассказ, что тренирует у детей память. Когда учим какое- то стихотворение, то мы учим и последовательность движений с палочками: поставили ,перевернули, перекрестили.

Практическая часть.
(представлено будет: аудиоматериал – произведение авторов Н.Марютиной и И.Барминой «Кормушка»
ТЕКСТ:
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичек накормить
Вот пилу возьму и доски, буду я пилить, пилить
(трём палочки друг о друга, имитируем как пилит пила)
Бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик..
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичкам помогать
Молоток возьму и гвозди,
Буду я стучать, стучать (стучим палочками)
Тук.. тук.. тук.. тук.. тук.. тук
Я кормушку разрисую, чтоб красивая была(рисуем палочками в воздухе или на полу)
Чтобы птичка прилетали и покушала пшена (машем палочками, как крыльями, словно летит птичка)
Чик.. чирик.. чик.. чирик.. чирик..
Надеюсь, данная технология заинтересовала вас, и вызвала желание поиграть с весёлыми, ритмическими палочками со своими детьми. Попробуйте и вам обязательно понравится! Играйте с удовольствием!

Поиск