Опубликованные материалы

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

30-06-2025

Нуртазина Гульнара Умурзаковна

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Автор: Нуртазина Гульнара Умурзаковна
студентка ЧУОО ВО ОмГА

Аннотация: в представленной статье автором рассматриваются особенности формирования нравственных качеств младших школьников средствами искусства.
Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, искусство, младший школьный возраст, образование.

Искусство играет важную роль в воспитании детей младшего школьного возраста, способствуя формированию нравственных ценностей и развитию эстетического восприятия мира. Художественная деятельность позволяет ребенку выразить себя, раскрыть творческий потенциал и сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Средства искусства включают музыку, живопись, литературу, театр и другие виды творчества, каждый из которых оказывает влияние на эмоциональное развитие ребенка.
Одним из наиболее эффективных способов формирования нравственности является использование музыки. Музыка обладает способностью воздействовать на эмоции и чувства, вызывая положительные переживания и формируя представление о добре и зле. Например, прослушивание классической музыки помогает развивать чувство прекрасного, способствует концентрации внимания и улучшению памяти. Дети учатся различать музыкальные жанры, понимать настроение произведения и выражать свое мнение о музыкальных произведениях.
Живопись также играет значительную роль в формировании нравственных качеств. Рисование развивает воображение, мелкую моторику рук и умение видеть красоту вокруг себя. Через рисование дети познают мир, выражают свои мысли и чувства, формируют эстетический вкус. Занятия живописью помогают детям научиться уважительно относиться к труду художника, ценить искусство и природу.
Литературные произведения являются важным инструментом воспитания нравственности. Чтение книг расширяет кругозор ребенка, обогащает речь, формирует способность сопереживать героям произведений. Литература учит доброте, честности, справедливости, ответственности перед собой и обществом. Произведения русской классики, такие как сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, рассказы Н. Носова, способствуют формированию положительных моральных качеств.
Театр представляет собой уникальный вид искусства, позволяющий детям пережить различные жизненные ситуации, развить эмпатию и коммуникативные навыки. Посещение спектаклей, участие в театральных постановках помогает детям осознать важность дружбы, взаимопомощи, уважения к старшим. Театр стимулирует творческое мышление, развивает актерские способности и формирует активную жизненную позицию.
Таким образом, средства искусства оказывают значительное влияние на формирование нравственных качеств младших школьников. Использование различных видов художественного творчества позволяет педагогам и родителям эффективно решать задачи воспитания подрастающего поколения, помогая детям стать гармоничными личностями, обладающими высокими моральными качествами и чувством красоты.



Список литературы

1 Алиханова, Р.А. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников / Р.А. Алиханова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6-4 (108). – С. 46-49.
2 Арсеньев, А.С. Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Школьное образование. – 2016. – №10. – С. 10-13.
3 Затямина, Т.А. Православная традиция в современном духовно-нравственном воспитании / Т.А. Затямина // В сборнике: Воспитание в современном образовательном пространстве: новые контексты - новые решения. Материалы XXI Международных педагогических чтений. – Волгоград, 2021. – С. 20-26.
4 Кабанова, Е.А. О воспитании нравственности средствами детской литературы / Е.А. Кабанова // В сборнике: VII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве – фундамент будущего России Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. ред. О.Р. Каюмов, 2018. – С. 57-60.
5 Лаут, Н.А. Духовно-нравственный мир детской книги: философско-методологические аспекты исследования / Н.А. Лаут // В сборнике: евразийская педагогическая конференция сборник статей II Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 68-75.


Поиск