04-04-2022
Грязнова Наталья Анатольевна
педагог дополнительного образования МОУ ДЮЦ Краснооктябрьского района Волгограда. г. Волгоград
Педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития детей в детской творческой студии «Лидер»
Подготовила: Грязнова Н. А, педагог дополнительного образования
МОУ ДЮЦ Краснооктябрьского района Волгограда.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то будет писать, другой увлечется танцами, многих пленит музыка, а кто-то будет строить театры и самое главное, что многие станут хорошими людьми, которые составляют наше общество.
Включение в театральную деятельность позволяет сделать процесс саморазвития и самооценки личности целенаправленным. В процессе работы над пьесой и другими сценическими материалами происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание обогащают.
Театр воспитывает, учит жить, позволяет найти себя. Воспитанный театром человек становится душевно более тонким к переживаниям других людей. Театр заставляет задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.
Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые.
Именно в этом помогают средства и методы театрально – игровой деятельности. Они являются благоприятной средой самовыражения и самореализации личности обучающихся, моделью жизни, в которой человек учится взаимодействию с другими людьми. Участие в спектакле ставят каждого ребенка в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в жизни, заставляют чувствовать ответственность.
Отличительной особенностью работы студии является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию обучающегося средствами театральной постановки.
Он вовлекается в продуктивную творческую деятельность, где выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается как возможность полихудожественного развития личности, учитывающий интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.
Одним из непременных условий успешной деятельности театральной студии является вариативность форм и методов работы, которые способствуют психофизическому развитию, развитию интеллекта, творческих способностей, активизируют познавательный интерес, расширяют знания обучающегося об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.
Театрализованная деятельность – это деятельность, позволяющая подростку проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, раскрыть свои, часто скрытые, таланты, предстать перед окружающими в неожиданном облике, показать публично достигнутый результат. Ведь самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучение чувствованию и художественному воплощению происходит через игру.
Постановка спектакля – это многогранный, творческий процесс, который по своему замыслу и воплощению близок методу проектов.
Метод проектов представляет собой совокупность последовательных учебно- познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Актуальность
Театр – это мировое искусство. Оно существует на разных языках мира. Осуществляя, вместе с учащимися постановки пьес отечественных и зарубежных авторов, мы воспитываем в них уважительное отношение к другим народам и культурам, способствуем интеграции наших детей в мировое и европейское сообщество,
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Знакомясь с языком театра, подростки погружаются в увлекательный мир человеческих отношений, нравственного выбора, неожиданных событий, способствующих их духовному взрослению, и могут выразить свое собственное отношение к добру и злу.
Целесообразность
Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя. Одному сложно разобраться, понять и почувствовать. В коллективе намного проще, т.к. рядом внимательный учитель, и товарищи по творческому делу.
Театр – искусство коллективное и на занятиях обучающиеся учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества. Находясь в процессе театрализованной деятельности, студийцы учатся коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, помогать друг другу в процессе репетиций.
Воспитательной направленностью программы является формирование навыков общения и воспитание личности готовой к конструктивному общению.
Учебно- воспитательный процесс нацелен на формирование у подростков таких важнейших социально-значимых качеств, как: готовность к нравственному самоопределению, верность
культурным традициям, стремление к сохранению и преумножению духовных, культурных и
исторических ценностей. Как следствие – утверждение активной жизненной позиции при решении важнейших проблем общества в различных сферах общественной деятельности, что делает программу театра-студии особо актуальной в наши дни.
ТО, Реализация программы способствует развитию социальной активности у детей среднего и старшего возраста.
В многогранной природе театра, нужно обратить особое внимание на неразрывность взаимодействия всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой,
движением, ритмикой, мастерством актера.
Поэтому программа включает в себя следующие разделы:
• Актерское мастерство,
• Техника речи,
• Хореография,
• Вокал,
В настоящее время очень актуальна проблема занятости свободного времени детей и подростков. Часто они не знают, как организовать свой досуг. Бытует мнение, что дети среднего школьного возраста, в отличие от старшеклассников, не могут самостоятельно готовить и проводить коллективные творческие дела, что за организацию и проведение дел для детей данного возраста должен отвечать только педагог. Детям необходима уверенность в том, что они сами могут что-то придумать, организовать. Поэтому в программу включены еще разделы:
• Игротека,
• Организация работы с коллективом детей,
• Психология общения.
Предполагаемая в программе деятельность позволяет ребенку не только раскрыть и реализовать все свои таланты и возможности, но и понять, что все это он может сделать сам.
Задачи ТС:
• развивать образное мышление, память, воображение;
• развивать эмоциональный интеллект;
• развивать навыки самоорганизации;
• развивать коммуникативные способности, умение вести диалог;
• сформировать правильную постановку речи;
• развивать творческие задатки каждого ребенка (отдельной личности);
• воспитание волевых качеств;
• способствовать умению гармонично существовать в коллективе;
• сформировать самоуважение и взаимоуважение;
• воспитать зрительскую культуру.
Не менее важны задачи творческие, они чаще выходят на первый план в дополнительном образовании – это воплощение таланта детей, возможности открытия себя, познания себя, совершенствования, реализации и очень часто, что является наивысшей целью - нахождения себя в профессии.
Ведущая идея программы — каждый ребёнок должен получить возможность извлечь из занятий то, что наиболее отвечает уникальным потребностям его личности.
Формы организации занятий
Для улучшения образовательного процесса используется принцип интеграции. Все занятия построены в игровой форме. Наряду с этой формой активно используются: актерские, психофизические и психологические тренинги, диспуты и дискуссии, чтение и анализ литературного материала, беседы и просмотры видеоматериалов (театральных постановок и индивидуальных работ актеров), совместные посещения спектаклей волгоградских театров, тесты, игры на развитие лексикона, грамотное произношение и гармоничное выстраивание речи. Активно используются тренинги и упражнения по технике речи, дикции, интонации, логические чтения, анализ конкретных ситуаций, нахождение образа прочтения материала, групповые дискуссии, этюды.
В основе каждого занятия заложены основные педагогические принципы:
- принцип положительного характера обратной связи – каждый человек, а уж тем более ребенок, нуждается в поддержке и одобрении окружающих, поэтому необходимо использовать положительную обратную связь, не скупясь на похвалу и благодарность;
- создание «ситуации успеха» для каждого;
- принцип безусловного принятия ребенка.
Результаты деятельности
Обоснованно в системе, используя разнообразные, в том числе инновационные формы провожу различные мероприятия в рамках образовательного учреждения, города: посещение театров, выставок, участие в конкурсах. В студии существуют традиции - день именинника, дни здоровья, праздники мам и бабушек, Праздник Воинской доблести, День защиты детей и др., тем самым создаются условия для социализации обучающихся.
Исходя из возрастной разницы групп, я часто провожу единичные мероприятия, не требующие длительной подготовки: игры на сплочение группы, конкурсы внутри коллектива. Часто во время занятий, а так же во внеурочное время веду беседы по воспитанию у обучающихся морально-нравственных качеств личности: уважения к старшим, к себе и друг к другу, ответственности, сострадания, умения радоваться успехам другого, а так же умение адекватно вести себя в обществе других детей и взрослых.
Расширяю пре