Опубликованные материалы

Карьерная карта как инструмент профессиональной маршрутизации специалиста со средним медицинским образованием

06-07-2025

Рогова Светлана Васильевна

руководитель Центра карьеры

Карьерная карта как инструмент профессиональной маршрутизации специалиста
со средним медицинским образованием

В настоящее время закрытие кадровой потребности бюджетных медицинских организаций - одна из актуальных задач образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов со средним медицинским образованием. Успешная карьера выпускников является одной из составляющих репутации любого образовательного учреждения
Основные проблемы, связанные с трудоустройством выпускников медицинских колледжей: отсутствие опыта работы, навыков самостоятельного трудоустройства и навыков эффективного поведения на рынке труда, а также высокий уровень притязаний в отношении уровня заработной платы.
В современное время изменились требования медицинских организаций к молодым специалистам. Сегодня работодатель ждет от выпускника быстрой адаптации на рабочем месте, наличия практических навыков и прочной базы теоретических знаний, умения самостоятельно организовывать рабочее место, полноценной включенности в трудовую деятельность с первых дней работы, владение смежной профессией, его интересуют такие качества как исполнительность, инициативность, нацеленность на результат и высокое чувство ответственности.
Перед образовательными учреждениями стоит задача по созданию условий для быстрой адаптации выпускников на новом рабочем месте, оказании профессиональной помощи по усвоению ценностей, на которые опираются организации сферы здравоохранения, формирование эффективных навыков поведения, приобретения необходимых профессиональных и личностных компетенций, а также представление о возможностях развития профессиональной карьеры.
Таким образом, профессиональная маршрутизация медицинских специалистов является актуальным вопросом и включает необходимость поиска новых технологий и инструментов для ее успешного осуществления.
Одним из механизмов по решению данной проблемы является использование в деятельности по профессиональной маршрутизации визуального инструмента навигации – «карьерная карта» специалиста.
Планируемым результатом использования этого инструмента будет являться:
– повышение мотивации при планировании профессиональной карьеры;
– рост числа обучающихся, информированных о карьерной маршрутизации;
– рост числа обучающихся, планирующих обучение по дополнительным программам профессионального образования;
– рост числа обучающихся, владеющих полной информацией о мерах социальной поддержки регионального и федерального значения для профессионального самоопределения при выборе учреждения будущего трудоустройства;
– успешное трудоустройство выпускников в медицинские организации.
Карьерная карта специалиста является персональным навигатором достижения цели. На современном этапе развития системы среднего профессионального образования карьерная карта – уникальный визуальный инструмент профессионального планирования, который актуален не только выпускникам при выборе места трудоустройства, но и абитуриентам, избравшим для своего профессионального будущего среднюю медицинскую специальность.
Карьерная карта представляет собой документ, наглядно показывающий возможные траектории профессионального карьерного роста молодого специалиста, создающий мотивацию для выпускника в процессе обучения, решающий следующие задачи:
1. Фокусировка внимания и направленности студента на будущих карьерных достижениях. Показывает многообразие профессиональной и личной реализации в рамках отрасли здравоохранения, формирует цель и обозначает сроки и результаты ее достижения.
2. Помогает осознанию и принятию ответственности за личное и профессиональное карьерное развитие.
3. Детализирует на шаги глобальную карьерную цель и создает мотивационные условия осознания этапов жизненного пути.
Карьера выпускника представляется для него самого как достаточно запутанная и неясная перспектива будущего. Нередко студенты не представляют направления своего развития, принимая советы от друзей и родителей, создавая один большой поток неосознанной информации о рынке труда и получаемой профессии.
Карьерная карта – инструмент содержащий следующую информацию:
 об основных этапах карьеры, с описанием вида деятельности;
 уровень образования и сроки обучения;
 мотивационные инструменты;
 уровень средней заработной платы в организациях ключевых работодателей отрасли;
 информацию о поддержке молодых специалистов.
Опыт создания карьерных карт по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело и Лабораторная диагностика в БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» и дальнейшей работы с инструментами показал, что для профессиональной маршрутизации важны правильная и четкая расстановка опорных точек для составления стратегии перехода с одной должности на другую, формирование необходимых дополнительных навыков для достижения желаемой позиции.
Основным преимуществом разработанных инструментов является визуализация перспектив, возможностей, их наглядная подача для создания целостной картины.
Важно отметить, что планирование и профессиональная маршрутизация карьеры помогает объективно оценивать свои возможности и уровень профессионального развития, позволяет грамотно расставлять приоритеты и оперативно достигать поставленных целей в рамках своих потребностей, интересов и желаний, что в свою очередь, упрощает профессиональную самореализацию и оптимизирует карьерный путь.
Карьерная профессиональная маршрутизация рассматривается как важнейший элемент процесса профессионально-личностного развития выпускников и позволяет решать персонифицированные задачи сопровождения и одновременно с этим транслировать позитивные эффекты профессиональной культуры в контексте профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Действенным аргументом за использование в работе данного инструмента выступает возможность рационального трудоустройства выпускников с большой вероятностью опережающего включения в трудовую деятельность.
Представленная модель карьерной карты помогает успешной реализации сопровождения процесса содействия трудоустройству выпускников, расширяет возможности построения осознанной карьерной траектории молодого специалиста, эффективной адаптации в коллективе на рабочем месте, закреплению в профессии.
Обратим внимание, что в процессе комплексного сопровождения выпускников профориентация обучающихся и трудоустройство выпускников не выступают их самоцелью и финальной точкой процесса содействия профессионально-личностному развитию. Необходимо актуализировать организационное и содержательное наполнение последипломного сопровождения выпускников, как совокупности целенаправленных комплексных мер, предполагающих сотрудничество педагогов-наставников с молодым специалистом, чтобы обеспечить успешный вход в профессию, эффективную реализацию педагогической деятельности, адаптацию к профессиональной среде и преодоление кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности при переходе к формированию собственной карьерной линии.
Таким образом, на этапе профессиональной маршрутизации и содействия успешному трудоустройству выпускников медицинских специальностей в результате применения карьерной карты осуществляется визуальная демонстрация всей широты спектра возможностей карьерного планирования, выпускник может не только увидеть пути своего развития, но и определить новые интересные направления, о которых ранее не задумывался, либо не имел о них достаточной информации.

Список источников


1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 N ИШ-890/05 Методические рекомендации для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере содействия занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также учредителей указанных образовательных организаций по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона.
2. Министерство просвещения Российской Федерации, 2023г. Методические указания по разработке карьерной карты выпускника программ Федерального проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации.
3. Зайцева Т.А. Разработка системы карьерного ориентирования студента как элемент управления талантами. - Томск, 2021. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/ access/manager/Repository/vital:14673
4. Глушак, Е.В. Построение траектории профессионального развития: учебное пособие/Е.В. Глушак, Л.П. Жуйкова. – Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021 – [63 с.].
5. Павловская, И. А. Планирование карьеры [Электронный ресурс]: курс лекций/И. А. Павловская. – Электрон. текстовые данные. – Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2024г. – 142 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57834.html


Поиск