19-07-2025
Попова Елена Васильевна
учитель биологии МАОУ "Гимназия №12 имени Г.Р. Державина" город Тамбов
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары; беседы, доклады учащихся, диспуты, викторины).
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).
3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (использование проблемного подхода в процессе обучения).
4. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологической тропы, пропаганда экологических знаний: беседы, листовки, плакаты).
Экологизация образования невозможна без развития у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. В связи с этим необходимо шире планировать и осуществлять проблемный подход при обучении. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:
1. Выдвижение проблемного вопроса.
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
Почему географ и путешественник А.Гумбольд считал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?
3. Сообщение парадоксального факта.
Ч.Дарвин более ста лет назад установил факт зависимости между урожаем лугового клевера и числом кошек, живущих в сельской местности. Дайте объяснение подобной зависимости.
4. Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.
В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразного решения.
Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке задач познавательного характера.
А) Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина D, что сказывается на состоянии скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту.
Б) Почему, занимаясь поиском особых химических веществ растительного происхождения, ученые чаще всего отправляются в джунгли или пустыни.
В) В 1846 г. на картофельных полях Ирландии размножился грибок – фитофтора. В стране разразился голод, так как эта культура была основной пищей ирландцев. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля – в Южной Америке?
Помимо создания проблемных ситуаций учитель может использовать и другие методические приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
На земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках, заблудившихся в пустыне, которые потеряли всякую надежду на спасение. Вдруг они увидели маленькие сухие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть. Они почувствовали прилив сил и смогли преодолеть оставшийся путь. Упавшую с неба пищу назвали манной небесной. Это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса, почему с лишайниками связана первичная сукцессия? (Изучаемый материал: первичные сукцессии).
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
Всем хорошо знакомо растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. Задумывались ли вы, почему его так назвали? Оказывается, верхняя сторона листа гладкая, холодная (как мачеха), а нижняя – мягкая, теплая (как мать). Почему так устроены листья этого растения, в чем проявляется его приспособленность к среде обитания? (Изучаемый материал: взаимосвязь организмов со средой обитания).
3. Исследовательский прием. Учащимся предоставляется возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.
В 1906 г. Теодор Рузвельт – президент США – учредил на плато Кейбаб в Аризоне заповедник чернохвостых оленей. Чтобы уберечь оленей, он отдал приказ истребить на этом плато всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность особей с 3 000 голов в течение 15 лет возросла до 50 000 голов. Однако в последующие годы численность оленей резко сократилось. К 1940 г. Осталось стадо из 10 000 особей. Проанализируйте изложенные факты и выскажите свои суждения по следующим вопросам:
1. Чем можно объяснить тот факт, что сначала численность особей возрастает, но достигнув определенной величины, уменьшается?
2. Можно ли считать победой человека тот факт, что окончательная численность оленей в стаде достигла 10000, что в 3 раза больше исходной популяции? (Изучаемый материал: популяции).
Реализовать потенциал системы современного экологического знания можно лишь обеспечив подлинную гармонию обучения, воспитания и развития. Я разделяю мысль В.А.Сухомлинского о том, что «воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать, оттачивать у человека способность быть воспитанным». Вряд ли способность «быть воспитанным» возникает при усвоении понятий «консумент второго порядка», «гетеротрофы», вряд ли при этом формируется чувственное восприятие природы. Только учить нельзя, надо еще и воспитывать!