Опубликованные материалы

12-03-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№18»

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования яв- ляется развитие творческой личности ребенка-дошкольника. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об- разования, «развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей является одним из приоритетов современного образования» [4].
Развитие творческих качеств личности связано с развитием воображения, поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Существуют разнообразные трактовки понятия «воображение». Так Л.С. Выготский считает, что «воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психологических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью» [1].
Главной и существенной характеристикой воображения является способ- ность человека создавать новые образы. Воображение является достаточно слож- ным явлением и зависит от определенных факторов и средств. Исследователи Дж. Гилфорд, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко, Г.А. Урунтаева отмечают отдельные его стороны, признаки. «Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами ребенка-дошкольника – восприятием, мышлением, памятью, вплета- ется во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка. Воображение порождено деятельностью ребенка и разви- вается на ее основе, а также оказывает непосредственное влияние на интеллек- туальное развитие дошкольника» [2]. Развивать воображение ребенка можно раз- личными средствами, одним из которых является изобразительное искусство.
Для развития воображения дошкольников в изобразительной деятельности достаточно эффективным является использование разнообразных нетрадицион- ных техник рисования, которые можно уже применять в младшем дошкольном возрасте. «Успех обучения нетрадиционным техникам будет во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог для развития творческого воображения детей. Отметим, что нетрадиционные способы изображения доста- точно просты по технологии и напоминают игру. Рисование необычными мате- риалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые по- ложительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей малышей» [3].
Для того, чтобы показать эффективность нетрадиционных техник рисова- ния для развития творческого воображения детей младшего дошкольного воз- раста, мы провели опытно-экспериментальную работу.

28-03-2025

Нафтаева Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?
Задача учителя вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше названных умений поможет технология интеллект-карт.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. В наши дни в сфере образования происходят значительные изменения: изменяется содержание рабочих учебных планов и дисциплин, появляются новые компьютерные образовательные программы, внедряются новые инструменты преподавания. Одним из таких инструментов являются интеллект-карты, разработанные американским психологом Тони Бьюзеном.Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.В сети Internet представлено большое количество инструментов, облегчающих создание интеллект-карт и расширяющих возможности по работе с ними на всех этапах учебного процесса
Методические рекомендации для учителя начальной школы
 В центре страницы пишется, и обводится главная идея (образ).
 Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, для чего используются ручки разного цвета.
 Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
 Добавляются символы и иллюстрации.
 Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
 Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
 Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
 Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
 При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
 Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.применение интеллект-карт на уроках в начальной школе позволяет эффективно и качественно осуществлять процесс обучения, достигая необходимых педагогических целей с минимальными затратами времени. Кроме того всё новое в процессе обучения увлекает и мотивирует учащихся. Активная работа учащегося на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. А в развитии интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, и средства, с помощью которых школьник вовлекается в процесс познания. Составление интеллект-карт как нельзя лучше подходит для воплощения идей. Использование технологии интеллект-карт при изучении темы «Разнообразие животных» в курсе «Окружающий мир».
Постановка цели урока. Поиск необходимой информации из разных источников.
Анализ, выделение существенной информации из текстов разного вида. Выделение ядра.
Синтез - построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств. Установление объективных связей.
Самооценка интеллект-карты по заданным критериям.
Каждый этап урока ориентирует учащихся на определённую деятельность. Так, например, постановка цели урока - построение интеллект-карты по теме «Разнообразие животных» – ориентирует детей по двум направлениям:
 подбор графического образа к изучаемой теме (в соответствии с законами построения интеллект-карт)
 поиск информации о животных.
Подбор графического образа к теме – важная задача, поскольку адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему пониманию темы. Но не все ученики могут хорошо рисовать, поэтому иногда учитель предлагает им воспользоваться готовыми картинками для своих интеллект-карт. Такой подход, с одной стороны, существенно экономит время на построение карты (картинки просто приклеиваются), с другой стороны - исключается фактор нежелания рисовать из-за неумения.
Поиск информации включает в себя работу обучающихся с учебно-методическим комплектом: учебником, атласом, иллюстрациями, рабочей тетрадью. Для полноты и разнообразия информации учитель использует другие источники, в том числе Интернет.
На следующем этапе в ходе анализа и обсуждения прочитанного, беседы и уточнений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что всю информацию о животных можно разделить на группы в соответствии с различными признаками:
– по месту обитания животных можно разделить на диких и домашних;
– по среде обитания — на животных, обитающих в воде, на суше, в воздухе;
– по виду питания — на травоядных, всеядных, хищников;
– по внешнему виду — на группы птиц, зверей, насекомых, рыб;
– по размеру — на маленьких и больших.
В этих выводах заключено ключевое содержание (ключевые слова) темы, подлежащее усвоению – ядро темы. Далее учитель показывает, что содержание будет более полным, системным и запоминающимся, если его представить не в виде текста, а в виде интеллект-карты, используя графические средства. Для этого на следующем этапе учащиеся переходят к синтезу - построению интеллект-карт с использованием знаково-символических средств (законов построения) и установлению объективных связей между отдельными элементами карты.
В структуре интеллект-карты ключевые слова - это первичные идеи, расположенные на главных ветвях, отходящих от центрального графического образа. Чтобы показать это, необходимо к центральному образу добавить ветви (стрелки, изогнутые линии, и т.п.), формирующие структуру интеллект-карты. Количество ветвей всегда равно количеству ключевых слов. В нашем случае 5 ключевых слов, поэтому и 5 ключевых ветвей. Рисуя ветви, нужно соблюдать размеры и расстояния между ними. Учитывая, что каждая ветка несёт определённую смысловую нагрузку, их необходимо раскрасить разными цветами.
Построение графической основы интеллект-карты – ответственный этап. Компактность карты и её чёткая структура очень сильно зависят от того, как изначально ориентированы главные ветви, ведь в дальнейшем каждая из ветвей будет заполняться учебной информацией. Дети на первых порах не всегда рационально используют пространство листа бумаги, на котором рисуют интеллект-карту, поэтому им необходимо оказать помощь, составляя карту вместе с ними. Выполнение такой работы требует от учащихся серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза. С одной стороны, это способствует более глубокой и детальной проработке учебного материала и как следствие - его лучшему усвоению. С другой стороны, визуализируются логика рассуждений и результаты принятия решений. Более того, становятся наблюдаемыми, а значит и управляемыми намерения учащегося, которые при необходимости можно скорректировать. Нельзя не отметить, что своевременная адресная помощь, возможная благодаря визуализации умственных и практических действий ребёнка, является важным достоинством технологии интеллект-карт.
Далее, учитель просит учащихся подобрать рисунки (графические образы), подходящие к словам, размещённым ими на ветвях интеллект-карты, то активизируются новые мыслительные процессы, которые до этого момента не были задействованы. К работе левого полушария мозга, которое отвечает за логику, подключается правое полушарие, отвечающее за образы. Так связывается работа обоих полушарий - от ассоциаций к логике и обратно. В этом ещё одно достоинство технологии интеллект-карт.
Подбор рисунков к словам как мнемонический приём способствует не только лучшему запоминанию содержания карты, но и позволяет учащемуся выразить своё эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к изучаемому объекту. Как правило, карты детей яркие, красочные и позитивные.
Выделение структуры интеллект-карты цветными блоками или закрашивание ветвей как главных, так и дополнительных используется в двух случаях. Во-первых, когда карта имеет 5 и более ключевых ветвей и множество ответвлений, из-за которых может выглядеть размытой. Впрочем, такого эффекта может и не быть. Во-вторых, чтобы подчеркнуть общность информации, собранной на конкретной ветви. В любом случае, как бы то ни было, интеллект-карта с выделенными разноцветными ветвями выглядит целостнее и чётче.
Завершающий этап построения интеллект-карт – установление объективных связей между понятиями, составляющими содержательную основу интеллект-карты. Эти связи обучающиеся отображают двусторонними стрелками. Благодаря наличию таких связей, во-первых, разрозненные элементы учебной информации объединяются в единое целое, и интеллект-карта приобретает завершённый вид. Во-вторых, в связях отражается не только особенность восприятия учебной информации каждым учеником, но и объективность отношений между понятиями.
Чем больше связей найдёт и отобразит учащийся в своей интеллект-карте, тем полнее, связаннее и содержательнее он прокомментирует её.
Метод использования интеллект-карт на уроках является эффективным. Он помогает развивать память, мышление, воображение, творческие способности.

01-09-2024

Миколюк Виталина Юрьевна

Воспитатель, ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД№35 ШАХТЕРСКОГО М.О." ДНР г, КИРОВСКОЕ

«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»
Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)
Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)
Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)
этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)
Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)
Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).
«Здравствуй, солнце золотое!..»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
(на первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой,
похлопывая друг друга подушечками пальчиков)
Мы живем в одном краю. Всех я вас приветствую !(ладошки соединить, крепко прижать друг к
другу)
«Пальцы здороваются»
(Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди соединяются друг с
другом, «здороваются», большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.)
«Побежали вдоль реки»
(Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети на
перегонки»).
«Лошадки»
(Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт, последовательно от
мизинца к большому).
«Слоники»
(Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх
и не касается стола - это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что, не опуская
средний палец).
«Мама лепит пирожки»
Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)
Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)
Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо -
«очки», приставить их к глазам)
Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли
иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)
Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)
Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)
На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)
И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в
разные стороны).
«Мы капустку рубим»
Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)
Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)
Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто
«солим»)
Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)
«Рыбка плавает»

01-09-2024

Миколюк Виталина Юрьевна

Воспитатель, ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД№35 ШАХТЕРСКОГО М.О." ДНР г, КИРОВСКОЕ

«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»
Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)
Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)
Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)
этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)
Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)
Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).
«Здравствуй, солнце золотое!..»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
(на первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой,
похлопывая друг друга подушечками пальчиков)
Мы живем в одном краю. Всех я вас приветствую !(ладошки соединить, крепко прижать друг к
другу)
«Пальцы здороваются»
(Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди соединяются друг с
другом, «здороваются», большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.)
«Побежали вдоль реки»
(Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети на
перегонки»).
«Лошадки»
(Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт, последовательно от
мизинца к большому).
«Слоники»
(Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх
и не касается стола - это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что, не опуская
средний палец).
«Мама лепит пирожки»
Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)
Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)
Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо -
«очки», приставить их к глазам)
Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли
иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)
Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)
Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)
На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)
И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в
разные стороны).
«Мы капустку рубим»
Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)
Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)
Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто
«солим»)
Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)
«Рыбка плавает»

26-03-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель,МБДОУ «Детский сад№18»

Воспитатели младших групп, стоя у истоков формирования личностных качеств человека, знают, как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение их чтению, математике, раннему освоению компьютерных технологий. В первую очередь «самостоятельный» — это, прежде всего, уверенный в себе ребенок. Овладение ключевыми навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка. Кроме того, это интеллектуально развивает ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. С этой целью работа дошкольных учебных заведений должна направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе, на повышение педагогической культуры родителей. Перед педагогическим коллективом ставятся такие задачи, как информирование родителей, предоставление им определенных знаний, навыков в общении с детьми. Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада. Необходимость разрешения этих вопросов обусловливает разработку инновационных подходов к поиску оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их задатками, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Зорина, А. А. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания / А. А. Зорина, Ю. С. Тюнников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. Т.3. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29642/ (дата обращения: 26.03.2025).

26-03-2025

Чумаченко Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов, МБОУ "Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф."Курганская область, с.Кетово

Сегодня мы проводим классный час, посвященный знаменательной дате – 80-летию образования Курганской области.3 слайд
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Курганская область – это частица нашей великой Родины – России. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. 4 слайд, 5, 6 слайд
Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями, для кого- то родное село. Словом, малая Родина у каждого своя! 7 слайд
Ученица читает стихотворение зауральской поэтессы Киян Зинаиды Васильевны "Люблю тебя, моё Зауралье"

26-03-2025

ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

учитель биологии

Основные принципы методической системы

Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроках и во внеурочное время на основе применения современных инновационных технологий обучения.
Данная методическая система предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
• Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.
• Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.
• Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.
• Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.
• Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.

26-03-2025

ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

учитель биологии

Основные принципы методической системы

Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроках и во внеурочное время на основе применения современных инновационных технологий обучения.
Данная методическая система предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
• Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.
• Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.
• Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.
• Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.
• Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.

18-03-2025

Горбачева Татьяна Александровна

МБДОУ ЦРР д/с №155 "Светлячок" г.Брянска, воспитатель

Конспект занятия в младшей группе
«Путешествие в страну геометрических фигур».

Программные задачи:
Совершенствовать умение различать, узнавать и называть геометрические фигуры, упражнять детей в сопоставлении формы предметов с геометрической фигурой.
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».
Закреплять умение сравнивать два предмета контрастных по ширине, используя приём наложения, обозначая результаты сравнения словами широкая, узкая.
Закреплять знание основных цветов; формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, используя в речи слова «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Продолжать формировать пространственные отношения «на», «под», «около», активизируя эти слова в речи детей.
Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать заданную закономерность (изменение по форме и цвету)
Развивать внимание, память, речь.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься; желание детей помочь героям в проблемной ситуации.
I. Организационный момент.

-Дети, кто к нам в гости пришел? (Колобок).
–Здравствуй, Колобок! Ты от кого ушел …
– Дети, от кого ушел колобок? (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя) и прикатился Колобок к нам. А на какую геометрическую фигуру похож колобок? (на круг).
1. Игра «Узнай фигуру».
- Колобок принес нам много разных геометрических фигур, но не знает, как они называются. Кто же ему может помочь? Присаживайтесь на коврик, и ты колобок садись и запоминай.
- Дети, что это за фигура? – Какой формы? – Какого цвета?
(6 геометрических фигур разной формы, цвета, размера).
- Что больше: круг или квадрат? А какая меньше? А как же нам проверить? Наложите фигуры друг на друга и проверьте.
- Запомнил, колобок все фигуры? – Да, запомнил, большое спасибо Вам дети! А хотите со мной в путь отправиться? Тогда становитесь друг за другом.
Хорошо в пути, дороге,
Нам морозы не страшны,
Поднимает выше ноги
И шагаем дружно мы.
2. Д/И «Найди предмет»
- Кто это нас встречает? (круг). Правильно, это наш друг круг, он уже к нам приходил в гости. Здравствуй, круг, что ты нам говоришь?
– Дети, круг предлагает нам поискать глазками в группе круглые предметы, и найдя их принести колобку и назвать, что вы принесли.
- Вот сколько круглых предметов вокруг нас.
- Круг, пойдем с нами.
3. Игра «Елочки и дорожки».
- Ой, кто это? (треугольник).
– А как вы догадались?
– Треугольник приготовил нам какую – то игру.
– Что это у вас на столе лежит? (треугольники). А сколько у вас треугольников? (много), а у меня? (один). Что можно выложить из треугольников? Из больших треугольников выложите большие елочки, из маленьких треугольников – маленькие ёлочки.
- Катя, какая у тебя елочка получилась? А у тебя, Саша? И т.д.
- А теперь к елочкам давайте подберем дорожки: к большой елочке – широкую дорожку, к маленькой – узкую, но как же нам узнать, какая дорожка узкая, а какая широкая?
- Какие вы молодцы дети, как здорово у вас получается.
- Спасибо треугольник, нам было интересно с тобой играть, но мы спешим дальше, если хочешь, пойдем с нами.
Хорошо в пути, дороге,
Нам морозы не страшны,
Поднимает выше ноги
И шагаем дружно мы.
4. Игра «Продолжи узор».
- Кто это тут плачет? (Квадрат).
Квадрат, что случилось? Я друзьям хотел подарить шарфики, но перепутал весь узор, что мне теперь делать и-и-и-и.
- Дети, кто же квадрату поможет?
- Посмотрите, что здесь нарисовано? Продолжайте узор.
- Спасибо, вы мне очень помогли, теперь я смогу порадовать своих друзей подарками.
5. Игра «Спрячь Колобка».
- Дети, вы любите играть в прятки? Вот и колобок любит и сейчас он с нами поиграет. Он будет прятаться, а вы его будете искать. Закрывайте глазки. Куда спрятался колобок? (под стол, на стол, на пол и т.д.)
- Саша, куда спрятался снеговик?
- Ой, дети, посмотрите, что колобок нашел под столом? (кисточку). Но кисточка у нас непростая, а волшебная, мы сейчас превратимся с вами в волшебников и будем творить волшебство.
6. «Окрашивание воды».
- Намочим кончик кисточки в стаканчике, немного макнем в краску и окрасим кисточкой нашу водичку. Вытираем кисточку о салфетку, макнем ее теперь полностью в краску и окрасим водичку в другой баночке. Вот какое чудо у нас получилось!
- Какого цвета у нас получилась водичка? (голубая).
- А в этой баночке? (синяя).
- Поставьте нашу волшебную кисточку в синюю водичку. А теперь в голубую.
7. Итог занятия.
- Дети, большое спасибо вам, мне так понравилось с вами играть. Можно я останусь у вас в группе? Колобок приготовил нам сюрприз…


05-11-2024

Патлатая Виктория Владимировна

воспитатель, МБДОУ № 77 детский сад "Бусинка"

Воспитатель: Привет, ребята. Соберемся полукругом. Я обожаю приключения, чудеса и превращения, а вы?
Ответы детей.
Вы, наверное, знаете, что каждый предмет может скрывать в себе загадки и удивительные вещи… даже этот песок. Давайте перевоплотимся в археологов, которые занимаются раскопками, и выясним, что же за тайны прячутся в песке. Осторожно с помощью кисточек мы будем убирать песок, чтобы не повредить находки. Смотрите, как я это делаю… Я не трогаю руками, а аккуратно убираю излишки песка кисточкой.
Дети исследуют песок и находят фрагменты меха, кожи, древесины, глиняные осколки и другие предметы.
Воспитатель: Давайте проанализируем ваши находки. Что вы нашли, юные исследователи… Как вы считаете, кому могли принадлежать эти вещи?
Дети затрудняются с ответами.
Воспитатель: Давайте отправимся в увлекательное путешествие - по реке времени (показывает реку времени).
Мы находимся в настоящем времени. Где мы сейчас?
Дети: В нашем детском саду «Бусинка».
Воспитатель: Давайте найдем картинку нашего детского сада и прикрепим ее на реку времени. Это реальное время. А мы с вами во время нашего путешествия посетим прошлое. Прошлое время – это то, что было давно, что уже прошло.
Воспитатель показывает сам и говорит: «Прошлое время, то что уже прошло – это начало нашего путешествия», показывает соответствующий отрезок на «реке времени».
Воспитатель: Мальчики и девочки, на чём можно совершить путешествие в прошлое?
Предположения детей.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться сквозь эпохи на машине времени.
Воспитатель даёт пульт одному из детей и говорит: «Активируй кнопку пульта, обозначающую прошлое время». Ребёнок нажимает…
Воспитатель: Наша машина времени готова. Давайте возьмёмся за руки! Дети вместе с воспитателем берутся за руки и идут вокруг стола, воспитатель произносит слова:
«Тик-так, тик-так,
Отмеряет время шаг.
В машине времени летим
И прошлое мы посетим»
Появляется слайд «Древний рынок»
Воспитатель: Мы с вами оказались в прошлом. Как думаете, в каком именно месте мы с вами оказались?
Предположения детей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам говорит
Воспитатель: Ребята, это рынок. Да не обычный, а меновый. От какого слово произошло это название, вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, от слова «менять». Много лет назад люди не знали, что такое «деньги», они просто обменивались друг с другом различными предметами, которых у них было в избытке. Так, гончар мог обменять горшок или кувшин на гуся или курицу. Поэтому такой рынок назывался «меновый рынок». Повторите…
Дети повторяют: «Меновый рынок»…
Воспитатель: Теперь вы поняли, чем служили предметы, которые мы с вами нашли в песке?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Эти предметы являлись своего рода деньгами для древних людей. Ребята, в прошлом задерживаться долго мы не будем. И вернёмся в то время в котором мы с вами живём – в настоящее, в наш детский сад и вместе выясним, как изменились деньги. Давайте возьмёмся за руки!
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и идут вокруг стола, воспитатель произносит слова:
«Тик-так, тик-так,
Отмеряет время шаг.
В машине времени летим
В настоящее прилетим»
На слайде появляется картинка детского сада
Воспитатель: Ребята, мы с вами вернулись в настоящее время. Что вы узнали, вернувшись из прошлого?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте мы с вами на реке времени отметим наши находки на нужном отрезке.
Дети выполняют задание: закрепляют на отрезке «прошлое» найденные кусочки меха, кожи, кусочки дерева, глиняные осколки и др.
Воспитатель: Конечно, не всегда такие обменные отношения были удобны для людей. И люди задумались о деньгах, очень похожих на современные металлические.
Воспитатель: Ребята, а какие современные деньги вы знаете?
Ответы детей (монеты и банкноты)
Воспитатель демонстрирует монету.
Воспитатель: Это что у нас? Верно, монеты. Какая это монета?
Дети: Круглая, металлическая, звенящая (можно взять несколько монет и позвенеть ими).
Воспитатель: Отлично! Сколько признаков вы перечислили!
Воспитатель демонстрирует банкноты.
Воспитатель: А что это — банкноты. Какие у них особенности?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкноты.
Воспитатель: Дети, это деньги современности, то есть те, которые мы используем в наше время. Каждая страна выпускает свои собственные деньги. У них есть свой вес, специальные надписи и картинки, герб и названия для монет. Деньги, которые мы храним в кошельках, называются «наличные деньги». А существуют ещё «безналичные деньги». Где они могут находиться, как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: На карточках хранятся деньги, которые мы называем «безналичными». Это те финансовые средства, которые используются сегодня. Давайте на нашей реке времени отметим деньги современности, в которой мы сейчас находимся.
Дети выполняют задание: прикрепляют на отрезке «настоящее» различные монеты, банкноты и банковские карты.
Воспитатель: Я уверена, что в будущем, в том времени, которое лишь ожидает нас, форма денег также претерпит изменения. А теперь настало время прощаться. Как вам наше путешествие? Куда мы с вами отправились? Что нового вы узнали о прошлом? С кем вы поделитесь тем, что узнали сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. В качестве подарка я хочу дать вам «ленту времени», с которой мы начинали наше приключение. В свободное время вы можете вообразить, как будут выглядеть деньги в будущем и нарисовать их, прикрепив к «реке времени».
Наше занятие завершено. Все молодцы! Спасибо!

24-03-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

ГБОУ Школа № 1912

А мы, как поздние цветы
У зеркала притихла ты -
морщинки и седая прядь,
а мы, как поздние цветы,
не верим - время увядать.

А в памяти ночной грозы
весенний день и майский гром,
какая осень без слезы,
без сожалений о былом.

И будь ты грешник, будь святой,
за птичьей стаей не взлететь...
и дождь серебряной метлой
метёт берёзовую медь.
А осень надела колье из жёлтых сердечек берёз
Тоска - и морщинка у губ,
и эхо ушедшей любви,
а дату отлёта на юг
не знают ещё журавли.

И всё раздражает в ночи -
подкрученный месяца ус,
что, как соглядатай, торчит
у окон сиреневый куст.

Туман ветерок надышал
и сумрак тяжёлый сплошной,
притихшая знает душа,
что стану я сам тишиной.

И больно, что дело во мне
и легче не станет от слёз...
а осень надела колье
из жёлтых сердечек берёз.



Перевязав полоской алой, заря несла в подарок лето
Дневные звуки затихали,
пришла ночная хмарь дворами,
и дождик покрывал штрихами
пейзаж в оконной белой раме.

В соседнем доме гасли окна,
и чья-та сигарета тлела,
высокие берёзы мокли,
подняв подолы до колена.

Привычный круг настольной лампы,
ты рядом - и душа на месте,
и шорох падающих капель
баюкал колыбельной песней.

Ушла гроза - и в три светало,
объёмы обрели предметы...
перевязав полоской алой,
заря несла в подарок лето.
Года на ниточки дождя, прощаясь, август нанизал
На ветры чуткий палый лист,
чуть шорох - он за ними вслед,
и прячет ночи аметист
под золото берёз рассвет.

Немного слёзы нам вернут -
минуту грусти, боль обид,
и знает только старый пруд
что за душою у ракит.

Твой вздох и сумрачность лица
в подоле осень унесёт,
осин багряные сердца
стучат для нас - ещё не всё.

Спешил куда-то, что-то ждал,
шумит бессонницы вокзал...
года на ниточки дождя,
прощаясь, август нанизал.
И бабочкой лимонницей осенний лист закружится
Рябины губы алые
целованные ветрами,
а в сквере листья палые
считает август с ветками.

Узнает осень - выжили,
морщинками открестится,
берёза в пряди рыжие
заколку вденет месяца.

Любовь жива, а прочее
само и перемелется,
и капель многоточие
стряхнёт на плечи деревце.

И серость не схоронится
от солнца в мелкой лужице...
и бабочкой лимонницей
осенний лист закружится.
И август в ноги сентябрю медовым яблоком упал
Залётный ветер под окном
берёзе золото сулит,
вечерний дождь стальным пером
выводит на воде нули.

Худой фонарь с лицом больным
устал от шума и машин,
а день сегодняшний с былым
связали ниточки морщин.

Увижу я по жесту рук,
что лето кончилось - молчи,
и нотам - вздох и капель стук
ещё не раз звучать в ночи.

Тебе о чувствах говорю,
и вечер для признаний мал...
и август в ноги сентябрю
медовым яблоком упал.
И незакрытая гардина впустила синий полумрак
Предчувствуя грозу июля,
дрожал притихший березняк,
стирал со стен узоры тюля
влетевший в комнату сквозняк.

И словно в чём-то виновата
у окон кланялась сирень,
а в сквере каждый кустик прятал
от ветра собственную тень.

С ладони влагу пили вязы,
ловила капельки трава,
фонарь слезился жёлтым глазом,
нам были не нужны слова.

И незакрытая гардина
впустила синий полумрак...
с грозой в былое уходила
пора житейских передряг.
И небо высокое прячут для нас васильки за ресницы
Не проще ли жестом расстаться,
не каждая истина в слове,
а божья коровка на пальце,
как алая капелька крови.

Закатное солнце у сосен
вечерние тени малюет,
у каждой любви своя осень,
у нашей, похоже, в июле.

Судьба только грустью пугала,
а вот и дошло до печали,
сойдёт с плеча бронза загара,
себя оправдаем речами.

Сложилось бы что-то иначе -
будь мы перелётные птицы...
и небо высокое прячут
для нас васильки за ресницы.
Цветущий куст жасмина снег сыпал на траву
Что не вернуть, что поздно,
слова чужие врут,
июнь, ты помнишь, звёзды -
кувшинками на пруд.

Пчела несла с поляны
пыльцу и память гроз,
и тени ветер вялый
баюкал у берёз.

А ты, смеясь, кормила
двух уток на плаву,
цветущий куст жасмина
снег сыпал на траву.

И одуванчик - в небо,
сорви - и только дунь...
теперь, что хочешь требуй,
а мне верни июнь.
Гроздья увядшей сирени память весны не вернут
Дождик нагонит дремоту,
ветер разбудит кусты,
встретят протяжную ноту
аплодисменты листвы.

Мнёт, забываясь, берёза
мокрый платок на груди,
наши житейские грозы
вздохом сейчас не суди.

Дни ни пусты, ни безлики -
просто настройся на лад,
солнца скользящие блики
лютики в травах хранят.

Сердце покоя и лени
просит на пару минут...
гроздья увядшей сирени
память весны не вернут.
В руках каштанов оплывали свечи
Не верилось, что чувства охладели,
рябины отцвели за две недели,
куда-то делись золотые кудри -
и одуванчик свой парик напудрил.

Метались между будущим и прошлым,
на травах яблонь цвет лежал порошей,
утиный выводок скрывала ива,
что не сбылось - всегда для всех красиво.

Что на душе - твои сказали руки,
слова страстей - порой пустые звуки,
в аллее пенились кусты сирени,
друг друга не касались наши тени.

Себя жалеть - найдётся слов немало,
а к четырём за окнами светало,
в руках каштанов оплывали свечи...
и хочется вернуть любовь, а нечем.
В мае ложится на скверы белых черёмух туман
Зелень дождями омыта,
голуби крошки клюют,
тихие радости быта -
книга, покой и уют.

Где-то читал или слышал -
ждите от вёсен чудес,
утром на веточках вишен
снег лепестками воскрес.

Время двулико - и дряблый
старец, и прыткий юнец,
сколько бесчисленных яблонь
оба вели под венец.

День - даже скучный и серый -
скрасит надежды обман...
в мае ложится на скверы
белых черёмух туман.
И рыжий одуванчик распушил копну нечёсаных волос
Встревожит память уходящих лет
крикливых чаек пересуд,
где ивы горстью золотых монет
бросают блики солнца в пруд.

Начну винить кого-то - согрешу,
не в тягость думать о пустом,
а облачко прибилось к камышу
бумажным скомканным листом.

Для уток хлеб достану - и к воде,
вспугну невольно сизаря,
не ту струну в твоей душе задел,
но встретил я тебя не зря.

Вдали от шумных улиц и машин
ни вздохов, ни житейских гроз...
и рыжий одуванчик распушил
копну нечёсаных волос.
Над нашим домом флаг апреля - на синем фоне сизари
Монетку солнца ищут кряквы
на дне холодного пруда,
все обещания и клятвы
давно проверили года.

Пробилась на газонах зелень,
и талая вода сошла,
тот возраст, что назвали зрелым,
совсем не чувствует душа.

А мать-и-мачеху в овраге
рассыпал день снопами искр,
и трудно словом на бумаге
мне передать ночную мысль.

Играть с судьбой поднаторели,
а вот не спится до зари...
над нашим домом флаг апреля -
на синем фоне сизари.
И вдалеке раскаты грома пугали веточки герани
Собрались тучи возле дома,
и сумерки стирали грани,
и вдалеке раскаты грома
пугали веточки герани.

И монотонный стук баюкал,
и память прошлого тревожил,
а дождь на ниточках, как кукол,
водил по улицам прохожих.

Молчали мы и каждый помнил -
нас не любовь, а время судит,
а на окне изломы молний
чертили нам зигзаги судеб.

Пусть наша грусть не станет мукой -
прощальные слова в прихожей...
а дождь на ниточках, как кукол,
уводит в прошлое прохожих.
Давай на грусть наложим вето
Давай на грусть наложим вето,
когда не спится до рассвета,
когда ты в зеркало не глядя,
седые вспоминаешь пряди.

Молчание плетёт интригу,
не делай вид - читаешь книгу,
печаль плетёт у сердца кокон -
постой со мной у синих окон.

На город лёг туман акаций,
душа зовёт в нём потеряться,
а ветер вишню в белой шали,
слегка касаясь, утешает.

Поплачься, если станет легче,
а майский дождь у окон шепчет,
что за весной не осень - лето...
давай на грусть наложим вето.
И белый иней одуванчика
Весна уже уходит в прошлое -
густой травой, на зорьке скошенной,
грозой, вишнёвыми метелями,
туманом яблонь и капелями.

Цветок жасминовый закружится
и льдинкой поплывёт по лужице,
и белый иней одуванчика
накроет солнечного зайчика.

Шмелю, стрекозам и соцветиям
три летних месяца - столетия,
порхает бабочка-капустница,
где жёлтый лист на снег опустится.

Прошу тебя - не надо мучиться,
что поздняя любовь - разлучница...
поверь - спасёт от неизбежности
простое слово с жестом нежности.
Шлют позывные светлячки
Прошёлся дождик и прохлада
прочь прогнала остатки сна,
а из листвы совиным взглядом
на нас уставилась луна.

Туман у изгороди виснет
большим жасминовым кустом,
ночное время - время истин,
и время - строить на пустом.

Наш шёпот слушает лужайка,
мы рядом, а две тени - врозь,
тебе, что не вернётся, жалко,
а мне - всё то, что не сбылось.

Вздохну - менять нам что-то поздно,
смеёшься - рано в старички...
а из травы далёким звёздам
шлют позывные светлячки.
И ручей обмывает лодыжки ракит
Ничего, что раздета ольха донага,
по оврагам хоронятся нынче снега,
и сметают дожди под стволы и в кусты
потемневшую медь прошлогодней листвы.

По-хозяйски освоились в роще грачи,
и доверишься сердцу в бессонной ночи,
что получится всё, как себе загадал,
а за тридцать давно - разве это года.

Закрутилась быстрее времён карусель,
взбудоражено небо прилётом гусей,
и ручей обмывает лодыжки ракит...
и болевшее долго уже не болит.

Голубой забьётся жилкой ручей под белой кожей льда
Метёт метель вторые сутки,
от серых дней срываясь в крик,
увидишь - на синичьей грудке
навек остался солнца блик.

Сугроб у наших окон пухнет,
к худой берёзе льнёт плечом,
вечерний разговор на кухне
о сокровенном, ни о чём.

Не знают, падая снежинки,
их воскрешение - вода,
и голубой забьётся жилкой
ручей под белой кожей льда.

Неделя-две и все ракиты
напьются серебра реки...
как наши судьбы перевиты,
узнай касанием руки.


Поверишь синим утром - невзгоды позади
Былое не тревожим
к вечерней темноте,
сугробу на ночь ложе
пришла стелить метель.

Раскинь на счастье карты
и разговор начни,
за пазухой у марта
проталины, ручьи.

Поплачемся, потужим,
что дни порой пусты,
грачи намоют в луже
нам золото листвы.

Что сном осталось смутным,
что болью - не суди...
поверишь синим утром -
невзгоды позади.
И в снах остаются не зимы, а вёсны
Настольную лампу включи - и два кресла,
шкафы, и их тени из мрака воскреснут,
надеждой пустой, оправданием, ложью
бессонная ночь мою душу тревожит.

Приляжешь - комками в ногах одеяло,
одних покаяний для прошлого мало,
холодная мгла за окном тяжелеет,
напрасные вздохи - цена сожалений.

Поиск