01-10-2025
Васильев Сергей Николаевич
воспитатель
Нарушения в сфере мышления Всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе имеющего отклонения в развитии – важная задача гуманного общества. Любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Обучение младших школьников, особенно в начальный период, представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается комплексное нарушение развития. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления.
обнаруживаются на всех мыслительных уровнях, хотя и с различной интенсивностью, а это значит, что не только словесно - логическое, но и наглядно - образное, и наглядно - действенное мышление этих детей оказывается значительно измененным.
В ходе интенсивного и специально организованного усвоения знаний особое значение в младшем школьном возрасте приобретает развитость мыслительных процессов.
Развитие познавательных процессов детей, обучающихся в коррекционной школе, является важным условием коррекционного обучения. Познание возникает, функционирует, совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.
В настоящее время наглядно-образное мышление детей достаточно глубоко разработано в современной специальной психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), однако все разработки в основном касаются периода дошкольного детства, а разработок наглядно-образного мышления младших школьников с нарушенным интеллектом недостаточно (Т.Н. Головина, З.А. Апацкая, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф) и в основном они носят теоретический характер (В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, Н.М. Стадненко и др.), а практических разработок (И.М. Соловьев, И.А. Грошенков) мало.
В то же время, опыт практической деятельности показал, что усвоение образовательной программы младшими школьниками с нарушенным интеллектом в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы VIII вида усложняется слабым уровнем наглядно-образного мышления детей, возникает противоречие между потребностями (освоение образовательной программы) и возможностями (слабый уровень наглядно-образного мышления) младших школьников с нарушенным интеллектом.
Поиск способов развития и коррекции школьников с нарушением интеллекта является одним из важных направлений коррекционной психологии и педагогики.
Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект. Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства, как к средству развития и коррекции (артпедагогика и арттерапия).
Изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления. Процесс мышления активизируется, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д. Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, является орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности.
Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисование, лепки, аппликации, конструирования) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития. Первоочередной задачей, стоящей при проведении занятий по развитию наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта, является создание условий деятельности активного анализирующего восприятия, без которого не может осуществляться осмысливание наглядно воспринимаемого объекта (предмета, явления).
Поскольку восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определенном взаимодействии с ее компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций:
• целостное восприятие предмета (объекта). «Смотреть» и «видеть» в предметах конкретные признаки, свойства, замечать изменения;
• определение основных частей и свойств предмета (форма, величина, цвет). Определение формы предмета имеет решающее значение при узнавании, анализе и сравнении. Определение общего размера предмета возможно только при сравнении его с другим предметом. Эмоциональное отношение ребенка к цвету создает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности;
• определение пространственных отношений изображаемых предметов. С помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных соотношений между предметами, что требует от ребенка наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных связях;
• определение пространственных положений частей (деталей) предмета по отношению к основным частям и их количество. Для развития навыков счета с детьми необходимо как можно больше считать, используя самый разнообразный счетный материал. Пересчитывая разнообразные предметы (детали), дети убеждаются, что результат не зависит от их размера и формы, от расстояния между ними, а также от направления счета;
• повторное целостное восприятие предмета.
В результате целостного, всеохватывающего восприятия образуются четкие и полные представления об объекте (предмете). Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Таким образом, представления – это воссоздание в иной форме того, что имеет место в восприятии. Сравнение нескольких рисунков изображенного предмета, один из которых выполнен правильно, а другие не соответствуют образцу, базируется на зрительном восприятии, но это не всегда обеспечивает формирование у детей полноценных представлений.
Игры с формами (рисовальный конструктор, геометрические формы, шаблоны) позволяют использовать тактильно-моторный способ обследования предмета (объекта, модели). Конструирование по модели – этот термин в свое время был предложен психологом А.Р.Лурия, который рассматривал подобную работу как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся.
Модель, как и образец, - это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для детей ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Так как подробности модели ребенку не видны, ему следует выделить их путем мысленного анализа, основываясь на внешне воспринимаемых особенностях формы предмета.
Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Подобные задания широко используются психологами для проверки умственных способностей, в первую очередь так называемого конструктивного праксиса и пространственного воображения.
Систематическое использование конструирования по модели позволяет значительно улучшить пространственную ориентацию, наглядно-образное мышление и конструктивные способности детей. Данная предметно-практическая деятельность способствует развитию познавательных способностей и постепенно позволяет ребенку перейти из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
Наглядно- схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Опираясь на реальные действия с предметами и их заместителями эта форма остается образной и, в то же время, она становится основой для образования логического мышления с использованием и преобразованием понятий.
Накопление опыта практических действий, используя определенный уровень наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления создает ситуацию уверенности в своих силах, что способствует развитию познавательных интересов.
