02-09-2025
Садикова Индира Фаритовна
учитель татарского языка и литературы
Как учить язык? Важно, чтобы у ребенка была высокая мотивация к изучению языка, сформировалась познавательная потребность. Познавательная деятельность является ведущей у детей начального школьного возраста, поэтому возраст 7 – 9 лет является одним из самых подходящих периодов изучения языка.
В этом случае изучению языка поможет включение его в совместную со взрослым ведущую деятельность ребенка, например – игру.
Общение со взрослым является неотъемлемым фактором овладения речью.
С ребенком можно изучать язык в совместной деятельности, игровой, бытовой, художественной, например, через рисование, лепку, занятия музыкой. Когда ребенок проявляет заинтересованность в каком-либо предмете, тянется за чем-то или спрашивает название изображения на картинке – назовите ее на татарском языке. Главное, чтобы ребенку нравилось учить язык.
Можно немножко «подталкивать» способности ребенка, а не идти с ними в ногу. Учить не только то, что ребенку дается без усилий, а то, что с вашей помощью он сейчас способен освоить.
Освоение языка происходит разными способами – при погружении в языковую среду.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.
По теории М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках» подразделяет игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4.орфографические игры; 5. творческие игры.
Лексические игры.
Цели — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; — активизировать речемыслительную деятельность учащихся; — развивать речевую реакцию учащихся; — знакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Грамматические игры
Цели- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; — создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
Фонетические игры
Цель — тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Орфографические игры
Цель данных игр — упражнение в написании английских слов, тренировка памяти.
Творческие игры
Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Игры (по М.Ф.Стронину) помогают решить важные методические задачи:
1. Формируют психологическую способность детей к речевому общению.
2. Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала.
3. Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.
Дидактические игры рассматриваются как игровой метод обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
При изучении языка используются игры с правилами, творческие игры, например, конструкторские, драматизация и другие.
Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке смотивированы. Этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении татарскому языку младших школьников.
Достижение активности личности и сохранение этого состояния предполагает также и активизацию резервных возможностей личности ребенка. Среди наиболее значимых средств, обеспечивающих оптимальную активность учащихся, особое внимание уделяется следующим:
- использование наглядности; театрализация: жест, интонация, мимика, элементы бутафории, костюмы;
- распределение учебного материала (ретроспективный, текущий, перспективный);
- специфические приемы обучения (перенос реплики на собеседника, подхват фраз, голосовые, интонационные игры);
- использование коллективных форм познавательной деятельности;
- индивидуальный подход в условиях группового взаимодействия;
- плотность общения (большое количество учебных действий, выполняемых каждым учеником);
- атмосфера радости, способствующая снятию барьера страха, неловкости, стеснительности.
На уроках используются преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал.
Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий.
Таким образом, каждое действие, выполняемое ребенком на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив.
Обучение языку подчинено цели приобщения учащихся к культуре, что предполагает не только овладение методами и приемами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку как культурному феномену.
Основа процесса обучения младших школьников к языку - мотивация. С этой целью используются любая игрушка, любой предмет, любое действие, которые отражают содержание игры и соответствуют учебному материалу.
При организации игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитывается степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя.
Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция.
В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности младших школьников в процессе игры осторожно используются различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к детям, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно замечается и оценивается учителем.
В игре обязательно соблюдается ритм. Дети отстукивают его ладошками и произносят текст, пытаясь не сбиться с ритма.
Задачи игры: закрепить счет, ввести новую лексику, накладывая слова на определенный ритм, развивать память.
2. "Съедобное √ несъедобное".
Игра проводится с мячиком или с надувным глобусом, который дети очень любят. Учащиеся выстраиваются в линейку, а ведущий по очереди бросает каждому мяч, называя ему при этом несъедобный или съедобный предмет. Ученик должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, и не ловить его, если предмет несъедобный. Выполнивший условия игры правильно продвигается на шаг вперед. Тот, кто быстрее всех дойдет до ведущего, сам становится ведущим игры. Эту же игру можно провести без мяча. Дети хлопают в ладоши, если слово относится к теме "Еда".
Задачи игры: закрепление лексики, развитие внимания учащихся.
3. "Светофор".
С помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него, держась за названный цвет, и произносят цвета. Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону. Тот, кого поймал ведущий, занимает его место.
Задачи игры: закрепить названия цветов, развивать наблюдательность
4. "Испорченный телефон".
Учитель или ученик-ведущий шепчет задуманное слово первому игроку, он в свою очередь передает следующему и т.д. Последний участник игры называет его вслух, и если оно совпало с заданным словом, то телефон "исправлен". Желательно, чтобы каждый ученик побывал в роли ведущего.
Задачи игры: развивать слуховую память, внимание учащихся, закрепить новую лексику или только что изученные языковые структуры.
5. "Снежный ком".
Учитель раздает слова
Первый учащийся называет слово написанное на карточке:
Второй: словосочетание
Третий: предложеение
Задачи игры: развивать память учащихся, повторить лексику изученной темы, фонетически отработать лексические единицы.
6. "Эхо".
При изучении новой лексики учитель называет слово или предложение, а дети несколько раз повторяют с каждым разом все тише и тише. Дети √ "эхо в горах".
Задачи игры: изучить новую лексику,развивать воображение и память учащихся.
7. "Что лишнее?"
Детям предлагается ряд слов.. Например: медведь, лиса, волк и попугай. Ребенок должен найти лишнее слово.
Можно использовать лексику разных тем.
Задачи игры: развивать мышление, закрепить пройденный учебный материал.
8. "Найди слова".
Учитель раздает детям карточки с буквами, среди которых нужно найти слова по заданной теме. Задание выполняется под фоновую музыку.
При обучении фонетике татарского языка один из сложнейших вопросов — овладение тоном. Фонетическая составляющая — самая важная, но и самая сложная, так как сам по себе язык, его структура, — это, прежде всего, фонетика. Неправильное произношение влечёт за собой как грамматические ошибки, так и лексические. Огромное влияние на изучение языка оказывает фонетическая база, поэтому учащимся необходимо при помощи упражнений развивать фонетический слух, ритмику, дифференциацию тонов для преодоления фонетических трудностей.
Обучение языку – процесс многогранный, включающий в себя обучение всем сторонам языка (фонетике, лексике, грамматике, письму) для формирования языковой компетенции учеников. Лексика – основной строительный материал нашей речи, с помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Поэтому роль лексики для овладения татарским языком настолько же важна, как и роль всех компонентов языка.
