Опубликованные материалы

"Загадки образа Печорин"а

26-09-2025

Меркулова Елена Леонидовна

учитель русского языка и литературы ГБОУ "Черемшанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева

Тема урока: Загадки образа Печорина.
Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

Учебные проблемы:
- выделить в произведении приоритетные ценности главного героя
- определить характер отношений героя и единого образа мира и понять последствия данных отношений для личности
- помочь обучающимся целостно представить изучаемый аспект произведения
- формировать эмоционально – ценностное отношение к изучаемому вопросу
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст художественного произведения с использованием разных видов чтения (аналитическое, эмоциональное, функциональное)
Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина
Задачи:
• выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;
• подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;
• заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.
Результаты изучения ключевого вопроса повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
• Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы, произведения других авторов русской и зарубежной литературы).
• Метапредметные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные отношения.
Тип урока по форме: диалогический
Тип урока по содержанию: практикум, исследовательский








Ход урока
1. Орг. Момент. Доброе утро! Урок литературы готовы мы начать. Будем слушать, рассуждать и в нашей совместной работе друг другу помогать.
2. Мотивация. Включаю видеоролик-стихотворение о Кавказе под музыку.
-Учитель. Ребята, почему именно Кавказу М.Ю. Лермонтов посвятил достаточно много своих стихотворений? Много своих произведений Лермонтов посвятил Кавказу. Почему?
Ученики: На Кавказ на лечение привозила его бабушка
-Кавказ привлёк его своей дикой красотой и неповторимостью
-Кавказ для поэта всегда был символом свободы
Учитель: Таким образом, мы убедились, что Кавказ –любимый край Лермонтова, который вдохновлял и был неиссякаемым источником его творчества. Сегодняшний урок посвящен его единственному роману «Герой нашего времени»
-Как вы понимаете смысл названия?
-Что значит герой?
Ученик
исключительный по доблестям человек; главное действующее лицо произведения; человек, который представляет эпоху, время)
Образ Печорина-главного героя произведения- это типический характер молодого человека 30-х годов 19 века
А типическим было то, что люди того поколения не могли применить себя, свои знания, «потерянное поколение». В исполнении ученика звучит отрывок из Стихотворения «Дума»
(Стихотворение читает Фадхутдинов Руслан))
Кто же он – герой Лермонтова? Что же это за загадочный человек, герой времен Лермонтова? (проблемный вопрос)
Слайд №1
Чтобы выяснить это, обратимся к тексту повести «Бэла», которую М.Ю. Лермонтов расположил в композиции романа первой.
Как вы считаете, с какой целью?
Ученик: полнее раскрыть характер главного героя, показать историю его души.
- Вашим домашним заданием было подготовить план событий
- Расположите пункты плана по порядку (ученик размещает листочки с планом на доске в хронологической последовательности)
1.Встреча повествователя и Максим Максимыча
Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным
Приезд Печорина в крепость
Приглашение на свадьбу к князю
Встреча с Бэлой
Ссора Азамата и Казбича
Сговор Печорина с Азаматом
Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза
Печорин ухаживает за Бэлой.
Бэла влюбляется в Печорина
Печорин охладевает к Бэле, ему становится скучно
Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту
Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение
Смерть Бэлы
Отъезд Печорина в Грузию.
Учитель-Опираясь на составленный вами план, кратко перескажите содержание повести.
-2 ученика краткий пересказ (Евлеев Е..,Егорова Лилия)
Учитель: Каковы же персонажи первой главы?
Учитель- Давайте поближе познакомимся с героями
Подберите описание каждому герою






(Работа в группах. Их 4 по 4 человека) Письменно в тетрадях
1 группа
Максим Максимыч - старый боевой офицер, много лет служащий на Кавказе. Честно несёт свою службу. Казался лет 50 .Максим Максимыч небогат. Судя по всему, он вышел "из низов": За годы службы Максим Максимыч выучил местный язык горцев (татарский язык) По характеру он простой, скромный и добрый человек. Общительный . Например, служа на Кавказе, он дружит с местным князем. М.М. находит общий язык даже с Разбойником Казбичем. Когда приехал Казбич продавать баранов, он угостил его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был его приятелем.
2 группа
Казбич - разбойник, живущий в горах Кавказа: рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. .Бешмет* всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре..." Продаёт баранов и мёд. Знакомый офицера Максима Максимыча:
Казбич-злодей(убил Бэлу) Упрямый и мстительный человек. Ловкий как бес.
Казбич относится к своей лошади как к другу
Азамат - юный кавказский горец, сын князя. Азамат является младшим братом Бэлы, ему лет 15
проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Гордый, упрямый мальчик.
Азамат - знакомый Печорина и Максима Максимыча. Он часто бывает в крепости в гостях у Печорина. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги. Азамат был готов на всё ради коня Казбича. И Азамат помогает Печорину украсть Бэлу.
3 группа
Бэла - княжна, дочь князя-татарина, всю свою жизнь живет в ауле на Кавказе:
младшая дочь князя, девушка лет шестнадцати. Мусульманка, не знает русский язык.
она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Милая, добрая и гордая девушка.
невежественная, малообразованная, но искренняя, простосердечная
Бэла хорошо танцует и поёт. Рукодельница, вышивает золотом.
5....Его звали… Григорием Александровичем Печориным
Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение..
ветреный человек. Ему не свойственно постоянство, но смелый, храбрый мужчина .Упорный, настойчивый.
Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.
Учитель- - Поясните, в чём заключается странность Печорина?
Фрагмент из фильма (монолог Печорина о странности) какая минута?
«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»
«Жизнь пустеет день ото дня».
Вывод: в тетради
-Ученик с одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый;
-ученик с другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество
Учитель - О чём это говорит?
О противоречивом характере, который раскрывается(показан) через конкретную жизненную ситуацию- История трагической любви
Печорина к Бэле.
Вопросы для групп. (Устно)
1 группа. Как знакомятся Бэла и Печорин?
Почему сначала она отвергает его любовь?
Сильно ли ее чувство к Печорину?
2 группа. Как Печорин добивается любви БЭЛЫ? Когда исчерпаны все средства, как Печорин решает поступить?
по справедливости: он дает Бэле право выбора, или его любовь или отцовский дом…(Кадр из фильма)

3 группа. Долго длится счастье? Радует его эта любовь?
Почему, полюбив, не обретает он душевного равновесия

4 группа. Скажите, а как отреагировал Печорин на смерть девушки? Как Печорин объясняет своё разочарование в любви к Бэле?
(ММ не понимает внутреннего состояния Печорина, видит внешние изменения – нездоров и исхудал, винит его в равнодушии « его лицо ничего не выражало особенного – я бы на его месте умер с горя)
Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Но он не привык к открытому проявлению чувств, его смех в сцене с ММ – это истерика.
(Я глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной боярыни. Я её ещё люблю, но мне с ней скучно).

Учитель - Любил ли Печорин Бэлу? Чем была для него любовь к Бэле: каприз или попытка вернуться к чувствам?
- Сделайте выводы о его характере (эгоист, благороден – готов отдать за Бэлу жизнь, хотя ее уже не любит)
- Задумывался ли он о судьбе других людей?

Выводы: в конце урока
1уч.. Печорин – человек, думающий только об удовлетворении своих желаний, эгоист
2. Без деятельности он не может (охота, путешествие)
3. Он – странный, соткан из противоречий
4. Он – натура сильная, способная всех подчинять себе
5.Печорин не способен на искреннюю любовь. Ему нравится влюблять в себя женщин. Любовь для него – средство хоть немного развеять скуку. Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Он ошибся. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза – желания избавиться от скуки. Печорин недоволен собой и своей жизнью, страдает от своего характера, он – следствие законов времени и своего круга.
Наконец то мы с вами раскрыли загадки образа Печорина.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру «Мое отношение к поступку Печорина»
эссе «Первое знакомство с Печориным»








Поиск