Опубликованные материалы

13-04-2022

Припадчева Елена Алексеевна

 

 концертмейстер МБУ ДО "Петровская ДШИ им. А.А.Рахманинова"

Музыка – искусство звукового высказывания особого рода, мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, например живописи, скульптуре, хореографии, музыка воспроизводит душевные переживания и окружающую их действительность в живой образной форме. Как и всякое истинное искусство, музыка с большой силой выражает то, чем живут люди: их горести и радости, их жизненную борьбу, заветные думы, стремления, мечты о счастье. В музыкальном творчестве великих композиторов, таких как М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов, Л.Бетховен, нас привлекает широта их взглядов на мир, глубокий интерес к жизни народа, к большим социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также к природе родной страны, её истории, обычаям, песням, танцам.
Воздействуя на сознание и чувства людей, музыка, подобно литературе, театру и живописи, способна оказать активное влияние на общественную жизнь. Это хорошо осознавали многие великие композиторы, усматривая в музыке могущественное средство общения людей.
«Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель». «Жизнь, где бы не сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая искренняя речь к людям… Вот моя закваска, вот чего я хочу», – так определил своё кредо М.П. Мусоргский, непреклонный борец за правдивость и жизненную содержательность музыкального искусства. Эти принципы народности, реализма лежат в основе творчества многих композиторов. «Я придерживаюсь того убеждения, – писал С.С.Прокофьев, – что композитор как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего должен быть человеком в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».
В своих письмах И.Дунаевский утверждал: «…Искусство – воинственный участник жизни, вторгающийся в неё всей своей мощью. Великие деяния человеческого гения призваны улучшать жизнь, совершенствовать человечество, открывать ему путь в будущее – лучезарное и прекрасное, как само искусство». В сравнении с другими видами искусств, музыка воссоздаёт разнообразные стороны действительности, прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его чувств.
Каждая историческая эпоха оставляла в развитии музыки глубокий след. Каждый крупный композитор обогащал музыкальное искусство новыми идеями и чувствами, волнующими его современников, ещё более совершенствовал выразительные средства музыкального языка. Однако многовариантность исполнительских толкований, основанных на постижении замысла композитора, ведёт не к трансформации художественного образа, а к более глубокому его раскрытию. В речи законченную мысль выражает сочетание слов, составляющих фразу. Музыкальная фраза является относительно законченной частью мелодии и также заключает в себе определённый смысл. «Можно сказать, что фраза есть естественная форма выражения музыкального содержания. Всякая работа над звуком есть работа над техникой, и всякая работа над техникой есть работа над звуком». Следовательно, в процессе усвоения произведения исполнитель должен добиваться звукового разнообразия, выразительной фразировки и гибкой динамики. Ни один музыкант не может постичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировкой. Лучшими исполнителями создано немало интересного и значительного в этой области и задача музыковедения – на основе анализа и обобщения их опыта установить объективные закономерности фразировки. Решение данной проблемы важно как для самого исполнительства, так и для педагогической практики.
Показать закономерности фразировки, обосновать их, перенести субъективные представления в область объективных категорий – этой целью задавались многие известные педагоги и теоретики музыкального искусства.
Что же включает в себя понятие «фразировка»? Оно чрезвычайно широко и сводить его к какому-либо однозначному определению было бы неправильным. Более того, я не склонна рассматривать фразировку в ряду выразительных средств исполнителя. Она скорее является образом исполнительского мышления. Фразировка связана не только с членением музыкального материала, исполнением самой фразы, но она включает в себя и их объединение, сквозное развитие художественного образа всего музыкального произведения. «Исполнители часто забывают о том, что никакое исполнение отдельного эпизода не может быть хорошо само по себе, – пишет А.Гольденвейзер. Прекрасная сама по себе звучность может совершенно не соответствовать образу целого и оказаться в данном исполнении инородным телом». Процесс развития мысли сложен, но весь материал должен восприниматься в целостности. «Существеннейшие вопросы звукового построения, – писал о фразировке И.Браудо, – вопрос о расчленении целого; вопрос о соединении раздельного; вопрос о соотношении в музыке категорий прерывного и непрерывного». Цель и объём многогранных средств фразировки склоняет нас к такому толкованию, которое включает всё перечисленное и наиболее точно отражает её сущность.
Фразировка синтезирует многие выразительные средства – динамику, агогику, штрихи, артикуляцию и т.д., а также включает и способы звукоизвлечения – меховедение, туше. Она всегда индивидуальна, так как приёмы осуществления всех этих средств представляет специфическую манеру исполнения, присущую данному музыканту. Таким образом, мы имеем дело с довольно сложной причинно-следственной связью, ибо фразировка является средством по отношению к содержанию произведения в целом, – и в то же время – художественной по отношению к общемузыкальным, инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. В самом начале изучения музыкального произведения исполнитель, рассматривая содержание тематического материала, анализирует его форму в целом, определяет границы и строение структурных элементов формы, в частности, фраз, их мотивное сходство или различие. «Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, исполнителю необходимо постигнуть его идею в целом, получить ясное представление об его общей структуре, так же как и об отношениях одной фразы к другой». Без этого невозможно понять содержание произведения. Цель такого исполнительского анализа – это установление логических связей художественного образа в его развитии. «Понять форму музыкального произведения – это значит уяснить целесообразность произведения, воспринимаемого слухом потока звучаний, отдать себе отчёт, почему движение продолжается, то сокращаясь, то растягиваясь, – писал Б.Асафьев. В процессе работы над фразировкой последовательно решаются три основные вопроса: членение музыкального материала на фразы; внутрифразовой артикуляции; объединения и смыслового соотношения фраз. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального языка. Эта мысль образно выражена А. Гольденвейзером: «В жизни каждого живого существа решающую роль играет дыхание. С прекращением дыхания прекращается жизнь. На дыхании основано всё, что человек делает. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».
Трогающей душу песенностью звучания обладает баян. Сочный певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки.
Естественной фразировке на баяне способствуют специфическое звукоизвлечение при помощи меха, которое не позволяет исполнять мелодию без «дыхания», членения, цезур. Знание и умелое использование закономерностей меховедения служит одним из важнейших средств фразировки. Эта особенность инструмента, которую некоторые баянисты недооценивают и даже относят к конструктивным недостаткам, не позволяет исполнять мелодию без «дыхания», членения, цезур. Отрадно, что за последнее время наметилось углублённое изучение функции меха как специфического выразительного средства. В баянной литературе, в оригинальной и переложениях, моменты смены направления движения меха /за редким исключением/ обычно не фиксируется автором. Поэтому баянисту во время работы над произведением приходится самому определять, исходя из собственного понимания художественного замысла композитора, расчленённости музыкальной речи.
Понимание расчленённости речи, существенное для любого исполнителя, особенно важно для музыкантов, играющих на инструментах с тянущейся кантиленой. У скрипачей, виолончелистов неслышание цезурности нередко приводит к злоупотреблению слишком широким legato и выливается в чрезмерное слившуюся, лишённую естественных передышек мелодию. У певцов и духовиков, наоборот, существует тенденция либо слишком частых передышек, либо вообще взятия дыхания не на естественных цезурах, а сообразуясь с «удобством». В полной мере сказанное относится и к баянистам. Отнюдь не редкость – игра «широким мехом», лишающая мелодическую линию цезурности, или, наоборот, – с учащённой сменой направления движения не на естественных цезурах, а в соответствии с «удобством», это приводит к искажению принципа членения музыкальной речи по смыслу. Поэтому правильность или ошибочность указаний на моменты смены направления движения меха имеет принципиальное значение для исполнителя, так как в зависимости от различной трактовки расчленения может меняться интерпретация данной мысли.
Умелое использование меха служит одним из важнейших средств фразировки, а отсутствие техники владения мехом у некоторых исполнителей – это их недостаток.
Можно сказать, что фраза (с греческого - φράσις - оборот речи, выражение) есть естественная форма существования музыки. Именно естественность является высшим критерием искусства вообще и музыки в частности. Причём следует отметить, что, несмотря на широкое распространение выражения «красивая музыка», она не может и даже не должна быть всегда красивой, ибо иначе она лишилась бы возможности выражения отрицательных «некрасивых» образов, контрастности.

12-11-2023

Митракова Татьяна Валентиновна

 

 Преподаватель, БПОУ "Вологодский аграрно-экономический колледж", г. Вологда

Технологическая карта учебного занятия

Дата проведения 24.11.2023
Автор-разработчик/преподаватель Митракова Татьяна Валентиновна
Специальность 36.02.01 Ветеринария
Учебный цикл Профессиональный
Учебная дисциплина/МДК МДК 03.01. Методики вет.-сан.экспертизы продуктов и сырья животного происхождения (раздел 1)
Междисциплинарные связи Предшествующие учебные дисциплины/МДК Последующие учебные дисциплины/МДК
Анатомия и физиология
Латинский язык МДК 03.02. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов и сырья животного происхождения
Формируемые компетенции ОК-1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессией.
ОК-2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Профессиональные компетенции
ПК-3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.
ПК-3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК
Освоенные умения У1 – вскрывать трупы животных;
У2 – проводить утилизацию ветеринарных конфискатов;
Усвоенные знания З1 – правила проведения патологоанатомического вскрытия;
З2 – приемы постановки патологоанатомических диагнозов;
З4 – правила утилизации ветеринарных конфискатов.
Название раздела 1 Вскрытие и патоморфологическая диагностика болезней животных 127 часов
Тема, время на тему Тема 1.3. Частная патология 30 часа
Тема учебного занятия Патология печени
Вид учебного занятия Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности
Тип учебного занятия Изучение нового материала
Цель учебного занятия: Изучить патологоанатомические изменения в печени
Задачи учебного занятия
- обучающая Изучить патологические процессы в печени для постановки патологоанатомических диагнозов и проведения вет. сан. экспертизы
- развивающая Развивать познавательную активность студентов, умение сравнивать, анализировать, организовывать собственную деятельность. Стимулировать профессиональное мышление
- воспитательная Понимать сущность и социальную значимость профессии Принимать решения, нести за них ответственность
Образовательная технология/методы, приемы, средства обучения Информационно-коммуникационная технология, использование технических средств обучения, метод демонстрации.
Практикоориентированного обучения
Требования к результатам освоения темы учебного занятия
Освоенные умения Уметь вскрывать трупы животных;
Уметь проводить утилизацию ветеринарных конфискатов;
Усвоенные знания Знать правила проведения патологоанатомического вскрытия;
Знать приемы постановки патологоанатомических диагнозов;
Знать правила утилизации ветеринарных конфискатов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия Фронтальный опрос и компьютерное тестирование

Формы организации деятельности на учебном занятии Групповая, фронтальная
Материально-техническое обеспечение урока Оборудование: музейные экспонаты, мультимедиа проектор, персональный компьютер, опорные конспекты
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание) Подготовка к письменному контролю в форме выборочного (вариативного) теста









Ход учебного занятия


п/п Этапы учебного занятия Время
мин. Деятельность
преподавателя Деятельность обучающегося Предполагаемый результат Методы, приемы и средства обучения
1. Организационный момент 1-2 мин. Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.
Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.
Устанавливает контакт
с обучающимися. Выполняют указания преподавателя, проявляя готовность к сотрудничеству. Положительный настрой на учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и целеобразование
Введение студентов в активную познавательную деятельность 7 мин. Выбор направления темы занятия.
Опрос студентов по остаточным знаниям, подготовка к изучению новой темы: назвать детали микроскопического строения печени на рисунке (на экране) и описание нормальной печени
Отвечают на поставленные вопросы, демонстрируют свои остаточные знания, необходимые для изучения темы
% справляемости не менее 90.
Правильные ответы на вопросы:
1) показать печеночные балки, печеночные клетки, дольки, триаду, центральную вену;
2) определение цвета, блеска, влажности, консистенции, объема
Фронтальный опрос
3. Формулировка темы и цели занятия 2-3 мин Формулировка темы занятия – Патология печени
Постановка целей и формируемых профессиональных компетенций. Мотивация обучающихся на постановку цели урока.


Формулировка темы занятия.
Формулировка целей занятия по предложенной теме.
Подготовка к активной познавательской деятельности, создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность через целеобразование. Постановка цели урока.
- изучить признаки патологоанатомических изменений в печени
Формулировка перспективных целей:
-изучить патологические процессы в печени для постановки патологоанатомических диагнозов и проведения вет. сан. экспертизы Словесный метод
4.
Первичное усвоение новых знаний и способов действия 30 мин Ориентация обучающихся на понимание приемов диагностики патологии печени, ВСЭ печени, и применение их в практической деятельности.
1) Классификация и этиология
2) Патология печени воспалительного характера
3) Патология печени не воспалительного характера
4) Патология желчного пузыря и желчных протоков
Ориентация на восприятие и понимание патологоанатомических изменений печени.
Преподаватель отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке Обучающиеся осваивают приемы патологической диагностики заболеваний печени, ВСЭ печени и применения на практике Высказывают свои предположения, делают обобщение новой учебной информации.
Разъяснение материала,
презентация и демонстрация макропрепаратов
5. Первичная проверка понимания
3 мин Организация взаимопроверки первичного усвоения нового учебного материала
Организация обсуждения работы с использованием системы вопросов, макропрепаратов, производственной ситуации Обучающиеся обобщают изученный материал через решение ситуаций, формулирование затруднений и их коррекция Осуществляют взаимосвязь с изученным ранее материалом. Фронтальная беседа
6. Первичное усвоение новых знаний и способов действия 20 мин Ориентация обучающихся на понимание приемов диагностики патологии печени, ВСЭ печени, и применение их в практической деятельности.
5) Клинические проявления болезней печени
6) Ветеринарно-санитарная экспертиза печени
Ориентация на восприятие и понимание патологоанатомических изменений печени.
Преподаватель отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке Обучающиеся осваивают приемы патологической диагностики заболеваний печени, ВСЭ печени и применения на практике Высказывают свои предположения, делают обобщение новой учебной информации.
Разъяснение материала,
презентация и демонстрация макропрепаратов
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Создание условий для проявления навыков самоанализа 20 мин Проверка усвоения нового материала проводится с использованием системы вопросов, макропрепаратов, производственной ситуации
Обобщение изученного материала через решение ситуаций, формулирование затруднений и их коррекция % справляемости не менее 90.
Презентация, бланк акта вскрытия трупа животного
8. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов 5 мин Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке, задаю вопросы по изучению темы
Самоанализ уровня достижения целей занятия Формирование собственной точки зрения о значимости полученных знаний.
Рассуждение
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин Мотивация обучающихся на дальнейшее успешное изучение материала на практическом занятии.
Ориентация на внеаудиторную работу: заполнение таблицы «Патология печени воспалительного и не воспалительного характера» Восприятие информации о внеаудиторной работе. Приведение рабочих мест в порядок. Выбор наиболее эффективных способов подготовки домашнего задания. Презентация

Преподаватель БПОУ ВО «Вологодский аграрно – экономический колледж» - Т.В. Митракова

09-09-2024

Лариса Юрьевна Артёменко

 

 АБАНСКАЯ СОШ № 4

Актуальность темы:
В современном мире, где информация становится всё более доступной, важно развивать у учащихся способность к креативному мышлению и анализу. Существует прямая связь между уровнем креативности учащихся и их успехами в учебе и жизни. Ученики, обладающие высоким уровнем креативности, часто имеют лучшие результаты в учебе, поскольку способны быстрее и эффективнее находить нестандартные решения задач, видеть новые возможности, адаптироваться к изменениям и обучаться через творческие подходы. Помимо успеха в учебе, креативность также может оказывать положительное влияние на жизненный успех в будущем. Люди с развитой креативностью обычно более успешны в работе, так как умеют находить инновационные решения, приспосабливаться к переменам, брать на себя инициативу. Они могут создавать что-то новое, быть лидерами в своей области.
Цель: развитие учебного сотрудничества, креативности и критического мышления через практику соучаствующего проектирования.
Задачи:
1.Создание рабочих групп.
2. Опрос школьного сообщества
3. Обработка результатов и их презентация.
4. Работа над проектом.
5.Защита проектов.
6. Оценка прогресса учащихся в развитии креативной грамотности через мониторинг результатов заданий, портфолио творческих , проектных и исследовательских работ.
На уроках английского языка и на занятиях по внеурочной деятельности мы с ребятами уже три года занимаемся проектно- исследовательской деятельностью ,изучая сайты английских школ. Ведь что такое сайт школы? Это-источник информации. Для того ,чтобы узнать как организована школьная жизнь, достаточно изучить новостную ленту. Если интересует учебный процесс, мы работаем с учебным планом, расписанием, дорожными картами по предметам. Внеурочная деятельность- это тоже учебный план, расписание. На сайте каждой школы есть документы, доступные для скачивания, обьясняющие политику и приоритеты этой школы. Подробно расписаны обязанности учеников, школьная форма, порядок оценивания и , конечно, подробно прописаны так называемые санкции за различные нарушения (школьная форма, опоздания, пропуск уроков или внеурочных занятий, нарушение дисциплины на уроках). Выбор школ предусматривает наличие схожести с нашей школой (количество учеников, школа без какого-либо уклона, или , как у них указывается с базовыми образовательными возможностями).
За три года мы изучили сайты следующих школ: Шотландская школа в Портобелло, Бесплатная школа в английском городе Чичестер (CFS) и Школа Торп-Сент-Эндрю города Норвич.
Начало такой деятельности положила работа с сайтом шотландской школы в Портобелло. Нами была поставлена цель: изучить школьную жизнь, традиции, сравнить с нашей школьной событийностью.
Для этой работы была изучена жизнь шотландской школы по новостной ленте за один год. Новости выставляются на сайте школ один раз в неделю и скачиваются одним документом. Такой объём работы предусматривал умение работать с информацией, умение оценивать информацию и делать выводы.
Первым этапом нашей работы было деление на группы. Темы проектов мы выбирали на основе опроса, проведённого среди ребят 8-11 классов.
Ими стали следующие темы: «Правила поведения на уроке»- это то, что особенно впечатлило учеников 9 класса, «Школьная форма», «Школьное меню»., «Спорт в школе» ,»Школьная событийность».
Изучив документы по этой теме и сравнив с реалиями нашей школы, ребята разработали свои варианты правил поведения, школьной формы и школьного меню.
Критерии оценивания проектов предусматривали :
1. «Уникальность идеи: Какие интересные идеи используются в проекте?»
2. «Творческое решение проблемы» Каким образом учащиеся придумывают решение проблемы?
3. «Креативная презентация» Как креативно и красочно представлен проект?
Темы проектов были понятны и актуальны для ребят 8-11 классов и во время защиты каждая группа показала уровень проработанности фактического материала, уровень владения английского языка и креативное решение для каждого проекта. А так как мы работали в рамках соучаствующего проектирования ,то все наши идеи были предложены администрации школы для рассмотрения и возможного внедрения.
По такому же алгоритму мы работали с сайтами школы в английском городе Чичестер (CFS), и Школы Торп-Сент-Эндрю города Норвич.
Темой большого исследования на занятиях внеурочной деятельности стала тема «Англия без «культурного шока» . В ходе работы группам необходимо было изучить реалии повседневной жизни английского города Чичестер, сравнить с особенностями культурной жизни в Абане, сделать выводы , представить себя ученицей Чичестерской школы и найти пути преодоления культурного шока и адаптации в новых условиях проживания. Нужно было применить и навыки работы с информацией и навыки критического мышления и креативный подход к решению поставленной задачи. Для защиты проектов ребята использовали технологию Кроссенс (пересечение смыслов) . Оценивались проекты по утверждённым критериям.
Выработанные рекомендации для развития школьной событийности размещены для обсуждения в школьной группе.
Путём опроса мы определили очередную тему , наиболее интересную для ребят. Это- Спорт. Состоянием спортивной жизни в школе не довольны многие ребята. Взяв в качестве объекта изучения сайт английской школы в городке Чичестер, мы разработали новый проект «Спорт vs Sport».
Изучая, как организована спортивная жизнь английской школы , мы смогли сравнить её с нашей школой. Была изучена новостная лента, учебные планы урочной и внеурочной деятельности, дорожная карта предмета «Спорт» и дорожная карта предмета «Танцы». На основе этого мы нашли причины неуспешности в организации спортивной жизни в нашей школе и выработали рекомендации для преодоления этих проблем. Рекомендации мы также передали администрации нашей школы.
Одной из самых популярных тем для проектов и исследований является тема школьной формы, как средство формирования школьной идентичности. Это и стало темой нашего проекта «PROформу» . Мы вместе изучили правила о школьной форме Школы Торп-Сент-Эндрю города Норвич, сравнили её с правилами нашей школы, изучили, как школьная форма срабатывает на формирование школьной идентичности, становится брендом школы. Каждой группой были сделаны выводы и разработаны рекомендации для нашей школы. Ребята представили себя учениками этой школы, создав свой образ в идеальной школьной форме при помощи нейросети. Результаты этой работы мы передали председателю школьного ученического самоуправления.
Такая работа с аутентичными источниками информации интересна и для меня,и для моих учеников. Я считаю, что проектно-исследовательская деятельность на основе изучения сайтов английских школ может стать успешной практикой для развития креативной грамотности учащихся, потому что мы работаем с аутентичным материалом и это позволяет учащимся погрузиться в англоязычную среду, что способствует интересу, мотивации, лучшему усвоению языка.
Практика соучаствующего проектирования имеет большой потенциал, направленный на развитие личности:
1. тебя слышат и принимают
2. школа не скучное место, а место силы
3. ты здесь не гость, ты - член сообщества
4. ты осваиваешь новые навыки в работе с коммуникациями через проектную деятельность.

Оценку прогресса учащихся в развитии креативной грамотности осуществляю через мониторинг результатов заданий, портфолио творческих работ, качество выполненных проектных и исследовательских работ.
Практика развития учебного сотрудничества, креативности и критического мышления через соучаствующее проектирование имеет свои результаты и эффекты:
1. Выработаны правила о школьной форме , предложены эскизы.
2. Разработаны рекомендации для повышения эффективности спортивных достижений в школе
3. Разработаны рекомендации для школьного ученического самоуправления по организации школьной событийности.
В заключение:
Соучаствующее проектирование направлено на укрепление сообщества и на выработку собственной идентичности , а в результате формируется осознанная, развитая внутренняя культура школы. Это то, что интересно нашим ребятам, поэтому организованная таким образом деятельность на аутентичном материале не только обогащает уроки информацией, но и стимулирует креативное мышление и развитие коммуникативных навыков учащихся.
Использованная литература:
1. https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941950.pdf
2. https://school-06.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Kreativnoe_myshlenie.pdf
3. https://75shkola.ru/wp-content/uploads/2022/02/4._kreativnoe-myshlenie.pdf
4. https://www.design4school.ru/blog/post/rebrending-vmeste-so-shkoloj


09-10-2022

Митракова Татьяна Валентиновна

 

 Преподаватель, БПОУ "Вологодский аграрно-экономический колледж", г. Вологда

В современных условиях конкуренции на рынке труда ветеринарных специалистов работодатели заинтересованы в специалистах, способных к активной научно-творческой, исследовательской деятельности, умеющих быстро ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях, способных осваивать новые приемы и методы диагностики и лечения болезней животных.
Отсюда следует, что исследовательская работа студентов – одно из важнейших направлений в деятельности учебного заведения. Научно-исследовательская работа многообразна и многоаспектна. И именно это многообразие и способствует формированию широкого спектра навыков, без которых невозможно в настоящее время выстраивание успешной профессиональной карьеры. Кроме того, навыки, формируемые в рамках научно-исследовательской работы, необходимы для успешного выполнения курсовых работ и ВКР. Поэтому, исследовательская работа должна являться частью учебно-воспитательного процесса, как непосредственно на занятиях, так и во внеурочное время.
В процессе изучения ПМ 03 «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» реализуются три вида исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации:
Учебно-исследовательская работа – это НИДС, с охватом 100% студентов. Она осуществляется непосредственно в ходе основного учебно-воспитательного процесса, то есть исследовательские методы внедряются в любое учебное занятие. Данная работа позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, освоить алгоритм проведения исследовательской деятельности, наметить пути дальнейшего освоения учебного материала, расширить обучающие возможности студентов, оценить полученные результаты (рефлексия).
Выполнение учебно-исследовательской работы, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК 2).
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).
5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).
6. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. (ОК 9) и т.д.
7. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. (ПК 3.4.)
8. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья (ПК 3.6.)
9. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. (ПК 3.7)
В ходе урока осуществляется работа по разработанному алгоритму для данного конкретного занятия, исследование, описание и сравнение патологических изменений, постановка диагноза, выявление причин смерти, оформление документации вскрытия, лабораторное исследование и определение качества и заключение о пригодности в пищу продуктов животного происхождения. Исследовательская работа на уроке основана на применении технологии практикоориентированного или проблемного обучения, с решением производственных ситуаций. Для достижения поставленной цели занятия применяются следующие формы и методы работы: исследование музейных экспонатов и боенского материала (отдельных частей трупа), написание сообщений и докладов, создание тематических словарей, производственных ситуаций, составление тестов, лекций-презентаций, видеороликов, оформление санбюллетеней, интерактивных плакатов, проведение деловых игр (мозговой штурм, круглый стол, «судебный процесс» «клинический случай» и другие). Использование на занятиях раздаточного материала (опорного конспекта) экономит время для проведения учебно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа дополняет учебно-воспитательный процесс, выходит за рамки учебной программы, способствует первичной специализации, в том числе и узкой, будущих выпускников, их профессиональному самоопределению. С этой целью на базе лабораторий «Патологической физиологии и патологической анатомии» и «Ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» создан и функционирует музей «Нормальной и патологической анатомии». На базе музея осуществляется индивидуализация процесса обучения, создание условий непрерывности профессионального образования посредством формирования навыков и умений самостоятельной поисковой, научно-исследовательской деятельности. Она позволяет студентам реализовать свое творчество, сформировать умения самостоятельно работать с патологическим материалом, изготавливать и обновлять музейные экспонаты, осуществлять профориентационную и экскурсионно-просветительскую деятельность, участвовать в реализации программ ДОП.
Для проведения научно-исследовательской работы по модулю применяется педагогическая технология сотрудничества среди студентов разных курсов, одного курса, студентов и школьников, студентов и преподавателя, где преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студентов.
Публичные выступления – завершающий этап самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Они формируют у студентов навыки межличностного общения.
Научно-практические исследования, являются частью внеаудиторной деятельности. Они направлены на научную специализацию выпускников. И включают курсовые и дипломные проекты практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций и т.д.
Предлагаемые студентам темы ВКР, включающие в себя научно-практические исследования: «Оценка качества молока в условиях ГОНО «Осаново» Вологодского р-на», «Анализ диагностируемого случая при заболевании», «Анализ технологии убоя и первичной переработки КРС и свиней в условиях АО «Череповецкий мясокомбинат», «Исследование продуктов и сырья животного и растительного происхождения в условиях городского рынка» и т.д
Таким образом, организованная учебно-исследовательская работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения

06-09-2024

Тамара Яковлевна Лисова

 

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества N4 города Орла"

В статье описан опыт работы педагога дополнительного образования по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста. Занятия малышей в студии прикладного творчества даёт много возможностей формирования коммуникативных навыков. В статье выделены 3 направления работы:
- ребенок-ребенок;
- ребенок - педагог;
- ребенок-педагог - родители.

14-03-2023

Капацкая Тамара Николаевна

 

 учитель математики

Классный час на тему: «Урок науки и технологий».
Цель: Способствовать формированию представлений о развитии науки, технологий , профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
• Личностные: Формирование познавательной культуры, понимание необходимости получения знаний, формирование адекватной оценки собственных достижений и возможностей.
• Регулятивные: Умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
• Коммуникативные: Тренировать умение грамотно выражать свои мысли, взаимодействовать с коллективом.
Методы и приемы: игра, беседа, рефлексия, самоанализ.
- 1 сентября – это праздник знаний, потому что с этого дня начинается новая ступень в жизни каждого, кто учится: школьник, студент, аспирант и для тех, кто учит, открываются новые знания, новые горизонты! Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти свое предназначение в жизни.
- 1 сентября как День Знаний считается международным праздником. Знаете ли вы в какой день отмечается этот праздник в других странах? (Ответы детей)
- В Японии первый звонок звенит в апреле, а последний – в марте следующего года. В США вообще нет четко установленной даты первого дня нового учебного года. Дату определяет каждый образовательный округ: получается, что американские дети из разных штатов идут в школу в разные дни – кто-то в конце июля, кто-то в августе, а кто-то и в сентябре. В Австралии учебный год начинается в феврале, а в Германии – в середине октября.
- В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа. В Индии учебный год начался 1 апреля. В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.
- Самое ценное сокровище, которое есть у человека – это, те знания, которые он получил в течение жизни. Эти знания мы постепенно получаем в школе.
- Надеюсь, за время летних каникул вы не забыли названия школьных предметов . сейчас проверим. Перед вами черный ящик, в нем записки со словами, по которым вам нужно угадать школьный предмет.
Черный ящик
Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник – математика
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило – русский язык
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп – музыка
Стихотворение, троекратный повтор, сочинение, автор – литература
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток – физкультура
Цветок, ДНК, популяция - биология
Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
Пластилин, бумага, клей, ножницы – технология
Пробирка, вода, колба – химия
Глобус , карта, река – география
Бумага, линейка, транспортир – черчение
Рычаг, скорость, энергия – физика
Программа , файл, курсор – информатика
Дата, карта, событие - история
Законы, общение, правила – обществознание

- Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы какое слово объединяет все эти школьные предметы ? (Наука)
- В нашей стране каждый год имеет свое тематическое название. 2021г – это год? …. (ответы детей)
(Слайд 2 , слайд 3 (видео))
- Что такое наука? (слайд 4 )
- Какую роль в нашей жизни играет наука?

-В нашей стране когда отмечают День российской науки? (8 февраля)
(Ответы детей)
- Как Вы поняли, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей)
- правильно, мы поговорим о науке, открытиях, технологиях и профессиях.
-Когда человек впервые сталкивается с наукой, научными открытиями?
- Какие научные открытия вы знаете?
(Ответы детей)
-Научные открытия наблюдаем мы и сейчас.
Планируется, что в 2021 году широко войдет в нашу жизнь 5G, сеть пятого поколения. Апробация версий уже запущена в России, Корее, Швейцарии. Станет надежнее передача виртуальных данных, возрастет скорость соединений. Беспилотники с солнечными батареями обеспечат скорость интернета, в 40 раз превышающую текущую. Компания Google стремительно движется к этой цели.
Сотрудники новосибирского государственного научного центра вирусных биотехнологий (ГНЦ ВБ) «Вектор» Роспотребнадзора успешно завершили работу над уникальной вакциной для профилактики лихорадки Эбола. Препарат под названием «ЭпиВакЭбола» был зарегистрирован в марте 2018 года и разрешен для использования в лечебно –профилактических учреждениях.
Первая в мире вакцина от коронавируса была зарегистрирована в России - она получила название "Спутник V". Сделан очень важный шаг для нашей страны и вообще для всего мира, заявил президент Владимир Путин.

- Вот интересно, кем сейчас мечтают стать первоклассники, когда вырастут? Есть такие, кто еще хочет стать врачом и учителем, и даже космонавтом.
А вот мечтает ли кто-то заниматься наукой... прям чтобы настоящей наукой Наукой?! Конечно же, есть такие!. Вот некоторые из них... (слайды 5-7)
- А какие ученые известны вам? (ответы детей)
- Давайте познакомимся с некоторыми интересными профессиями. (слайды 8- 13)
Гринкипер – если делать дословный перевод с английского языка - greenkeeper, то эта профессия означает «хранитель зелени». В обязанности этого специалиста входит поддержание в должном состоянии спортивных газонов, которые используются для игры в регби, бейсбол или футбол.
Дегустатор корма для животных
Для контроля качества и безопасности специализированное питание для животных проходит дегустацию человеком. В год за рубежом на такой работе можно заработать до 24,5 тысяч долларов. Важно обладать развитыми вкусовыми рецепторами, готовностью проверять такие продукты и высшим образованием в сферах ветеринарии, биологии или пищевой промышленности.
Палеонтолог – очень редкая профессия и несколько «не от мира сего». Многие выдающиеся палеонтологи, вероятно, вполне комфортно чувствовали бы себя в болотах девонского периода или в хвойных лесах – карбонового. Кстати, самыми древними палеонтологами можно назвать китайских умельцев, еще три тысячи лет тому назад они добывали кости и зубы окаменелых динозавров и считали свои находки доказательством существования драконов.
Пастижер – от французского postiche, т.е. накладные волосы – тот, кто изготавливает парики, бакенбарды, усы, бороды, косы, ресницы. Чаще всего этот человек выполняет всю свою работу на заказ. Иногда работу пастижером совмещают с гримированием.
Осериватель – тот, кто управляет станком, который наносит серу на спички. Эта профессия существует на заводах по производству спичек. В последнее время эта профессия относится к отряду «вымирающих», в связи с появлением зажигалок.
Трамбовщик – это очень молодая профессия – она появилась с развитием метро и возросшим потоком пассажиров. В обязанность этого специалиста входит помощь людям при вхождении в переполненный вагон метро. В Москве этих профессионалов еще нет, зато на востоке, особенно в Японии, обладателей этой профессии немало, кстати, на Украине, в столице – в Киеве трамбовщики уже стали осваиваться. Отличительная особенность японских трамбовщиков – белоснежные перчатки :)
Переворачиватель пингвинов – специалисты этой сферы живут только Антарктике около аэродрома. Напрасно вы думаете, что птичек идет переворачивать тот, кто вытянул короткую соломинку, тут все серьезно. Сами пингвины никогда не падают на спину – только на живот, но так как эти животные очень любопытны, то они любят прогуливаться около аэродрома. Естественно, что когда пролетает вертолет, то они задирают вверх голову и, не удерживая равновесие, шлепаются на спину. Встать они, бедняжки, уже не смогут, поэтому их надо переворачивать.
Оператор для определения пола цыплят – очень важная профессия, заключающаяся в определении пола птенцов в момент, когда их возраст составляет 1 сутки, т.к. от этого зависит рацион птичек, а также условия их выращивания.
- Раз уж мы говорим сегодня про открытия, гаджеты, я предлагаю вам придумать свое изобретение и изобразить его на листах. (под музыку выполняют задание , затем рассказывают о своих изобретениях)

Подведение итогов
- Что же такое наука?
- Для чего она нужна людям? А лично вам?
- Что нового вы узнали? Что вам было уже знакомо, а что удивило?
- А сами бы хотели заниматься наукой? Делать научные открытия?
- А кем бы вы хотели стать по профессии? Запишите на листочках свои цели и мы отправим их в «капсулу времени».

- Я надеюсь, что мы с вами на сегодняшнем занятии убедились в том, что Наука-это сила! И мы должны сказать спасибо научному прогрессу, должны сами стремиться внести свой вклад в развитие отечественной науки и техники.
В завершении предлагаю вам посмотреть видео с новейшими изобретениями.

- Успехов в Новом учебном году! До встречи.

Приложение
Задача, цифра, уравнение, многоугольник
Предложение, суффикс, запятая, правило
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп
Стихотворение, троекратный повтор, сочинение, автор
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток
Цветок, ДНК, популяция
Карандаши, кисти, альбом, резинка
Пластилин, бумага, клей, ножницы
Пробирка, вода, колба
Глобус , карта, река
Космос, звезда, планета
Бумага, линейка, транспортир
Рычаг, скорость, энергия
Программа, файл, курсор
Дата, карта, событие
Законы, общение, права

19-06-2024

Солодкая Ирина Павловна

 

 старший воспитатель, МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 166"

Говорить умеют все, но правильной грамотной речью обладают не многие. Общаясь с другими, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно благодаря речи мы общаемся друг с другом, а самое главное через общение человек реализует себя как личность.
Дошкольный возраст- период активного развития речи. Овладение родным языком - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Как писал Л.С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

14-08-2024

Наталья Викторовна Семенюк

 

 ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям

В Банке данных замещающих семей состоит 115 семьи, в них 202 ребенка. В 2022 году семьям предоставлены услуги по сопровождению.
В отношении социального окружения подразделение курирует четыре района: Зерноградский, Веселовский, Багаевский, Волгодонской.



В любом обществе есть дети, которые остались без попечения родителей, и государство в таком случае обязано брать на себя ответственность за этих детей. Такое явление определяют два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство». Первое понятие подразумевает под собой тот случай, когда у ребенка умерли оба или один из родителей. Социальные сироты – это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и др.)

Особого, внимания заслуживает проблема, которую называют вторичным сиротством. Под вторичным сиротством можно понимать отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка.

Из причин, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно выделить следующие:

· отсутствие должного правового регулирования устройства детей-сирот в семью и условий возвращения ребенка в интернатное учреждение;

· неподготовленность опекунов быть родителями;

· мотивация только на получение материальной выгоды опекунов;

· отсутствие взаимопонимания с ребенком.



Таким образом, можно сказать, что профилактика вторичного сиротства необходима, для того, чтобы предотвращать отказы от детей сирот, которые наносят огромные душевные травмы детям. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация профилактики вторичного сиротства играет немаловажную роль в деятельности органов социальной защиты населения. Благодаря профилактическим мероприятиям, дети не получают психологических травм в связи с тем, что их предали приемные родители, и они снова оказываются в интернатном учреждении. Ведь, как известно, повторный отказ от ребенка наносит неизгладимую травму не только ребенку, но и приемным родителям, которые могут чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания ребенка.

Основную роль в профилактике социального сиротства играют органы опеки и попечительства, деятельность которых направлена не только на изъятие ребенка из семьи, и передачу его в государственные учреждения или на семейное воспитание, но и на сохранение самой биологической семьи ребенка . Помощь биологической семье, является наиболее действенным направлением в профилактике социального сиротства.

Семьям оказывается помощь на самых ранних этапах возникновения проблем в ней, разрабатываются различные программы, которые направлены на социальную реабилитацию родителей и детей.



Причины вторичного сиротства:

· психологическая неготовность быть родителями зачастую - проявляется в том, что приемные родители могут испытывать определенного рода иллюзии в плане того, как сложатся их взаимоотношения с ребенком. Но при возникновении определенных трудностей, они просто не понимают, как справляться с ними. Для ребенка попадание в приемную семью является не только радостью, но еще и стрессом, ведь он попадает в новую ему среду, в которой он не знает, как правильно вести себя.

· отсутствие педагогических навыков у приемных родителей. - Прохождение школы приемного родителя, является обязательным шагом на пути принятия ребенка в семью. И если у приемных родителей есть свои дети, то им намного легче будет установить контакт с ребенком. Но получая в школе приемного родителя лишь теоретические знания, которые зачастую не были использованы на практике, родители могут сталкиваться с определенными трудностями в воспитании и взаимодействии с ребенком.

· материальная заинтересованность приемных родителей. За счет - определенных выплат, которые положено получать при воспитании приемного ребенка, приемные родители надеются улучшить свое материальное положение. Но решив свои проблемы, или убедившись, что они не так велики, как казалось, приемные родители считают что воспитание ребенка непосильный труд для них, и возвращают ребенка обратно в интернатное учреждение.

· конфликты и недопонимания в отношениях с приемных - ребенком. Необходимо устанавливать доверительные и дружеские взаимоотношения с ребенком. Но условия жизни в интернатном учреждении и в приемной семье значительно отличаются. Ребенок просто не знает, как себя вести, что необходимо брать на себя определенную ответственность, помогать родителям, слушать их наставления. Должен пройти адаптационный период, который является самым сложным, и на котором чаще всего возникают ссоры и разногласия.

· несовершенство законодательной базы. Необходимо - предусматривать ответственность приемных родителей за возврат ребенка в интернатное учреждение. Возможно ввести ограничение, по которому ребенок обязательно должен находится в семье в течении всего адаптационного периода (примерно 6 месяцев). А если проблемы все же возникли, то подключать специалистов по кризисным семейным делам, задача которых наладить отношения в семье. Это поможет не только предотвратить отказы от детей, но и выработать у приемных родителей осознание своей полной ответственности за ребенка, которого они решили взять на воспитание.

· отсутствие строго контроля и отбора кандидатов в приемные - родители. Необходим более тщательный отбор, чтобы ребенок попал в ту семью, где его действительно готовы принять, и где он будет чувствовать себя комфортно.



Профилактика вторичного сиротства: сущность, направления



Как и все семьи, замещающая семья сталкивается с различного рода проблемами, которые свойственны всем семьям (медицинского, психологического, педагогического, материального характера). Но то, что для кровной семьи может быть обычной проблемой, которую возможно решить без последствий, для приемной семьи аналогичная проблема даст обостренный эффект.

Основывается социальная профилактика на ряде следующих принципов:

· системность, которая подразумевает под собой выявление- комплекса причин социальной проблемы, и использование в профилактической работе всех доступных форм и методик работы;

· превентивность, означающая действия, которые носят- предупредительный характер;

· оптимальность, предполагает объективное определение- актуальности проблемы для клиента;

· активизация собственных сил человека, предполагающая- субъектное участие клиента в профилактических мероприятиях.

Профилактика в общем виде, и та, которая направлена на вторичное сиротство может быть общей и специальной, а также первичной, вторичной и третичной.







Первичная профилактика:

· Консультативная помощь специалистов центра: социальная, психологическая, юридическая.

· Выезд в семью группы специалистов подразделения для выяснения проблемы в семье с помощью беседы, тренингов и медиации.



Вторичная профилактика:

· Диагностика родителей и ребенка (тестирование на выгорание родителей, детско-родительские отношения, выявление проблемы, заключение диагностик и рекомендации.

· Взаимодействие с центром психолого-педагогической медицинской и социальной помощи. (ГБУ РО ЦППМ И СП) при чрезвычайной необходимости.

· (Кризисный уровень)



Третичная профилактика:

· По соглашению замещающих родителей с органами опеки и попечительства и ЦПД, ребенка помещают в центр.

· Провидится комплексные мероприятия специалистами подразделения

· Социальный педагог- ИПРиЖ (Индивидуальный план реабилитации и жизнеустройства для каждого ребенка)

· Психолог- Индивидуальный план (Тесты, диагностики, беседы, тренинги)

· Медицинские работники- ( мед.обследования ребенка, профилактика вредных привычек)

· Юрист- юридическая помощь в правах ребенка.

· (Экстренный уровень)



И в заключении хочется сказать: Какой бы не была причина отказа от ребенка, в любом случае повторное возвращение в интернатное учреждение нанесет ему психологическую травму, которую впоследствии очень тяжело пережить.

15-11-2023

Пахалина Анна Юрьевна

 

 методист, ДЮЦ №3

«Приоритетные направления дополнительного образования в современных условиях развития образования»

Пахалина А. Ю.,
методист

Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. В результате общее и дополнительное образование становятся частями единого образовательного процесса. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.
Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать деятельность в соответствии со своими интересами. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому росту.
Развитие системы дополнительного образования детей является сейчас приоритетным направлением государственной образовательной политики.
Сегодняшнее время диктует нам свои условия, ритмы жизни, и мы стараемся дать обучающимся все возможное для того, чтобы они чувствовали себя комфортно, смогли развиваться всесторонне и самореализовать себя и свои возможности.
Работа нашего «Детско-юношеского центра №3» строится в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года», Программой развития ДЮЦ №3, основными направлениями областных целевых программ и проектов в области дополнительного образования, Образовательной программой и Программой воспитания обучающихся ДЮЦ №3.
В настоящее время приоритетными направлениями в развитии дополнительного образования являются:
1. Развитие кадрового потенциала, повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников.
2. Модернизация образовательных программ, обновление содержания дополнительного образования.
3. Повышение доступности дополнительного образования, увеличение охвата детей дополнительным образованием.
4. Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.
5. Конкурентоспособность, PR-коммуникация и информационная открытость.
6. Сетевое партнерство как условие интеграции ресурсов.
7. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы.

Список используемой литературы:
1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 1998 - 147 с.
2. Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01/Абраухова Валентина Владимировна.- Ростов на Дону,1997. - 21с.
3. Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. : 13.00.01/Валеева М.А.,Оренбург, 1999 - 167 c.
4. Щетинская, А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 Щетинская Анна Ивановна, М., 1995-158 с.
Нормативно-методические издания
5. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред.от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
6. Березина, В.А. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе.//Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
7. Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования до 2030 года»

04-09-2024

Алиева Алла Владимировна

 

 Воспитатель МДОАУ № 181 г.Оренбург

Проект

Тема: «В гостях у сказки»














Содержание:
1. Паспорт проекта.
2.Актуальность.
3. Цели и задачи.
4. Ожидаемые результаты.
5. Формы и методы реализации проекта.
6. Содержание проекта.
7. Выводы.
8. Список литературы.
9. Приложение.

Паспорт проекта:
Тема: «В гостях у сказки»
Тип проекта: познавательно- речевой
Продолжительность: долгосрочный.
База для реализации проекта: I младшая группа.
Участники проекта:
-воспитатели I младшей группы,
- дети 2-3 лет,
- родители
Сроки реализации проекта: октябрь-май.

Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок

Актуальность проекта.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора –
народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.






Цель проекта: развитие у детей интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству –
сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
3. Научить отражать содержание сказок в играх.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта,
при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых
инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом
опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Формы и методы реализации проекта:

1. Речь и речевое общение
- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
- пение детской песенки «Два веселых гуся»;
- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…»,
«Ладушки-ладушки» и других;
- инсценировка сказок совместно с воспитателем.


2. Здоровье и физическое развитие
- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;
- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».
3. Взаимодействие с родителями
- консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
- изготовление фигурок для пальчикового театра;
- инсценировка сказки «Колобок».

Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
2. Подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки,
с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними
животными и птицами;
3. Иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками,
картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы
(петушок, курочка, цыплята);
4. Подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба»,
«Репка».

Основной этап:
1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление
с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных
персонажей на игровом столе.
3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей с
комментарием воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
4. Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку».
Цель: развитие мыслительных способностей, память.
5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».

Заключительный этап:
1. Оформление папки-передвижки для родителей;
2. Театрализовано-развлекательный досуг «Сказка - «Колобок»;
3. Подведение итогов проекта;
4. Подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.


Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.

Список литературы:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
2. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред.
Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
4. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».








21-08-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель,МБДОУ «Детский сад №18»,г.Арзамас

Для детей дошкольного возраста источником познания является чувствен- ный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика и глазо- мер. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой.
Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким обра- зом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материа- лов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда разви- вает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать ее.
В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рас- сматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы и много интересного для привлечения внимания детей младшего
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
1

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
дошкольного возраста. А еще в уголке присутствуют дополнительные матери- алы с целью использования в зависимости от потребности и темы недели.
Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в нее я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с ин- тересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают.
Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в про- странстве.
С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с при- родными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, зем- лей и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий кон- структор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками не- скольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобрази- тельной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, кар- тоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными крас- ками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного раз- вития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из раз- ных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными зву- чащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А еще мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по ме- стам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом.
Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, бе- седы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. В свою
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
очередь семьи дошкольников не остаются равнодушными к проблеме. Они стали активными участниками образовательного процесса, изготавливают для детей разные тренажеры, с большим интересом участвуют в конкурсах и охотно откли- каются на мои просьбы.
Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила поло- жительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспе- риментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повы- сились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организован- ной мною работы с включением всех участников образовательного процесса за- метно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития яв- ляется своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Поиск